
Фото: PxHere
Священник Григорий Амфитеатров, настоятель Покровской церкви села Высокое, что в Орловской губернии, вышел на крыльцо своего дома. Полной грудью вдохнул свежий весенний воздух, поднял глаза к голубому апрельскому небу и дрожащим от радости и волнения голосом вознёс Господу благодарственную молитву. Только что у отца Георгия родился сын.
Мальчика нарекли Фёдором. Супруга отца Георгия, матушка Анастасия, беспокоилась за сына — ребёнок появился на свет слабеньким. Счастливый отец утешал жену. «Не бойся, уповай на Бога, и посмотришь ещё, какой богатырь у нас с тобой вырастет», — говорил он. Так и случилось. Постепенно младенец становился крепче. Время летело быстро, и вот уже маленький Федя научился ходить и говорить. Однажды, когда малыш, играя, лепетал что-то, родители ясно услышали, как, забавно коверкая звуки, он произнёс название их церкви: Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь была для Феди вторым домом. По утрам он просыпался чуть свет, чтобы проводить отца в храм. А потом за руку с матушкой сам радостно спешил на Литургию.
Когда мальчик подрос, родители стали доверять ему работу по хозяйству. У Амфитеатровых была большая пасека. Однажды утром отец отправил Фёдора стеречь ульи. Федя взял с собою книгу с житиями святых. Удобно устроившись в тени, мальчик открыл книгу и погрузился в чтение. Между тем, наступил полдень. Родители ждали сына к обеду, а он всё не шёл. Тогда отец решил сам сходить за столь усердным помощником. И обнаружил сторожа... крепко спящим, а один из ульев — пустым. Отец Георгий разбудил сына и стал сокрушаться, что рой теперь наверняка кто-нибудь перехватил. А Фёдор с кротостью отвечал «Что же худого, если рой теперь у других людей? Может статься, они бедны и нуждаются...» Отца поразили мудрые слова мальчика.
После этого случая родители по-особенному стали относиться к Фёдору. «Добрый он, мой сыночек Феденька, — говорил отец знакомым. — Дай Бог всякому православному иметь такое утешение в жизни семейной!» Присматриваясь к сыну, отец и мать стали замечать, что он любит уединение, а чтение Священного Писания предпочитает прогулкам и играм. Однажды отцу Георгию за каким-то делом срочно понадобился Фёдор. Но мальчика нигде не было. Отец искал сына во дворе, в саду, на пасеке — всё безрезультатно. Тогда он решил подняться на сарай, чтобы осмотреть окрестности сверху. «Гляжу — вот он, мой голубчик, стоит в зарослях травы на коленях и Богу молится», — вспоминал отец Георгий. Не раз между собою родители Фёдора говорили о том, что сын, того и гляди, попросится в монастырь.
Так и вышло. Фёдор получил образование — окончил Духовное училище и семинарию — и вернулся домой. Матушка Анастасия к тому времени скончалась. Отец Георгий надеялся устроить сына и решил искать ему невесту. А Фёдор, хоть и давно мечтал о монашестве, из любви к родителю не посмел ему перечить. Однако время шло, а сватовство не ладилось. И однажды, после очередного неудачного визита к потенциальной невесте, Фёдор упал отцу в ноги и попросил отпустить его в монастырь. Тогда отец Георгий снял с полки образ Спасителя и со слезами благословил сына на постриг.
В монашестве Фёдор получил имя Филарет, в честь своего любимого святого — Филарета Милостивого. Через многие годы, пройдя длинный духовный путь и став митрополитом Киевским, он будет с любовью вспоминать отцовский дом. Будет мечтать о том, чтобы, как в детстве, оказаться на пасеке и уснуть на ворохе сена, вдыхая сладкий запах пчелиного мёда. А его отец в сердечной простоте и любви к своему сыну скажет: «Каков был Феденькой, таков и остался Филаретом. Да кажется, ещё лучше стал».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер