
В Псковской области, неподалёку от пушкинского музея-заповедника Михайловское, есть деревня Теребени. А в ней — старинная деревянная церковь Воскресения Словущего, построенная в 18 веке отцом прославленного полководца Кутузова. В храме вот уже много лет служит священник Георгий Мицов. В прошлом - искусствовед и историк, теперь он — пастырь, за советом к которому люди приезжают из разных уголков страны. Вопросы у многих схожи. Но чаще всего задают, пожалуй, один: для чего мы живём? Из ответов и размышлений отца Георгия на эту тему состоит сборник, который называется «Зачем ты есть».
Точкой отсчёта в процессе осмысления жизни отец Георгий Мицов считает осознание того, что наше земное существование — конечно. И отведено нам на него, в сущности, не так уж много времени. Трезвого понимания этого факта, по мнению батюшки, достаточно, чтобы подумать: мол, не хочу умирать! Хочу жить вечно! Человек начинает искать вечную жизнь. И находит Христа, который говорит: «Я пришёл, чтобы имели жизнь, и имели с избытком». Христос даёт нам вечную жизнь, — подчёркивает отец Георгий. И тогда человек начинает понимать, что без Бога Ему не обойтись. Сначала осознаёт необходимость Бога. Постепенно необходимость перерастает в любовь. А это и есть смысл человеческой жизни и предназначение души — быть с Богом.
Однако любовь к Господу нужно постоянно взращивать. Делать так, чтобы Богом была наполнена вся жизнь без остатка. Поэтому в книге «Зачем ты есть» отец Георгий Мицов касается разных сфер человеческого бытия. Брак, воспитание детей, взаимоотношения с государством, служение Родине — всё это не просто можно, но и нужно связывать с Богом, уверен батюшка. Он разъясняет смысл церковных служб, показывая, насколько полна Господом каждая строчка Богослужебных текстов и песнопений. Говорит о браке, как о таинстве, установленном Самим Богом. О детях, как о Божьем даре. О монашеском подвиге, как о Божественном призвании. Куда ни посмотри, за что ни возьмись, во всём — Господь, — констатирует отец Георгий. Как сказал Христос в Евангелии,: «Без Меня не можете творить ничего». Действовать во всём вместе с Господом здесь, на Земле, чтобы душа соединилась с Богом и в Вечности — в этом предназначение человеческой жизни, — приходит к выводу отец Георгий.
Размышления батюшки афористичны; он цитирует не только Священное писание и святых отцов Церкви, но и обращается к примерам из художественной литературы — классической и современной. И всем, по-пушкински вопрошающим: «Жизнь, зачем ты мне дана?» терпеливо и увлекательно старается объяснить, зачем мы есть.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема