
В окнах дома житомирского священника Аркадия Остальского горел свет. Матушка ставила самовар и собрала на стол нехитрый ужин. Время от времени женщина поглядывала в заледеневшее от мороза окошко — ни видно ли батюшки.
Наконец входная дверь скрипнула, и на пороге показался священник. От сильного мороза его борода побелела, на чёрном подряснике тоже сверкал иней. Матушка изумлённо оглядела супруга и сурово спросила:
— Отец Аркадий, ты куда свою шубу девал?
Шубу батюшке купили совсем недавно — новую, тёплую, из овчины. Деньги на неё копили с самого лета. На грозный вопрос матушки отец Аркадий, отводя глаза, коротко и смущённо ответил: «В храме, видно, забыл».
Но на следующий день из храма священник снова вернулся без шубы. Матушка потребовала объяснений.
— Где шуба?! — наступала она на отца Аркадия. Батюшка отмалчивался, вздыхал, но, наконец, не выдержал.
— Она там, где должна быть, — загадочно ответил он.
А вскоре стало известно: священник отдал шубу одной своей прихожанке — бедной вдове.
Отдать нуждающемуся всё, что есть, поделиться последним — именно так отец Аркадий Остальский представлял себе жизнь по заповедям Христа. Так он и поступал. Уехал однажды в Киев в сапогах, а вернулся в рваных лаптях — поменялся по дороге с каким-то бедняком. И подобных случаев в его жизни было множество.
Неудивительно, что в тяжёлое для всего русского народа время священник Аркадий одним из первых откликнулся на людскую беду и страдания. В семнадцатом году грянул октябрьский переворот. И хотя большевики заняли Житомир лишь спустя два года, беспорядки и анархические настроения охватили город буквально с первых революционных дней. На улицах орудовали бандиты, они врывались и в дома, грабили, а хозяев, если не убивали на месте, то попросту бросали на произвол судьбы. Повсюду царили голод и разруха.
Именно в эти дни священник Аркадий Остальский обратился к жителям города с призывом организовать братство, которое помогало бы людям, попавшим в беду. В местной газете он опубликовал статью под названием «Добрые люди», которую завершал такими словами: «Идите, ради Христа, ради страждущего ближнего и записывайтесь в члены Братства!»
Многие поспешили откликнуться на призыв священника. Братство было решено назвать Свято-Николаевским — в честь храма, где служил отец Аркадий, и, конечно, святого Николая Чудотворца, великого помощника страждущих и нуждающихся. Священник Аркадий стал его председателем.
По задумке отца Аркадия Остальского, члены Братства должны были оказывать посильную, но постоянную поддержку бедным, голодным, оставшимся без крова. У кого были деньги — помогали деньгами, у кого были продукты — помогали продуктами; кто-то имел возможность приютить бездомных. Помогали даже те, кто сам ничего не имел — навещали больных, ухаживали за ними. Священник Аркадий расспрашивал своих прихожан об их нуждах, и всегда знал, кому и чем необходимо помочь.
Видя искренность и твёрдую веру членов Свято-Николаевского Братства, к ним присоединялось всё больше и больше народу. В рядах Братства был знаменитый художник Михаил Нестеров с супругой — они часто приезжали в Житомир и каждый раз щедро жертвовали на нужды бедных.
В тысяча девятьсот девятнадцатом в город пришли большевики. Вскоре начался страшный голод, а вместе с ним, под прикрытием помощи голодающим, беспощадная кампания по изъятию церковных ценностей. Однако реально поддерживало нуждавшихся, не давало им умереть с голоду лишь Свято-Николаевское братство. Его члены сдавали государству фамильное золото и драгоценности, взамен получая продукты питания, которые раздавали голодающим.
Такая деятельность пришлась не по вкусу новым городским властям. Шестого апреля тысяча девятьсот двадцать второго года отца Аркадия Остальского арестовали. Приговор — расстрел — под давлением общественности заменили пятью годами Соловецкого лагеря. Но даже в заключении отец Аркадий не оставлял забот о нуждавшихся. Ему удалось организовать кассу взаимопомощи для арестованных священников, не имеющих поддержки от родных и близких.
В тридцать седьмом году, поле очередного ареста, за активную церковную деятельность Аркадия Остальского, за несколько лет до этого возведённого в сан епископа, расстреляли на Бутовском полигоне. «Благодарю Бога за всё», — эти слова были его ответом на смертный приговор.
Все выпуски программы Имена милосердия
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема