Недавно один мой друг огорошил меня вопросом: может ли христианин есть свинину? Я впал в ступор. Потому что за семь лет жизни в Церкви НИ РАЗУ об этом не задумывался. Ни разу. «А откуда возник вопрос-то?» — спрашиваю. «Понимаешь, — отвечает он, — в Писании есть несколько мест, которые противоречат друг другу в этом вопросе…»Мне стало стыдно. Я сразу представил себе своего друга, который усердно перечитывает Писание, сопоставляет отрывки и силится понять, может ли все-таки христианин есть свинину — или нет.
Но если решение какого-то вопроса упорно не вмещается в голову, может, что-то не так в условии задачки? Я долго не мог понять, что же меня смущает в самой постановке проблемы: «В Писании есть места, которые противоречат друг другу в вопросе, может ли христианин вкушать свинину».
И наконец — понял. Мой друг — протестант. А для протестантов в принципе характерно ответ на любой вопрос искать в прямой цитате из Священного Писания. А главное — протестантское учение не признает Священного Предания. То есть, той практики церковной жизни, которая из Евангелия вырастает, но существует не на бумаге, а в живом опыте людей. Этот опыт на протяжении веков передается от священника к священнику — отсюда и слово Предание. Ответ на многие трудные вопрос православные христиане ищут как раз в Предании, в советах святых отцов, в духовных наставлениях старцев. Почему? Потому что Ветхий и Новый Заветы написаны давно — в том культурном контексте, которого сегодня уже нет. Да, это вечная истина, да, это духовный идеал — и к нему нужно стремиться в любую эпоху, и конечно же, в любую эпоху есть люди — святые — которые этого идеала достигали. Но в любую эпоху возникает необходимость передать евангельскую истину на современном понятном языке. Из этого, по существу, и вырастает Священное Предание. Тот круг вопросов, который оно охватывает, показывает, что для верующих является по-настоящему важным. И я никогда не встречал изречений святых отцов о свинине. Возможно, верующих людей этот вопрос просто никогда особенно не интересовал? Есть время поста, когда не едят мясо. А уж что это за мясо, которого не едят, — так ли это важно?
Зато Священной Предание много говорит нам о другом — о покаянии, об отношении к ближним, о любви в семье, о воспитании детей, о почитании стариков — то есть, в целом о нравственности. И я уверен: если есть интерес к теме свинины, его, конечно же, нужно удовлетворить. Но все-таки после того, как более важные вопросы, связанные с верой, будут для себя уже решены.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.