
Святитель Феодосий Черниговский
В середине семнадцатого века Киевская митрополия, подчинявшаяся Константинопольскому патриархату, страдала от экспансии католиков. Польше и Литве было выгодно склонить Киевскую церковь к унии, и тем самым подорвать связь Малороссии с Москвой. Оплотом православия в Киеве оставалась Братская Богоявленская школа, ставшая впоследствии Духовной академией. В её стенах получил образование юный дворянин из старинного рода Полоницких-Углицких, будущий Черниговский архиепископ Феодосий. Он на всю жизнь сохранил тёплые сыновние чувства к воспитавшей его школе и её начальнику, епископу Лазарю (Барановичу). Под благотворным влиянием этого архипастыря юноша избрал стезю монашества.
Феодосий принял священный сан и стал игуменом Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель долгое время принадлежала униатам, в ней царили разногласия и беспорядки. Настоятель приложил немало усилий, чтобы наладить подлинно духовную иноческую жизнь. Он организовал монашеский хор, проникновенное пение которого славилось не только в Малороссии, но и в Москве. Будучи аскетом и подвижником, Феодосий устроил на острове Михайловщине небольшой скит, где иноки могли уединяться для погружения в безмолвие.
Однако, игумену духовного центра в те времена было невозможно избежать участия в политике. Избрание нового главы Киевской митрополии проходило в напряженной обстановке и вовлекало в свою орбиту всех, кто мог иметь влияние на умы паствы. Один из претендентов на Киевскую кафедру уличил другого в связях с католиками, обвинение коснулось многих представителей малороссийского духовенства, в том числе и игумена Киево-Выдубицкого монастыря. Доклад «об изменниках» был представлен московскому царю Алексею Михайловичу. Об этом узнал и учитель Феодосия, Лазарь (Баранович), в то время уже Черниговский митрополит.
СОБЕСЕДНИК ЛАЗАРЯ:
Владыка, вы ревнуете о воссоединении Киевской митрополии с Московским патриархатом, но как будто не понимаете, что не на всякого человека можно опереться в этом процессе. Вот, например, игумен Феодосий…
ЛАЗАРЬ (БАРАНОВИЧ):
Избавьте меня от клеветы! Игумен Федосий — честнейший инок, преданная овца стада Христова. Нет нужды, что имя его упоминают в наветах, оно будет написано у Бога на небесах!
Став местоблюстителем Киевской митрополии, владыка Лазарь назначил любимого ученика своим наместником в Киеве, а сам остался в Чернигове. В качестве наместника Феодосий участвовал с правом решающего голоса в избрании Киевского митрополита. Именно он отправился в Москву с известием о том, что на церковную кафедру в Киеве взошел епископ Гедеон (Четвертинский). Результатом этой посольской поездки стало воссоединение Киевской митрополии с Русской православной церковью.
В 1687 году Феодосий становится архимандритом Елецкого Свято-Успенского монастыря города Чернигова и правой рукой Черниговского архиепископа. После смерти преосвященного Лазаря по благословению Московского патриарха принимает епархию в управление.
Святитель Феодосий заботился о христианском благочестии паствы. При нём в Черниговской епархии строились храмы и открывались новые монастыри. Владыка покровительствовал духовным школам, приглашал в Чернигов преподавателей из Киева. В их числе был Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский и всея Сибири. Епископ Иоанн нашел в святителе Феодосии духовного отца. Он ставил воспоминания о Черниговском архипастыре. Отличительными чертами преосвященного Феодосия он называл снисходительность, миролюбие и глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью. «Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца», — писал Иоанн Максимович.
Между боголюбивым старцем и молодым подвижником установилась молитвенная связь, которая не прервалась и после праведной кончины святителя Феодосия. Однажды Иоанн тяжело заболел. Он не вставал с постели и почти всё время пребывал в забытьи. На грани между сном и явью ему явился отошедший ко Господу наставник и сказал: «Служи завтра литургию — и будешь здоров!». И на следующее утро, к изумлению братии, Иоанн и в самом деле стоял у Престола Божия в полном здравии. Это чудо стало началом прославления святителя Феодосия Черниговского, увенчанного через двести лет причислением к лику святых.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема