«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне». Когда Фёдор Колычёв, будущий святитель Филипп Московский, услышал в храме эти слова из Евангелия от Матфея, то глубоко поразился. Он, будучи представителем знатной московской боярской семьи, решил оставить мирскую жизнь и в тысяча пятьсот тридцать седьмом году, тридцати лет отроду, подался на Север — в Соловецкий монастырь.
В то время Московское государство продолжало расширяться, а проповедники Православия доходили до Ледовитого океана. Преподобные Зосима и Савватий основали в пятнадцатом столетии Соловецкий монастырь, который стал главным центром христианства на огромных просторах. Русские иноки несли Евангельское слово в глухие дебри языческого Севера. Так, в тысяча четыреста девяносто первом году соловецкими монахами построена Никольская церковь в селе Варзуга на Кольском полуострове. А один из воспитанников Соловков — преподобный Феодорит Кольский — стал апостолом народа лопарей.
Фёдор Колычёв, пройдя так называемый искус и проявив себя как настоящий подвижник, был пострижен в монахи с именем Филипп и стал продолжателем традиций Православия на Севере. В тысяча пятьсот сорок восьмом году его избрали настоятелем Соловецкого монастыря. Игумен Филипп развернул обширное строительство. В тысяча пятьсот пятьдесят седьмом году завершил возведение Успенской церкви, а в тысяча пятьсот шестьдесят шестом году — собора Преображения Господня. Этот уникальный по архитектуре храм как бы выражает натуру самого святителя Филиппа: основательность и твёрдость сочетаются в нём с простотой и возвышенностью. Для своего времени Преображенский собор стал одним из крупнейших зданий во всей Руси, что было удивительно для этих малолюдных, далёких от стольного града мест. При этом игумен Филипп, верный монашескому призванию, участвовал в строительстве церквей как простой рабочий.
При святом Филиппе Соловецкий монастырь получил в дар от царя Ивана Васильевича множество владений по берегам Белого моря: деревни Колежма, Усть-Колежма, Сорока, Сума и другие. Благодаря этому Соловецкая обитель стала, обеспечена экономически. В свою очередь, монастырь взял под своё духовное окормление местных жителей. Игумен Филипп приказал «накрепко», по его словам, защищать крестьян, а также запретил в соловецких владениях алкоголь.
Святитель Филипп помогал и в проповеди Православия на землях Севера. Так, соловецкий монах — преподобный Феодорит — в тысяча пятьсот сорок восьмом году основал Кандалакшский монастырь, ставший важным центром просвещения лопарей.
А в тысяча пятьсот пятьдесят шестом году по благословению святого Филиппа другой соловецкий инок Гурий ходил в Москву вместе с преподобным Трифоном Печенгским. В результате Свято-Троицкий монастырь у реки Печенги получил царскую милость и богатые дары, что помогло в проповеди Православия среди язычников-лопарей.
Ревностные труды соловецкого игумена высоко оценил царь. В тысяча пятьсот шестьдесят шестом году святитель Филипп стал митрополитом Московским. Однако, несмотря на все благодеяния со стороны Ивана Грозного, святитель остался верен правде Божией: он обличил преступления царя, который посредством опричнины искусственно разделил страну.
«Доколе, — говоритель святитель Филипп Ивану Грозному, — ты хочешь лить неповинную кровь христиан? У всех народов есть закон и правда, а на Руси их нет. Бог взыщет с рук твоих невинную кровь».
Над святителем Филиппом был учинён неправедный суд: его лишили сана и в тысяча пятьсот шестьдесят девятом году убили.
Ныне Православная Церковь почитает святителя Филиппа как великого столпа Православия и стойкого поборника истины. И как сказано в кондаке, «истины провозвестника, Российского светильника, Филиппа премудрого восхвалим».
Человек добро творящий. Ксения Хайсанова
Удивительная книга — Евангелие. Неважно сколько раз ты читала или слышала в храме эпизоды из Священного писания, Господь снова и снова обращает внимание на что-то новое в них, на детали, которые раньше не замечала. И через этот новый смысл Бог показывает, как подправить вектор духовной жизни.
Так, в один из воскресных дней на литургии услышала отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь умножил хлебы и две рыбки, чтобы накормить собравшийся народ. Я всегда воспринимала этот эпизод лишь как чудо умножения еды из любви Бога к человеку, но слова священника на проповеди открыли для меня новый смысл этого отрывка.
Батюшка сказал: «Обратите внимание вот на какую деталь: Апостолы первыми заметили, что люди голодны и подошли ко Христу с просьбой отпустить народ, чтобы те могли пойти и купить себе еды. А Господь ответил: "не нужно им идти, вы дайте им есть". Тогда ученики нашли немного хлеба и две рыбки. Христос совершил чудо умножения пищи. Но этот хлеб людям раздали апостолы. Так же и в нашей жизни — продолжил священник, — Мы часто замечаем, что какому-то человеку нужна помощь, поддержка, но проходим мимо, думая, что как-то Бог ему поможет. Но именно мы должны помощь, мы должны помолиться, и тогда Отец Небесный, видя наше усердие, сотворит Чудо».
Эти слова коснулись моего сердца, даже кольнули его. Никогда раньше не рассматривала описанное событие с этой стороны.
Замечаю ли я, что где-то могу помочь? Замечаю. Использую ли я эти возможности? Чаще прохожу мимо, говоря или думая примерно следующее: «Господи, все равно не смогу».
Да, мои возможности не так уж велики, но ведь это не дает мне право бездействовать, ждать любви от других и не пытаться что-то отдать взамен? Да, я одна не смогу, а с Господом — совсем другое дело.
Выходя в то утро из храма, мне захотелось обратиться к Творцу с такими словами: «Господи, помоги быть человеком не мимо проходящим, а добро творящим!»
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
24 октября. Об ответе апостола Петра на вопрос Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?»
Об ответе апостола Петра на этот вопрос — священник Захарий Савельев.
«За кого почитает Меня народ?» Как мы с вами знаем, эти слова Господь задал группе своих учеников, но ответил на них апостол Пётр со словами: «Ты есть Христос, Сын Бога Живого». То есть апостол Пётр исповедовал божественность Спасителя, хотя до конца, как человек еще не просвещённый Духом Святым до Дня Пятидесятницы, до конца этого не осознавал и не понимал, а только верил в это.
Одни Спасителя принимали, как мы с вами знаем, за Илью, другие — за воскресшего Иоанна Предтечу или одного из других пророков, но почитали именно за человека. Также и сегодня мы с вами знаем, что есть даже религиозные группы, которые почитают Спасителя за Его человеческое естество. Кто-то Его считает мудрым человеком, но только словам апостола Петра принадлежат правдивость и истина, что Господь является Богом, который стал одним из нас.
Он является Богом, Который стал человеком. Господь есть Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек. И вот это сверхъестественное событие в жизни рода человеческого так ярко подчеркнул и описал в своей краткой речи апостол Пётр.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 октября. О цели христианина быть со Христом
В 3-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».
О цели христианина быть со Христом — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел в письме к филиппийцам пишет: «Я не считаю себя чего-то достигшим великого и не обращаю внимания на своё прошлое, но простираюсь вперёд для того, чтобы стремиться к цели и почести вышнего звания во Христе Иисусе».
И что же это за вышнее Божье звание, о котором он говорит? Во-первых, он научает нас смирению в этих словах, потому что не надо кичиться и оценивать свои какие-то достижения. «Я не смотрю на прошлое, я простираюсь только вперёд, в Царство Божье».
И вот эта почесть звания Божьего в устах апостола Павла — это быть чадом Царства Божьего, быть со Христом. Вот это и есть самое главное звание христианина — унаследовать вечное Царство вместе с Господом.
Поэтому апостол Павел не обращает внимания ни на какие свои собственные заслуги, но, как бы забывая их, говорит, что главная заслуга — это Христос и Царство Божье, которое простирается впереди нас.
Вот так и мы, уподобляясь апостолу Павлу, в свою очередь, должны не восхвалять себя какими-то, может быть, достижениями или успехами в духовной жизни, но знать, что главная цель — это Христос в вечном Царстве.
Все выпуски программы Актуальная тема







