
Фото: Egor Myznik / Unsplash
«Не ищи славы и уха твоего не изощряй на слышание похвал людских», — написал святитель Феофан Затворник, который и сам всю жизнь следовал этому правилу.
Сегодня мы говорим о святителе Феофане, затворнике Вышенском, и стихотворении преподобного Варсонофия Оптинского, посвящённом его памяти.
Место действия — монастырь Успенская Вышенская пустынь в Рязанской области.
Время действия — конец XIX века по Рождестве Христовом.
У преподобного Варсонофия Оптинского, который свои литературные произведения публиковал под псевдонимом «Странник», есть стихотворение «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника».
Оно написано вскоре после кончины святителя Феофана, которого оптинский старец считал своим духовным наставником и примером для подражания.
Вот что пишет он о епископе Феофане:
К богоподобию стремясь и к совершенству,
Всего себя он Господу предал,
И в Нём едином высшее блаженство
Своей души всецело полагал.
Но подвиг свой и труд необычайный,
Которыми себе бессмертие стяжал,
Покрыл он от людей безмолвной тайной,
Не требуя от них ни чести, ни похвал.
Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии.
Сын сельского священника, он окончил Орловскую Духовную Семинарию, а затем Киевскую Духовную Академию, где принял монашество с именем Феофан.
В разные годы жизни отец Феофан преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии, служил в Иерусалиме в составе Русской Духовной Миссии, был епископом Тамбовским и Шацким.
В 1866 году он был уволен по собственному прошению на покой в монастырь Успенская Вышенская пустынь. Им двигало желание посвятить все свои силы молитвам и письменным творениям на благо Церкви.
В 1872 году после Пасхи святитель Феофан ушёл в затвор. Отныне он только в письмах общался с разными людьми, которые обращались к нему с вопросами о духовной жизни, просьбами о помощи и наставлениях.
Послания святителя разным людям составили несколько томов, они изданы под названием «Письма о христианской жизни».
Святитель Феофан умер 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. Множество людей из разных уголков России устремились в Вышенскую пустынь, чтобы поклониться могиле великого духовного пастыря и увидеть место его уединённых трудов.
Побывал в келье святителя Феофана и Варсонофий Оптинский.
Убогой скудости, смиренной простоты
Являло вид его уединенье.
На всём следы сурового лишенья,
И нет предметов в нём тщеславной суеты.
Лишь всюду видны груды книг, -
Отцов святых великие творенья,
Что будят в нас небесные стремленья,
Освобождая дух от чувственных вериг.
Святитель Феофан Затворник оставил богатейшее духовное наследие.
Наиболее значительные его сочинения: перевод «Добротолюбия» (так называется сборник произведений православных авторов IV-XV веков), «Толкование апостольских посланий», богословский труд «Начертание христианского нравоучения».
Потомству он оставил в назиданье
Свои творения, — великие труды,
Ума бесстрастного высокие созданья
И дивных подвигов духовные плоды.
Одним они проникнуты стремленьем:
Исполнить света жизненный наш путь,
И ревности святой огонь вдохнуть
В нас, обессиленных страстями и сомненьем.
Все выпуски программы Прообразы
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема