
Фото: PxHere
Священник Григорий Амфитеатров, настоятель Покровской церкви села Высокое, что в Орловской губернии, вышел на крыльцо своего дома. Полной грудью вдохнул свежий весенний воздух, поднял глаза к голубому апрельскому небу и дрожащим от радости и волнения голосом вознёс Господу благодарственную молитву. Только что у отца Георгия родился сын.
Мальчика нарекли Фёдором. Супруга отца Георгия, матушка Анастасия, беспокоилась за сына — ребёнок появился на свет слабеньким. Счастливый отец утешал жену. «Не бойся, уповай на Бога, и посмотришь ещё, какой богатырь у нас с тобой вырастет», — говорил он. Так и случилось. Постепенно младенец становился крепче. Время летело быстро, и вот уже маленький Федя научился ходить и говорить. Однажды, когда малыш, играя, лепетал что-то, родители ясно услышали, как, забавно коверкая звуки, он произнёс название их церкви: Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь была для Феди вторым домом. По утрам он просыпался чуть свет, чтобы проводить отца в храм. А потом за руку с матушкой сам радостно спешил на Литургию.
Когда мальчик подрос, родители стали доверять ему работу по хозяйству. У Амфитеатровых была большая пасека. Однажды утром отец отправил Фёдора стеречь ульи. Федя взял с собою книгу с житиями святых. Удобно устроившись в тени, мальчик открыл книгу и погрузился в чтение. Между тем, наступил полдень. Родители ждали сына к обеду, а он всё не шёл. Тогда отец решил сам сходить за столь усердным помощником. И обнаружил сторожа... крепко спящим, а один из ульев — пустым. Отец Георгий разбудил сына и стал сокрушаться, что рой теперь наверняка кто-нибудь перехватил. А Фёдор с кротостью отвечал «Что же худого, если рой теперь у других людей? Может статься, они бедны и нуждаются...» Отца поразили мудрые слова мальчика.
После этого случая родители по-особенному стали относиться к Фёдору. «Добрый он, мой сыночек Феденька, — говорил отец знакомым. — Дай Бог всякому православному иметь такое утешение в жизни семейной!» Присматриваясь к сыну, отец и мать стали замечать, что он любит уединение, а чтение Священного Писания предпочитает прогулкам и играм. Однажды отцу Георгию за каким-то делом срочно понадобился Фёдор. Но мальчика нигде не было. Отец искал сына во дворе, в саду, на пасеке — всё безрезультатно. Тогда он решил подняться на сарай, чтобы осмотреть окрестности сверху. «Гляжу — вот он, мой голубчик, стоит в зарослях травы на коленях и Богу молится», — вспоминал отец Георгий. Не раз между собою родители Фёдора говорили о том, что сын, того и гляди, попросится в монастырь.
Так и вышло. Фёдор получил образование — окончил Духовное училище и семинарию — и вернулся домой. Матушка Анастасия к тому времени скончалась. Отец Георгий надеялся устроить сына и решил искать ему невесту. А Фёдор, хоть и давно мечтал о монашестве, из любви к родителю не посмел ему перечить. Однако время шло, а сватовство не ладилось. И однажды, после очередного неудачного визита к потенциальной невесте, Фёдор упал отцу в ноги и попросил отпустить его в монастырь. Тогда отец Георгий снял с полки образ Спасителя и со слезами благословил сына на постриг.
В монашестве Фёдор получил имя Филарет, в честь своего любимого святого — Филарета Милостивого. Через многие годы, пройдя длинный духовный путь и став митрополитом Киевским, он будет с любовью вспоминать отцовский дом. Будет мечтать о том, чтобы, как в детстве, оказаться на пасеке и уснуть на ворохе сена, вдыхая сладкий запах пчелиного мёда. А его отец в сердечной простоте и любви к своему сыну скажет: «Каков был Феденькой, таков и остался Филаретом. Да кажется, ещё лучше стал».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О блаженных и блаженстве

Сегодня 2 мая. День памяти Блаженной Матроны Московской.
О блаженных и блаженстве — священник Захарий Савельев.
Те, кто прославлены в лике святых именно как блаженные, сам образ этих святых лучше всего показывает преображение человека во Христе, потому что таким образом человек показывает процесс Обожения, процесс того, как душа просвещается Божественным Светом и становится ему сопричастна, и природа человеческая меняется. По благодати Божией становится новым естеством, к которому призвал нас Господь в Своем Светлом Христовом Воскресении. Но вместе с этим процесс Обожения связан именно с благодатью. Мы становимся причастными Богу не по Его природе, потому что Его природа для нас недоступна, а по Его благодати, по Его милосердию к нам. И вот эта благодать — это и есть блаженство. Говорят, какое блаженство, когда человеку просто хорошо, даже просто от хорошей погоды или от хорошего настроения, но само понятие блаженства — это и есть счастье. А счастье и блаженство напрямую связаны с благодатью. А благодать напрямую связана с Божественным естеством, с его любовью к роду человеческому. И вот, когда мы празднуем память блаженных святых, особенно Матроны Московской, мы должны иметь это у себя в голове. Пример их святой жизни, на которой они встретились с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема