«Молитва матери спасала меня всю жизнь, и по ее молитве я стал тем, кто есть теперь», — говорил митрополит Макарий Невский — монах, миссионер, просветитель Алтая, прославленный Церковью как святитель. Будущий святой родился 14 октября 1835 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в семье пономаря Андрея Ивановича Парвицкого и его супруги, имя которой история не сохранила. Укачивая младенца, мать со слезами смотрела на его крошечное личико. Женщина плакала не только от счастья. Она переживала за будущее ребёнка. В селе Шапкино Владимирской губернии, где проживали Парвицкие, не было семейства беднее, чем они. Мальчик стал у родителей шестым ребёнком. Крайняя нужда часто доводила супругу пономаря до слез. «Не на радость родилось это дитя, что ожидает его в жизни?» — тяжело вздыхая, говорила Андрею Ивановичу супруга. Муж утешал её: «Подожди горевать, Бог даст, вырастет, не пропадёт», — говорил он. Через несколько дней после рождения мальчика окрестили и назвали Михаилом.
Миша с раннего детства видел, в каких тяжёлых трудах и заботах о хлебе насущном протекала жизнь его родителей, как со смирением они несли все жизненные тяготы и поддерживали друг друга. Мальчику не исполнилось и года, когда пришла новая беда: сгорела их маленькая избушка. После пожара Парвицким пришлось поселиться в крошечной бане, построенной по-черному, то есть, без дымохода. Когда топили печку, крошечное помещение наполнялось дымом, который разъедал глаза. Но отец и мать радовались, что никто не пострадал от пожара, что все живы-здоровы и есть какая-никакая крыша над головой. В своих молитвах они каждый день благодарили за это Бога.
Рядом с домом Парвицких проходил Владимирский тракт. «Вот этой самой дорожкой ради семьи хаживала моя матушка с котомкой в Москву», — рассказывал потом владыка Макарий. Действительно, его родители нередко отлучались в первопрестольную, где жили их родственники, чтобы попросить у них помощи. Ходили пешком; однажды, поручив детей заботам старшей дочери, они оставили им на пропитание хлеба, которого должно было хватить до возвращения. Непредвиденные обстоятельства вынудили отца и мать задержаться на несколько дней. Хлеб между тем кончился. Но дети не отчаялись и нашли выход из положения. Пока не вернулись родители, они рвали на лугу клевер и варили из него похлёбку.
От родителей Михаил унаследовал кроткое, любящее сердце и любовь к молитве. С первых лет жизни храм стал для него вторым домом. Он помогал своему отцу петь на клиросе, разжигал кадило. Мать учила его первым молитвам. «Как живую я сейчас вижу свою мать, стоящую в храме рядом с нищими. И как она горячо молилась, и меня, тогда еще малютку, ставила рядом с собой и показывала, как преклонять колена», — вспоминал митрополит Макарий. Отец часто читал детям жития и наставления святых. Особенно Мише нравились поучения преподобного Ефрема Сирина. Вдохновлённый, мальчик мечтал посвятить свою жизнь служению Богу
В 1843 году, когда Михаилу исполнилось 8 лет, семья в поисках лучшей доли переехала в Сибирь. Парвицкие поселились в селе Верх-Ануйском Томской губернии, где Андрея Ивановича приняли на службу в Николаевский храм. Нашли работу и старшие братья Миши. Острая нужда отступила, жизнь на новом месте жизнь постепенно налаживалась. В 1845 году, уступив горячим просьбам младшего сына, родители отдали его в Тобольское духовное училище. Окончив его, Михаил поступил в Тобольскую духовную семинарию. За силу духа однокурсники прозвали молодого человека Александром Невским. Это прозвище настолько прочно за ним закрепилось, что вскоре превратилось в новую фамилию — Невский. На старших курсах Михаил принял два важных для него решения: стать монахом и отправиться на Алтай, чтобы рассказать о Христе живущим там народам. Отец и мать приняли выбор сына и благословили его.
В 1855 году Михаил приедет на Алтай, где проведёт долгие 30 лет. Там он примет монашеский постриг с именем Макарий. В 1912 году будет возведён в чин митрополита. Последние годы своей жизни владыка Макарий Невский проведёт в подмосковном Николо-Угрешском монастыре. По рассказам тех, кто близко знал митрополита, в это время, он любил вспоминать детство и своих родителей. А во сне часто видел мать, которая с кроткой, любящей улыбкой его благословляла.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер