В Псковской области, неподалёку от пушкинского музея-заповедника Михайловское, есть деревня Теребени. А в ней — старинная деревянная церковь Воскресения Словущего, построенная в 18 веке отцом прославленного полководца Кутузова. В храме вот уже много лет служит священник Георгий Мицов. В прошлом - искусствовед и историк, теперь он — пастырь, за советом к которому люди приезжают из разных уголков страны. Вопросы у многих схожи. Но чаще всего задают, пожалуй, один: для чего мы живём? Из ответов и размышлений отца Георгия на эту тему состоит сборник, который называется «Зачем ты есть».
Точкой отсчёта в процессе осмысления жизни отец Георгий Мицов считает осознание того, что наше земное существование — конечно. И отведено нам на него, в сущности, не так уж много времени. Трезвого понимания этого факта, по мнению батюшки, достаточно, чтобы подумать: мол, не хочу умирать! Хочу жить вечно! Человек начинает искать вечную жизнь. И находит Христа, который говорит: «Я пришёл, чтобы имели жизнь, и имели с избытком». Христос даёт нам вечную жизнь, — подчёркивает отец Георгий. И тогда человек начинает понимать, что без Бога Ему не обойтись. Сначала осознаёт необходимость Бога. Постепенно необходимость перерастает в любовь. А это и есть смысл человеческой жизни и предназначение души — быть с Богом.
Однако любовь к Господу нужно постоянно взращивать. Делать так, чтобы Богом была наполнена вся жизнь без остатка. Поэтому в книге «Зачем ты есть» отец Георгий Мицов касается разных сфер человеческого бытия. Брак, воспитание детей, взаимоотношения с государством, служение Родине — всё это не просто можно, но и нужно связывать с Богом, уверен батюшка. Он разъясняет смысл церковных служб, показывая, насколько полна Господом каждая строчка Богослужебных текстов и песнопений. Говорит о браке, как о таинстве, установленном Самим Богом. О детях, как о Божьем даре. О монашеском подвиге, как о Божественном призвании. Куда ни посмотри, за что ни возьмись, во всём — Господь, — констатирует отец Георгий. Как сказал Христос в Евангелии,: «Без Меня не можете творить ничего». Действовать во всём вместе с Господом здесь, на Земле, чтобы душа соединилась с Богом и в Вечности — в этом предназначение человеческой жизни, — приходит к выводу отец Георгий.
Размышления батюшки афористичны; он цитирует не только Священное писание и святых отцов Церкви, но и обращается к примерам из художественной литературы — классической и современной. И всем, по-пушкински вопрошающим: «Жизнь, зачем ты мне дана?» терпеливо и увлекательно старается объяснить, зачем мы есть.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер