
Святой Григорий Назианзский и его жена праведная Нонна известны миру как родители великого святителя Григория Богослова. Он считал, что если бы у него не было таких родителей, его жизнь сложилась бы совсем по-другому. Благодарность отцу и матери Григорий Богослов оставил в своих воспоминаниях. Каждая строчка и каждое слово в них дышат сыновьей любовью.
Нонна была воспитана родителями в христианской вере. Богобоязненная девочка с ранних лет удивляла взрослых своей мудростью. Замуж Нонну отдали за богатого аристократа Григория Назианзский. Это был выгодный брак с порядочным человеком. Нонну смущало только то, что муж оказался язычником. Дни и ночи она молилась, чтобы Григорий принял Крещение. На супруга Нонна воздействовала разными способами: просила, упрекала в невежестве, плакала, порой была холодна. Григорий колебался, но благочестие жены и её искренняя вера в Бога убедили его. В 45 лет Григорий крестился, а вскоре принял сан священника. Он вёл такую праведную жизнь, что со временем его избрали епископом.
Нонна и Григорий были счастливы. Единственное, что омрачало их жизнь — отсутствие детей. А Нонна очень хотела сына. Она просила Бога о рождении мальчика и дала обет посвятить его Господу. Молитвы Нонны были услышаны. Она родила сына и назвала его Григорием. Причём имя ещё не рождённого младенца, Нонна услышала во сне.
Всего Нонна родила и воспитала троих детей. А когда её посвятили в диакониссы — это древний чин церковных служительниц — занялась благотворительностью. Григорий Богослов вспоминал, что мать знала «одно надежное и неотъемлемое богатство — тратить своё имущество для Бога и для нищих». Нонна вела большое хозяйство, заботилась о семье, но ни на минуту не забывала о Боге. Даже её внешний вид говорил о благочестии. Нонна не признавала украшений и косметики. Её прежде всего заботила красота души. Глядя на мать, Григорий и сам стал уделять внимание не только внутренней, но и внешней стороне христианской жизни. Для него поведение Нонны стало примером того, как должна выглядеть верующая женщина.
С отцом у Григория Богослова сложились прекрасные отношения. Когда родился наследник, Григорию-старшему было уже 50. Сын подчинялся отцу беспрекословно. И хоть епископ не баловал мальчика, а наоборот, был строг, сына восхищали его щедрость, справедливость и, как он сам говорил, «сверхчеловеческое человеколюбие». Даже собираясь наказать провинившегося слугу, он так быстро остывал, что экзекуция не успевала начаться. Неудивительно, что Григория-старшего окружающие не только уважали, но и любили.
Григория Богослова поражало духовное единство отца и матери. Они были так связаны невидимыми нитями судьбы, что даже выздоравливали после болезней почти одинаковым чудесным образом. Однажды отец Григорий так тяжело захворал, что все были уверены: он не выживет. Но в пасхальную ночь Григорий пришёл в себя, встал с постели и благословил народ. После этого он полностью выздоровел и в первый день Пасхи уже служил в храме. С Нонной произошло почти такое же чудо. Её организм перестал принимать пищу. Нонне грозила смерть от истощения. Но однажды во сне женщина увидела своего сына Григория, который принёс ей корзину белого хлеба. После этого сна Нонна стала есть и пошла на поправку.
Последние годы жизни святых супругов были невесёлыми. Умер их младший сын, а спустя год и дочь. Родители мужественно перенесли эти утраты.
Григорий-старший скончался, когда ему было почти сто лет. По словам сына, после себя он не оставил «ни следа зла, но множество памятников добродетели». Одним из таких памятников был храм, который епископ Григорий выстроил на свои деньги. После смерти мужа Нонна из этого храма почти не выходила. Она и скончалась там, во время молитвы. Святые супруги отошли в мир иной в один год — 374-ый после Рождества Христова. Григорий Богослов, восхищаясь жизнью своих родителей, писал, что его отец стал настоящим украшением всего мужского рода, так же как мать — всего женского.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер