
Молодые годы Петра Полянского протекали радостно и безбедно. Сын священника из Воронежской губернии, он окончил Московскую духовную академию, получил научную степень кандидата богословия, преподавал греческий язык и Закон Божий в духовных училищах. Весёлый, открытый, великодушный характер Петра привлекал людей, у него было много искренних, преданных друзей. Будущий святитель вел целомудренную жизнь и не вступал в брак. Не спешил он принимать и монашеский постриг, считая себя недостойным, хотя этот шаг открывал перспективы стать епископом. Пётр Федорович встретил своё пятидесятилетие в светском звании статского советника и не помышлял о духовной стезе.
И все-таки архипастырский клобук увенчал голову Петра Полянского. В 1920 году, когда по России прошла кровавая волна гонений на Русскую православную церковь, Патриарх Тихон приступил к пятидесятивосьмилетнему Петру Федоровичу с предложением принять монашество, священный сан, а затем стать епископом. Предстоятель знал Полянского как человека глубоко образованного, боголюбивого и честного и надеялся на его помощь в управлении Церковью в непростой исторический момент. Патриаршая просьба прозвучала для Петра как призыв. После разговора со Святейшим он сказал своему брату, священнику Василию: «Как я могу отказаться? Если я откажусь, то буду предателем Церкви. А если соглашусь... Значит, подпишу смертный приговор самому себе»
Эти слова оказались пророческими. Через несколько дней после рукоположения в епископы святителя Петра (Полянского) арестовали и отправили в ссылку в Великий Устюг. Вернувшись из ссылки, владыка Пётр стал митрополитом Крутицким, викарием Московской епархии и ближайшим помощником патриарха Тихона. Незадолго до своей кончины в 1925 году Святейший оставил завещание, в котором назвал митрополита Петра одним из епископов, достойных стать Местоблюстителем патриаршего престола. А когда после похорон патриарха собрался архиерейский собор, то оказалась, что из всех кандидатов на эту высокую должность только Пётр (Полянский) находится на свободе.
Оказавшись во главе Церкви, митрополит Пётр пытался сделать всё для преодоления смуты, спровоцированной так называемыми обновленцами — членами раскольнического движения. Властям, заинтересованным в том, чтобы Церковь находилась в состоянии раскола, такой Местоблюститель был неугоден. 9 декабря 1925 года митрополита Петра (Полянского) арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности. Почти год его держали в одиночной камере, требуя подписать отказ от Местоблюстительства.
— Гражданин Полянский, почему вы настаиваете на том, чтобы оставаться во главе Церкви? В вас говорит честолюбие? Или, может быть, существует материальная заинтересованность в этой должности?
— Нет, лично для меня Местоблюстительство не представляет интереса, наоборот, оно держит меня в оковах гнёта. Но я обязан не уклоняться от исполнения воли патриарха Тихона, избравших меня архиереев, а также верующих, состоящих со мной в молитвенном общении.
— Тогда вы должны прислушиваться к мнению власти, и выстраивать церковную политику в соответствии с нашими пожеланиями.
— Едва ли такое сотрудничество возможно. Революция зиждется на братоубийстве, и Церковь Христова не может разделить это поприще.
За год в тюрьме митрополит Петр превратился в немощного старика, но не изменил своей позиции. Его приговорили к трём годам ссылки под Тобольском, а через несколько месяцев отправили в небольшой поселок за Полярным кругом. Срок ссылки продлевался несколько раз. В августе 1930 года Владыку вновь поместили в тюрьму, в одиночную камеру, без права свиданий и переписки. В течение шести лет митрополит Петр не общался ни с кем, кроме следователей и тюремных работников. Он не дышал свежим воздухом и не видел солнца, заболел цингой, астмой и был частично парализован. Всё это время власти добивались от святителя согласия на сотрудничество или отречения от должности местоблюстителя. Владыка был непреклонен. Его расстреляли в 1937 году, в возрасте семидесяти пяти лет.
Писатель Анатолий Краснов-Левитин, знавший митрополита Петра (Полянского) много лет, так отозвался о нём: «Это был человек настоящей русской складки, жизнерадостный и весёлый, сговорчивый и уступчивый. При этом он оказался самым непоколебимым и стойким иерархом из всех, которых имела русская церковь со времён патриарха Ермогена».
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 79. Богослужебные чтения

Скажите честно: вы когда-нибудь, проходя где-то мимо частных домов, срывали висящие из-за чужого забора ягоды или плоды? Признаюсь, и я порой от этого соблазна не мог удержаться! 79-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, одним из центральных образов имеет именно проблему разросшейся и вышедшей далеко за пределы ограды виноградной лозы. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
О чем псалмопевец плачется Богу — причём каждая из трёх частей псалма этот плач усиливает всё больше? Образ виноградной лозы — это образ еврейского народа, который Бог «насадил» в чужой земле, изгнав оттуда прежних жителей, — земле благодатной и плодородной, и не только насадил, но и тщательно и бережно вырастил так, что народ заполнил очень большое пространство. Казалось бы, остаётся только радоваться — но вот, неожиданно с разных сторон надвигаются напасти: народ становится добычей для соседей, которые немилосердно «обрывают» его, словно вывалившуюся из-за забора сочную виноградную ветвь, а с другой стороны наседают могущественные враги, словно дикий кабан, своим рылом подкапывающий и уничтожающий корни лозы.
Автор псалма выражает общее недоумение народа: Боже, что происходит? Зачем Ты допускаешь поругание плода Твоих же рук? Ведь Ты, Ты сам нас сюда привёл, Ты нас возрастил, Ты оберегал — и вдруг всё рассыпается!..
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нам надо вернуться к изначальному образу свисающего за пределы территории винограда. Это произошло потому, что ограда, отделявшая частную территорию от общего пространства, сгнила и развалилась. Когда падает забор, снимаются определённые внутренние защиты, и человек уже может себе позволить переступить через границу — а что, тут, похоже, никто не живёт — или не следит за хорошим состоянием хозяйства! Значит, забор для этого псалма — своего рода «ключ» к его пониманию: пока забор крепок — и к плодам никто не притронется, и дикий зверь не подойдёт!
Что же это за столь важный «забор»? Для иудейского мышления ответ очевиден: «забор» — это Закон Божий, заповеди, данные Богом Моисею как условия сохранения завета между Богом и еврейским народом. Пока эти заповеди исполняют, пока в головах людей они — чёткая грань между нормальным и абсолютно недопустимым — всё в порядке. Но как только отношение к этой «грани» становится поверхностным, как только размываются границы — жди беды!
Вот к чему и призывает сегодняшний псалом: помнить о том, что пока внутри нас есть ясные и понятные для нас самих принципы — «внутренние границы» — и Бог нас охраняет и бережёт!
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)