«Молитва матери спасала меня всю жизнь, и по ее молитве я стал тем, кто есть теперь», — говорил митрополит Макарий Невский — монах, миссионер, просветитель Алтая, прославленный Церковью как святитель. Будущий святой родился 14 октября 1835 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в семье пономаря Андрея Ивановича Парвицкого и его супруги, имя которой история не сохранила. Укачивая младенца, мать со слезами смотрела на его крошечное личико. Женщина плакала не только от счастья. Она переживала за будущее ребёнка. В селе Шапкино Владимирской губернии, где проживали Парвицкие, не было семейства беднее, чем они. Мальчик стал у родителей шестым ребёнком. Крайняя нужда часто доводила супругу пономаря до слез. «Не на радость родилось это дитя, что ожидает его в жизни?» — тяжело вздыхая, говорила Андрею Ивановичу супруга. Муж утешал её: «Подожди горевать, Бог даст, вырастет, не пропадёт», — говорил он. Через несколько дней после рождения мальчика окрестили и назвали Михаилом.
Миша с раннего детства видел, в каких тяжёлых трудах и заботах о хлебе насущном протекала жизнь его родителей, как со смирением они несли все жизненные тяготы и поддерживали друг друга. Мальчику не исполнилось и года, когда пришла новая беда: сгорела их маленькая избушка. После пожара Парвицким пришлось поселиться в крошечной бане, построенной по-черному, то есть, без дымохода. Когда топили печку, крошечное помещение наполнялось дымом, который разъедал глаза. Но отец и мать радовались, что никто не пострадал от пожара, что все живы-здоровы и есть какая-никакая крыша над головой. В своих молитвах они каждый день благодарили за это Бога.
Рядом с домом Парвицких проходил Владимирский тракт. «Вот этой самой дорожкой ради семьи хаживала моя матушка с котомкой в Москву», — рассказывал потом владыка Макарий. Действительно, его родители нередко отлучались в первопрестольную, где жили их родственники, чтобы попросить у них помощи. Ходили пешком; однажды, поручив детей заботам старшей дочери, они оставили им на пропитание хлеба, которого должно было хватить до возвращения. Непредвиденные обстоятельства вынудили отца и мать задержаться на несколько дней. Хлеб между тем кончился. Но дети не отчаялись и нашли выход из положения. Пока не вернулись родители, они рвали на лугу клевер и варили из него похлёбку.
От родителей Михаил унаследовал кроткое, любящее сердце и любовь к молитве. С первых лет жизни храм стал для него вторым домом. Он помогал своему отцу петь на клиросе, разжигал кадило. Мать учила его первым молитвам. «Как живую я сейчас вижу свою мать, стоящую в храме рядом с нищими. И как она горячо молилась, и меня, тогда еще малютку, ставила рядом с собой и показывала, как преклонять колена», — вспоминал митрополит Макарий. Отец часто читал детям жития и наставления святых. Особенно Мише нравились поучения преподобного Ефрема Сирина. Вдохновлённый, мальчик мечтал посвятить свою жизнь служению Богу
В 1843 году, когда Михаилу исполнилось 8 лет, семья в поисках лучшей доли переехала в Сибирь. Парвицкие поселились в селе Верх-Ануйском Томской губернии, где Андрея Ивановича приняли на службу в Николаевский храм. Нашли работу и старшие братья Миши. Острая нужда отступила, жизнь на новом месте жизнь постепенно налаживалась. В 1845 году, уступив горячим просьбам младшего сына, родители отдали его в Тобольское духовное училище. Окончив его, Михаил поступил в Тобольскую духовную семинарию. За силу духа однокурсники прозвали молодого человека Александром Невским. Это прозвище настолько прочно за ним закрепилось, что вскоре превратилось в новую фамилию — Невский. На старших курсах Михаил принял два важных для него решения: стать монахом и отправиться на Алтай, чтобы рассказать о Христе живущим там народам. Отец и мать приняли выбор сына и благословили его.
В 1855 году Михаил приедет на Алтай, где проведёт долгие 30 лет. Там он примет монашеский постриг с именем Макарий. В 1912 году будет возведён в чин митрополита. Последние годы своей жизни владыка Макарий Невский проведёт в подмосковном Николо-Угрешском монастыре. По рассказам тех, кто близко знал митрополита, в это время, он любил вспоминать детство и своих родителей. А во сне часто видел мать, которая с кроткой, любящей улыбкой его благословляла.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело