
Фото: PxHere
Однажды Иисус Христос взял на руки ребёнка и сказал ученикам: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное...»
По преданию, тем самым ребёнком был святитель Игнатий Богоносец.
Сегодня мы говорим о святителе Игнатии Богоносце и стихотворении иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) «Богоносец».
Место действия — Рим.
Время действия — 107 год по Рождестве Христовом.
Игнатий Богоносец больше сорока лет руководил христианской общиной в городе Антиохия Сирийская, в Малой Азии.
В начале II века, во время гонений на христиан императора Траяна, осудили на смерть и епископа Игнатия. Опасаясь волнений в Антиохии, суд постановил отправить узника в Рим, и отдать на растерзание зверям на арене Колизея вместе с другими христианами.
В стихотворении «Богоносец» иеромонах Роман показал готовность епископа Игнатия умереть за веру.
Его вели на растерзанье,
А он об этом и молил.
И по дороге к испытанью
Слова сладчайшие твердил.
Хотели выкупить святого,
Но он отверг сию любовь.
— Желаю быть зерном Христовым,
Смолоченным зубами львов.
Автор стихотворения почти дословно приводит слова из послания епископа Игнатия единоверцам: «Я — пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей...».
В каждом порту, куда приставал корабль, на котором мученика везли в Рим, епископа Игнатия встречали местные христиане.
Святитель давал им наставления и говорил о Христе, вселяя веру в вечную жизнь.
Даже конвоиры были поражены спокойным мужеством епископа.
Тогда ведущие спросили
Зело спешащего на смерть:
— Откуда черпаются силы?
Ужель не страшно умереть?
— Мученья Встречу обещают —
Богоревнивец произнёс, -
Душа всегда страдать желает,
Коль в сердце Иисус Христос.
Святитель Игнатий беззаветно любил Христа: он постоянно думал о Спасителе, как говорится, носил Бога в своём сердце — за это антиохийские христиане прозвали его Богоносцем.
Сохранился уникальный документ II века под названием «Мученичество Игнатия», где рассказывается, что, идя на казнь, епископ-мученик непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда солдаты спросили, почему он это делает, епископ Игнатий ответил: «Кто запечатлен в моём сердце, Того я устами исповедую».
Так родилась легенда, что на сердце Игнатия Богоносца и впрямь были начертаны инициалы Иисуса Христа.
— Ну что же, поглядим, — сказали, -
Ответ уже невдалеке.
И вот свершилось — растерзали!
И только сердце на песке.
Тут воин бросился проверить
Слова, что узник говорил,
И плоть, оставленную зверем,
Мечом жестоким разрубил.
И дрогнуло под небесами,
Народ хвалу Творцу вознёс.
Когда златыми письменами
Сверкнуло — Иисус Христос.
Под этим стихотворением стоит подпись: «2 января 2004 год, скит Ветрово».
2 января — день памяти святителя Игнатия Богоносца.
Скит Ветрово — это уединённое место в Псковской епархии, где много лет живёт затворником, вдали от мирской суеты, автор известных духовных песнопений и стихов иеромонах Роман (Матюшин-Правдин).
В предисловии к одному из своих поэтических сборников иеромонах Роман так сформулировал своё творческое кредо: «Любые виды искусства — прежде всего пути, приводящие к Свету или уводящие во мрак. Творящий оправдается или осудится сотворённым. Посему — да будет сотворённое не слуху и зрению, а душе!»
Именно таким произведением, обращённым к душе и открывающим людям дорогу к Богу, является стихотворение иеромонаха Романа о христианском мученике II века святителе Игнатии Богоносце.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер