
«С семейными проблемами к священнику обращаются чаще всего», — признаётся иерей Павел Островский, настоятель Никольского храма в подмосковном городе Красногорске, известный современный миссионер и популярный блогер. О семейной жизни, её светлых сторонах, а также о её проблемах и способах их решения отец Павел решил поговорить с читателями в своей книге, которая называется «О христианской семье. Любовь, подвиг и юмор».
Отца Павла отличает «фирменный» остроумный и по-доброму ироничный стиль общения с аудиторией. Именно в таком, уже хорошо узнаваемом стилистическом ключе, выдержана и его книга. С первой и до последней страницы она читается с улыбкой. При этом темы, которые затрагивает автор, весьма серьёзны. Как не дать погаснуть огню семейного очага? Как обрести доверие между супругами? Всё ли могут простить друг другу муж и жена? Что должно лежать в основе крепкого брака?
Отвечая на эти и многие другие вопросы, автор сравнивает семейную жизнь с большим путешествием. А в любом путешествии не обойтись без карты. Главное, выбрать правильную, чтобы она ошибочно не завела туда, куда не надо. По мнению священника Павла Островского, единственная карта, способная направить на верный путь — это Священное Писание. А в нём, в частности, в посланиях Апостола Павла, есть чёткая формула семейной жизни: муж есть глава семьи, как и Христос глава Церкви. Эти апостольские слова, отмечает автор книги «О христианской семье. Любовь, подвиг и юмор», часто вызывают массу неверных и опасных толкований. Если понимать его превратно, то, по словам отца Павла Островского, «любой самовлюблённый тиран, потребовав себе главенства в семье, испортит всем жизнь». Батюшка расставляет точки над i, отмечая, что глава семьи призван следовать примеру Христа. А Христос, напоминает автор, говорил: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою».
В связи с этим отец Павел Островский предлагает мужьям представить ситуацию, когда они возвращаются домой с работы. И пройти своеобразный тест: выбрать один из нескольких возможных вариантов поведения. Предлагаются, например, такие: «приду домой, наконец-то отдохну и поем; приду домой, а там опять жена не даст своими расспросами отдохнуть... зачем я только женился?» И, наконец: «приду домой, а там жена, уставшая — весь день с детьми играла, убиралась, готовила; надо будет сделать ей приятное — помочь, поговорить, утешить». Похожий тест батюшка предлагает и женщинам. И предупреждает: чтобы сделать правильный шаг, требуется подвиг — усилие над собой. По сути, любовь и есть подвиг, когда ты заботишься не о себе, а о том, кто рядом с тобою, — подсказывает отец Павел.
В своей книге он не только размышляет над различными гипотетическими ситуациями из семейной жизни, но и разбирает реальные случаи, отвечая на вопросы, которые ему присылают подписчики. А ещё делится опытом из собственной семейной жизни. Например, признаётся, что сам только по прошествии нескольких лет брака в полной мере осознал, что, если хочешь иметь по-настоящему крепкую семью, нужно всё делать вместе. Например, просто выйти погулять. Вместе убраться в квартире. Вместе приготовить ужин. Вместе помолиться. «Семья — единый организм», — такую главную мысль подчёркивает священник Павел Островский в своей книге «О христианской семье. Любовь, подвиг и юмор».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.