
Фото: Egor Myznik / Unsplash
«Не ищи славы и уха твоего не изощряй на слышание похвал людских», — написал святитель Феофан Затворник, который и сам всю жизнь следовал этому правилу.
Сегодня мы говорим о святителе Феофане, затворнике Вышенском, и стихотворении преподобного Варсонофия Оптинского, посвящённом его памяти.
Место действия — монастырь Успенская Вышенская пустынь в Рязанской области.
Время действия — конец XIX века по Рождестве Христовом.
У преподобного Варсонофия Оптинского, который свои литературные произведения публиковал под псевдонимом «Странник», есть стихотворение «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника».
Оно написано вскоре после кончины святителя Феофана, которого оптинский старец считал своим духовным наставником и примером для подражания.
Вот что пишет он о епископе Феофане:
К богоподобию стремясь и к совершенству,
Всего себя он Господу предал,
И в Нём едином высшее блаженство
Своей души всецело полагал.
Но подвиг свой и труд необычайный,
Которыми себе бессмертие стяжал,
Покрыл он от людей безмолвной тайной,
Не требуя от них ни чести, ни похвал.
Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии.
Сын сельского священника, он окончил Орловскую Духовную Семинарию, а затем Киевскую Духовную Академию, где принял монашество с именем Феофан.
В разные годы жизни отец Феофан преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии, служил в Иерусалиме в составе Русской Духовной Миссии, был епископом Тамбовским и Шацким.
В 1866 году он был уволен по собственному прошению на покой в монастырь Успенская Вышенская пустынь. Им двигало желание посвятить все свои силы молитвам и письменным творениям на благо Церкви.
В 1872 году после Пасхи святитель Феофан ушёл в затвор. Отныне он только в письмах общался с разными людьми, которые обращались к нему с вопросами о духовной жизни, просьбами о помощи и наставлениях.
Послания святителя разным людям составили несколько томов, они изданы под названием «Письма о христианской жизни».
Святитель Феофан умер 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. Множество людей из разных уголков России устремились в Вышенскую пустынь, чтобы поклониться могиле великого духовного пастыря и увидеть место его уединённых трудов.
Побывал в келье святителя Феофана и Варсонофий Оптинский.
Убогой скудости, смиренной простоты
Являло вид его уединенье.
На всём следы сурового лишенья,
И нет предметов в нём тщеславной суеты.
Лишь всюду видны груды книг, -
Отцов святых великие творенья,
Что будят в нас небесные стремленья,
Освобождая дух от чувственных вериг.
Святитель Феофан Затворник оставил богатейшее духовное наследие.
Наиболее значительные его сочинения: перевод «Добротолюбия» (так называется сборник произведений православных авторов IV-XV веков), «Толкование апостольских посланий», богословский труд «Начертание христианского нравоучения».
Потомству он оставил в назиданье
Свои творения, — великие труды,
Ума бесстрастного высокие созданья
И дивных подвигов духовные плоды.
Одним они проникнуты стремленьем:
Исполнить света жизненный наш путь,
И ревности святой огонь вдохнуть
В нас, обессиленных страстями и сомненьем.
Все выпуски программы Прообразы
Алан Александр Милн. «Однажды давным-давно»: «День совершен, свят и безгрешен»

Фото: PxHere
Сегодня вспомним английского писателя и драматурга Алана Александра Милна, того самого, которому мы обязаны Винни-Пухом, Крошкой Ру, Тигрой и всеми-всеми-всеми. Есть у него повесть: «Однажды давным-давно» (не путайте с одноимённым американским сериалом!). Это произведение Милна наводит на мысли о ценности времени.
Действие повести происходит в сказочной стране Евлалии. Её жительница, маленькая девочка Уиггз, однажды совершает поступок, который был воспет поэтами, положен на музыку и стал национальным праздником.
Что же такого великого совершила девочка? Она целый день была хорошей. Ни больше и ни меньше. Встала по первому зову будильника. Умылась, убралась в комнате... и так далее. И так весь день. Ничего особенного Уиггз не предпринимает. Она просто один-единственный день проводит так, как следует его провести.
А мы способны на подобное? Этот вопрос воодушевляет, заряжает здоровым задором — что, даже столь малое мы не в состоянии сделать?! Именно о таком задоре святой Паисий Афонский, подвижник двадцатого века, говорит: «Нам нужен напор, порыв! Не бедолагами быть, а с духовной отвагой воевать с тангалашкой» (так преподобный называл дьявола).
«Всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд — всё можно обратить в средство ходить в воле Божией», — пишет святитель Феофан Затворник. А ведь тут и кроется ответ на вопрос, с которого мы начали сегодня. Если постараться сделать каждый день достойным — то это станет лучшим способом провести и свой последний день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема