
В 244 году на Римский престол взошёл Марк Юлий Филипп, и преследования христиан, продолжавшиеся на протяжении двух столетий, сменились периодом затишья. Церковь восстанавливала разорённые общины и создавала новые. Римский епископ Фабиан направил архипастырей-миссионеров с Благой вестью в самые удаленные провинции. Святитель Сатурнин, согласно выпавшему жребию, отправился в Галлию, в город Тулузу — сегодня это территория Франции. Он родился в Греции, в благородной семье, был разносторонне образован. Шествуя к месту служения, неустанно проповедовал — его словам о Христе внимали жители Лангедока, Гаскони и других уголков Южной Франции.
В Тулузе к моменту появления там святителя Сатурнина главенствовало поклонение Юпитеру. Божеству в монументальном храме ежедневно приносили в жертву быков особой белой породы. Их специально выращивали на фермах в городских предместьях, и этот бизнес приносил немалый доход владельцам. Популярностью у горожан пользовались услуги по предсказанию будущего. Жрецы Юпитера делали мистические прогнозы при помощи оракулов. В шелесте листьев или в пении медного сосуда на ветру они угадывали голос судьбы, и тулузцы охотно платили за это.
Христианской общины в Тулузе до приезда епископа Сатурнина не существовало. Святитель застал в городе нескольких верующих во Христа, бежавших из соседних городов во время гонений. Они были разрознены и почти не общались между собой. Владыка Сатурнин смог для каждого найти слово утешения и ободрения, и люди сплотились вокруг него, как замерзшие путники у костра. Добрый весёлый нрав, отзывчивость и щедрость епископа привлекали к нему и тех горожан, что прежде не слышали о Распятом и Воскресшем. Всё больше и больше тулузцев принимали святое Крещение. Монолит язычества в городе дал трещину.
Правление Марка Юлия Филиппа продлилось недолго. В 249 году пурпурную мантию императора надел Деций Траян. Он объявил своей целью возрождение былой славы Рима, а главным способом её достижения — единодушное поклонение языческим богам. Каждому жителю империи вменилось в обязанность в присутствии свидетелей принести жертву одному из отечественных идолов. Отказ приравнивался к государственной измене. Христиане не вписывались в представление Деция об идеальном государстве, но он не стал открыто уничтожать их. Он помнил слова писателя Тертуллиана, сказанные полувеком ранее: «Кровь мучеников подобна семени, чем больше ее проливается, тем больше становится христиан». Децию были нужны не мученики, а отступники. Верующих уговорамии угрозами склоняли отречься от Христа. Епископ Сатурнин в этих условиях сохранял присутствие Духа, укрепляя своим примером паству. Жрецы Юпитера были раздражены на него не на шутку. Они настраивали горожан против святителя.
— Послушайте, жители Тулузы! С тех пор, как Сатурнин появился в городе, Юпитер не доволен нами! Тот белый бык, которого вы сегодня привели на заклание, не принесёт вам удачи, если вы не отомстите за оскорбление, нанесенное Юпитеру пренебрежением христиан! Пусть Сатурнин сам приведёт тельца к жертвеннику, согласно указу императора!
Жрец вещал перед народом, стоя на ступенях у входа в языческое капище. Он знал, что Сатурнин обычно в это время проходит здесь, направляясь из своего дома к месту собрания христиан. И, действительно, епископ не поменял свой обычный маршрут. Радостный и приветливый, как всегда, он шел, не опасаясь и не скрываясь.
— Вот он, возмутитель спокойствия! Это он препятствует оракулам предсказывать будущее, он заставил их замолчать! Принудите же его принести жертву нашим богам!
Христианского архиерея схватили. Спокойно и бесстрашно отвечал он своим захватчикам.
— Как я могу кланяться вашим богам, если, по вашим же словам, они сами опасаются меня и в страхе умолкают? Я знаю одного истинного Бога, только перед Ним преклоняю колени и с верой в Него пройду свой путь до конца!
Слова епископа привели толпу в неистовство. Святителя за ноги привязали к шее быка, приготовленного для жертвоприношения. Животное, подстрекаемое уколами копий, понеслось по улицам Тулузы, сокрушая тело христианина. Душа же мученика, покинув временное обиталище, устремилась туда, где нет боли и страданий.
Христианская община Тулузы после кончины святителя Сатурнина стала стремительно разрастаться. Люди убедились, что кровь мучеников не угашает, но обильно умножает веру во Христа.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема