
Я, друзья, уже почти научился не удивляться тем чудесным, промыслительным «совпадениям», которыми Господь так щедро и так часто одаривает нас, спасая от суеты и повседневной рутины. Но всё-таки, каждый раз изумляюсь.
Так было и в осенние дни 2019-го года, когда я отправился в город Ульяновск (который, слава Богу, не забывает и своё коренное имя — Симбирск). В дорогу взял книгу, изданную в начале 2000-х Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом: «Священномученик Сергий Махаев. Подвижницы милосердия».
Из жизнеописания святого батюшки, которое открывало издание, я узнал о его осуществившемся стремлении возродить и продолжить (при поддержке великой княгини Елизаветы Фёдоровны) — духовное окормление общин Красного Креста...
...Иными словами, отец Сергий вознамерился укрепить тех христианских подвижниц, тех самых сестёр милосердия, — которые были готовы, в полном смысле слова, положить «душу свою за други своя», — зная о своих великих предшественницах в годы войн и эпидемий.
Положить — полностью, без остатка, несмотря ни на что.
В помощь этим сёстрам отец Сергий и написал в начале 20-го века свой исторический, свидетельский труд. Его, повторюсь, я и взял в дорогу.
Итак, оказавшись осенью 2019-го в гостинице, распаковав вещи и выложив на стол названную книгу, я решил перевести дух и включил телевизор.
И сразу попал на репортаж о Елизаветинском крестном ходе в подмосковной усадьбе Ильинское-Усово, посвящённом двум юбилеям: со дня рождения святой преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны и её ближайшего помощника — священномученика Сергия Махаева.
...И тут я впервые увидел икону священномученика Сергия, окончившего свои дни на Бутовском полигоне, где его расстреляли зимой 1937-го...
...Пока шёл репортаж, книга «Подвижницы милосердия» мирно лежала рядом с моим гостиничным телевизором. Её автор тепло смотрел на меня с обложки.
Из предисловия отца Сергия к своему труду «Подвижницы милосердия» нам читает Леонид Осипов.
Так как не ум и знания, а сердце и воля являются главными основами, дающими направление душевной жизни, то долгом законоучителя автор полагает повествование о жизни великих людей, осуществлявших в своей деятельности заветы Христа, мечту человечества о подвиге ради других.
Эти друзья человечества, а вместе и друзья Божии, самим делом доказывали возможность и в наши дни жизни по Богу, и их подвиг всегда действовал на благородные души заражающе...
Предлагаемые очерки, пишет Сергий Махаев — это ответ самой жизни на утверждение новых, современных ему, писателей, что (цитирую) — «пред престолом Агнца (т. е. в современном христианском обществе) расстилается стеклянное море охладелой любви». Конец цитаты. Давайте ещё раз откроем предисловие батюшки.
Очерки, эти говорят, что любовь есть на свете и что она есть чудо и радость мира. Она не спит, а ходит по земле и нежной, любящей рукой отирает слезы людские; она берет на свои плечи чужую тяжкую ношу.
Она ходит, правда, очень часто с закрытыми глазами, так как благотворит и достойным и недостойным, и не видит и не желает видеть того горя и тех опасностей, которые ждут ее на этом пути. Потому-то и начертала она на своей груди крест кровавый — символ самоотречения и готовности ради счастья других пострадать «даже до крови».
Спасибо моему соседу по Подмосковью, Леониду Осипову, — которого я, по возвращении, «зажёг» этой книгой, который и читал нам сейчас из неё.
И вы найдите её, прочтите. Уверен, с вами случится что-то важное.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер