«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне». Когда Фёдор Колычёв, будущий святитель Филипп Московский, услышал в храме эти слова из Евангелия от Матфея, то глубоко поразился. Он, будучи представителем знатной московской боярской семьи, решил оставить мирскую жизнь и в тысяча пятьсот тридцать седьмом году, тридцати лет отроду, подался на Север — в Соловецкий монастырь.
В то время Московское государство продолжало расширяться, а проповедники Православия доходили до Ледовитого океана. Преподобные Зосима и Савватий основали в пятнадцатом столетии Соловецкий монастырь, который стал главным центром христианства на огромных просторах. Русские иноки несли Евангельское слово в глухие дебри языческого Севера. Так, в тысяча четыреста девяносто первом году соловецкими монахами построена Никольская церковь в селе Варзуга на Кольском полуострове. А один из воспитанников Соловков — преподобный Феодорит Кольский — стал апостолом народа лопарей.
Фёдор Колычёв, пройдя так называемый искус и проявив себя как настоящий подвижник, был пострижен в монахи с именем Филипп и стал продолжателем традиций Православия на Севере. В тысяча пятьсот сорок восьмом году его избрали настоятелем Соловецкого монастыря. Игумен Филипп развернул обширное строительство. В тысяча пятьсот пятьдесят седьмом году завершил возведение Успенской церкви, а в тысяча пятьсот шестьдесят шестом году — собора Преображения Господня. Этот уникальный по архитектуре храм как бы выражает натуру самого святителя Филиппа: основательность и твёрдость сочетаются в нём с простотой и возвышенностью. Для своего времени Преображенский собор стал одним из крупнейших зданий во всей Руси, что было удивительно для этих малолюдных, далёких от стольного града мест. При этом игумен Филипп, верный монашескому призванию, участвовал в строительстве церквей как простой рабочий.
При святом Филиппе Соловецкий монастырь получил в дар от царя Ивана Васильевича множество владений по берегам Белого моря: деревни Колежма, Усть-Колежма, Сорока, Сума и другие. Благодаря этому Соловецкая обитель стала, обеспечена экономически. В свою очередь, монастырь взял под своё духовное окормление местных жителей. Игумен Филипп приказал «накрепко», по его словам, защищать крестьян, а также запретил в соловецких владениях алкоголь.
Святитель Филипп помогал и в проповеди Православия на землях Севера. Так, соловецкий монах — преподобный Феодорит — в тысяча пятьсот сорок восьмом году основал Кандалакшский монастырь, ставший важным центром просвещения лопарей.
А в тысяча пятьсот пятьдесят шестом году по благословению святого Филиппа другой соловецкий инок Гурий ходил в Москву вместе с преподобным Трифоном Печенгским. В результате Свято-Троицкий монастырь у реки Печенги получил царскую милость и богатые дары, что помогло в проповеди Православия среди язычников-лопарей.
Ревностные труды соловецкого игумена высоко оценил царь. В тысяча пятьсот шестьдесят шестом году святитель Филипп стал митрополитом Московским. Однако, несмотря на все благодеяния со стороны Ивана Грозного, святитель остался верен правде Божией: он обличил преступления царя, который посредством опричнины искусственно разделил страну.
«Доколе, — говоритель святитель Филипп Ивану Грозному, — ты хочешь лить неповинную кровь христиан? У всех народов есть закон и правда, а на Руси их нет. Бог взыщет с рук твоих невинную кровь».
Над святителем Филиппом был учинён неправедный суд: его лишили сана и в тысяча пятьсот шестьдесят девятом году убили.
Ныне Православная Церковь почитает святителя Филиппа как великого столпа Православия и стойкого поборника истины. И как сказано в кондаке, «истины провозвестника, Российского светильника, Филиппа премудрого восхвалим».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (27.08.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 182 зач., VI, 11-16

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы читаем книги Нового Завета, нам не стоит забывать, что первоначально они не имели привычную нам форму, в их тексте не было разделения на главы и абзацы, разделения на строки тоже не было; листы, на которых написан текст, не имели нумерации, и не были сшиты между собой, а некоторые из листов существенным образом пострадали во время путешествий. Поэтому не стоит ожидать от книг Нового Завета привычной нам гладкости повествования, ведь может оказаться, что какие-то листы были перепутаны, а некоторые и вовсе изначально были частью совсем другой книги. Учёные предполагают, что именно так произошло с 6-й главой Второго послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 6.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие,- говорю, как детям,- распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Нам достаточно быть внимательными людьми, чтобы понять: только что прозвучавший отрывок апостольского послания к Коринфянам какой-то странный. Сначала апостол Павел написал о своём отношении к общине Коринфа, сказал, что его сердце открыто для них, и что он надеется на взаимность, а сразу после этого внезапно начинается разговор про попытки совмещения праведности и греха, что, конечно же, невозможно, а потому человек должен избрать что-то одно, и вполне очевидно, каким должен быть выбор христиан. Странность прозвучавшего отрывка современные учёные объясняют довольно простым образом: мы имеем дело со вставкой, которая первоначально относилась к какому-то иному посланию апостола Павла, возможно, к тому, которое не сохранилось, и было отправлено в Коринф прежде известного нам Первого послания к Коринфянам.
Конечно, особенности услышанного нами отрывка не делают его менее важным; его происхождение любопытно, и не более того, а потому нам стоит обратить внимание на суть прозвучавших слов. С одной стороны, они довольно просты: апостол Павел любил своих духовных чад, он многое делал для них, и вполне естественно, что он ожидал от них взаимности. Впрочем, здесь важно заметить, что взаимная любовь христиан — вовсе не равна взаимной любви во внехристианских сообществах или же взаимной любви в обыденном смысле этого понятия; любовь христиан друг ко другу берет своё основание во Христе, и не зависит от каких бы то ни было личных качеств людей. Своими словами апостол Павел призывал не только к доброжелательному отношению к самому себе, то есть к Павлу; апостол призывал к исполнению Христовой заповеди, ведь никто не сможет обрести спасение, если пренебрежёт словами Христа.
Дальнейшие слова прозвучавшего сегодня отрывка тоже просты и в достаточной мере очевидны: попросту глупо думать, что есть какая-то возможность служить и Богу, и Его противнику. Как мы помним, сама евангельская история показывает, что ни у кого не получилось успешно пройти по этому пути.
Бог требует от нас сделать выбор. Собственно, так было с момента сотворения человека: Адаму было предложено выбрать — либо он слушает Бога, либо он избирает другой путь. Адам попытался и вкусить запретный плод, и остаться в раю, но у него, как мы помним, это не получилось, ведь сам рай — это ничто иное, как общение с Богом, не подразумевающее и намёка на возможность измены Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Продуктовая поддержка для нуждающихся семей со всей России

Наталья и Василий растили троих сыновей в любви и достатке. Папа работал, а мама занималась детьми и хозяйством. Старшие мальчишки, школьники, ходили в спортивную секцию, а младший сын познавал мир вместе с мамой. Но полгода назад семья столкнулась с тяжёлой утратой — Натальи не стало. Папа начал привыкать заботиться обо всех в одиночку и даже научился готовить любимые блюда сыновей. Василию пришлось перейти на полставки на работе, чтобы быть рядом с детьми, которым важна поддержка, и взять на себя домашние хлопоты. Какое-то время семью выручали сбережения, но они закончились. Оказавшись в сложной финансовой ситуации, Василий обратился в благотворительный фонд «Банк еды „Русь“». Там он стал регулярно получать продуктовые наборы, которые уменьшили расходы семьи. У отца троих детей появились уверенность в завтрашнем дне и возможность выбраться из кризиса.
История Василия показывает, как важна своевременная помощь, она даёт опору в трудный момент. Чтобы позаботиться о многих других семьях, попавших в беду, фонд «Банк еды „Русь“» открыл сбор на продуктовые наборы. Запас еды закроет базовую потребность, и родители смогут решать другие насущные задачи. Если вы хотите помочь приобрести для людей еду, переходите на сайт фонда «Банк еды „Русь“». Там же есть возможность подписаться на регулярные платежи и стать постоянным участником добрых дел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов