
Святитель Феодосий Черниговский
В середине семнадцатого века Киевская митрополия, подчинявшаяся Константинопольскому патриархату, страдала от экспансии католиков. Польше и Литве было выгодно склонить Киевскую церковь к унии, и тем самым подорвать связь Малороссии с Москвой. Оплотом православия в Киеве оставалась Братская Богоявленская школа, ставшая впоследствии Духовной академией. В её стенах получил образование юный дворянин из старинного рода Полоницких-Углицких, будущий Черниговский архиепископ Феодосий. Он на всю жизнь сохранил тёплые сыновние чувства к воспитавшей его школе и её начальнику, епископу Лазарю (Барановичу). Под благотворным влиянием этого архипастыря юноша избрал стезю монашества.
Феодосий принял священный сан и стал игуменом Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель долгое время принадлежала униатам, в ней царили разногласия и беспорядки. Настоятель приложил немало усилий, чтобы наладить подлинно духовную иноческую жизнь. Он организовал монашеский хор, проникновенное пение которого славилось не только в Малороссии, но и в Москве. Будучи аскетом и подвижником, Феодосий устроил на острове Михайловщине небольшой скит, где иноки могли уединяться для погружения в безмолвие.
Однако, игумену духовного центра в те времена было невозможно избежать участия в политике. Избрание нового главы Киевской митрополии проходило в напряженной обстановке и вовлекало в свою орбиту всех, кто мог иметь влияние на умы паствы. Один из претендентов на Киевскую кафедру уличил другого в связях с католиками, обвинение коснулось многих представителей малороссийского духовенства, в том числе и игумена Киево-Выдубицкого монастыря. Доклад «об изменниках» был представлен московскому царю Алексею Михайловичу. Об этом узнал и учитель Феодосия, Лазарь (Баранович), в то время уже Черниговский митрополит.
СОБЕСЕДНИК ЛАЗАРЯ:
Владыка, вы ревнуете о воссоединении Киевской митрополии с Московским патриархатом, но как будто не понимаете, что не на всякого человека можно опереться в этом процессе. Вот, например, игумен Феодосий…
ЛАЗАРЬ (БАРАНОВИЧ):
Избавьте меня от клеветы! Игумен Федосий — честнейший инок, преданная овца стада Христова. Нет нужды, что имя его упоминают в наветах, оно будет написано у Бога на небесах!
Став местоблюстителем Киевской митрополии, владыка Лазарь назначил любимого ученика своим наместником в Киеве, а сам остался в Чернигове. В качестве наместника Феодосий участвовал с правом решающего голоса в избрании Киевского митрополита. Именно он отправился в Москву с известием о том, что на церковную кафедру в Киеве взошел епископ Гедеон (Четвертинский). Результатом этой посольской поездки стало воссоединение Киевской митрополии с Русской православной церковью.
В 1687 году Феодосий становится архимандритом Елецкого Свято-Успенского монастыря города Чернигова и правой рукой Черниговского архиепископа. После смерти преосвященного Лазаря по благословению Московского патриарха принимает епархию в управление.
Святитель Феодосий заботился о христианском благочестии паствы. При нём в Черниговской епархии строились храмы и открывались новые монастыри. Владыка покровительствовал духовным школам, приглашал в Чернигов преподавателей из Киева. В их числе был Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский и всея Сибири. Епископ Иоанн нашел в святителе Феодосии духовного отца. Он ставил воспоминания о Черниговском архипастыре. Отличительными чертами преосвященного Феодосия он называл снисходительность, миролюбие и глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью. «Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца», — писал Иоанн Максимович.
Между боголюбивым старцем и молодым подвижником установилась молитвенная связь, которая не прервалась и после праведной кончины святителя Феодосия. Однажды Иоанн тяжело заболел. Он не вставал с постели и почти всё время пребывал в забытьи. На грани между сном и явью ему явился отошедший ко Господу наставник и сказал: «Служи завтра литургию — и будешь здоров!». И на следующее утро, к изумлению братии, Иоанн и в самом деле стоял у Престола Божия в полном здравии. Это чудо стало началом прославления святителя Феодосия Черниговского, увенчанного через двести лет причислением к лику святых.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема