«Светлые истории. Новогодние» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Светлые истории. Новогодние»

* Поделиться

В этом выпуске своими светлыми новогодними историями поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Алла Митрофанова, Анна Леонтьева, а также наш гость — клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.

Ведущий: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Алла Митрофанова


К. Мацан

— С наступившим Новым годом, дорогие друзья! «Светлые истории» мы, как всегда по понедельникам, не отступая от традиций, рассказываем сегодня здесь, в студии Радио ВЕРА, с праздником! Мы, конечно же, находимся по-прежнему в ожидании Светлого Христова Рождества, но вот прошел радостный праздник Нового Года, наступил 2024-й, и мы, конечно, не можем этого не чувствовать, на это не можем не откликнуться, и вот сегодня «светлые истории» мы будем рассказывать такие зимние, новогодние, праздничные в прекрасном составе: наш сегодняшний гость, священник Григорий Крыжановский, клирик храма всех святых, в земле Российской просиявших в Новокосино. Добрый вечер, с праздником!

о. Григорий

— Добрый вечер, с Новым Годом всех!

К. Мацан

— Ой, с праздником, мои дорогие, очаровательные, невообразимо прекрасные коллеги — Алла Митрофанова, Анна Леонтьева, привет!

А. Леонтьева

— С Новым Годом!

А. Митрофанова

— С Новым Годом, дорогие!

К. Мацан

— Ну и я, Константин Мацан, тоже здесь с вами. Праздничное настроение, те, кто смотрят, не только слушают «Светлые истории», видят, как прекрасно наша студия украшена ёлочками. Вот у меня в руках красивый новогодний апельсин, который тоже можно было бы на елочку повесить, сейчас его куда-нибудь пристроим, я повешу его на микрофон, это будет, мне кажется, очень правильно, по-новогоднему.

А. Митрофанова

— Каждый раз, когда на него смотрю, мне хочется его съесть.

К. Мацан

— На микрофон повешу вот так вот. (Отвечает Алле) — Не надо, это будет нездоровая пища, лучше домой приехать и вот остатки постного салата Оливье, как-то допить вчерашнюю минеральную воду, которую еще не выпили сегодня те, кто вчера праздновал, вспомнить мученика Вонифатия, покровителя всех, кто 1 января пьет воду. Ну а мы вот 1 января в абсолютно прекрасном состоянии, как говорится, в трезвом уме и светлой памяти... нет, в «светлой памяти» я плохо сказал. (общий смех) В прекрасном и радостном настроении мы собрались в студии Радио ВЕРА, чтобы рассказывать светлые новогодние истории. Я сразу скажу, что сегодня вас ждет сюрприз, дорогие слушатели и зрители, в конце программы, дождитесь, будет у нас специальный гость — специальный гость, которого вы, я знаю это по вашим комментариям, долго ждали в программе «Светлые истории». Мы по традиции новогодней, как и всякие истории, начинаем с того, что даем слово, наверное, нашему гостю. Отец Григорий, ну вот Новый год чем в сердце отозвался?

о. Григорий

— Новый год? Ну, ожиданиями будущего, конечно. Ведь ранее Новый Год праздновали осенью, я вот себе задумывался, почему — а потому что собирали урожай, и уже было понятно, как до следующего урожая жить, как свадьбы гулять. А в осенний этот период бракосочетания совершались, и по урожаю, там была ли засуха, были ли дожди затяжные, вот от того, какой урожай собрали, народ уже представлял, что ему предстоит зимой. Сейчас уже, слава Богу, урожай хорошо хранится, есть удобрения, и мы перенесли этот праздник на Новый Год. Но в целом это настроение какого-то таинственного, неизвестного будущего, которое дарит надежды, надежды и их исполнение.

К. Мацан

— Какая история у вас новогодняя, и новогодняя ли?

о. Григорий

— Вот такая новогодняя длительная история про одного батюшку, который приехал к своему куму. Вы знаете, в выходные дни батюшки обычно служат. У всех выходные, а у батюшки трудовые, рабочие, и отдыхает он в будни. А у этого батюшки кум был художник, а художники, они вообще без выходных работают, когда есть заказ, а потом сплошные выходные. И вот батюшка приехал к куму в будние дни отдыхать, ну, и они отдыхали культурно, должен сказать, и тут к ним постучался сосед. Соседний участок купил неизвестный ранее человек, он зашел познакомиться, у него там что-то на участке происходило, бурление какое-то, и он, познакомившись, стал рассказывать, что он торопится, он снял квартиру, продал квартиру, надо кровь из носу построить дом... И он так увлек этого батюшку и художника, что они бросили свое чаепитие и прямо с чашками, я уже не помню подробностей, отправились через забор, в обход, через калитку, посмотреть, что же происходит. И вот, вы знаете, посмотрев на это все, там хозяин хвастался новыми технологиями, что к Новому году у него будет коробка дома, батюшка посмотрел на это все и сказал: «Не будет». Не то, чтобы батюшка был прозорлив, дело в том, что в светской жизни он был руководителем проектов.

К. Мацан

— Знал, о чем говорит.

о. Григорий

— И он, оценив ситуацию, оценив то, как застройщик подходит к поставленной задаче, сказал, что если через месяц сильно дела не продвинутся ваши, вы не отчаивайтесь, вы приходите или звоните мне, я вам помогу советом. И, вы знаете, не мог поверить в это никак новоиспеченный сосед, который вот так вот ворвался в отдых наших двух друзей. Но через месяц он позвонил, в отчаянии — ничего не продвинулось толком. Батюшка просто дал ему телефон ответственных подрядчиков, рассказал, что эти справятся даже с этой новой технологией, и к Новому году коробка была готова. Мало того, еще с хорошим процентом экономии, поскольку этот подрядчик, он тарифы на работы брал меньше. Вот, пожалуйста. И я хочу сказать: здорово, когда батюшка обладает какими-то знаниями, он либо педагог, либо музыкант, либо...

К. Мацан

— Но лучше все-таки — строитель.

о. Григорий

— В данном случае оказалось, что он был строитель, ну, проект-менеджер. Там, понимаете, это, наверное, все-таки какая-то логистика, какое-то понимание отсутствия запасов на строительной площадке, это же все видно, я так думаю, профессионалу, и просто он подсказывал соседу это все абсолютно бескорыстно, исходя из опыта жизненного. Но сосед, вы знаете, как бывает, неопытный, кстати — звукорежиссер, то есть он вообще не сведущий в стройке. Но, слушайте, на Новый год получить коробку человеку, который снимает квартиру ввиду того, что продал свою, для того, чтобы с молодой женой и детьми, которые у него появились, въехать в свой собственный дом, а иначе ему приходилось бы это все, понимаете, сезонность... Ну, все мы об этом наслышаны, я надеюсь, и радиослушатели понимают, о чем речь, то есть этот подарок, который на Новый год получил сосед художника, он очень большой был подарок, очень радостный подарок, знаете, это масштабный подарок, а ведь каждый мужчина должен в своей жизни построить дом хотя бы один.

А. Митрофанова

— Я вас слушаю прямо, знаете, и думаю, как всегда, о моем муже. В этот раз думаю еще и в том ключе, что он художник, отчасти и звукорежиссер, у него множество самых разных профессий, которыми он владеет виртуозно.

о. Григорий

— Ну, творческих.

А. Митрофанова

— Да. И у него мечта — построить дом. И каждый раз, взвешивая риски, мы понимаем, что ему придется отказаться от двух третей, наверное, тех задач, которые он сейчас выполняет на самых разных фронтах, и где он незаменим, и где он раскрывается во всей полноте, и заняться именно строительством дома, потому что мы никогда не строили, и нам именно что страшно столкнуться вот с этой перспективой, когда мы не понимаем объем задач, все нужно держать под своим контролем, иначе все будет расползаться в разные стороны, как тараканы на кухне, когда вот, знаете, в домах, где есть тараканы, говорят, там включают свет, и они сразу начинают расползаться в разные стороны, вот примерно такая будет история со стройкой, если не очень понимать, как оно это делается.

К. Мацан

— У меня вопрос духовно-нравственного свойства: я, как человек, который недавно завершил ремонт в квартире, интересуюсь — а вот сделать ремонт идет в зачёт дом построить? Вот родить сына, посадить дерево и сделать ремонт, так можно?

о. Григорий

— Я уверен, что да, потому что мы же знаем, что ремонт — это перманентный вообще процесс...

К. Мацан

— Да, как говорил Жванецкий: «ремонт невозможно закончить, можно только прекратить».

о. Григорий

— Или остановить на время. Да, конечно, конечно. Но мне кажется, что духовно-нравственное в этой истории то, что мы, наверное, часто недооцениваем соседей, мы вот часто сегодня, мне кажется, это бич сегодняшнего времени — не зайдем, не поздравим их с Новым Годом, как-то постесняемся нарушить их покой, ведь мы живем в большом городе, а большой город чреват попыткой найти мир, спокойствие и уединение хотя бы в новогодние праздники. А после того, как отгремели все салюты и все, кто постился и ложился рано спать, не могли спать до утра, ну как бы ищут уединение всеми силами. Но надо, надо превозмочь себя, надо с упованием на Господа все-таки искать этой новогодней встречи и поддерживать своих друзей, знакомых и близких, в том числе и соседей добрых.

К. Мацан

— «Светлые истории» мы сегодня рассказываем на Радио ВЕРА. Наш гость, священник Григорий Крыжановский, клирик храма всех святых, в земле Российской просиявших, мои дорогие коллеги: Анна Леонтьева и Алла Митрофанова, я Константин Мацан. Со мной тут произошла стыдная история по поводу соседей: мы много лет живем на одной лестничной клетке, тут мы познакомились наконец-то, потому что мой дорогой сосед случайно задел мою машину своей машиной. У нас плохо во дворе чистят снег, мы на этой почве познакомились, мы зашли друг к другу в гости, подписали эти европротоколы, прекрасно пообщались, обсудили жизнь, обсудили все на свете, друг друга поздравили с наступающими праздниками. Ну и поскольку мы по такому поводу собрались, я в конце говорю: «Спасибо», он говорит: «Обращайтесь!» (общий смех) Вот мы познакомились и прекрасно провели время. А по поводу ремонта один момент замечу: я понял, насколько это вообще-то духовное делание, потому что мало ремонт сделать, нужно еще потом научиться в нем жить, потому что, когда ты сделал свежий ремонт, ты ходишь по квартире и сдуваешь пылинки отовсюду, и любая царапинка, любое пятнышко на новой покрашенной стене для тебя какая-то вселенская катастрофа.

о. Григорий

— Бедные дети...

К. Мацан

— Да-да-да, это дети, которым нельзя ходить нормально и к стенам прислоняться, потому что папа их гоняет — «Вы что, тут стена покрашена только что!» И я вообще понял, что от этого невроза, от этого сумасшествия есть только одно лекарство — это молитва. Вот я вижу очередное там что-то, что меня сильно расстраивает, я понимаю, что настолько меня это захватывает, потому что только что все было сделано, что единственный способ — вот берешь в руки чётки, начинаешь молиться и понимаешь, что на самом деле в глазах вечности эта царапина на стене не имеет такого уж большого значения, но только в глазах вечности, когда ты предстоишь Христу, то твои мысли переключаются с ремонта на духовное, это как в молитвословах: «вот, подожди, пока твои мысли оставят все земное», вот твои мысли оставляют все земное, в том числе только что сделанный ремонт, другого лекарства я для себя не нахожу.

А. Леонтьева

— Высоко.

К. Мацан

— Милые дамы, спустите нас какой-нибудь историей новогодней.

А. Леонтьева

— Я хочу сказать, что вот в батюшкином рассказе каждое слово отзывается, потому что как раз сейчас закончилось строительство очередного дома, и оказалось, что это совсем не страшно, если...

А. Митрофанова

— Правда?

А. Леонтьева

— Да, да, это правда.

К. Мацан

— Это «Светлые истории» на радио, дорогие друзья, очень утешительные, вдохновляющие... (смеются)

А. Леонтьева

— Строить дом... Ну, естественно, не муж Аллочки Александр, не ваша покорная слуга не забивали гвозди и не таскали доски, но...

А. Митрофанова

— За всех говорить не надо, Александр Владимирович и гвозди готов забивать своими руками.

А. Леонтьева

— Конечно, конечно, своими руками хочет, понятно. Но дом — это здорово, это проект, в первую очередь. Я хочу сказать про соседей, про которых шла речь, что когда мы переехали, мы снимали квартиру в Москве, и очень хороший способ познакомиться со всеми соседями сразу...

о. Григорий

— Залить?

А. Леонтьева

— Нет, нет, нет, но тоже хорошо, да. Я другой знаю, мне его открыли: когда мы завезли все ящики, и они стояли так у стеночек, квартира была девственно чиста, и в ней не было ни одного места, где можно что-то спрятать. И тут наш кот пропал. То есть утром мы встали, как-то так позавтракали, разъехались, и мне звонит младший сын, говорит: «Кот пропал». Ну, день прошел в поисках кота, дверь была приоткрыта входная, просто кто-то, уходя, ее не захлопнул до конца, поэтому мы обошли всех соседей сверху донизу, и в принципе, в первый же день все знали, что вот есть мы, есть кот. В результате кот виртуозно абсолютно спрятался, после того, как мы уже оплакивали его к вечеру, и, в общем, совершенно не знали, куда деваться от чувства вины, от тревоги за него, оказалось, что он спрятался, ребята, в наволочке подушки. И пока мы ходили с креветками, которые так любит кот, и говорили: «Балу! Балу! Балу!..», он сидел в наволочке подушки, потому что у него просто был стресс.

А. Митрофанова

— Бедный заяц.

А. Леонтьева

— Но это не новогодняя история. (смеются)

А. Леонтьева

— Нет, бедные были мы, на самом деле. «Заяц-то» как-то оправился, а я до сих пор вспоминаю...

А. Митрофанова

— А ты до сих пор содрогаешься, вспоминая эту историю, понимаю, да.

А. Леонтьева

— Ну, я уже не раз тут рассказываю истории, связанные с нашим котом, а сегодня я хочу рассказать новогоднюю историю, связанную с храмом, куда мы с мужем ходили. Дело в том, что долгое время мы жили за городом и ходили в храм в то место, в тот район, я не буду называть какой храм, какой район, но он связан уже с представлениями о какой-то роскоши, о каком-то богатстве. Такой был хороший храм при женском монастыре, деревянный, но ходили туда люди очень непростые, на очень дорогих машинах подъезжали к этому храму. При этом монахини, которые нас там встречали, они завели воскресную школу и, знаете, после каждой литургии мы пили чай, дети шли в воскресную школу, и ни у кого не было вот этого представления, что кто-то бедный, кто-то богатый, как-то вот было здорово, была такая замечательная атмосфера. И вот при храме мы решили сделать новогодний праздник с Дедом Морозом, и моему мужу поручили стать этим самым Дедом Морозом. Мы пошли к соседке, взяли у неё костюм, она работала в школе, костюм был роскошный. Мужа было просто не узнать, то есть такие, знаете, брови густые, бородища, видны были только глаза и абсолютно невозможно было определить, что это не Дед Мороз, а мой муж. Но мы очень волновались, знаете, почему? Потому что муж говорил: «Вот эти дети, чего они не видели в своей жизни? Вот они приехали на „майбахе“ в храм, и чем их удивить? Какой Дед Мороз?» Понимаете? То есть мы волновались, на самом деле, за такой сценический провал моего мужа. Вдруг они скажут: «Что это такое вообще, какой Дед Мороз? Нам уже давно подарили все подарки, какие только есть на свете». Но надо было выступать, и мы строго-настрого сказали своим детям, чтобы они «не узнали» папу в костюме Деда Мороза, а вместе со всеми кричали «Здравствуй, Дедушка Мороз!», и вот это всё. И наступил праздник, который в воскресной школе должен был быть. Муж, страшно волнуясь, вышел, сказал: «Здравствуйте, ребятушки! Ну что, расскажите мне стишки, и за это я подарю вам подарки!» И, вы знаете, произошло то, что на самом деле происходит во всех странах мира со всеми детьми, когда происходит вот это новогоднее чудо. Ну, мои дети, конечно, очень себя сдерживали, чтобы не выдать: «это наш, это наш папа!» Дети выстроились в очередь и с огромным волнением, с огромным трепетом начали рассказывать стишки, петь песенки, исполнять какие-то номера, понимаете, не было никаких социальных различий. Дети есть дети, и чудо есть чудо, то есть они даже не за подарки это делали, вот было видно, что они очень хотят потрогать Деда Мороза, посидеть у него на коленке. Это было так феерически и так здорово! Конечно, дети потом были очень горды, что это всё было разоблачение, это был их отец. Вы знаете, мы потом с мужем как-то сидели вечером и философствовали о том, что есть одна точка на свете, которая объединяет абсолютно всех и возвращает к себе, то есть в детское состояние — эта точка называется «чудо». Вот это вот чудо, которое происходит в Новый год, в Рождество, во все праздники, которые люди празднуют вместе и с любовью, и как же это было потрясающе здорово вернуться к этому детскому состоянию. Понимаете, да? Вот такой вот у меня очень удивительный новогодний опыт, хотелось рассказать о нём.

К. Мацан

— Я помню на первые рождественские праздники в храме, в который я хожу, первые, в смысле — когда храм построили, я даже, мне кажется, уже рассказывал в «Светлых историях», настоятель попросил меня найти ребят, с которыми мы вместе нарядимся волхвами и принесём на Рождество после литургии подарки детям. Я как-то так это продумал, мы нашли костюмы волхвов на сайте проката костюмов в разделе «Восточный карнавал», эти костюмы купили, пришли в храм, там подарки подарили, и как-то мы так пытались с детьми поговорить, сказать что-то о храме, о церкви, что вот Христос, мы приносим ему подарки, какие: золото, ладан и смирну, а почему золото? Потому что Он Царь, а какой же он царь? И тут кто-то из детишек в этой толпе такой — «А он Царь Небесный!» И мы поняли, что мы попали в очень подготовленную аудиторию и все наши заготовки о том, что мы сейчас расскажем детям про евангельскую историю, они как бы должны быть отложены, надо просто дарить подарки и перестать уже тут умничать. Поэтому да, вот дети учат иногда очень правильным вещам. Ну что, мы продолжим светлые истории рассказывать после небольшой паузы в нашем эфире. Я напомню, сегодня наш гость — священник Григорий Крыжановский, мои дорогие коллеги: Анна Леонтьева, Алла Митрофанова, я Константин Мацан. Мы скоро вернемся, не переключайтесь.

К. Мацан

— «Светлые истории» — конечно же, новогодние сегодня, какие они еще могут быть? — рассказываем мы в студии Светлого радио. Я напоминаю, что «Светлые истории» можно и слушать, и смотреть в наших аккаунтах, в социальных сетях, например, во «Вконтакте». Наш сегодняшний гость — священник Григорий Крыжановский, клирик храма всех святых, в земле Российской просиявших, мои дорогие коллеги: Алла Митрофанова, Анна Леонтьева, я Константин Мацан, мы продолжаем рассказывать светлые истории, делиться самым радостным, теплым и сокровенным. Я напомню, что вас сегодня, дорогие слушатели и зрители, ждет сюрприз, у нас сегодня будет специальный гость ближе к концу нашего разговора. Ну, а пока мы продолжаем о прекрасном размышлять и делиться. Алла, ну, ты сегодня уже брала слово, про дом рассказывала. Твоя новогодняя история будет продолжать эту архитектурно-инженерную тему?

А. Митрофанова

— Нет, нет, нет. И более того, ты знаешь, она, скорее всего, и выбьется из канвы разговора о прекрасном, поскольку у меня, как всегда, какое-то в голове многополосное движение, оно несколько сумбурно. У меня под Новый год появляется возможность выкроить выходной и посмотреть кино. На самом деле, просто, чтобы было понятно, у меня муж вообще без выходных работает. У меня все-таки времени чуть-чуть побольше, и вот буквально перед Новым годом у меня был один день, когда можно было разгрузить голову и посмотреть кино. Почему я это делаю? Вы знаете, когда голова набита «проклятыми вопросами», простите, их не Достоевский первый поднял, их, среди прочих предшественников Достоевского, поднимал Шекспир, и вот я весь декабрь просто сидела с «Гамлетом» и пыталась вести следствие. И это, на самом деле, не так просто, как кажется. Мы все знаем, про что «Гамлет», и на самом деле, если начинать погружаться в этот текст, то чем дальше в лес, тем, в буквальном смысле, толще партизаны. Ну, общеизвестный факт, что Гамлет был, вообще-то, плотного телосложения, это вот не те красавцы, которые его играют, типа Высоцкого или Кеннета Брана, или кого-то там еще, и Смоктуновского, понятно — нет-нет. В общем, одна загадка за другой. Если пристально вглядываться в этот текст, то как только в голове начинает созревать какая-то концепция, что — ну вот, понятно, мы знаем, есть Гамлет-отец, потому что отца Гамлета звали Гамлет, Гамлет-сын, вот появляется Гамлет-дух, и из этого рождается определенное представление о том, что там внутри этой пьесы происходит, и это все в голове держится до тех пор, пока — шарах!, и Шекспир не вбрасывает одно словечко, которое рушит всю эту концепцию просто на корню. Начинает выстраиваться другая концепция в голове, читаешь дальше, потом раз, и она точно так же рушится, просто вот, знаете, как хрустальная ваза какая-то прекрасная, берет и бьется. И чем дальше читаешь «Гамлета», тем больше догадок возникает в голове, и тем быстрее каждая из них разбивается о тот или иной авторский тезис. Я сейчас просто не буду даже эти примеры приводить, чтобы с вами такого не случилось.

К. Мацан

— Чтобы не портить удовольствие тем, кто теперь решит перечитать «Гамлета» на новогодних каникулах.

А. Митрофанова

— В свое оправдание могу сказать, что люди, которые всю жизнь Шекспиром занимаются, они тоже подчеркивают, скажем так, неоднозначность этого текста и возможность множества трактовок, множества.

А. Леонтьева

— Многоуровневость.

А. Митрофанова

— Да-да-да! Что можно и так прочитать, и так, и по-всякому. И здесь уже, что называется, пространство творчества для режиссера-постановщика, для артистов, ну и так далее. Поэтому я, измотанная вконец «Гамлетом», просто измотанная, села и подумала: вот у меня сейчас будет выходной. А что бы мне хотелось, просто чтобы разгрузить голову? Что-то такое, где было бы все ясно и понятно, вот здесь добро, вот здесь зло, вот так хорошо, а так не по-человечески, потому что в «Гамлете» непонятно ничего. Там даже финал, вот эта универсальная формула: «По плодам их узнаете их», которую дает нам Христос, даже этой формулой невозможно проверить эту пьесу, потому что что там в финале? Там, с одной стороны, гора трупов, с другой стороны, там восстановление порядка, понимаете? Ну, все как в нашей жизни. Про порядок не знаю, но, в общем, пьеса крайне злободневная, я бы сказала так. И непонятно при этом, каким образом ее прочитывать. Ну, ладно. Короче говоря, села я и задумалась, и поняла, что хочу пересмотреть фильм, где действительно все понятно. Где понятно, где есть люди добрые и практически святые, и где есть люди, которые источают зло и смерть. У меня несколько странные предпочтения в кино, мой самый любимый фильм — это «Крестный отец», причем вся трилогия, от начала до конца. Очень люблю, потому что там как раз видно, как происходит внутри человека трансформация от благих намерений к полному разрушению жизни, когда он делает выбор в сторону зла. Есть еще один фильм, который помню как раз из детства и из, парадоксальным образом, новогоднего периода, это фильм, извините — «Спрут 4». Я была маленькая, лежала в больнице. Ну, практически совсем вот еще ребенок, но что-то уже соображала...

К. Мацан

— Я, по-моему, даже не смотрел.

А. Леонтьева

— Я задумалась тоже...

о. Григорий

— Я, кажется, смотрел, там итальянская мафия, да?

А. Митрофанова

— Совершенно верно. Ну, сериал «Спрут» вообще довольно известный, он в свое время был резонансным и у нас, тогда еще в СССР.

о. Григорий

— Я смотрю, у вас предпочтение все-таки к зарубежным фильмам.

А. Митрофанова

— Вы знаете, я нежно люблю и «Иронию судьбы», и много что еще, но вот, знаете, под Рождество я люблю пересмотреть Уэса Андерсона или что-нибудь еще прекрасное, там «Реальная любовь», вот такие вот вещи, потому что наши фильмы, я их помню наизусть, практически на уровне свободного цитирования. Вот, а здесь мне просто нужен был какой-то, видимо, вброс, с одной стороны, с другой стороны, чтобы немножечко перезагрузить мозги.

о. Григорий

— Ну и чтобы все-таки правда победила?

А. Митрофанова

— Но там, как вы помните, это как раз тот сезон, где комиссара Каттани убивают в конце, поэтому там невозможно сказать, что «правда победила», реализовавшись на земле, но правда, как вот Божья правда, где понятно, кто человек, а кто преступник — тоже человек, но человек, который становится проводником зла в этом мире, причем зла абсолютно инфернального, вот в этом фильме как раз это все очень хорошо понятно. И, вы знаете, решила я этот фильм пересмотреть по той простой причине, что из детства, вот практически младенцем я его смотрела, но запомнила эпизод, там есть святые люди, там есть, например, монах, который организовал детский приют и занимается там детками, там есть потрясающий муж одной из главных героинь, который пошел в политику, будучи ученым, и он вот очень-очень честный человек, и его это губит в итоге, но он принципы чести, справедливости и добра...

о. Григорий

— Вы, наверное, имеете ввиду, что губит его земную жизнь?

А. Митрофанова

— Земную, конечно, да, его убивает мафия, его убивает как раз вот это земное воплощение вот этой инфернальной природы. И есть там крайне неоднозначный персонаж, о котором мы знаем больше, чем о других, потому что мы знаем кое-что из его детства, мы знаем, как сложно он формировался — это очень талантливый банкир, который из очень бедной сицилийской семьи, Сицилия вообще довольно долгое время была практически нищим регионом, а он талантливый мальчик, который в какой-то момент понял, что если он получит образование, то он в этом мире сможет все, вот так, как обходились с его мамой, такого больше не будет с ним, и нищета, в которой они жили, и несправедливость, которой он подвергался, вот этого всего больше не будет с ним, он сам будет диктовать людям, как жить, он сам возьмет эту жизнь в свои руки, и он сам этот мир подстроит под себя.

о. Григорий

— Станет хозяином своей жизни.

А. Митрофанова

— Непросто, понимаете, мы все хотим быть хозяевами своей жизни, но не ценой жизни других людей, не ценой вот этого хождения по головам, а он выбрал именно этот вариант, он в итоге стал членом мафии...

о. Григорий

— Да, я помню этого героя, он в черном пиджачке.

А. Митрофанова

— Да, в черном пиджачке, с черными зачесанными назад волосами. Там есть очень трогательные моменты, когда, знаете, там детская игрушка его — лошадка с отломанной ножкой, это вообще единственная, может быть, ценность, которая у него была из детства, потому что это была игрушка, которую мама могла себе позволить ему купить, и он хранил ее как память, потому что у этой лошадки ножку сломал мальчик, который был сильнее. И вот этот вот самый банкир Та́но, Та́но его зовут, он эту лошадку всю жизнь держит перед глазами в напоминание о том, как нужно вести себя с людьми, чтобы никто больше не посмел вот так к тебе отнестись. Он вырастает очень непростым человеком, но при этом, вы знаете...

о. Григорий

— Создается впечатление, что он абсолютный прагматик, хотя режиссер вкладывает где-то в глубины его души...

А. Митрофанова

— ... объяснение, откуда, что взялось, и, как следствие, некоторые сопереживания со стороны зрителя. И, вы знаете, там есть один момент очень яркий в этом эпизоде, где вот эта внутренняя борьба, она внутри вот этого самого персонажа, она становится очевидна, потому что мы знаем кое-что из его детства, мы видим его палитру, мы понимаем, что он еще пока, ну как сказать, пока человек живет, что-то в его жизни может измениться, и это каждый раз наш собственный выбор. И вот там праздник Рождества Христова, и он пытается вот этому брату Бернардо, который детками занимается в приюте, выписать чек на определенную сумму, чтобы он этим детям купил какие-то подарки там или что-то, что им необходимо для школы и так далее, краски, чтобы они рисовали, а брат Бернардо, понимая прекрасно природу этих денег, говорит этому банкиру: «Я их у вас не возьму. Я их у вас не возьму, потому что они детям счастья не принесут. Детям не надо так много, им не нужны вот эти вот вагоны игрушек, какого-то еще блага, им важно, чтобы они жили в мире и в радости, а это то, что я могу дать им с помощью самых обычных красок». И он отказывается от этого чека. И тогда вот этот банкир Тано, он становится своего рода тайным Сантой: в момент, когда брат Бернардо вместе с детками возвращается с Рождественской службы ночной, он внезапно рядом со своим приютом обнаруживает целую гору прекрасных фантастических игрушек: лошадки, велосипеды, машинки, куклы, чего там только нет, и счастливые дети просто понимают, что вот это им Господь прислал, потому что вот они со службы, они там сейчас с Господом встретились, вот Господь им это все прислал, и они бегут, и такие радостные, таких игрушек у них никогда не было, и так они счастливы! И вот этот самый банкир Тано стоит в одном из соседних зданий и со второго этажа через стекло, чтобы его было не видно, наблюдает за этой радостью, и видно, как он рад сам, что он сделал доброе дело, и вот, понимаете, в этот момент становится ясно, что не все человеческое в нем затоптано, что он в этот момент сам становится ребенком и с этим чудом соприкасается, и это настолько было поразительно, что я не помню, сколько мне было лет, когда я это видела, но я это запомнила! Вот сейчас пересматривала и подтвердилась в этих своих воспоминаниях. Но в следующую же минуту он видит, что к этим детям приходит в гости их очень большой друг, комиссар Каттани, которого этот Тано ненавидит всей душой, ненавидит, как своего самого злого врага, и это так еще там все тонко снято, это я сейчас рассказываю топорно, а там это все очень тонко, и мгновенно его лицо преображается из вот этой счастливой детской улыбки, которая на нем была, оно переворачивается вот эту гримасу, искаженную злобой, и моментально обнуляется все то, что в нем зародилось вот в этот момент рождественского чуда. И я на это смотрю уже взрослыми глазами и понимаю: господи, по какому же тонкому льду мы ходим! И как это действительно очевидно, вот на таких примерах как это очевидно — да, мы в какой-то момент можем сделать что-то хорошее там, и будем молодцы, и это все замечательно, и даже кому-то подарим чудо, а потом раз, и вот такое движение сердца с раздражением, ненавистью, неприятием или чем-то еще в адрес другого человека — и всё, вот даже просто какая-то элементарная заноза, которая может быть в сердце в адрес другого человека, что кто-то, допустим, мне неприятен, и ведь это может обнулить все то хорошее, что мы делаем в этой жизни. И для меня это такой урок, я очень благодарна, что вот как-то так получилось, мне захотелось этот фильм пересмотреть, именно с этим рождественским эпизодом и с этим напоминанием, что даже вот такое большое и настоящее чудо на самом деле может обнулиться и поэтому надо очень внимательно следить за тем, что у нас в сердце, что мы там носим, и, конечно, без Божьей помощи, мне кажется, с такими занозами справиться практически нереально, потому что все мы люди, что поделать, все мы люди. Вот такая вот у меня история, простите, что она несколько долгая получилась, но этот фильм действительно помог мне как-то переключиться на простые вводные, не на замороченные, где лабиринты подсознания героев, а вот на такие простые проверки: а ты с Богом или не с Богом?

К. Мацан

— «Светлые истории» рассказываем мы сегодня на Радио ВЕРА, мы — это наш гость, священник Григорий Крыжановский, клирик храма всех святых, в земле Российской просиявших в Новокосино, мои дорогие коллеги: Анна Леонтьева и Алла Митрофанова. Спасибо Алле за эту историю, я всегда тебя цитирую в такие моменты, говорю: «Как говорит одна моя мудрая коллега: «Есть, о чем подумать». (смеются)

А. Леонтьева

— А я очень возрадовалась, что есть еще что посмотреть, я вот не смотрела этого «Спрута».

А. Митрофанова

— Ты знаешь, я не могу его рекомендовать к просмотру, это все-таки очень специфичное кино, мы понимаем, то есть это мафия...

о. Григорий

— Он еще и снят, по-моему, в 80-е?

А. Митрофанова

— Он снят в 80-е, как они там обращаются с музыкой Эннио Морриконе, вообще какой там монтаж, у меня сейчас волосы дыбом просто, понимаете, то есть это я посмотрела исключительно из своих вот этих детских воспоминаний, но очень благодарна именно за этот эпизод.

о. Григорий

— Не знаю почему, но я почему-то вспомнил другого благодетеля, который дарил детям подарки в детском доме, это Иоанн Шанхайский, в свою бытность он жил в Париже, и он посещал детей в детском доме, у которых были родители. Вы знаете, вот я помню Антония Сурожского воспоминания, несмотря на то, что он с бабушкой и матерью был во Франции, в Париже, по-моему, но они жили отдельно, бабушка, мама, а он жил вообще в детском доме, поскольку бедность была такая, что не могли ребенка забрать к себе на съемную квартиру. А вот Иоанн Шанхайский посещал таких детей, и я знаком с таким ребенком, это пожилая монахиня, она живет сейчас недалеко от Киево-Печерского монастыря, она владеет искусством золотошвей, и она мне сама рассказывала, как ее маленькую, 4-летнюю, 5-летнюю (он в течение полугода посещал детский дом) Иоанн Шанхайский брал за руку и еще с другими детьми русских эмигрантов, выводил в магазин, где они выбирали обязательно две игрушки.

А. Митрофанова

— Фантастика.

о. Григорий

— И одну из этих игрушек ребенок из детского дома должен был отнести другому ребенку в больницу. Вот она рассказывает, ее личное знакомство со святым Иоанном Шанхайским, ее личное становление на путь православия, на путь монашества сыграл этот замечательный человек. Я с ней лично знаком, матушка Феодосия.

А. Леонтьева

— Здорово.

К. Мацан

— Знаете, вот я вас слушаю и понимаю, что у меня история очень простая, но она и про чудо, и, с одной стороны, про вот ту какую-то простоту, когда ты поверх всех своих каких-то мудрований жизненных получаешь простые и понятные уверения о том, что Бог есть, и Он здесь. И история причем очень снежная, в ней снег играет важную роль, снег и мама в этой истории играют две важные роли, она новогодняя такая, про снег и про маму. Недавно в Москве были очень большие снегопады, и не только в Москве, в соседних регионах тоже, такие, что прямо вот моя небольшая собака, которая мне по колено, увязла в снегу по уши. И вот пошли мы гулять с дочкой, с собакой, у нас там небольшой парк есть, который просто вот завален снегом по горло, то есть столы для пинг-понга, которые обычно стоят, их не видно. И вот мы вот по этому парку гуляем, там достаточно большое пространство, я доставал телефон, фотографировал, снимал, убирал телефон в карман, короче, я его потерял. Видимо, наклоняясь где-то, выпал он у меня из кармана. Я это обнаружил почти сразу же, но погода такая, что где вот на этом поле, уже по которому мы походили, а там, где мы походили, уже все опять засыпало, потому что снег валит прямо сейчас, где его искать? Ну, там, там поискали, порылись, где можно было — ничего нигде нет, это уже очень поздно, темно, в общем, попрощался я с телефоном, хотя там помолился как-то, как мог, но не находится, нигде его нет. Ну что уже, думаю, ладно, все, поздно, холодно, уже все в снегу, пора и дочку, и собаку вести домой, время позднее. А еще так получилось, что я в это время был дома один, супруга со старшим сыном были в отъезде, то есть я не мог оставить Серафиму дома одну и пойти, допустим, с лопатой копать ночью это поле в поисках телефона в темноте. Ну, уже попрощался, все, пришли домой, легли спать. Думаю: ну ладно, пойду завтра утром куплю себе какой-нибудь простенький там телефон за небольшие деньги, чтобы просто на связи быть. С утра приезжает моя мама, а это праздник Введения во храм, я в силу обстоятельств, к сожалению, не мог поехать на службу, и вот моя мама со службы приезжает, чтобы мою дочку отвезти в бассейн. Я ей эту всю историю рассказываю, она говорит: «Ну, ты лопату возьми, сходи». Я говорю: «Мама, ну куда лопату, там целое поле, я что, все поле буду лопатой перекапывать?» А вот дальше молитва матери, она говорит: «Ну, ты помолись», она меня так перекрестила, говорит: «Возьми лопату и иди». Я, что называется, по послушанию маме, по слову твоему взял лопату и пошёл.

А. Митрофанова

— Закинул сети.

К. Мацан

— Да, закинул сети. Иду и думаю: ну, надо помолиться, конечно, да. Кому молятся, когда что-то теряешь? Мученику Трифону. Думаю: нет, это как-то стыдно — к святому, к которому ты обычно, в общем-то, не обращаешься, а тут по поводу: ну-ка, давай...

о. Григорий

— А помогает.

К. Мацан

— Да, ну-ка, я тут всё-таки к тебе прибегну, потому что надо, хотя в обычной жизни я про тебя не вспоминаю. Думаю: как-то неловко мне это делать. Кто там чудеса у нас творит? Святой Николай. Ну, тоже как-то утилитарно. И тут я думаю: сегодня же праздник Введения, надо Богородицу попросить, в Её праздник Она поможет. Начинаешь внутренне молиться, и знаете, любой молящийся иногда это переживает: ты вот в момент первого же прошения чувствуешь какой-то ответ, какой-то лёгкий такой тёплый огонёк в сердце у тебя загорается, это ни с чем не спутаешь. Это не какие-то свои там галлюцинации, не просто ощущения, это ни с чем не спутаешь. И прихожу я с лопатой на это гигантское поле, к тому месту, где я предположительно, мне кажется, что я вот там стоял и наклонялся и там мог выпасть у меня телефон из кармана. Я, значит, лопату первый раз так в это место, раз! Поднимаю, снег на лопате трясу — ничего нет. Второй раз, оп! Трясу — ничего нет. Третий раз, оп! — И там мой телефон у меня на лопате остаётся, который ночью пролежал в снегу, вот на этом месте. Собственно, это вся история, но в этот момент хочется воскликнуть: а ещё говорят, что Бога нет! Ну вот такое простое уверение, что вот есть молитва мамы, есть какое-то дерзновение, есть помощь Богородицы, которая здесь, которая вот, как добрая мама, тоже своим покровом всегда покрывает, и вот всё в итоге хорошо закончилось. И это такая простая история про то, как чудеса по-настоящему случаются, пускай такие простые, бытовые, но нам по-человечески очень важные. Ну а теперь барабанная дробь: мы сейчас попросим любезно Алечку нам место уступить, потому что к нам сейчас присоединится тот специальный гость, которого я анонсировал. Дорогие друзья, в ваших комментариях вы постоянно пишете нам одну и ту же вещь: в хорошей пьесе всегда должен быть очень значимый вне сценический персонаж, который в самый нужный момент появляется, и все возрадуются в этот момент. И вот сегодня у нас такой персонаж появится. Алечка, я тебя прошу сейчас место уступить, а мы просим под ваши аплодисменты нашего редактора Оксану, о которой вы так много знаете, так много слышали, но раньше в «Светлых историях» не видели, к нам присоединяется Оксана, садись! Мы рады, что ты с нами, надевай наушники. Наши слушатели постоянно пишут: «Покажите Оксаночку, про которую вы говорите, что она планирует программы, она зовет гостей, она поит всех чаем», она у нас такая сестра милосердия и вообще дух любви, радости и тепла на Радио ВЕРА, мы все очень Оксану любим, и вот сегодня редактор «Светлого вечера» Оксана Кавальская с нами, как новогодний подарок нам всем. Оксана, ну и мы ждем твою историю, мы знаем, что она будет посвящена тому, что ты очень хорошо знаешь и любишь.

О. Кавальская

— Спасибо, Кость, спасибо! Вообще так удивительно оказаться перед микрофоном в этот новогодний вечер, это тоже большое чудо. Да, я хотела бы рассказать историю про своего коня...

К. Мацан

— Коня!

О. Кавальская

— Да, потому что у меня есть конь Рыжий, замечательный конь. И вообще вся история, с ним связанная, это одно большое сплошное чудо, поэтому мне кажется, что какую ещё историю можно рассказать, как не эту?

К. Мацан

— Тут нужно сказать, что не просто есть конь, а что Оксана вообще-то наездница, профессионально, как это называется, я не знаю, верховой ездой ты занимаешься уже много лет, да?

О. Кавальская

— Ну, конку́р, да — это когда через барьеры прыгают по определенным маршрутам.

К. Мацан

— Вот такие у нас, одаренные разными талантами, люди работают на радиостанции ВЕРА.

О. Кавальская

— Ну, это вот слава Богу, Который даёт такие возможности. И как раз я хотела рассказать историю о том, как сначала чудесным образом этот конь появился в моей жизни, потому что нашла я его аж в Голландии, в далёкой. И до этого я посмотрела много лошадей, но именно когда увидела этого коня, когда мне его вывели, и когда я на него села, впервые в жизни у меня были слёзы от счастья. Я никогда больше не плакала от счастья, а вот в тот момент я просто не удержалась. Я помню, как я слезла с лошади, звоню папе, папа в Москве, я в Голландии, я рыдаю в трубку, а папа не понимает, что происходит, его дочь далеко-далеко от дома, рыдает, что-то могло случиться. А я сквозь слёзы говорю: «Папа, я нашла коня своей мечты!», о котором очень долго действительно мечтала, молилась, и вот Господь мне, видимо, послал эту встречу. Потом, также удивительным образом, я осталась в Голландии, начала выступать на нём, хотя на тот момент у нас в семье были финансовые проблемы, но тоже как-то, мне кажется, только чудом и Божьей помощью удалось всё это преодолеть, удалось папе договориться по бизнесу, чтобы всё-таки деньги ему перечислили, чтобы я там смогла остаться. Там у меня появились замечательные друзья, с которыми мы до сих пор поддерживаем общение. Потом чудо было, как я его перевезла сюда, как у меня появился тренер замечательный, и появился духовник, который благословлял меня на каждое соревнование...

К. Мацан

— Классно!

О. Кавальская

— Да, хотя он не особо поддерживал, в плане того, что всегда говорил, что это опасно, надо здоровье беречь, но каждый раз, когда я к нему приходила, он сначала так журил, но потом — «ну ладно, ладно, давай». И так я с первого раза сдала на первый разряд. Пришла к духовнику, это отец Даниил (Воронин), к сожалению, ныне покойный, он был духовником Данилова монастыря в Москве. Я пришла к нему, говорю: «Отец Даниил, вот хочу на первый разряд сдать». Он опять что-нибудь такое скажет, типа: «Ну зачем, зачем тебе это всё надо?», но благословляет, и я с первого раза сдаю на первый разряд. Потом прихожу, он такой: «Ну сейчас-то чего ты хочешь?» Я говорю: «Хочу кандидата в мастера спорта». Он благословляет, с первого раза сдаю на кандидата. Потом прихожу, он такой: «Ну сейчас-то чего ты хочешь?» Я говорю: «Ну как чего — мастера хочу! Кандидат уже есть». Вот он опять: «Ну это же всё со здоровьем, спина...», что-то ещё начинает говорить, потом: «Ну ладно, ладно, давай!» И с первого раза тоже, это удивительно, потому что...

К. Мацан

— Так ты и мастер спорта? Я не знал этого.

А. Леонтьева

— Мы с вами очень много сегодня узнаем про друг про друга.

О. Кавальская

— Да, это было очень удивительно, потому что с первого раза это очень трудно, то есть там маршрут 150 сантиметров. А там было три дня соревнований, первый день — 130 сантиметров, второй день — 140, и третий день — 150.

К. Мацан

— Это что, это высота?

О. Кавальская

— Это высота барьеров. Маршрут, там где-то препятствий 10-15, может быть. И это почти с меня ростом барьеры, и любая ошибка, я понимаю, что может стоить и моей жизни, и жизни коня сразу, это было очень страшно. Первый день мы отпрыгали 130 как-то не очень хорошо. Второй день был 140, и прямо вот в начале маршрута я сделала очень там страшную ошибку — у меня конь полностью снес барьер и так испугался этого всего, что все остальные барьеры мы тоже начали сносить. И я понимаю: ну какие мне 150, если я 130 и 140 не справляюсь, куда там еще выше идти? И как-то я для себя приняла решение, что нет, наверное, я все-таки не поеду. Мне звонят из судейской и говорят, что у нас не хватает одного региона, чтобы... То есть, если ты хочешь сдавать на мастера, там должно несколько регионов быть и не хватало одной области, и они говорят: «Ты не хочешь если, то ты можешь просто выйти на старт, пересечь стартовую линию, потом поднять руку, как бы ты снимаешься с соревнований, но ты дашь другим возможность, чтобы другие присвоили себе этот разряд». И я для себя решила: ну хорошо, я так и сделаю, выйду, пересеку стартовую линию, подниму ручку, и все. И как-то даже успокоилась на этом. Выхожу, подходим мы к первому барьеру, я думаю: вроде как-то мы попадаем в дистанцию. А в конкуре самое главное — это вот попасть в правильную точку отталкивания, то есть у тебя должен быть хороший глазомер, ты должен рассчитать правильную траекторию, ты должен рассчитать, на какой скорости подойти, чтобы передние ноги лошади в правильную точку отталкивания подошли. И вроде как, я смотрю, мы хорошо подходим к первому барьеру, думаю: ну ладно, один барьер прыгну и потом сойду с этой дистанции. Прыгнула, думаю: ну ладно, так интересно, сейчас еще вот второй прыгну, и все. И так вот я весь маршрут ехала, думая, что этот барьер уже точно последний. И остается последний барьер, причем там было несколько моментов, действительно страшных, когда я вообще не в расчет подходила, там, например, вплотную к барьеру, и никто не верил вообще, что у меня и конь это прыгнет. Мне говорили, что на высоте 110 он тебя еще будет выручать, а выше уже точно нет. И, конечно, то, что мы сделали, было что-то нереальное, я это рассказываю и у меня до сих пор дрожь.

А. Митрофанова

— Да, мы все тут слушаем и переживаем.

К. Мацан

— Слушай, потрясающе! Я считаю, что Оксана должна стать постоянным гостем и участником программы «Светлые истории», мы столько всего нового узнаём....

о. Григорий

— Но она нас не познакомила с конем.

К. Мацан

— В следующий раз, да.

О. Кавальская

— Да, я вас познакомлю. Кстати, к тому, что это новогодняя светлая история, у меня есть фотография, где 31 декабря вечером, все нормальные люди режут оливье и смотрят советские фильмы, а я на лошади, одна, в пустом манеже, просто никого нет. Я попрошу наших редакторов, может быть, вставить эту фотографию, у нас ведь есть видеоверсия.

К. Мацан

— Слушайте, ну, благодаря Оксане и рассказу про 150 сантиметров мы на высокой ноте заканчиваем нашу сегодняшнюю программу. Спасибо огромное, это были «Светлые истории» со специальным гостем — мастер спорта, редактор вечернего эфира Радио ВЕРА Оксана Кавальская, которую вы так, наши слушатели и зрители, давно нас просили позвать в студию, как участника, и вот сегодня в качестве новогоднего подарка мы это сделали. Наш сегодняшний гость, священник Григорий Крыжановский, клирик храма всех святых, в земле Российской, просиявших в Новокосино, был сегодня в студии Радио ВЕРА. Мои дорогие коллеги: Анна Леонтьева, Алла Митрофанова, я Константин Мацан, до новых встреч на волнах Радио ВЕРА в программе «Светлые истории», мы обязательно продолжим их рассказывать, как всегда, по понедельникам в шесть вечера. До свидания, дорогие друзья! С наступившим Новым годом, и мы ожидаем, конечно же, Светлого Христова Рождества.

Гости:

— С Новым Годом!

А. Леонтьева

— С Новым Годом, дорогие!


Все выпуски программы Светлые истории

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем