В программе "Светлый вечер" мы беседовали с настоятелем Крестовоздвиженского храма в Орехово-Зуево священником Михаилом Тагановым и главным редактором издательства "Никея" Владимиром Лучаниновым.
Мы говорили о том, что такое Чудо, что можно считать чудом, возможно ли встретить его в жизни, и стоит ли его искать.
Ведущий — Константин Мацан
К. Мацан
— «Светлый вечер» на «Радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья! В студии Константин Мацан. 26 июля, в это воскресенье, в Церкви положено чтение отрывка из «Евангелия от Матфея», который посвящен достаточно знаменитому евангельскому сюжету о том, как Христос насытил пять тысяч человек всего лишь пятью хлебами и двумя рыбками. В этой связи мы сегодня поговорим о чуде. Это чудо было. Вот мы поговорим о месте чуда в нашей жизни. И у нас в гостях священник Михаил Таганов, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат богословия и настоятель Крестовоздвиженского храма города Орехово-Зуево. Здравствуйте.
М. Таганов
— Здравствуйте.
К. Мацан
— И Владимир Лучанинов, главный редактор издательства «Никея». Здравствуй!
В. Лучанинов
— Здравствуйте.
К. Мацан
— И я первый вопрос хочу задать, может быть, даже провокационный. Никогда не задавал его священнику. Отец Михаил, а с Вами чудеса случались? И насколько они для Вас оказались важны?
М. Таганов
— Несомненно, случались. Несомненно. Но, Вы знаете, чтобы так прямолинейно на этот вопрос ответить не получится, по-видимому. Потому что вот я, как всякий добросовестный оратор и докладчик, я, готовясь вот к этому нашему эфиру, читал какие-то тоже книги разные, литературу, которая просто невероятно пространна. Вот. И там все эти чудеса, так сказать, — они описываются как нечто совершенно исключительное в нашей жизни. И вот в какой-то момент я просто понял, что священнику даже не следует так это воспринимать, потому что чудо — это вообще повседневная реальность жизни священника и жизни Церкви.
К. Мацан
— А что Вы имеете в виду?
М. Таганов
— А вот прямо... Мы, допустим, приходим в храм, начинается богослужение, которое называется Божественная литургия. И если посмотреть на него так отвлеченно, не взглядом человека церковного, верующего или у которого многие рамки, парадигмы уже установлены, а таким взглядом человека внешнего... Вот берется просфора, которая является кусочком хлеба, берется чаша с вином. И вот после молитв в церкви эти совершенно простые, такие земные вещества, которые заповеданы Христом нам для совершения Божественной литургии, они реальным образом после своего освящения меняют жизнь людей. Вот прямо в этот день. Меняют жизнь самого священника, который получает новые силы для служения, меняют жизнь прихожан, меняют жизнь каких-то тяжких грешников, которые сегодня пришли, покаялись и впервые, может быть, причастились святых тайн. Они могут об этом рассказать тебе в тот же день, через месяц, через год, но они скажут, что это был переворот. А все началось с того, что вот перед нами на жертвеннике — небольшой кусочек хлеба и чаша вина. И, в общем, по большому счету, как мне кажется, для священника вообще привычно жить в состоянии чуда. Жить, видя человеческие судьбы, которые преломляются, меняются как-то под действием благодати Божией.
К. Мацан
— Вот Вы сказали, что чудо — это вся жизнь. Вот, наверное, если бы это было дословно так, то не было бы в языке слова «чудо». Тем не менее, мы же называем чудом что-то из ряда вон выходящее, и в нашей жизни это так или иначе случается. Вот как к этому относиться по-христиански? Это часть нашей веры в Бога — вера в чудо?
М. Таганов
— Несомненно, часть. Но часть, как и многое в нашей вере, как вот если таким высоким богословским языком говорить, часть трансцендентная. То есть она...
К. Мацан
— Давайте переведем, да.
М. Таганов
— ...очевидно превосходит этот мир. Она превосходит этот мир. Она имеет корни и бытие в мире Божественном. Вот я тоже, обдумывая наш предстоящий разговор, посмотрел, как определяют чудо различные какие-то такие, ну, терминологические справочники, катехизисы. И вот интересная закономерность: светские какие-то, ну, например, такие вот издания, как философский словарь, какие-то такие, вот энциклопедия, они сводят чудо, как правило, к событию. Чудо — это событие. Ну, и дальше, соответственно, истолкование. А вот святитель Филарет в катехизисе — он говорит: «Это дела. Дела, которые невозможно сделать иначе, как только лишь Силой Божией — например, воскресить умершего». Это почти дословно определение Катехизиса святителя Филарета. То есть для верующего человека за чудом стоит действие, а за действием — действующий субъект, Сам Господь Бог (с большой буквы). Вот этого... Так сказать, если мы не верим в Бога, то тогда чудо сводится к событию нашей жизни. Это вот что-то изменилось у них такое — вот болел, перестал болеть и выздоровел. А в действии видно что-то иное уже.
К. Мацан
— То есть чудо — это шанс повернуться к Богу, обратиться к Богу?
М. Таганов
— Ну, нельзя не согласиться. Конечно, да.
К. Мацан
— Спасибо! Володь, в издательстве «Никея» недавно вышла книга под названием «О том, чего не может быть», и отец Михаил был ее участником — одно из интервью в этой книге давал по теме «Чудо». Целая книга по теме «Чудо». И Ваш покорный слуга тоже имел к этой книге отношение. Ты ее, как главный редактор издательства, инициировал. Вот тема чуда, идея сделать книгу целую про чудо в нашей жизни — она пришла тебе в голову. Почему сейчас, и какая вот в этом была, скажем, такая редакторская задача? Почему эта тема волновала?
В. Лучанинов
— Ну, вот отец Михаил замечательно развел понимание чуда как какого-то неординарного, из ряда вон выходящего события, которое происходит в жизни человека, и как, действительно, действия Бога, который за этим чудом стоит. А еще ранее он начал говорить о самом ощущении своей жизни как о ежедневном чуде. Вот понимая, что для большинства людей именно чудо как событие становится тем самым мостиком, тем самым пространством, через которое они идут к Богу, потому что когда все земные средства исчерпаны, никакой надежды не остается, а остается надежда только на чудо, и Бог дает право на чудо человеку. И в Ветхом Завете просить знамения у Бога — это было вполне законным действием. И мы видим, какое количество людей приходит, например, когда привозят какие-то особые мощи, там, пояс Пресвятой Богородицы. Это говорит о том, что у людей есть глубочайшая, болезненная, я бы сказал, потребность в этом чуде, и есть, соответственно, вера — та вера, которую сам Христос не отвергал никогда. И, исходя из этого, хотелось бы сделать такую книгу, которая из понятия чуда как из ряда вон выходящего события все-таки говорила о чуде как о действии Бога и как о ежедневном опыте жизни человека. И всем мы знаем, что всегда и в любой ситуации человеческое сознание устроено так, что оно ищет подмены. Потому что, действительно, чтобы встретиться с чудом, нужно измениться, потому что чудо призвано человека изменить. И чтобы не меняться, человек сознательно или подсознательно пытается эти подмены найти. Если мы говорим о таком простом поиске чуда, как срве избавиться от какой-то боли, болезни, страдания, мы знаем, что люди часто потребительски воспринимают чудо: «Господи, дай мне!»
К. Мацан
— Да, очень острая проблема.
В. Лучанинов
— Ну, вот, пожалуйста, насыщение пяти тысяч. Но мы, в то же время, знаем другую ситуацию: когда у людей которые долго находятся в вере, появляется определенный скепсис — уже, зная, как часто человеческое сознание, опять же, искажает какие-то события, уже не верить ничему. И есть потрясающая притча на этот счет: когда была засуха, и все шли молиться, и маленькая девочка шла с зонтиком. И над ней посмеялись, говорили: «А что ты идешь с зонтиком? Засуха!» Она говорит: «Ну как же, если Вы будете молиться-то, Бог, наверное, дождь пошлет?»
К. Мацан
— Да, хорошо!
В. Лучанинов
— Но зачастую тем людям, которые находятся в вере, чуда не хватает, появляется уже такое вот неверие в чудо. На этот счет был замечательный фильм «Слово» — это экранизация пьесы Кая Мунка, которую поставил Карл Теодор Дрейер. Это как раз об этом фильм — о том, что вот люди, находящиеся, казалось бы, на совершенно таком глубоком религиозном контексте, они абсолютно уже не верят в возможность Бога совершить чудо. А это тоже неправильно. И вот на это множество вопросов хотелось в этой книге ответить, И это получилось только благодаря тебе, Костя. Как ты смиренно сказал, что «вот, я там поучаствовал». Но если бы ты не поучаствовал, этой прекрасной книги не получилось бы. Ну, естественно, отец Михаил...
К. Мацан
— ...которому мы сейчас слово и передадим как раз.
В. Лучанинов
— ...да-да, который одну из самых интересных частей в этой книге сделал.
М. Таганов
— Спасибо на добром слове, Володя! Я внимательно слушал Вашу мысль, и хочется ее несколько продолжить и, может быть, повернуть в другое русло чуть-чуть. Потому что, на самом деле, когда у верующих людей... Это такое противоречие в себе: у верующих людей нет веры в чудо. Это, в общем, означает просто-напросто упадок веры. Вот если мы вспомним, что у нас Господа Иисуса Христа слушали все верующие, воспитанные на Ветхом Завете, пророками, толкователями закона. Слушали абсолютно все верующие. Но, тем не менее, мы видим, что когда он входит в Назарет, то его там слишком близко знают как человека такого земного по своему такому человечеству, и дальше мы видим — евангелист заключает: «И он не сотворил там многих чудес по невежеству их». И вообще вот интересно, что в Новом Завете существует некая типология чудес. Там очень часто упоминается такая вот диада, такая пара понятий — знамения и чудеса, семия и терта. Семия — знамения — это не просто чудеса. Это чудеса такие общественно значимые, так скажем, чудеса, которые могут быть массовыми, которые ставят целью кого-то в чем-то убедить. Ну, вот, знамение — что можно вспомнить из Ветхого Завета? Это египетские казни, это расцветший жезл Ааронов, это практически все, что случается с избранным народом в пустыне. И очень-очень многое такое — то, что действует сразу на многих и на всех. И, собственно, именно вот таких чудес ветхозаветные книжники требуют от Христа, говорят: «Ну когда же ты нам дашь знамение? Когда ты нам докажешь, кто ты есть на самом деле?» И вот именно таких чудес Господь Иисус Христос практически не творит или творит их самое минимальное количество. Вот даже если вспомнить первое чудо, с которого начинается «Евангелие от Иоанна», — это чудо на браке в Кане Галилейской... Ну, чем все завершается? Для всех очевидно было претворение воды в вино. Председательствующий на пиру нахваливает это вино, говорит хозяину: «Молодец, ты соблюл хорошее вино доселе, то есть сохранил его до продолжения уже пира». А заключается то, что «положил Иисус начаток знамени вот этим, и веровали в него ученицы его». То есть веровали-то кто? Те, кто изначально был к этому как-то предрасположен всей своей душой.
К. Мацан
— А почему Христос таких чудес, о которых Вы говорите, не совершает — общественных?
М. Таганов
— Ну, тут, по-видимому, есть какие-то такие святоотеческие толкования, которые вот прямо сейчас мгновенно не приходят на ум. Но на самом деле между этими чудесами и знамениями, если понимать под чудом нечто более индивидуальное какое-то вот такое общение Бога с человеком, вмешательство Бога в жизнь человека, между этим очень существенная есть разница. Потому что вот эти чудеса, чудеса-доказательства, чудеса-убеждения, массовые чудеса — они имеют тоже примерно характер как, скажем, массовое обращение. Ну, мы иногда встречаем такие вещи — массовое обращение, массовое крещение. Нет обратной связи. Непонятно, что, в конечном счете, творится в душе у каждого человека, который все это воспринимает.
К. Мацан
— Ну, видимо, личное усилие в такой ситуации минимизировано.
М. Таганов
— И это тоже, да, несомненно. Но кто-то воспримет это как некий фокус, кто-то воспримет как, так сказать, что-то такое... Ну, целый спектр таких возможен разных путей восприятия таких чудес. Поэтому самое интересное, по-видимому, и самое глубокое воздействие чудо имеет тогда, когда оно индивидуально. А вот такие чудеса, из священнического опыта можно вынести такой вывод, что они совершаются практически ежедневно.
К. Мацан
— Я напоминаю, на «Радио «Вера» «Светлый вечер». У нас в гостях священник Михаил Таганов, настоятель Крестовоздвиженского храма города Орехово-Зуево, и Владимир Лучанинов, главный редактор издательства «Никея». В продолжение разговора хотел бы еще Вас, отец Михаил, спросить. Володя сказал вот как раз ту мысль, что бывает, что и у верующих оскудевает вера в чудо. А Вы что, таких не встречали? Вот таких случаев не было? Я просто прекрасно понимаю на себе, о чем Володя говорит. Потому что, и вправду, когда возникает трудная ситуация, и ты внутренне понимаешь: «Ну только чудо сейчас поможет», и если честно вот на себя смотреть, понимаю, что я как бы... это фигура речи, что чудо поможет. Я в это чудо... Мне трудно поверить, что чудо возможно, хотя я считаю себя человеком верующим. Вот этой проблемы для верующего не стоит, Вы считаете?
М. Таганов
— Да нет, все проблемы для верующих стоят, иногда намного даже и актуальнее, чем для людей, далеких от веры. Но тут вспоминается такая старинная притча святоотеческая или такая священническая, может быть, как одна женщина, такая малоцерковная, в деревне она читала Евангелие и прочитала строку о том, что... стих о том, что «если будете иметь веру с горчичное зерно, то если скажете горе сей: «Сдвинься и пойди в море», то будет по слову Вашему». Она посмотрела на свой повалившийся забор и сказала: «Ну, вот хоть бы он сам собой, этот забор, встал утром и целенький был!» Утром она проснулась, посмотрела — забор повалившийся так и лежит, и говорит: «Так я и знала, что ничего не будет, ничего не получится». Вот, то есть...
К. Мацан
— Веры не хватило?
М. Таганов
— Да не веры не хватило, а, по-видимому, очень странная за этим цель стояла — в общем, испытывать Бога на Его всемогущество, вместо того, чтобы взять, самой просто потрудиться — то, что от нее прямо требовалось. Вообще, молитвы о чудесах — они очень часто такие, так сказать... несостоятельные и наивные крайне. Как говорил один почивший иерарх Русской Православной церкви, такой интересный очень человек духовный, он говорил: «Мы ведь как молимся? «Господи, дай мне, пожалуйста, вон тот кусочек колбасы!» — по своему выбору и именно то, что мы считаем нужным». Но вот все эти аспекты, конечно, вспоминаются, когда видишь безрезультатность молитв о чуде, по-видимому.
К. Мацан
— Володь, а вот ты сказал про толпы людей, которые приходят к Поясу Богородицы, и упомянул то, что иногда мы подходим к чуду потребительски. То есть мы вот — как раз то, о чем батюшка говорит, — вот мне хочется именно этого, и мы к Богу и к чуду подходим как к такому источнику благ. А вот я хотел бы тебя спросить — может быть, потом и отцу Михаилу этот вопрос переадресовать: а это плохо? Вот неужели мы, Божьи чада, не можем просить у него обо всем, вот обо всем? Не ограничили ли мы его компетенцию, когда вот об этом просить можно, а о этом — нельзя? Ведь об всем просить Его хочется. Он же всемогущий, нет?
В. Лучанинов
— Безусловно, мы можем обращаться к своим близким друзьям, не испытывая ни тени сомнения, когда нам что-то нужно, — в этом и испытывается настоящая дружба. И если мы просим что-то у Бога... А в большинстве, подавляющем большинстве случаев первый импульс — а он бывает именно таким, то есть человек находит Бога через какую-то конкретную свою волю, потребность. Может быть, он именно этот кусочек просит, а не другой. А ключевым вопросом является, что последует за этим. Бог дает этот кусочек человеку, как бы нам друг наш дал, если бы мы захотели именно, там, какую-то машину, хотя могли бы купить совершенно другую дешевле, но друг не станет расспрашивать нас: «А почему ты вот хочешь занять деньги именно на эту машину?», он просто, по любви к нам, даст. Но это требует и от нас отдачи. То есть дружба не может строиться только на односторонних таких отношениях — что я от кого-то что-то получаю. Вот это и есть потребительское отношение к ближнему. Я думаю, что определенную параллель можно провести и в отношениях к Богу. То есть Бог является личностью, и самое главное, к чему призван человек, — найти Бога, установить с Ним связь, ощущать Его в своей жизни. Если человек, получив от Бога просимое, далее уходит в свою обычную жизнь, погружается в нее с головой, с ним не происходит переворот, и он, может быть, в следующий раз обратится к Творцу, только когда у него возникнет новая проблема, то, конечно, это отношения потребительские. А если эта просьба — может быть, странная, наивная, дерзкая — становится действительно тем толчком, который человека переворачивает, это совершенно, с моей точки зрения, нормально. И, опять же, если мы возьмем Евангелия, мы видим зачастую: всегда у тех, кто приходит к Христу, у них была какая-то боль, и они хотели что-то получить. И не знаю, может быть, здесь один случай я могу привести, опять же, из моей... из жизни моей семьи...
К. Мацан
— Да, это интересно.
В. Лучанинов
— ...когда моя мама, у которой ее дедушка был церковным старостой, был одним из главных жертвователей на собор города Коломны... Но, тем не менее, как-то потом сложилось, что вот уже моя бабушка стала далека от Церкви. С ней тоже очень интересная история: она вернулась к Богу только в конце жизни. И моя мама рассказывала: когда она беседовала с ней, с моей бабушкой и со своей мамой, она говорила: «А почему же ты перестала верить?» Она говорит: «Ну как же так — я всегда верила, а Бог сделал так, что вот все в моей жизни было плохо». А там ситуация была такая, что ее супруг, мой дедушка, по 58-й статье был осужден, очень долго сидел, но потом вернулся. Мама сказала: «Ну, как же? Он же тебе вернул твоего мужа, в итоге, в конце целым и здоровым!», и она, в общем-то, как-то в старости это смогла осмыслить. Но я хотел сейчас не о том сказать. Я хотел сказать о том, что моя мама как-то всегда искала интуитивно Бога в своей жизни, но только в определенные моменты она читала антирелигиозную книгу, в которой были цитаты из Нового Завета. И эти цитаты из Нового Завета ее настолько тронули, что она проплакала всю ночь...
К. Мацан
— (Нрзб.) религиозные книги?
В. Лучанинов
— Да, да, она проплакала всю ночь. Она увидела то, что Бог есть. Она, как говорит: «Я почувствовала всем существом своей души, что каждое слово истинно». Но ей этого было мало. То есть она проплакала всю ночь, и на следующий день она действительно ходила и говорила: «Господи, если Ты есть, покажи мне Себя!» То есть, в данном случае, она не просила, но, тем не менее, она требовала от Господа чуда.
К. Мацан
— Ну, подтверждения.
В. Лучанинов
— Может быть, это чудачество было, да. Может быть, это что? И Господь ей явил такое чудо по снисхождению. Именно в этот день она потеряла ключи. А там ситуация была такая: отец был в командировке, мы где-то там в художественной школе были, у нее вообще не было никакой возможности найти второй комплект ключей. И она ходила целый день и говорила: «Господи, если Ты есть, покажи мне и дай мне какой-то знак!» Она никак не связывала это с потерянными ключами. «И тут, — говорит, — я не знаю, в какой момент, почему, я опускаюсь вниз, вот просто беру рукой, щупаю асфальт, и у меня, значит, в руках оказывается эта связка ключей». Это было в городе, в Москве. И вот, действительно — ну что? Это чудачество с ее стороны было или нет? Мне кажется, что нет. Это смогло перевернуть ее жизнь? Смогло. Значит, вот это имеет право на существование, да.
К. Мацан
— Да, это очень интересно. Отец Михаил, мы сегодня отталкиваемся от цитат из Евангелия от Матфея про насыщение пяти тысяч пятью хлебами. Аналогичный эпизод описан в Евангелии от Иоанна, и там в этой истории есть продолжение. Когда после всего этого Христос ушел на другой берег, Его нашли люди и снова подступили к Нему. И Он сказал им: «Вы ищете меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». Некое обличение Спасителем получается такого потребительского отношения к Богу и к Чуду. Потому что здесь противопоставление: то есть если бы просто видели чудеса, как бы за этим пришли, из-за чудес, было бы, наверное, одно; а Вы пришли за хлебом! Вот это к нашему разговору о потребительском отношении. Если даже Спаситель это обличает, то как с этим быть?
М. Таганов
— Несомненно. Мне кажется... Вот тоже сейчас, слушая историю из Володиной семьи, мне подумалось, что в восприятии чуда — здесь есть два очень важных момента. Первый: то есть Бог может совершить все абсолютно, Он всемогущ. Но чтобы это человеку, все это принесло пользу, чтобы это действительно его к Богу привело, то от человека здесь требуются две вещи. Первая — это чистота сердца. Вот такая, по-видимому, была у Вашей мамы в тот момент, когда Вы искренне молились...
К. Мацан
— «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», да? Одна из заповедей блаженства,
М. Таганов
— Да-да, вот-вот-вот. Потому что, вот знаете, вот очень частый случай такой, пастырский. Я его обобщенно так могу передать. Вот приходит молодая женщина или девушка и жалуется на неустроенность собственной личной жизни. Ну, женщины как-то к этому относятся более серьезно, чем мужчины, и для них в этом больше заключается их смысла личного такого существования на Земле. Они труднее гораздо одиночество переносят. И вот часто слышишь такие слова: «Ну никак не создается семья». И, в то же время, из исповеди этого человека ты знаешь, что там за плечами — и всякие, так сказать, метания какие-то, и гражданский брак, и всевозможные такие вот блудные отношения, и какие-то вот такие трагедии эгоистического такого свойства. И, как правило, вот человеку говоришь: «Ну, вот если ты молишься об этом, это, можно сказать, тоже чудо — правильное доброе устроение семьи». Каждый раз вот такое, которое не только приводит к благополучию земной жизни, к такому счастью, чего, собственно, всем желают молодоженам, но еще и дает какую-то перспективу общего спасения, жизни совместной во Христе. Это тоже чудо такое, и многие люди к нему искренне стремятся — к такому благословению Божиему. Но как вот на этих руинах греховных может начаться что-то хорошее? Вначале требуется все это расчистить, как вот невозможно начать стройку на месте, где поперек стройплощадки лежит овраг, там какие-то куски старого какого- то фундамента, какие-то железки торчат... Это не годится. Нужно все это расчищать, и только потом крепко и уже навсегда что-то строить. Поэтому у Вас вопрос чистоты сердца, когда Господь действительно начинает слышать наши молитвы, когда мы покаялись в каких-то грехах, которые тяготят нашу совесть и нас от Бога отделяют. Вот это первый момент. А второй, не менее важный, — это благодарность и желание изменить жизнь.
К. Мацан
— То есть это тема «Есть ли жизнь после чуда?» и нашей ответственности за чудо, да, которое с нами произошло?
М. Таганов
— Вы знаете, вот такое интересное наблюдение. Вот у кого мы, если сейчас выйдем просто в мир из этой студии, будем спрашивать у людей, у кого больше каких-то личных вот таких чудес произошло? Чаще всего это будут люди монашествующие, люди, кто принял священный сан, кто как-то радикально, может быть, изменил жизнь после того, что с ними, допустим, случилось исцеление от тяжелой болезни, или по их молитвам кто-то исцелился, а они это видели. И они почувствовали, что после такого события невозможно сказать Богу: «Замечательно, Господи! Теперь я пойду отпраздную это событие в ресторане, а вечером премьера кинофильма в кинотеатре, очень интересного, нового». Не должна быть жизнь после этого... Вот как, смотрите — мы это, по-моему, вспоминали как раз вот в этой книге нашей... Чудесная ловля рыб.
К. Мацан
— Напоминаю: на «Радио «Вера» «Светлый вечер». У нас в гостях священник Михаил Таганов и настоятель Крестовоздвиженского храма города Орехово-Зуево, и Владимир Лучанинов, главный редактор издательства «Никея». Мы вернемся через минуту.
«Светлый вечер» на «Радио «Вера». Сегодня мы обсуждаем тему чуда в нашей жизни. У нас в гостях священник Михаил Таганов, настоятель Крестовоздвиженского храма города Орехово-Зуево, и Владимир Лучанинов, главный редактор издательства «Никея». Сейчас Михаил начал рассказывать про ловлю рыбы...
М. Таганов
— Ну, собственно, начал пересказывать евангельское повествование из евангелиста Иоанна о том, как были призваны первые апостолы... Когда Господь Иисус Христос к ним приблизился, то за ним следовало огромное количество людей, и Он попросил этих рыбаков, которые занимались своим обычным трудом... попросил лодку, с тем чтобы сесть в нее и рассадить слушателей — на берегу, очевидно, как говорит евангелист. Потом, когда Его беседа с людьми закончилась, люди разошлись, то Спаситель сказал: «Выйдите в море и закиньте сети». И вот Петр ему говорит, еще И вот Петр ему говорит, еще называя его «Господин», можно сказать: «Мы всю ночь трудились и не поймали ничего, но по слову Твоему я закину сеть». И дальше мы видим, что улов был таков, что они не смогли вытянуть сеть, полную рыб — они позвали всех своих собратьев по ремеслу. Несколькими кораблями они эту сеть вынимают. И вот что происходит затем? Они что, говорят «спасибо, и мы сейчас поедем на рынок и будем эту рыбу продавать»? Ничего подобного. На самом деле, получается, что эта проблема таким образом решена — проблема дневного заработка, пропитания. Все, что они, вот чему посвящали время и свои силы, все это сделано уже Богом за них. А дальше что? И дальше остается только идти за этим удивительным Богочеловеком, который говорит им: «Идите за мной, я Вас сделаю ловцами человеков». Это будет совсем другая жизнь, совсем другая «рыбная ловля»...
К. Мацан
— То есть они отреагировали на чудо и изменились сами, изменили себя?
М. Таганов
— Радикально измениться! Они бросили все, что было, — снасти, лодки, имения, и стали вести тот образ жизни, который вел сам Божественный Учитель.
К. Мацан
— Володь, хотел бы тебя спросить, именно как мирянина и при этом — как редактора, который знаком с таким огромным количеством священников и огромным количеством каких-то узловых проблем, о которых Вы пишете. Вот вообразим себе ситуацию: вот есть жизнь, есть проблема. Не дай Бог, болеет близкий человек. И вот ты молишься, там, просишь, уповаешь. Просишь чуда, и чудо все равно не происходит. Вот какая твоя логика здесь? Просить дальше вот до посинения молиться, и «нет, хочу... вот будь по-моему, Господи!», или в какой-то момент сдаться, принять, остановиться? Вот что здесь? Как ты в этой ситуации рассуждаешь?
В. Лучанинов
— Ну, с одной стороны, естественно, вот та проблема, которую озвучил я, которую ты потом тоже дополнил, — проблема, что, действительно, в какие-то важные моменты ты понимаешь, что в тебе нету какой-то вот живой веры, что ты не рассматриваешь в своей жизни, в своей проблеме места для чуда. С другой стороны, для меня, в первую очередь, действительно, чудо — это сама по себе жизнь. Что я имею в виду, когда я говорю про это? Ну, часто происходит так, что все мы живем в какой-то перспективе того, что будет завтра, что нам надо сделать. Даже общаясь с какими-то там людьми, мы часто не слышим, что они говорят, а уже планируем, а что вот мы сделаем послезавтра. Или даже когда мы кого-то слушаем, зачастую мы человека не слышим, а уже думаем, что мы ему ответим на это. Это такая вот искаженная перспектива, которая может для кого-то, наоборот, в прошлом оставаться — человек что-то утратил в прошлом и не находит того же самого в настоящем, он где-то находится там. А большинство людей живут в будущем и не могут ощутить вот этого настоящего. И даже владыка Антоний часто советовал людям...
К. Мацан
— Митрополит Антоний Сурожский?
В. Лучанинов
— Митрополит Антоний Сурожский, да: «Вот посиди перед иконой, просто помолчи». Какой-то женщине, если я не ошибаюсь, он говорил, что «ты все время говоришь Богу, а ты послушай, старайся послушать, услышать». И вот это ощущение настоящего и попытка переживать его вот по этому принципу — что все, что с тобой происходит сейчас, самое главное, — оно действительно способно немножко жизнь менять. Я не могу сказать, что у меня такой опыт — это было бы смешно, горделиво и наивно, но, тем не менее, у меня было нечто, что я в жизни пережил. Как раз был непростой период, когда у нас родился пятый ребенок, и нам был поставлен страшный диагноз, который не оставлял никакой надежды. В лучшем случае, если ребенок остается живой, не будет полноценно жить — ни развиваться, ни двигаться. И, конечно же, я молился. Не скажу, что я не молился, — у меня не было ресурса, я молился сильно. И вот в какой-то момент это пришло Свыше — я ощутил просто какой-то невероятный прилив радости и спокойствия, хотя внешне ничего не менялось. Но у меня укоренилась четкая уверенность, что вот теперь будет все хорошо. Как-то вот Господь о моей проблеме знает, и мне нечего беспокоиться, потому что Господь знает, любит, и он как-то устроит. Это был не какой-то опыт осмысления, я не скажу, что я какую-то книжку накануне прочитал или какую-то мысль услышал. Это было само собой.
К. Мацан
— Это было чудо.
В. Лучанинов
— Для меня это чудо. Если я буду говорить ему кому-то из неверующих, они скажут: «Ну, дурачок. Вот у него такая проблема, а он какими-то иллюзиями утешается». Поэтому для меня, скорее всего, чудо вот это — хотя бы на краткий момент, вот на какое-то искрение ощутить вот эту связь с настоящим. Я даже задумался — не знаю, может быть, моя мысль религиоведам покажется странной, очень странной, но, тем не менее, мне хочется ее высказать. Вот когда мы говорим о людях восточного менталитета, тех регионов, где господствующей религией является индуизм, буддизм, как известно, эти люди, у которых подсознательная часть развита больше, чем сознательная, для них вот этой перспективы будущего не существует — они действительно живут ощущением настоящего. И, видимо, вот это динамичное ощущение того, что происходит, вселяет в них уверенность, что это иллюзия, что это такое, чего не может быть на самом деле, может быть только иллюзия. И вторая составляющая — страдание. И вот тоже очень важно: когда ты принимаешь действительно ощущение этого чуда, настоящее, его неизбежно приходится принимать с существующими страданиями. А это тоже очень сложно. То есть, принимая настоящее, ты, с одной стороны, ощущаешь, что Бог есть, Он — в твоей жизни, и Он не просто в твоей жизни...
К. Мацан
— Прямо здесь и сейчас, каждую секунду.
В. Лучанинов
— Да, Он с твоей... И Он о тебе заботится. То есть Он знает все твои проблемы. Но, в то же время, ты принимаешь вот эту реальность с массой страданий и с массой вопросов, на которые просто нет ответа, их не найдешь. И, наверное, вот такое переживание для меня — оно действительно какое-то очень важное.
К. Мацан
— Отец Михаил, вот у Вас эта история, по-пасторски, какую реакцию вызывает?
М. Таганов
— Ну, Вы знаете, мы сейчас с Вами на эти темы говорим немножко отвлеченно, как три философа таких, именно воспаривших над реальность. А на самом деле ведь, видите, чудеса нас начинают волновать когда? Когда речь идет... И всерьез мы их хотим, ищем, желаем, молимся, — когда речь идет о самых таких вот важных событиях в жизни человека — это рождение, смерть (возможная, может быть), его здоровье (что тоже, пошатнувшееся если здоровье, оно может стать причиной этой смерти). И, конечно, каждый раз это бесконечно индивидуально и очень больно это все с людьми пережить. И здесь нет никакого общего рецепта. Вот у Володи было так в семье, у кого-то из моих прихожан это было по-другому. И здесь, конечно, нет ничего универсального, такого ответа какого-то, который мы сейчас могли бы людям предложить. Потому что мы исходим из той мысли, из живого чувства и убеждения, что Бог — живой, и Он вхож в нашу жизнь, Он ею распоряжается, у Него, как и у нас самих, у Него есть планы определенные нашей жизни, есть промысел...
К. Мацан
— У Вас есть истории жизни, которые Вас в этом убеждают — не абстрактно, конкретно? Вот истории?
М. Таганов
— Ну, я заручился разрешением действующих лиц этой истории ее рассказать, поэтому я с огромным удовольствием этот рассказ воспроизведу. Вот у меня в храме трудится одна женщина, которая в свое время при трагических обстоятельствах потеряла сына. А про нее надо сказать, что она происходит из такой очень глубоко церковной семьи, но так как эта семья пострадала в советское время от репрессий, то там уже в некоторых поколениях боялись своих детей учить вере, боялись как-то им вообще об этом говорить. И они выросли такими людьми — ну, достаточно далекими от Церкви. И вот вдруг внезапно в автомобильной аварии погибает сын, подросток, замечательный юноша. И эта мать несчастная — она, ну, буквально вот все, наверное, стадии, которые возможны в человеческом горе, их прошла — своими собственными ногами, своей душой. Это и гнев, и какие-то человеческие всякие мстительные чувства по отношению к виновнику этой аварии. Ну, все, по-видимому, было. И в какой-то момент она уже дошла до края такого отчаянья и ропота. И вдруг именно в этот момент ей ее покойный сын начал сниться. Ну, сон и какие-то сны с усопшими — это, в общем, такое распространенное достаточно явление, и многие мы видим во сне своих родных покойных. Но здесь что было особенно? Дело в том, что этот юноша каждый раз излагал во сне своей маме какие-то истины Евангелия.
К. Мацан
— Она была нецерковным человеком тогда?
М. Таганов
— Она... Да, она еще была от этого далека. Причем, настолько это было ярко, настолько внятно, что когда вот это повторилось второй и третий раз, и скорбь уже, в общем, такая острая боль и скорбь отступили, настолько это было и интересно, и ново, и ощущение, что они продолжают общаться с живым человеком, с живым своим сыном, что она взяла тетрадку и стала записывать просто то, что он говорил. И они потом (нрзб.)...
К. Мацан
— То, что ей сын во сне говорил?
М. Таганов
— Да, да. И потом, после этого они сверяли вот эти его слова буквально со Священным Писанием и видели поразительное просто сходство. И каждый такой сон, каждое такое... которое хочется назвать видением, сон, оно заканчивалось словами: «Идите в церковь, идите, причащайтесь, кайтесь в своих грехах, и Бог, по милости Своей, Вас спасет». Всячески этот юноша их призвал в храм. И вот это продолжалось где-то с месяц. Причем, эта женщина совершенно излечилась от скорби — она глубоко уверилась, что он жив, он просто, ну, вот в ином мире. Они интересовались и подробностями этой его жизни — что там, и об этом он тоже говорил. Но все это закончилось, вот этот удивительный опыт общения, такой чудесный, на самом деле закончился в тот момент, когда мама впервые пришла к исповедному аналою, покаялась в грехах и причастилась. Все. Здесь явно была вот такая задача, которая была выполнена. Ну, вот, мне кажется, эта история — она очень такая обнадеживающая, хотя, конечно, наверное, многие родители, у кого в жизни случилась какая-то скорбь, они здесь скажут: «Что ж, ну, а нас Господь вот так не утешал». Ну, действительно, не рядовой случай.
К. Мацан
— У этой женщины какое-то... Ей стало легче?
М. Таганов
— Несомненно. Она с тех пор тоже очень значительно изменила жизнь. Она посвящает очень много своего личного времени храму, церкви. И все это, конечно...
К. Мацан
— Сейчас она уже не страдает вот так?..
М. Таганов
— Вот такой... Ну, конечно, любая потеря — это страдание навсегда уже, потому что другого такого человека не будет, такой личности рядом с нами. Но вот этой вот боли и отчаяния, и ропота больше нет. Вместо этого появилась надежда. Вот в этом смысле, конечно, это чудо выполняет свое высшее такое предназначение для человеческой души.
К. Мацан
— «Светлый вечер» на «Радио «Вера». У нас в гостях священник Михаил Таганов, настоятель Крестовоздвиженского храма города Орехово-Зуево, и Владимир Лучанинов, главный редактор издательства «Никея». Володь, в одном из своих ответов ты заговорил про дружбу, про отношения людей, друзей. И я бы вот о чем хотел спросить: а вот как тебе кажется, вот мы — простые миряне с тобой, простые люди — мы можем сотворить чудо для другого? Вот я захочу чудо для друга сотворить — это вообще возможно человеку?
В. Лучанинов
— Я думаю, что да. Я тоже здесь хотел бы привести пример. Вот отец Михаил говорил о чудесах. Мне кажется, еще можно, просто в рамках хотя бы нашего разговора, в отдельный такой раздел выделить те чудеса, которые для верующего человека являются каким-то ежедневным советом от Бога, через который Господь наставляет нас. Вот я не знаю, опять же, если говорить про себя, у меня часто бывает так — к сожалению, я просто иногда прихожу к мысли, что я неисправим, и удивляюсь, как Бог меня терпит. Но я вот осуждаю, говорю что-то плохое о человеке...
К. Мацан
— Знакомое многим ощущение.
М. Таганов
— Несомненно, многим.
В. Лучанинов
— Да. Но вот у меня просто было на протяжении долгого времени одно и то же: я что-то сказал такое о человеке — мне самому от этого стало больно и неприятно. Я потом — раз! — этого человека встречаю, или я его вдруг узнаю с другой стороны. Я уже этому не удивлялся. Я удивлялся тому, что я, при всем своем желании, вроде как, не могу измениться и все равно продолжаю что-то такое говорить. А вот по поводу возможности совершить чудо, да, для нас, как раз вот в рамках такого назидания. У меня один мой лучший друг поделился недавно своей историей, которая совершенно фантастическая. Надо сказать, что он в этот момент переживал острый кризис в отношениях с женой. Они долгое время в браке, у него возрастной кризис, и у них непростые отношения. И вот в этом всем он пытался зацепиться за вот эти ощущения первой любви. И он как-то мысленно стал к этому возвращаться, мысленно стал к этому постоянно возвращаться. У него появилась возможность, желание найти ее в соцсетях. Вот он пытался это сделать — не смог. И через какое-то время он вспомнил, что в период своей молодости он был поражен Шопенгауэром, именно его мыслями об этике. Вот он, возвращаясь откуда-то из другой области и понимая, что у него много времени в дороге, нашел где-то диск Шопенгауэра, аудиодиск, купил: «Будет здорово — я сейчас поеду в машине, послушаю», ехал, слушал этот диск и понял, что вот того ощущения, которое было тогда, уже нету. То есть то влияние, которое на него произвели тогда эти мысли, оно немыслимо уже сейчас. То есть сейчас они ему кажутся в чем-то пресными, неинтересными, не вдохновляющими. И он как-то вот в таком разочаровании ехал... «Я даже не знаю, почему, — говорит он, — я решил остановиться на заправке, хотя у меня был полный бак». Ну, остановился. И вот он говорит: «Я вижу — подъезжает машина к заправке, и выходит женщина. И я узнаю, что это именно та женщина, вот та его первая любовь, о которой он там все это время мыслил». И он говорит: «Я на нее смотрю, и я понимаю, что это была иллюзия. То есть она вообще сейчас не такая, вот какая-то... — ну, не знаю, ну, как он говорит, — неинтересная». «То есть я понимаю, что у нас ничего общего бы с ней не было». И он говорит: «Я вот тогда был поражен. Я сижу, и я, — говорит, — просидел двадцать минут в машине — я даже не мог тронуться, завести ключом». Он говорит: «Господь мне показал вот этим чудом, что нельзя возвращаться к каким-то старым иллюзиям — надо дорожить тем, что ты имеешь». Вот. И у них как-то после этого с женой наладились отношения. Но в плане помощи — он мне сказал это именно тогда, когда мне это слово было более всего нужно. То есть когда он мне это рассказал, это было не просто в какой-то неопределенный момент — он мне рассказал эту историю именно тогда, когда она мне была нужна. Она для меня стала водой живой. И вот в этом смысле мы можем, конечно, чудеса друг для друга творить. Наверное, вот так, мне кажется».
М. Таганов
— Вы знаете, это должны быть, на мой взгляд, чудеса, обязательно связанные с самопожертвованием. Потому что Спаситель нам всем заповедовал: «Больше той Любви никто же имать, аще кто положит душу своя за други своя». Тут не обязательно говорится о каком-то там, не знаю... военных действиях и каком-то боевом братстве, как это иногда толкуется. Это долг каждого человека. И вот, знаете, очень ведь много в житиях святых есть примеров — собственно, они бесчисленны, эти примеры чудес. И вот совсем недавно была память священномученика Георгия... простите, священноисповедника Георгия, архимандрита Даниловского монастыря, мощи которого там и находятся сейчас, и вот я как-то так, решив подготовиться к проповеди, прочел его житие... Меня глубоко просто потрясло одно событие из его жизни, которое, наверное, для сегодняшней нашей беседы очень было бы иллюстративно. Ну, так вкратце о нем вообще. Он родился в крестьянской семье, и, по благословению старца Амвросия Оптинского, воспитан очень благочестивой мамой, крестьянкой, которая хотела видеть одного из своих сыновей монахом, он поступил в Оптину пустынь. И он там прожил 24 года, был рукоположен в священный сан. В общем, казалось уже — если бы не революция, но мог бы быть, наверное, преемственно где-нибудь к годам 20-м тоже таким маститым оптинским старцем. Но перед самой революцией неожиданно его жизнь изменилась — он был назначен в соседний город Мещев каким-то помощником настоятеля, там было очень много хлопотных разных послушаний, он постоянно бывал в городе. И там он, просто по хозяйственным делам проезжая по городу... Однажды его остановила женщина: «Батюшка, — говорит, — никак не могу найти священника. У меня муж умирает. Он купец. Умирает прямо сейчас, его нужно срочно причастить и исповедать. А батюшки нет». Ну, и тот бросил все свои хозяйственные дела, пошел в ближайший храм за святыми дарами, взял там епитрахиль — конечно, время пришлось потратить, — и пришел к этому умирающему. А тот ему рассказал, что «я умираю с тяжким сердцем, потому что у меня очень много долгов». «Я не знаю, как будет моя семья дальше жить, не пойдет ли по миру, потому что вот сейчас я умру, и кредитор предъявит свои права на мое имущество». И вот этому отцу Георгию внезапно пришлось вникать вот в эту всю историю и в эти долги. Он стал заниматься просто вот этим всем делом после того, как умер этот купец...
К. Мацан
— Раздавать чужие долги?
М. Таганов
— Нет, он с помощью своих духовных чад сумел их кредиторам заплатить. Там нашлись такие доброхоты, жертвователи. Ну, он спас эту семью, можно сказать, но это потребовало очень многих усилий, потому что... И тут грянула революция. В революцию, в общем, очень вскоре был затеян красный террор, который в немалой степени пришелся на духовенство, было сфабриковано дело о каком-то контрреволюционном саботаже или что-то такое, и, в общем, отец Георгий оказался на скамье подсудимых, и им после этого неправедного судилища вдруг предъявили смертный приговор — их приговорили к расстрелу. Вот он три месяца прожил в камере смертников. Ну, там они молились все. Ну, он видел, как людей уводят на смерть, совершенно неповинных ни в чем, как правило. Это очень все нелегко было тоже пережить. И вдруг ему сторож говорит: «Ну, — говорит, — батюшка, готовься, — тихонько ему шепнул. — Я видел список, сегодня придут за Вами». И вот в этот момент, как он потом сам вспоминал... А все это, что вот очень важно, — что он же прожил долгую жизнь, он все-таки не был убит и многое сам записал и передал своим духовным чадам рассказы. «И вот, — говорит, — тут на меня впервые накатило такое невероятное малодушие. Я надел крест, епитрахиль (у него это все с собой было), и отошел в угол камеры, и там так отчаянно молился, со слезами, о том, что вот, по-видимому, все. Все, больше уже ничего не будет в этой жизни. «Рассвета я не увижу». И вдруг он обнаружил, что рядом с ним стоит человек — незнакомый, не из их числа. Он посмотрел, вгляделся — и видит этого купца. А тот ему говорит...
К. Мацан
— Что этот не умер купец?
М. Таганов
— Нет, купец умер. Но он явился ему таким образом. И он ему говорит: «Я послан к тебе, так как никакое доброе дело у Бога не забывается никогда, с тем чтобы возвестить, что никто из Вас не умрет, чтобы Вы не боялись, чтобы Вы молились, надеялись на Бога, и все Вы в скором времени выйдете из этого... из этих уз, из этой темницы». И в подтверждение этому он провел рукой, и он за стеной тюрьмы увидел то, что там, за ней — лес, свободу и лицо своей матери, тоже умершей. И такая радость его охватила! Хотя, казалось бы, кроме вот этого видения ничего еще не вело к тому, что расстрела не будет. Он просто помчался, вернулся к этим своим сокамерникам, и говорит: «Я получил от Бога уверение: никто из нас сейчас не погибнет здесь, никто из нас не будет расстрелян». Они там просто плакали от счастья — так это было убедительно сказано. Еще ничего не произошло. И оказалось, что, действительно, в этот момент что-то начало там происходить такое с этим зданием тюрьмы, с этим местом для расстрела, что их перевезли в другую тюрьму, там дело было пересмотрено, и буквально через месяц или два все они были амнистированы по этому делу. Дело было пересмотрено, и все вот эти люди стали его духовными чадами, а сам батюшка впервые почувствовал призвание к старчеству — к такому благодатному монастырскому духовничеству.
К. Мацан
— Отец Михаил, но когда мы говорим о святых, о людях таких духовных дарований, всегда возникает вопрос, как это соотнести с самим собой. Вот какой вывод из этой истории могу сделать я, простой человек? Что, мне тоже ждать по молитве какого-то таинственного, может быть, мистического (хотя я не люблю это слово) видения, уверения? Это же как-то, ну... дерзновенно было бы, во-первых, а может быть, и не вполне, наверное, правильно — как-то вот уповать на мистику?
М. Таганов
— Мне кажется, тут предельно простое, на самом деле: надо делать чистосердечно, и щедро, и много добрые дела, а все остальное возложить на Бога. Он же не знал, что именно таким образом Господь его известит о том, что все будет хорошо. И это не последнее, так скажем, его приключение в земной жизни, этого батюшки, было. Было очень много других. Было еще и пребывание в Даниловском Московском монастыре. Но нам надо просто вот жить по Евангелию и верить, что Бог — Он гораздо более живой и могущественный, чем мы, земные люди, и Он в необходимый момент вмешается в нашу жизнь, тем или иным образом.
К. Мацан
— Ну, на этой, мне кажется, очень правильной и очень глубокой ноте мы наш сегодняшний разговор закончим. Спасибо огромное за беседу!
М. Таганов
— Спасибо.
К. Мацан
— Я напомню: мы сегодня обсуждали тему чуда в нашей жизни. У нас в гостях был священник Михаил Таганов, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат богословия и настоятель Крестовоздвиженского храма города Орехово-Зуева. Спасибо, отец Михаил!
М. Таганов
— Спасибо!
К. Мацан
— И Владимир Лучанинов, главный редактор издательства «Никея». Спасибо, Володя!
В. Лучанинов
— Спасибо, Костя!
К. Мацан
— Очень теплая была беседа! Мы прощаемся! «Светлый вечер» на «Радио «Вера» продолжается. В студии был Константин Мацан. До свидания.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер