Светлый вечер с Владимиром Легойдой - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Светлый вечер с Владимиром Легойдой

* Поделиться

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.

Темы беседы:

— Форум объединенных культур в Санкт-Петербурге;

— Искусственный интеллект — современные вызовы;

— Образ учителя в фильме «Общество мертвых поэтов»;

— Новый выпуск подкаста «Собрались с мыслями» о науке.

Ведущий: Константин Мацан


К. Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, здравствуйте, уважаемые друзья! В студии у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня, как всегда по пятницам в этом часе «Светлого вечера», Владимир Романович Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО, член Общественной палаты. Добрый вечер.

В. Легойда:

— Добрый вечер.

К. Мацан:

— Вы недавно принимали участие в девятом международном Форуме объединенных культур в Санкт-Петербурге и говорили на такую животрепещущую сегодня тему, как искусственный интеллект. Вот поделитесь впечатлениями от дискуссии, что обсуждалось? Потому что форум представительный, в дискуссии много людей принимало участие, и, наверное, была возможность понять, где для разных групп аудитории, для разных представителей общественности бьется главный нерв разговора темы проблемы искусственного интеллекта.

В. Легойда:

— Я мог бы рассказать о своем выступлении...

К. Мацан:

— Кстати, у нас есть запись. Давайте мы ее, может быть, прямо сейчас послушаем, чтобы потом, по итогам того, что слышим, вы что-то прокомментируете.

Звучит запись дискуссии с выступлением Владимира Романовича Легойды

— «Спасибо большое, дорогие друзья. Если, Андрей, вы думаете, что я буду выступать с позиции «Баба-Яга против», то это, в общем, конечно, не так. Но я знаете, с чего хочу начать: вы сегодня так интригующе задали нам вопрос в начале о том — «Знаете ли вы, кто придумал название нашей секции?» Я был уверен, что ответ будет — «бот GPT», но вы смогли нас удивить: вы сказали, что вы придумали ее сами, это неожиданно, конечно. Спасибо вам большое, очень хорошее название. Вы знаете, коллеги, вы вчера здесь занимались интересными делами, но я вам изменял с любимым информагентством «ТАСС», где проходил похожий отчасти, может, не такой величественный, но замечательный форум об этике и искусственном интеллекте, и я поэтому хочу, вот как-то преломляя то, что я слышал вчера и то, что я услышал сегодня, с вами поделиться буквально несколькими мыслями. Начну с такой, не то чтобы цитаты, но когда-то цитируемого часто тезиса, звучит он примерно так: «Эта книга ужасна, бездушна, в ней нет ничего живого. Это мертвая книга, которая уничтожит культуру». Как вы думаете, про что это? (Звучат ответы из зала) Нет, ну вы слишком радикальны, Анна, нет. Это не про конкретную книгу, а вот про тип носителя. Как вы думаете, про какой? Про электронную, вы думаете? Нет, это про книгопечатание. Вот когда возникла эпоха Гуттенберга, люди, выросшие в пространстве рукописных книг, говорили, что только та книга, которая написана от руки, только та книга, в которую автор вложил, переписывая, всю душу, четыре месяца рисовал вот эту одну букву, только она может жить, дышать и так далее. Это я к чему? Это я к тому, что все разговоры о том, что «технологии убьют культуру, духовность и так далее», они, конечно, с одной стороны, как бы пустые, потому что это всегда звучит. Слово «как бы» я использовал не как слово-паразит, вот вроде бы у меня с речью более-менее пока еще ничего, несмотря на возраст, но я это использовал именно в смысловом значении, потому что в этом примере есть и некая довольно серьезная составляющая и тот уровень глубины, который я вам хочу предложить. Был такой замечательный наш соотечественник, философ, культуролог, мыслитель — Юрий Михайлович Лотман. Вот Лотман предлагал такую пару: «техника и культура» и осмысливал происходящее в нашем мире в категориях техники и культуры. Он говорил, что когда появляется техника, то есть инновация, которая должна сделать нашу жизнь проще, лучше, интереснее, ближе, она первоначально отбрасывает ее назад. Почему? Она пугает, как в одном фильме: «It’s scary because it’s new», когда человек видит, как едет автомобиль без водителя. Он говорит: «It’s scary because it’s new». Она пугает и она действительно не облегчает коммуникацию. Ну, представьте, вот возник телефон, не наш смартфон, а простые телефоны: раньше, чтобы поговорить с человеком, надо было находиться рядом с ним, сейчас я говорю по телефону, человека не вижу, он говорит, чего он имеет в виду, как, что? Непонятно. Как мне один мой друг сказал: «Пишу жене длинную смс-ку, она отвечает (вот только появились смс-ки) — „Все нормально“. Я сижу и думаю: обиделась? Всё плохо? Дети заболели? Пишу: „Пришли смайлик“, чтобы я понимал, какой будет смайлик, такой, сякой» — это вот иллюстрация к тезису Лотмана, то есть техника, первоначально не ставшая культурой, она создает человеку проблемы первоначально. Условно говоря, в этой цитате, которую я привел — я ее привел не как осуждающую, а как естественную реакцию на то, что появилось. Вот эта «страшная, холодная, бездушная книгопечатная книга», она и была такой, пока человек ее не сделал частью своей жизни, пока он ее не пропустил через свою душу, через свое сердце, пока вот эта техника не стала культурой. Отсюда главный вызов, как недавно стало модно говорить: «нашего времени», заключается в том — а успеваем ли мы так поработать с техникой или, может быть она с нами сейчас... Вот Андрей высказал предположение, что в следующий раз здесь будут наши аватары — надеюсь, что никогда. Вчера было блистательное выступление Никиты Сергеевича Михалкова, представляете себе аватара Михалкова, который выступает как Михалков? — Never! Это невозможно. Этого не будет никогда. Почему, кстати, сказать? А я вам отвечу: как говорил Аристотель: «философия начинается с удивления». Культура, второе вот это слово, из которой все выросло и вырастает сегодня, начинается с изумления, с удивления, это то, что недоступно ни для какого искусственного интеллекта — другой принцип работы, другой принцип креативности, если угодно. И вопрос очень серьезный: успеваем ли мы? Потому что если мы с вами посмотрим хронологически информационные революции, мы увидим одну железную закономерность — время между ними сокращается: письменность-книгопечатание, книгопечатание-интернет, интернет-социальные сети и так далее, сокращается существенно, скорость становится быстрее. А последствия масштабируются намного сильнее, они намного сильнее увеличивают коллективную память и, кстати сказать, бьют по индивидуально, здесь тоже есть над чем задуматься, потому что человек — это память. Я своим студентам, я ведь преподаватель прежде всего, всегда говорю: «Представьте, что вы завтра проснулись, и вы ничего не помните». Все, не надо ничего объяснять, доказывать. Человек — это память. Человек — это память и привычка. Вот, собственно, два функциональных определения. Поэтому я очень благодарен господину Сингху, очень интересно его выступление, это и есть способ «окультуривания техники», вот если использовать термины Лотмана и поэтому Полину очень хотелось бы, конечно, тоже услышать, потому что то, что я читал, это как раз связано вот с этим самым главным — с возможностью человека через свое сердце, через свое творчество это пропустить. Ну и второе: у нас сегодня звучало много раз слово «ценности», я не очень понял, какие, хотелось бы знать, потому что я уверен, что сколько раз не говори «халва», слаще от этого не станет. Меня немножко пугает, давайте я все-таки чуть-чуть бабой-ягой сыграю, надо, да, баба-яга в мужском обличье. Человек — это не собиратель лайков, просмотров и подписок. Человек — это искатель истины, добра, красоты и любви. Это и есть смыслы и ценности, о которых мы должны говорить. Замечательно, что мы приходим к молодежи и говорим: «ваши ценности — наши ценности, мы с тобой одной крови», но мы им еще должны говорить: (цитирует на итальянском языке фразу из книги «Божественная комедия» Данте Алигьери) «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу...» Дайте мне пятнадцать минут в любой аудитории — они выйдут и начнут читать Данте, потому что Данте — это книга на каждый день, потому что «ты проснулся утром, тебе надо вставать, первая пара, — я говорю своим студентам, — и это ад, это невозможно. Ты встаешь, кофе выпил, оп, уже так рюкзачок набросила, уже как-то почти чистилище. Ты приходишь, зачёт, а препод говорит: „автоматом“, и это рай». Это книга на каждый день, люди бегут и начинают читать, и там они обретают смыслы, там! Потому что мнение студента не равно мнению профессора, мнение профессора не равно мнению Данте, потому мы его сегодня до сих пор читаем, переводим и живём им, вот об этом я хотел бы вам сказать. Спасибо«.

Конец выступления

К. Мацан:

— Ну вот возвращаемся в студию, Владимир Романович, теперь нас спикер живьём, в студии Радио ВЕРА.

В. Легойда:

— Форум большой очень был, и я участвовал, честно говоря, только в этой секции, потому что это был второй день уже форума, я предполагал, что я приму участие в первом, но в первый день форума был в Москве другой форум, тоже посвящённый искусственному интеллекту, и вот так, совершенно неожиданно, мне пришлось в течение двух дней дважды выступать по темам, касающимся искусственного интеллекта. Что касается питерского форума, там всё-таки была такая специальная секция, в рамках которой я выступал, где говорилось о платформах, о привлечении молодёжи на платформы, ну и какую роль здесь играет искусственный интеллект. И мне кажется, я не знаю, насколько понятно было из выступления, которое мы сейчас послушали, там просто в рамках этой секции в конце мы послушали два музыкальных номера, один из которых был написан при участии искусственного интеллекта, и ведущий наш даже предложил нам определить, какой из них, и, по-моему, там как-то ошиблись мы, там порядка десяти было участников, может, чуть меньше, там первый был отрывок, и второй. И я помню, что мой ответ был, я, правда, его не озвучил, я хотел сказать, что вот «хотелось бы, чтобы это был первый, но, на самом деле, скорее всего, второй» — и действительно, второй, такой более интересный, был написан при участии искусственного интеллекта, но для меня это было важно, вот я пытался там об этом сказать, с вашей позволения повторю, что это вот и есть процесс, когда техника становится культурой, вот то, о чём писал Лотман, и мне кажется, что этого процесса не нужно бояться, мне лично он не представляется страшным, как раз интересно здесь экспериментировать, смотреть, насколько, может в творческом процессе человеческом участвовать искусственный интеллект, потому что иначе, если вспомнить Лотмана: а как ещё техника может стать культурой, если мы не будем её окультуривать? Другое дело, я говорил много раз уже об этом, и на форуме, и сейчас повторю, что, мне кажется, сегодня главной проблемой является скорость. Вот скорость происходящих изменений, она действительно сегодня ставит, как минимум, вопрос: успеваем ли мы вот эту технику, вот эти технологии, искусственный интеллект, как угодно мы можем это называть, успеваем ли мы сделать частью нашей культуры? Потому что технология — это технология, она сама по себе нейтральна, но она должна быть вписана в культуру, в то самое пространство смыслов и ценностей, в котором мы живём, она должна там какое-то место своё занять, как в своё время такой частью, допустим, домашнего культурного пространства был телефон, (я имею в виду для наших молодых слушателей, что телефон — не мобильный телефон, а стационарный) и действительно, был там длинный провод, потом появилась трубка, которую можно отдельно от основного аппарата носить, и всё это как-то преображало реальность и вместе с тем вписывалось в наш культурный процесс. И вот скорости, с которыми сейчас всё меняется, они ставят вопрос. Повторяю, я не готов говорить, что мы не успеваем, но такое опасение у меня есть, и мне кажется, что это надо как-то и осмысливать, и наблюдать. Любые прогнозы, они, скорее всего, не сбудутся здесь, потому что я помню, как, наверное, лет пятнадцать назад один очень продвинутый специалист в области информационных технологий выступал у нас в МГИМО и рассказывал, что будет уже через пять лет, вот пять-семь лет, какими будут гаджеты, и вот я сейчас не хочу, в том числе этого специалиста называть, потому что все его прогнозы, они не сбылись, ничего не сбылось.

К. Мацан:

— Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сегодня у нас в программе «Светлый вечер». Ну вот замечательный пример с двумя музыкальными треками, один из которых написал искусственный интеллект. Люди творческих профессий на эту тему переживают, потому что есть примеры, когда сценарии сериалов пишет искусственный интеллект и так далее. Я знаю по опыту общения с людьми, допустим, из области связей с общественности, когда вот одной моей знакомой нужно было написать какой-то текст, как бы зазывающий принять участие в акции благотворительного фонда, и она поручила это нейросети, и нейросеть справилась блестяще с призывом, с эмоцией, с каким-то таким, в хорошем смысле слова, выжимающим слезу примером, что-то вот такое, то есть был очень работающий текст. Это журналистов касается: новости могут писать нейросети. А как вам кажется, что остается, что останется, что должно остаться нетронутым, куда не может прийти искусственный интеллект?

В. Легойда:

— Боюсь, что здесь, может быть, что-то будет звучать, поскольку я глубоко в эту тему не погружен, и может быть, где-то я что-то ошибочно понимаю и воспринимаю, но я всё-таки думаю, что любая ситуация нравственного выбора и нравственной оценки — это ситуация, которую разрешать должен человек и только человек. Наверное, всё-таки никакой трагедии в том, что программа напишет новости, что она уже давно и успешно делает, потому что что такое искусственный интеллект, это же не робот, который сидит — это программа компьютерная, которая способна сделать новостную заметку. Наверное, в этом ничего нет, и если мы к этому будем относиться как к возможности освобождения времени, которое человек может тратить на что-то другое в творческом плане, то, наверное, это даже хорошо. Но если говорить о журналистах, о которых вы спросили, то нередко мы пишем о ситуациях, имеющих нравственное измерение или ситуации, где требуется, повторяю, нравственный выбор, потому что благотворительные мероприятия тоже имеют какое-то нравственное измерение, и программа способна написать такое, как вы сказали, зазывное приглашение, но это всё-таки нечто другое чуть-чуть, там нет необходимости делать этот выбор или выносить какое-то оценочное суждение. Я думаю, что это, конечно, прерогатива человека. Ну и насчёт музыки мне сложнее говорить, но, знаете, тут удивительная вещь, я человек довольно далёкий от этого мира, вот когда мы слушали эти два исполнения, у меня была очень такая противоречивая реакция: поскольку мне второе произведение понравилось больше, и мне оно показалось более интересным, я подозревал, что именно его написал искусственный интеллект, ну потому что можно же разные произведения сыграть, но хотелось бы, чтобы это было первое, но, опять же, в данном случае это же вопрос ещё подбора — наверное, можно было разные подобрать музыкальные вот эти моменты, и я не знаю, но, может быть, не без умысла так было сделано. Но пока вот, по крайней мере из того, что я знаю и вижу, мне кажется, что какие-то опасения должны испытывать люди, то есть у человека нет оснований испытывать какие-то огромные серьёзные тревоги, другое дело, что действительно, что человек будет делать с тем временем, которое у него освобождается, с теми задачами, которые перед ним станут, потому что, конечно, писать новостные заметки проще, чем талантливые репортажи, сложные эссе, большие публицистические формы. Но, знаете, я вот сказал, на этом форуме выступая, потому что там ведущий нашей вот этой секции, (или сессии, уж не помню, как они назывались) он сказал, что «Ну вот, может быть, на этом форуме мы ещё сидим и общаемся, а на следующем уже наши аватары будут общаться», и кто-то пошутил — «А мы, — говорит, — в этот момент будем где-нибудь на пляже загорать и прочее». Вот я действительно надеюсь, что этого никогда не будет, потому что люди должны общаться с людьми и не отдавать эти функции, какими бы ни были вот эти изображения наши цифровые... ну, это как-то звучит диковато, честно говоря. Но ещё я вот хотел бы, поскольку про форум вы спросили, сказать, что меня немножко настораживает, так скажу, наверное, предельно мягко то, что вот в дискурсе появилось слово «ценность», которое звучит всё чаще и чаще, но даже вот на той наше встрече я, собственно, поэтому и сказал, что очень многие говорили о ценностях, но я ни от кого не услышал о том, какие это ценности. И там один из участников, отвечая, мне сказал, что — «А мы все понимаем, какие, а вот говорить об этом не нужно, потому что начнутся дискуссии, споры...» Вот лучше, как я его понял, оставлять ценностную проблематику в области подразумеваемого, и вот это то, что я никак не могу понять, принять, с этим согласиться, и я думаю, что как раз таки разговоры о ценностях без их называния, они, в общем, бессмысленны.

К. Мацан:

— А то, что вся проблематика искусственного интеллекта включается в контекст критики религии, критики христианского мировоззрения с той точки зрения, что, смотрите, если искусственный интеллект по своим функциям и возможностям приближается к человеку, то ещё шаг, и мы будем вынуждены признать, что никакой разницы между человеком и суперкомпьютером нет, и значит, все разговоры о том, что человек есть образ Божий, из них вынимается какая-то вот подоснова, и всё религиозное мировоззрение рушится. Вот как вы готовы на такой скепсис реагировать?

В. Легойда:

— Во-первых, по каким-то показателям искусственный интеллект, программа, она не то что приближается — она многие вещи делает лучше, чем человек. И мы знаем, что и в шахматы самые выдающиеся гроссмейстеры проиграли уже, и даже в гораздо более сложные, как говорят, опять же, специалисты, я не специалист, чем в шахматы, игры тоже человек уступает уже машине. Но, понимаете, там есть такой механизм — манипулятор называется, он тоже может заменить и десять, и двадцать человек и справиться с тем, что человек никогда не поднимет, а манипулятор, вот ты нажимаешь кнопку — он поднимает и ставит, то есть он не приблизился к человеку, а человека давно обогнал, и что ж теперь, мы, значит, ничем не отличаемся или уступаем манипулятору? Я думаю, что в тех вещах, понятно, что, может быть, это немножко натянутая аналогия, потому что мы говорим всё-таки об искусственном интеллекте, который приближается не в тех областях, где нужна физическая сила, а где нужно какое-то творческое усилие и прочее, но я всё-таки здесь сторонник подхода, который основывается на том, что для таких вот творческих начал, в человеческой культуре очень важны такие категории, как удивление, вот то, что Аристотель говорил: «философия начинается с удивления». Мне кажется, что искусственный интеллект не способен удивляться и никогда не будет способен удивляться, как мне кажется, исходя из моего, может быть, не очень глубокого понимания того, как это всё работает. Ну, и образ Божий связан всё-таки... Это такой, конечно, большой, длинный сложный разговор, но он связан с тем измерением нашей жизни, которого в этом машинном мире, просто его нет, и поэтому здесь это очень сложно сравнивать, это не зависит от того, делают машины какие-то манипуляции лучше, чем человек или не делают, потому что те же шахматы, опять же, всё это связано с тем, что шахматист просчитывает варианты и должен их держать при этом в памяти — да, машины это делают лучше, но разве это делает её человеком? Нет, конечно.

К. Мацан:

— Ещё об этом теме я хотел сегодня с вами поговорить, мы уже несколько раз обращались к проекту «Фома Кино», к новому сезону, где вы с подростками в одном из выпусков обсуждали фильм «Общество мёртвых поэтов», и я хотел вас спросить: недавно у нас был День работника высшей школы, и вообще у нас «Год педагога и наставника», вы часто этот фильм «Общество мёртвых поэтов» предлагаете смотреть студентам и школьникам, ученикам вот в «Сириусе», когда летом вы преподавали, и я по вашему любезному приглашению преподавал, тоже одна из тем для обсуждения был этот фильм. Почему? Какой образ учителя там создан, о котором вам кажется важным со школьниками, со студентами говорить?

В. Легойда:

— Я бы сказал, что всё-таки образ учителя, может быть, не самое важное в этом фильме, и, честно говоря, одна из причин, по которой я продолжаю этот фильм показывать — это потому что, мне кажется, он, как правило, ребятам интересен, хотя вот тут я недавно случайно узнал, что не всем, например, студентам, далеко не всем, то есть не то, что для меня это неожиданность, но я понимаю, что не может всем одинаково нравиться, то есть, как правило, он смотрится с интересом, потому что, несмотря на то что много времени прошло с тех пор, как фильм был снят, но всё равно какие-то похожие ребята испытывают проблемы, терзания, вопросами задаются, как и герои фильма. Что касается образа учителя: вот если на него смотреть поверхностно и первое впечатление оценивать, он, безусловно, очень яркий, он сознательно сделан, он выписан на контрасте с другими.

К. Мацан:

— В кино его играет Робин Уильямс.

В. Легойда:

— Да, да, и гениальный, конечно, совершенно Робин Уильямс играет, он действительно потрясающий был актёр, и хотя в основном раскрывался, известен и снимался как комический актёр, но вот несколько ролей, безусловно, у него таких, может быть, самых интересных его ролей, они как раз не связаны с комедийным жанром. Но я думаю, что для меня всё-таки, как для человека, который в этой профессии существует, это, конечно, вопрос ответственности, и ответственности учителя, и столкновения этого мира взрослых с миром детей. У меня недавно был в институте эпизод, он ещё не закончился, такого сложного вдруг отсутствия коммуникации с одним из студентов, я даже попросил там остаться после занятия, поговорить, и это ни к чему не привело пока, и я, в общем, так переживаю по этому поводу, потому что я предполагал одну реакцию на разговор, а получил совершенно другую, и я её не могу пока для себя объяснить, но я пытаюсь что-то с этим сделать, то есть вот неожиданно, казалось бы, что я там, не могу с первокурсником объясниться, договориться, я сто лет уже преподаю — но оказалось, что не могу. И я с этой точки зрения, вот вы сейчас сказали про фильм, а я вспомнил этот эпизод и понимаю, что я вот этим разговором вызвал какую-то реакцию у человека, и меня это расстраивает, огорчает, беспокоит меня, что вот такая реакция, значит, я что-то сделал, видимо, не так, я всё-таки старше, ответственнее и так далее, поэтому вот такая сложная у нас профессия в этом смысле.

К. Мацан:

— Вернёмся к этому разговору после небольшой паузы. Напомню, сегодня с нами в программе «Светлый вечер» Владимир Романович Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО. Мы скоро вернёмся, не переключайтесь.

К. Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня Владимир Романович Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО, член Общественной палаты. Мы продолжаем наш разговор, я хотел бы еще немножко поговорить про фильм «Общество мертвых поэтов» и про образ преподавателя, которого играет Робин Уильямс. Может быть, стоит напомнить слушателям, тем, кто давно не пересматривал «Общество мертвых поэтов», что это преподаватель, который нарушает, скажем так, устои. Он преподает литературу, они говорят о поэзии, он на первом занятии дает им учебники, они открывают учебник, читают первую страницу, и там какая-то такая скучная схоластическая информация, какое-то определение поэзии: «поэзия есть то-то, то-то...» И он говорит: «Все прочитали? Теперь вырвите эту страницу!» Все ученики такой очень классической строгой американской школы, все в шоке — как это? Он говорит: «Вырвите, вырвите, рвите, рвите!» И это с таким вот взрывом и разрывом шаблонов. Вот для вас, как для преподавателя, эта методика, она уместна, она рабочая? Это больше провокация, это попытка найти контакт? Там при этом тоже есть любопытный эпизод, я вот фильм пересматривал, когда летом мы в «Сириусе» были, первый раз обратил внимание, что там есть коротенький кадр: перед тем, как выйти к студенту в первый раз, герой Робина Уильямса, то есть учитель, так выглядывает из-за двери очень аккуратно, и в этот момент он, на самом деле, такой очень как бы в себе не уверенный, он сомневается, он смотрит, что там, как там дети, он такой, немножечко как бы нащупывающий почву, а через секунду — всё, он уже выходит, и он уже абсолютно в себе уверен, он силен, он их захватывает сразу, то есть тоже герой не линейный, он разный, и он по-своему тоже, может, волнуется как-то и идет на какое-то такое для себя дело, в котором он может и не преуспеть. Вот как вы это чувствуете?

В. Легойда:

— Много здесь разных тем и вопросов. Кстати сказать, вот интересно: почему-то память действительно представляет вот этот урок как первый, но это второй урок. Первый урок, если помните, он выводит их вообще из класса, ребят, и подводит их к такому стенду, где находятся фотографии какие-то — вот это первый урок, и, собственно, про первый урок мы видим, там нет занятия, там только рассказ о том, что «вот посмотрите на эти фотографии, эти люди, которые на них изображены, их уже едят черви...» и дальше вот это Carpe diem звучит здесь: «лови мгновение», и это первая встреча с учениками, а страницы они рвут уже на следующий, по крайней мере, то, что мы видим, как второй урок. Не знаю, я вообще противник того, чтобы книги портить, но поскольку...

К. Мацан:

— Хороший ответ.

В. Легойда:

— ... понятно, что это фильм, я думаю, что в фильме это совершенно оправдано именно потому, что он это делает не из-за экстравагантности, всё-таки учитель и тот образ, который Робин Уильямс создаёт, он довольно, мне кажется, представляется весьма глубоким, и как бы он не пытался разнообразить, вот какие бы методики он не использовал, он же там много всего делает: вот они бьют по мячу под музыку, читая какие-то фразы, которые он для них заготовил, для студентов, вот они должны там поэму написать дома небольшую, стихотворение, правильнее сказать, и много ещё чего-то такого, или там маршируют в школьном дворе внутри, чтобы выработать, как он говорит: «свою походку», и он говорит: «Мы с вами обсудим сегодня опасность конформизма, чтобы мы не шагали вот все одинаково». Это всё-таки всё не является экстравагантностью ради экстравагантности, что я имею ввиду: я вот помню, у меня был преподаватель в институте, который сразу нам заявил, что он вернулся из Америки, там преподавал, и он сказал: «Ну, как-то мы плохо сидим», представьте, вот аудитория обычная, он вошёл, мы сидим, а он говорит: «Нет, мне это не нравится» — подошёл и сел на подоконник, и заставил нас развернуться к нему, и получилось, что те, кто хотел сидеть на первом ряду, они оказались там слева сбоку, а те, кто, допустим, хотел спрятаться, они оказались рядом перед ним. Ну, может быть, если это считать смыслом, то да, а так я, честно говоря, не понял, зачем он, кроме вот того, что он неожиданно сидел ловко так, закинув ногу на ногу на подоконнике и продолжал говорить всё то же самое, что можно было сказать и там, вот это мне не очень было понятно, может быть, из юношеской вредности, но я как-то так скептически тогда это воспринимал и сейчас, вспоминая уже, сам, как преподаватель, не понимаю. Хотя у меня, например, были эпизоды, когда я вставал на стол сам в аудитории...

К. Мацан:

— Зачем?

В. Легойда:

— Это было тоже, на самом деле, может быть, примерно так же, как мой вот этот преподаватель, который мне не понравился тогда. Я просто помню, что я не мог добиться тишины, пришёл, а студенты шумят. И я встал на стол и сказал, что — «Ребята, если вы не видите, я уже в аудитории нахожусь, уже можно разговоры прекратить». По-моему, подействовало, насколько я помню. А главное, что потом это ещё передавалось с поколения в поколение, что Легойда там на стол встаёт на занятиях, это было один раз всего, но хватило разговоров там.

К. Мацан:

— Миф сложился.

В. Легойда:

— Да-да-да, какой-то такой. Поэтому здесь такая, я говорю, довольно сложная, в общем, оценка. Но, возвращаясь к мистеру Китингу, герою из фильма, мне кажется, что он всё-таки ничего не делает, все его вот эти необычные вещи, они как такой способ привлечь внимание к чему-то очень важному и глубокому, и это его, что называется, оправдывает, это делает его очень хорошим учителем. Насчёт неуверенности — наверное, можно и так трактовать тот эпизод, который вы сказали. Мне, скорее, кажется, что вот в ситуации с героем, который в итоге кончает жизнь самоубийством, вот в какой-то момент Китинг, он чувствует растерянность, потому что он понимает, что он не может ничего сделать с этой ситуацией, не может повлиять на взаимоотношения студента и отца. Он видит, что студент ему врёт, говоря, что он с отцом поговорил, отец разрешил ему играть в спектакле, против чего отец выступал, и что и создаёт вот это вот такое трагическое напряжение даже не драматическое, а безусловно, трагическое. И вот там, мне кажется, что есть некоторая растерянность: он понимает, что ситуация сильнее его, вот он ничего не может с этим сделать. Это даже, я бы сказал, во всём фильме, вот это точка максимальной его растерянности, подавленности даже какой-то: он понимает, что вот ничего не сделаешь. То есть он в каком-то смысле даже предчувствует что-то нехорошее, потому что когда после спектакля дети пытаются подойти к отцу, который забирает сына, и он не впечатлён его игрой, и Китинг тоже говорит: «Ребята, оставьте», вот он в таком уже состоянии, он понимает, что не получается, и, в общем, это такая сложная очень история.

К. Мацан:

— Вот мы с детьми в «Сириусе» обсуждали, я сейчас уже точно не помню до конца, что они говорили, но эта тема была: «кто виноват в смерти одного из героев?» Понятно, что вопрос очень такой лобовой, может быть, излишне примитивный, но тем не менее вот он приходит. Можно, конечно, вовсе отказаться от этой категории: никто не виноват, такова жизнь, вот множество мотивов и судеб сплелись, и некий такой эгоизм и излишняя властность отца, который говорит ребёнку: «Нет, ты будешь учиться в этой школе, театр — это всё пустое, ты что, хочешь стать актёром? Ни в коем случае! Мы всем с мамой пожертвовали, чтобы ты в хорошей школе учился», такая вроде бы классическая родительская манипуляция. С другой стороны, учитель, который призывает каждого ребёнка, вот мистер Китинг призывает каждого ученика найти себя, быть творцом, ловить моменты, жить полноценной жизнью в хорошем смысле слова, то есть вот то, что мы говорили про конформизм: быть, а не казаться, быть, а не существовать, искать смысл, искать то, что тебя наполняет — вот ребёнка неожиданно стала наполнять смыслом и полнотой бытия игра в театре, он, кажется, нашёл своё призвание, хочет продолжать, отец против, и в итоге ребёнок, не выдерживая того, что его забирают из школы, запрещают этим заниматься театром, он совершает самоубийство. Кто виноват? Вот вы на Китинга, на преподавателя, на героя Робина Уильямса вину возлагаете?

В. Легойда:

— Да, конечно. Но, опять же, смотрите как: если под виной понимать причинно-следственные связи, которые привели к конкретному результату, то понятно, что... Вот давайте так посмотрим: что могло остановить вот это? Конечно, это поведение отца прежде всего, раз. Вот если смотреть так, в том числе и хронологически, и причинно-следственные связи установить, отец мог эту ситуацию, до неё не доводить совершенно запросто. Второй момент — это, конечно, Китинг, потому что, как мне представляется, вот сколько раз я бы не смотрел этот фильм, мне всё время кажется, что когда перед спектаклем Китинг спрашивает у мальчика: «Ты поговорил с отцом?» Он говорит: «Да». — «Он разрешил тебе играть?» Он говорит: «Ему это не понравилось, но он в итоге разрешил, он понял, что для меня это важно». Он видит, что мальчик врёт — и ничего не делает по этому поводу. Правда, возникает вопрос: а что он мог бы сделать? Но тем не менее он понимает, что ситуация не разрешена и остаётся в бездействии. Повторяю, я не готов сказать, что бы он мог сделать, но у меня полная убеждённость, что это сыграно так, чтобы мы видели, что учитель всё понял, что отец не знает, и будут последствия. Это, конечно, мать, которая никак, видимо, просто, с одной стороны, растворена в любви к своему сыну, и у неё в жизни ничего нет, вроде роль там даже не второго, а третьего плана, она несколько раз появляется, но при этом видно, что забитая, совершенно загнанная отцом женщина с таким тяжёлым лицом, нервно курит в кадре и безумно любит сына, но ничего не может сделать. Но она даже не пытается, потому что сын с отцом не говорит, он понимает, что это бессмысленно или считает, что это бессмысленно, а матери пытается сказать, и она плачет, но никак не хочет его услышать и попробовать с отцом поговорить. Значит, если говорить о причинно-следственной связи, вот ещё один человек, который мог бы что-то сделать и, возможно, этой ситуации не допустить — вряд ли, но вот в этом смысле. Но и при этом, понимаете, и сам ребёнок, конечно, тут сложно говорить: виноват-не виноват, но это вот из серии, если как-то пытаться это к жизни применить, ведь не каждый бы на его месте поступил бы так же. Хотя как раз в нашем разговоре, когда мы записывали, кто-то из детей, вот у нас три было школьника, прямо вот у нас был какой-то вопрос: «А как бы вы поступили?», и кто-то из них сказал, что «я поступил бы так же». Причём я сказал: в конкретной ситуации, мы страшный вопрос задали, я не знаю, насколько детей его поняли, но вот «в вашей семье в подобной ситуации», и человек сказал: «так же», и это такое какое-то страшное признание. Я, честно говоря, даже не знаю, это осталось в эфире или нет, я просто ещё не посмотрел. Понимаете, для меня, кстати, самое неожиданное восприятие этого фильма то, что всякий раз, когда ты погружаешься в этот мир, ты начинаешь в этой игре, предложенной художником, жить, то, конечно, ты на себя там примеряешь, ты проживаешь этот опыт и для меня это всегда был либо опыт учителя, либо одного из учеников. А тут, поскольку дети растут, я вдруг почувствовал себя вот этим отцом, который запрещает, причём почувствовал не в смысле: «а ну, как бы я?..», я вдруг понял, что какое-то моё поведение в семье по отношению к детям в чём-то очень может напоминать поведение отца вот этого мальчика, и я как-то тоже сильно довольно испугался от этого.

К. Мацан:

— Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Но вот обратимся к ещё одной теме, к подкасту «Собрались с мыслями», одному из свежих выпусков, где вашими гостями стали двое учёных: Егор Борисович Прохорчук, декан медико-биологического факультета медицинского института имени Пирогова и Никита Юрьевич Анисимов, ректор Высшей школы экономики, и говорили вы о том, как популяризировать науку. Вот вы для себя ответили на этот вопрос?

В. Легойда:

— Вы знаете, я бы сказал так всё-таки: мы планировали поговорить о том, как популяризировать науку, а разговор всё-таки складывался немножко иначе и в большей степени говорили о том, что такое жизнь учёного, как она вписывается вообще в нашу жизнь, как она вписывается в современные какие-то представления человека о должном, о важном, то есть в частности, когда говорили, что если человек целью важнейшей для себя ставит заработать денег, то это точно не про науку. И вот Егор Борисович много раз подчёркивал, что это конечно такая... Он даже сказал, что учёный, он как монах в миру почти, потому что для него ничего не существует, он может забывать о семье, он может там... Ну, вот он такой образ учёного-учёного такого изобразил и понятно, что это изнутри, это было безусловно изнутри, потому что для меня один из самых интересных моментов в нашей программе, когда в конце я задал вопрос гостям: «вот одна из форм популяризации — это кинематограф. О ком бы из учёных вы бы сняли фильм?» И Никита Юрьевич сказал, что о Ломоносове, он говорит «Я выпускник Московского университета, мне сложно что-то другое предложить». А Егор Борисович сказал: «Я бы снял фильм о себе». И он сказал,: «Ну, я других учёных плохо знаю, а вот о себе...» Но, понимаете, в контексте беседы и сейчас мне понятно, почему он так ответил — потому что он, конечно, говоря об учёном, он говорил о себе, о своём пути, о том, как он там в 90-е годы таксовал, чтобы на заработанные деньги, частным извозом зарабатывая, купить реактивы в лабораторию, которых не было, и это, конечно, совершенно такая вот жертва служения науке, когда в человеке вот эта доминанта познания мира в чистом виде, то есть не для того, чтобы там что-то изобрести, изменить мир. Хотя Егор Борисович сказал там интереснейшую вещь, он говорил: «Что такое научное открытие: представь, ты вот делаешь открытие и понимаешь, что его результатами будут пользоваться миллиарды людей. Причём ты уже об этом знаешь, а они ещё нет». Вот это тоже такой, очень яркий момент, мне кажется, в нашей беседе: «Вот эти, — говорит, — там пятнадцать минут или несколько часов, или несколько дней, или месяцев, когда ты уже знаешь, а они ещё нет, то есть когда ты понимаешь практическое значение своего открытия». Поэтому как-то вот, собственно, о привлечении мы не говорили. Я пытался ещё поговорить с коллегами на тему: вот как определить? И мне казалось, я предложил такую хорошую аналогию, но как-то она, видимо, не возымела своего действия, видимо, она только мне нравилась. Я сказал, что вот когда, скажем, в балете ты приходишь в каком-то возрасте, тебе говорят: «Спасибо, но вы должны были ребёнка привести лет на пять пораньше, тут вам уже поздновато», ну или в спорте в каком-то. Я говорил: есть ли такой порог возрастной для занятий наукой? Но ответ был, скорее, что нет. Хотя понятно, что при этом они говорили: «чем раньше, тем лучше, и вот задача именно образовательного процесса — помочь ребёнку понять, ребёнку, школьнику, потом студенту — вот его-не его». Вот, скорее, у нас так складывался разговор, мы не говорили, о каких-то форматах и методиках привлечения внимания. Но, может быть, через рассказ о том, что такое наука, кто такой учёный и так далее, там прозвучало что-то, что если вот ребята размышляющие посмотрят, может, для них это чем-то кажется полезным.

К. Мацан:

— С естественными науками здесь, в этом смысле, чуть более понятно, потому что можно совершить открытие, которое изменит мир, промышленность, технологию, медицину и вот реальная понятная практическая польза. А применимо ли то же самое к разговору о гуманитарных науках: история, филология, богословие, там есть этот запал для учёного?

В. Легойда:

— Безусловно, но там просто немножко другие вещи. Хотя, знаете, в своё время Игорь Евгеньевич Суриков, наш замечательный учёный-антиковед, он в одной из своих книг описывает открытие или гипотезу открытия своей коллеги, тоже учёного-антиковеда Брагинской о том, что вот в знаменитой цитате Аристотеля, где звучит слово «катарсис, как очищение от страстей», вот слово «страсть», то, что переведено как «страсть» в этом отрывке из Аристотеля — это «па́тема» по-гречески, а слово «урок» — «ма́тема», то есть отличается одной буквой, и Брагинская нашла рукопись, в которой не «патема», а «матема», и это тогда вообще обнуляет все споры о катарсисе, потому что тогда катарсис, получается, не избавление от страсти, а усвоение уроков — это открытие, которое, в общем, ставит на дыбы гуманитарную науку последнего тысячелетия.

К. Мацан:

— Вот это очень интересно. Спасибо огромное за наш сегодняшний разговор. Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО, член Общественной палаты, был сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». В студии у микрофона был Константин Мацан. Спасибо, до свидания.

В. Легойда:

— Спасибо.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем