«Лепта вдовицы» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Лепта вдовицы»

* Поделиться

В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Александр Ананьев, Кира Лаврентьева, а также наш гость - настоятель храма в честь Владимирской иконы Богородицы в Куркине священник Игорь Константинов - поделились светлыми историями о том, как человек отказывался от чего-то важного для себя, отдавал последнее или жертвовал чем-то ради Бога и ближнего - и как это потом воздавалось.

Ведущие: Александр Ананьев, Константин Мацан, Кира Лаврентьева


К. Мацан:

— «Светлые истории» рассказываем мы сегодня, как всегда в этом часе, в шесть вечера по понедельникам, на волнах радиостанции «Вера». Добрый вечер, дорогие друзья. Меня зовут Константин Мацан. Со мной в студии мои дорогие коллеги: Кира Лаврентьева —

К. Лаврентьева:

— Добрый вечер.

К. Мацан:

— И Александр Ананьев —

А. Ананьев:

— Здравствуйте, друзья.

К. Мацан:

— И наш сегодняшний гость — священник Игорь Константинов, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркино, благочинный Спасского церковного округа. Добрый вечер.

Свящ. Игорь Константинов:

— Добрый вечер, друзья.
К. Мацан

— А тем, кто сейчас не за рулём, напомню, что «Светлые истории» можно не только слушать, но и смотреть на наших аккаунтах в социальных сетях. Мы вас приглашаем в студию — подглядеть за тем, как эти истории рождаются и рассказываются. Но мы по традиции, наверное, начнём сегодня программу с того, что зачитаем то, что нас больше всего тронуло в ваших комментариях, дорогие радиослушатели и зрители, к нашим «Светлым историям», к прошлым выпускам.

К. Лаврентьева:

— «Доброго вам всем дня!» — пишет нам Елена.

К. Мацан:

— Читает Кира Лаврентьева.

К. Лаврентьева:

— «Красиво писать не могу, скажу коротко: очень благодарна за ваши передачи. Часто пересматриваю всё. Все очень милые люди, а Александр преображается, мужает, красивеет, и духовно в том числе. Рада за него. А как ведущий — самый талантливый. Все стали нам родными и по духу близкими. Помощи Божией вам всем и всех святых», — вот. Дорогая Елена, спасибо вам большое-пребольшое.

А. Ананьев:

— Спасибо. Низкий поклон. Обнимаем все. Всё это неправда. Я просто хочу уточнить, что «мужает и красивеет» — это было связано с тем, что я долгое время был с бородой. Сейчас я её как-то это.

К. Лаврентьева:

— Но вот посмотрим, что напишут под сегодняшним эфиром.

А. Ананьев:

— Эльмира Закирова пишет, тоже не могу обойти стороной: «Очень многие сейчас говорят о таких страстях, как наркомания, алкоголизм или винопитие, курение, игромания, о том, как их уврачевать и оказать помощь этим людям. А вот о тех, — и здесь я просто, Эльмирочка, прям вот обнимаю вас, — а о тех, кто страдает страстью чревоугодия, гортанобесия, сластолюбия, говорят мало. Считается, что это безобиднее — быть обжорой и сладкоежкой, чем алкоголиком или курильщиком. Но нет, вы не понимаете — это тяжкая и мучительная страсть...» — ты поняла, почему я отказался от конфеты в коридоре, Кира?

К. Лаврентьева:

— Я смеюсь над твоей театральной жилкой.

А. Ананьев:

— «...от неё полностью никак не откажешься. С едой связана большая и прекраснейшая часть нашей жизни. Тут нужно именно выстраивать разумные отношения, подключать силу воли и, конечно, молитвенно просить, взывать ко Господу, жить церковной жизнью, участвовать в Таинствах церковных. В общем, держаться за Христа, что я и делаю с Божией помощью. Но пока всё по-прежнему».

К. Мацан:

— В общем, дорогие друзья, если вы сейчас едете в пробке домой голодные, то приятного аппетита.

А. Ананьев:

— Да. Что такое гортанобесие? Скажите, пожалуйста.

К. Мацан:

— Отвечает священник Игорь Константинов.

Свящ. Игорь Константинов:

— Вот прям в самый неожиданный момент прозвучал этот вопрос. Ну, наверное, это вот прям любление очень так вот вкусностей и всяких разных удовольствий вкусовых.

А. Ананьев:

— А чем от чревоугодия отличается?

Свящ. Игорь Константинов:

— Количеством. Потому что гортанобесие может быть от одной красной или чёрной икринки, от которой можно получить удовольствие в таком духовном странном состоянии, что никакое объедение тут рядом не стояло. Поэтому мудрые отцы Церкви знали, что дело не только в количестве, но и вот в этом.

А. Ананьев:

— Всё, я понял. То есть, если ты идёшь в ресторан быстрого питания, который из трёх букв, и накидываешься там крылышками в панировке, то это чревоугодие. А если ты идёшь в дорогой ресторан, и тебе приносят на большой тарелке маленькую канапешечку за сто миллиардов рублей, то это гортанобесие.

Свящ. Игорь Константинов:

— Но если только за сто миллиардов рублей.

К. Лаврентьева:

— Ещё один комментарий позвольте прочитать — очень уж мне понравился: «Расскажу о своей дружбе, длиною в жизнь, — это под прошлой программой комментарий, когда мы записывали „Светлые истории“ про дружбу. — Мне 55 лет, с моей лучшей подругой мы познакомились в ясельном возрасте, примерно в три года. Жили неподалёку друг от друга. Наши дома отделял овраг, и мы бегали друг к другу в гости через него и дружили дворами, играли, показывали концерты — было весело. В школе учились в одном классе, а потом её семья переехала в другой район города, но подруга продолжала учиться в этом классе. Но для меня это была уже трагедия: как пережить расставание после уроков до следующего дня? В 70-е не в каждой квартире был телефон, у нас его не было. Так я набирала горсть монет по две копейки и шла в телефонную будку, чтобы поговорить с подругой. Закончив школу, мы поступили в разные вузы, стали значительно реже общаться. У каждой появились новые друзья и новый круг общения. И вот по окончании института летом выяснилось, что мы обе выходим замуж с разницей в один месяц. Мы были свидетельницами друг у друга на свадьбах, я родила двоих детей, дочку и сына, у подруги деток нет, зато она крёстная мама моей дочки, мы дружим семьями. Мы дети советские, не знавшие ничего о христианстве, постепенно воцерковились. А спустя 30 лет со дня свадьбы, в одно и то же лето, с разницей в три дня, мы обвенчались и снова были друг у друга свидетельницами. Вот так Господь и ведёт нас по жизни. Много можно рассказать и грустного, и весёлого, сериал можно снимать. Я счастлива, что у меня есть моя любимая, верная настоящая подруга. Пусть Господь хранит её и её близких. Благодарю Бога за эту дружбу, за эту радость, это счастье, что все эти годы со мной по жизни идёт такой близкий по духу человек». Вот уж действительно счастливая история, правда?

К. Мацан:

— Аминь. Ну а сегодня тема наша звучит так: «лепта вдовицы» — история о том, как человек отказывался от чего-то важного для себя, отдавал последнее или жертвовал чем-то очень дорогим ради Бога и ближнего, и как это потом воздавалось. Отец Игорь, у вас наверняка, как у священника, который общается с людьми, масса историй на эту тему.

Свящ. Игорь Константинов:

— Да, есть история, которую мне хотелось бы сегодня рассказать. В этой истории много лиц. По-евангельски, наверное, называть имена не будем, но надеюсь, что те, кто участвовали, принимали участие в этих событиях, узнают себя, и как-то так пусть Господь их утешит и добрым Своим каким-то благословением покроет. А рассказать я хотел о нашей церковной истории такой, о событии, что ли. В нашем старинном храме, в котором я служу, вдруг однажды стало понятно, что нужно обновлять колокола. А колокола, может быть, вы знаете или нет — нельзя купить сначала маленький, потом побольше, потом побольше, нет, надо купить сначала самый большой, а под него потом подбирать меньше, меньше, меньше. И это, конечно, непростая история, и с точки зрения финансовой, и с точки зрения организации процесса. И мы пошли обычным путём, как это обычно бывает: объявление сделали, с амвона стали приглашать людей поучаствовать в этом деле. Но как-то не шло. Мы как-то даже не понимали, почему. Так — по чуть-чуть, кто-то где-то чуть-чуть. И у нас скопилась, пусть небольшая, но всё-таки сумма, на которую мы как бы так внутренне рассчитывали, что вот-вот и мы сейчас, наконец, старт дадим этому большому делу. Потому что нам нужно было приобретать 13 колоколов, и самый большой из них, конечно, недёшево стоил.
И вот тут приходит пандемия. Конечно, как и всех, она застала врасплох, во всех смыслах этого слова. И, конечно, в административно-хозяйственном и финансовом смысле приход наш оказался в ситуации, когда нужно было выбирать, как нам поддерживать тех, кто с нами трудился и трудится все эти годы. Приход немаленький, я имею в виду по сотрудникам, 50 человек. И нужно понять, что там и семьи, и всё. И вот на таком нашем утреннем совете мы решили, несмотря ни на что, все имеющиеся ресурсы, как говорится, отдать в зарплаты. У нас болели наши сотрудники, нужно было специальные лекарства покупать. Ну, короче говоря, как бы мы решились, всё. И, действительно, мы так и поступили. Поступили мы так, и вот июнь, самая пандемия, кто помнит. Действительно, чуть ли, так сказать, ни разоряются организации, фирмы, и люди говорят, что им очень тяжело. И вдруг в этот самый момент совершенно неожиданно приходит человек и жертвует нам сумму, которая составляет ровно 40% от того большого колокола, который нам нужен. Это тоже немалые деньги. Я сразу звоню на завод: давайте хотя бы аванс мы вам выплатим. И в этот же день приходит сосед по улице и говорит: «Помните, вы меня как-то водили на колокольню и рассказывали о ваших планах о колоколе? Я хочу сегодня вам пожертвовать», — и жертвует сумму, которая составляет 60% от этого большого колокола.
Итого: в один день. На следующее утро я везу на колокольный завод ровно 100% от самого этого большого колокола. А дальше история вдовицы. Потому что у нас на приходе, совершенно неожиданным образом, мы не знали этого, обычная женщина, которая, как и все, приходит и на службы, на помазание, на Причастие, и так далее, вот эта женщина говорит: «Вы знаете, батюшка, я хочу оказать содействие в приобретении колоколов — в память о моём почившем супруге». Сумма-то немаленькая, поэтому, может быть, на маленький колокол, может быть, на часть колокола и так далее, а она закрыла почти всё. Конечно, для нас это величайшее чудо приходской жизни. Кто-то скажет, когда про чудо расскажешь, что это совпадение, так случилось, так получилось. Мне кажется, что это ответ Бога, что сила Божия, во-первых, в немощи совершается: во всяких таких сложных обстоятельствах как раз Господь и действует. А второе, что можно было как бы придержать вот те самые первые деньги, которые мы как бы откладывали, и это нелегко далось, но мы всё-таки решили, что надо на ближних, надо отдавать. И Господь воздал. И воздал, как говорится с торицей. Вот такая наша приходская история.

А. Ананьев:

— А эти колокола уже можно послушать?

Свящ. Игорь Константинов:

— Конечно, наша колокольня одна из самых благоустроенных. Каждое воскресенье в нашем храме проходят большие экскурсии, в том числе с подъёмом на колокольню. Есть колокольная звонарная школа. У нас периодически проходят, как бы так сказать, показательные выступления звонарей. Также у нас установлен ещё электронный звонарь, то есть у нас есть возможность и вручную звонить, и электронный звонарь. Конечно, для нас это чудо, по-другому его не назовёшь. Память об этой семье, не только в буквах, именах на колоколах — мы, конечно, их отлили и хотели бы, чтобы эти имена сохранились, — но и перед Богом. Сколько времени пройдёт, и нас не будет, а колокола будут звенеть, колокола — это голос Церкви. Они будут воспоминанием, молитвой об этой семье.

К. Мацан:

— «Светлые истории» мы сегодня рассказываем на волнах Радио ВЕРА. Мы — это наш сегодняшний гость, священник Игорь Константинов, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркино, благочинный Спасского церковного округа; мои дорогие коллеги: Кира Лаврентьева, Александр Ананьев. Я — Константин Мацан.

А. Ананьев:

— Замечательный повод съездить в Куркино. Безумно захотелось увидеть эти колокола, услышать их. Тем более, что я на днях встречался — это прямо тема для отдельного разговора — со звонарём суздальским, поэтессой и регентом Машей Тепляковой. Фантастическая абсолютно барышня, просто невероятная. Какие у неё стихи — это просто чудо. И от неё я подцепил фразу — мы говорили о том, как она звонит в колокола. Она говорит: «Ты не понимаешь. Не я звоню в колокола — колокола звонят в меня». А ещё она рассказала, а я потом пошёл послушать, и вы тоже можете пойти послушать, вы наверняка знаете певицу Елену Фролову, которая поёт невероятные песни абсолютно, я очень люблю Елену Фролову, а она ещё мультиинструменталист. И как раз когда были вот те мрачные, полные уныния дни начала пандемии, они, знаете, что сделали, две эти? По благословению настоятеля того храма в Суздале, это как раз на улице Кремлёвская, которая ведёт к кремлю в Суздале, — там старая-старая красная церковь, — они, значит, забрались туда с Леной Фроловой на эту колокольню. Леночка подключила к колонке гусли, а Маша колокола. И они устроили концерт гусли с колоколами. И вот эту запись можно найти на «Ютубе». Это фантастика какая-то.

К. Мацан:

— Потрясающе. Саша, не удаляйся от микрофона.

А. Ананьев:

— А я даже и не знаю, какую историю рассказать.

К. Мацан:

— А так все твои истории начинаются — и потом на сорок минут.

А. Ананьев:

— Они как-то все про лепту вдовицы. Я вспоминаю... у нас сейчас есть помощница по хозяйству. Барышня, прямо скажем, она очень много работает. Она сама в 2014 году переехала из Донецка с детьми, одна в Россию. И, в общем, как-то вот пробивается, занимается уборкой. И нам её посоветовали, чтобы она помогла нам дома убираться. Прямо скажем, что у неё мало денег. У неё двое детей, и мало денег. И мы как-то всё время пытаемся помочь. И мне всё время неловко, что она тяжёлой этой работой занимается, а я сижу на попе ровно и ничего не делаю. Мне неловко, я всё время как-то пытаюсь загладить свою вину перед ней, и от этого выходит ещё поганее. В общем, как-то криво всё получается.

К. Лаврентьева:

— Ну, ровно ты не сидишь.

А. Ананьев:

— Хорошо, я сижу неровно. Кира, спасибо тебе большое. Но прямо до слёз. Когда я уехал в Москву, а она там, за городом, убиралась. Она обычно присылает, что всё сделала, всё закрыла, цветы полила и уехала. Она вместо этого пишет: «Александр, в морозилке лежат опята. Я их собрала, отварила, положила. Разморозьте и приготовьте со сметаной». Я говорю: как это вообще, что это вообще? Я не говорю, что это лепта вдовицы, но я говорю, что человек, не имеющий и малой части того, что я имею, умудрился сделать меня счастливым. А это было настолько вкусным. Мы потом их достали, разморозили, потушили со сметаной и сделали в горшочках. Там внизу отварная картошка, а сверху опять со сметаной. Это было настолько классно. Я бы, наверное, если бы захотел, не смог порадовать себя так, как меня смогла порадовать женщина, у которой нет и части того, что есть у меня. Вот какая история. Но рассказать я хотел не эту историю.

К. Мацан:

— Я ждал этой фразы.

А. Ананьев:

— Если помните, у меня есть жена, а у жены есть неутомимость.

К. Мацан:

— Все наши радиослушатели об этом помнят и никогда не забывают.

А. Ананьев:

— А в результате неутомимости у нас есть чудный спектакль «12 непридуманных историй». А в этом спектакле есть история, которая никак не подходит, на первый взгляд, под тему, озвученную Константином — «Лепта вдовицы». Но она мне сразу пришла в голову как яркая иллюстрация вот этого всего. Я в двух словах её перескажу, а потом объясню, почему я её рассказываю. Речь о молодой девчонке, красивой, высокой, успешной, которая работала журналистом. Вот как Кира, чтобы вы могли себе представить её: молодая, красивая, как Кира. Пусть это будет Кира.

К. Лаврентьева:

— Я не хочу.

А. Ананьев:

— Кира, надо — нам нужна иллюстрация. И вот Кира однажды поехала в прекрасный монастырь снимать сюжет в этом монастыре со съёмочной группой. И вот они всё отсняли, всё сделали, а было начало лета — июнь, жара. И как только они закончили, оставалось время, и Кира, допустим, захотела купить в монастырской лавочке бутылку воды. И она подошла к этой будочке, а женщина протягивает ей воду, холодную обычную воду за копейку, а Кира понимает, что она оставила сумку и деньги в машине, машина на парковке, а парковка там далеко, так получилось, в этом монастыре. И она говорит, что «ой, ладно, я потом зайду, у меня денег с собой нет». А женщина из окошка говорит: «Кира, да ладно, возьмите. Что вы будете ходить туда-сюда? Потом занесёте». Но это же Кира, она говорит: «Не могу я так. А вдруг мы уедем, и я не смогу деньги отдать?» В общем, у них такой диалог обычный женский. А рядом с ларьком стоял мужик — из тех, кто просит милостыню возле монастыря, весь оборванный такой, грязный, явно со следами порока на лице, такой несимпатичный, прямо скажем, мужичок. И он этот диалог услышал, на Киру посмотрел как-то снизу вверх, поправил свою драную ушанку, свои штаны порванные. Подходит и таким голосом, предполагающим галантность, говорит: «Девушка, а девушка? А можно я вам воду куплю?»

К. Лаврентьева:

— Замени другим именем! Скажи «Маша», пожалуйста. Можешь показывать на меня, но называть другим именем. Я в таком ужасе — что будет со мной дальше.

К. Мацан:

— Тут Кира приняла монашество, в монашестве стала Ефросиньей, и история продолжается с Ефросиньей.

А. Ананьев:

— История хорошо заканчивается. И она, значит, смотрит на него сверху вниз, потом снизу вверх — молодая, красивая девчонка. И первая реакция сказать: «Слушай, ты, кавалер помоечный, ты себе чего-нибудь купи, а? Будет он мне тут воду покупать. Тоже мне нашёлся!» Она так хотела сказать, но когда она в очередной раз снизу вверх смотрела, под ушанкой она уткнулась в его взгляд. А в этом взгляде она вдруг увидела и почувствовала такую безысходность, такой тупик, вообще столько боли, столько отчаяния, столько тупика такого, человеческого, мужского. Она вот это всё увидела и не смогла сказать всё то, что она хотела сказать. У неё всё это в горле так застряло. И она просто кивнула. И этот мужик грязной ладонью полез в грязный карман, достал кучу грязной мелочи, отсчитал нужную сумму, заплатил за эту воду и передал её девушке. Девушка взяла воду и сказала: «Спасибо вам», — ну, а что она ещё могла сказать? А этот прям расцвёл, говорит: «Слушайте, да что вы? Это вам спасибо. Спасибо, что не отказались принять от меня помощь. Если б вы знали, какое это счастье — снова почувствовать себя человеком!» Казалось бы, да? А что происходит? Какая-то магия происходит... Так вот, продолжение этой истории. И, по-моему, я даже отчасти её рассказывал год назад здесь, на «Светлых историях». Но не могу её не рассказать, потому что это тоже как бы про это.
На наш спектакль где-то в Южно-Сахалинске осенним-осенним днём, в очень неудачное время и в очень неудачный зал пришёл мужик. Должен был прийти не он, а его престарелый отец, которому в собесе подарили приглашение на наш спектакль. Но папа не смог, плохо себя чувствовал, и он своему сыну — а что он ещё мог своему сыну? — сказал: «Сын, у меня для тебя есть подарок. Вот тебе приглашение — кто-то из Москвы приехал, сходи и посмотри». У мужика, соответственно, какие есть предположения? «Кто-то приехал, какой-то бесплатный спектакль в местном ДК — вряд ли что-то хорошее. Но папа подарил — схожу, посмотрю. А чтобы уж не скучать, возьму с собой вот в таком же киоске шоколадку в обёртке, обычную», — он страсть как любил эти шоколадки. Говорит: «Посижу в темноте, пошуршу обёрткой, съем шоколадку, пойду дальше». Он пришёл, сел с этой шоколадкой, услышал эту историю, дослушал весь спектакль до конца. Включили свет, он вытер слёзы, посмотрел на шоколадку, потом подошёл к моей жене. Она на сцене стоит. А он снизу вверх глядит и говорит: «Слушайте, я сюда пришёл, чтобы шоколадку съесть. Я её так и не съел — возьмите её, пожалуйста». И с тех пор у нас таким негласным символом этой нашей постановки является шоколадка.

К. Мацан:

— Потрясающая история, как и всё, что рассказывает Саша и наши остальные гости в «Светлых историях». Какой-то кладезь просто человеческих судеб, эмоций и опыта, который в самое сердце проникает. Мы продолжим рассказывать светлые истории в следующей части нашей программы. У нас сегодня в студии наш гость, священник Игорь Константинов, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркино, благочинный Спасского церковного округа, мои дорогие коллеги: Александр Ананьев, Кира Лаврентьева. Я — Константин Мацан. Буквально через минуту вернёмся, не переключайтесь.

К. Мацан:

— «Светлые истории» продолжаем рассказывать на волнах радиостанции «Вера». Сегодня наша тема про лепту вдовицы, про то, как человек отдаёт что-то дорогое, что-то, может быть, последнее или просто значимое, не боится с этим расстаться, и Господь всё восполняет, или это приводит к каким-то очень значимым, очень хорошим, очень светлым результатам. Но мы очень широко к этой теме подходим и говорим вовсе не только про деньги, а про глубину человеческих отношений. Я напомню, что сегодня с нами в студии священник Игорь Константинов, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркино, благочинный Спасского церковного округа, мои дорогие коллеги: Кира Лаврентьева, Александр Ананьев. Я — Константин Мацан. Итак, Кира, ты себя узнала в истории прошедшей, которую Саша рассказывал?

К. Лаврентьева:

— Нет. Но вообще, на самом деле с нищими людьми, с нуждающимися, очень много бывает таких именно промыслительных историй, когда Господь говорит с тобой через них — вот правда. Но вы знаете, у меня была совершенно потрясающая история у друга, который успешный человек по жизни. Но в силу определённых обстоятельств, предательств близких людей и соратников, оказался в трудном материальном положении. До такой степени трудном, что вот у него, например, три тысячи рублей лежит в кармане, и неизвестно, на сколько. То есть так бывает, что ты ищешь работу, ты делаешь очень много дел, ты как-то пытаешься заработать, и везде тупики. Вот бывают такие тяжёлые периоды, они посылаются не всем, но, видимо, посылаются для какого-то определённого опыта. И вот в тот день мой друг пошёл на встречу с довольно известным иеромонахом, который приехал из другого города, или из другой страны даже. И он сидит в зрительном зале, а рядом с ним сидит бабушка и девочка, её внучка. И он слышит их диалог, бабушка ей говорит: «Слушай, что-то мы с тобой, наверное, всё уже сегодня потратили. У нас с тобой даже на дорогу нет. Нам надо что-то с тобой как-то придумать».
Вот в такой тяжёлой они оказались жизненной ситуации на тот момент. И Андрей, недолго думая, говорит: «А давайте я вас угощу, покормлю». Они пошли в буфет, там в перерыве поели, он их покормил. И он понимает, что не может не отдать им сейчас то, что у него осталось. У него там буквально две тысячи рублей осталось, Ну вот не может — все знают это чувство, что эти деньги тебя сожгут, если ты просто их не отдашь сейчас этим людям. И он им отдаёт две тысячи рублей, они рады и счастливы: всё, на дорогу обратную появилось — и всё в этом роде. А потом он подходит к банкомату после этой встречи, чтобы снять там, по-моему, какие-то совсем гроши, рублей пятьсот, чтобы купить продукты какие-то себе. А там, представляете? — в этом месте, где открывается вот этот лоток для выдачи денег, лежит ровно две тысячи рублей. То ли забыл кто-то, или не забыл. И он с ними как-то так же поступил вроде бы. В общем, две тысячи там, через полчаса две тысячи тут. И это было совершенно невероятным для него. И на самом деле все мы попадали в такие истории: поможешь человеку — тебе возвращается. Не предлагаю руководствоваться исключительно только этим правилом. Но всё же, если мы по сердечному желанию хотим кому-то помочь, то нас не оставят без денег — Господь точно. У меня есть ещё вторая история.

А. Ананьев:

— Я понял. А где банкомат этот?

К. Лаврентьева:

— На Арбате. Ты хочешь туда пойти?

А. Ананьев:

— Ну мало ли...

К. Мацан:

— Дорогие друзья, программа выходит в записи. Саша к тому моменту, как вы будете слушать, уже сходил.

К. Лаврентьева:

— Так, и ещё одна история — история про мою маму. Вспомнила я её буквально сейчас, но мне кажется, что она очень многим людям может быть полезна. Ну ладно, если не многим, но хоть если кому-то будет полезна, то буду рада и счастлива. Когда мы жили в Сибири, маму отправили в командировку в Москву — в 1993 году. Тогда было очень трудно с работой, но, слава Богу, мама как-то сумела нас прокормить. Она билась, боролась, зарабатывала. В общем, короче говоря, её пригласили в Москву на какой-то пленум, на что-то такое важное. И у неё была с собой определённая накопленная часть денег. И что делает женщина, оказавшись в Москве, когда дефицит? В 1993 году в Сибири ещё был дефицит. Она идёт, естественно, на какой-то там рынок, чтобы купить ребёнку, одному и второму, одежду или ботиночки, какую-то курточку. В общем, она и пошла нам эту одежду покупать с Димой, с братом. И в какой-то момент она понимает, что у неё нет этих денег. Ну, то есть она пришла в Лужники с деньгами, вышла без денег. Все понимают, что такое Лужники 90-х годов. То есть это вообще площадка для разного рода ухищрений, по вытягиванию денег, к сожалению, непорядочными людьми. Вытащили у неё этот кошелёк со значительной суммой — она её копила. Мы все понимаем, что это такое, когда ещё человек в чужом городе.
И с ней была одна коллега. Она заняла у этой коллеги какую-то определённую сумму, но уже сильно меньше, чем у неё была, купила меньше, чем планировала, но тем не менее купила мне маленький кошелёчек — я до сих пор его помню, — какую-то одежонку, какие-то платья. И она приехала тогда домой, и дарит мне, дарит эти платья, этот кошелёчек. И так мне это всё запомнилось как-то. Диме купила что-то, брату, в общем, какие-то нам вещички — какие-то ботинки, какие-то кофты. Что-то привезла, в общем, она из Москвы тогда нам. И недавно мы с ней буквально вспоминали эту историю. Она говорит, что совершенно не расстроилась тогда. Она ходила в храм тогда, но не регулярно. То есть не было такого, знаете, глубинного: что Бог дал, то Бог взял — ничего не было такого. Но она говорит, что было совершенно полное какое-то смирение, спокойствие, так и так.
И через какое-то время после этого случая делают ей совершенно прекрасное предложение по работе. И она занимает очень высокую должность тогда в нашем городе. Она 20 лет там проработала, на этой должности, чуть меньше 20-и, наверное. Но тем не менее, она проработала очень много лет, сделала много полезных дел на этой работе. Но сам факт: когда ты тянешь детей, и вот у тебя ещё и деньги отняли — это, конечно, просто очень сильное испытание. И деньги немаленькие. Ты их долго собирал, копил — 90-е, полуголодное время. И вот Господь её не забыл и послал ей хорошую работу. И я это, наверное, рассказала, чтобы те, у кого сейчас трудное материальное положение, или у кого-то действительно беда случилась с домом, с имуществом, с деньгами — возложим своё упование на Бога. Будем надеяться, что Господь нас никогда не оставит.

А. Ананьев:

— Спасибо за историю про родителей. Я всё время поражаюсь тому, насколько они были и есть другие люди — не такие, как мы. То, что нас бы озлобило или расстроило, по крайней мере, они об этом вспоминают с такой любовью и радостью, и благодарностью. Причём мои родители, в отличие от твоих, выросли далёкими от Церкви. Это сейчас они гораздо ближе, как-то так Господь устроил, а тогда — нет. Я вспоминаю наше семейное предание. Фантастическая абсолютно, прекрасная история — мы называем её историей про Чебурашку. Коротко: когда мои родители были гораздо моложе, чем я, существенно моложе, чем я сейчас, да чем бы я когда-либо ни был вообще. Сейчас быть моложе меня вообще не сложно.

К. Мацан:

— Зато ты красивеешь и хорошеешь, как говорят наши зрители, и мудреешь.

А. Ананьев:

— Папа поехал в Москву — они жили не в Москве, далеко. А как раз у них только-только строилось хозяйство, и мама стирала руками всегда. А тогда-только появилась стиральная машина «Малышка», по-моему, так она называлась. И мама собрала деньги ровно вот на эту стиральную машину, говорит: «Ты едешь в Москву, купи мне стиральную машину. Это моя самая большая мечта в жизни. Купи мне стиральную машину — вот тебе деньги». И папа поехал в Москву, был в этой Москве, делал дела. И не смог купить стиральную машину — не получилось у него. Но на вокзале в ларьке он, чтобы немножко как-то утешить маму, купил игрушку — Чебурашку. Можете себе представить реакцию женщины, которая мечтала о стиральной машине, а муж, вернувшись из Москвы, привёз ей Чебурашку? И мама всю жизнь хранила этого Чебурашку с благодарностью и радостью. Хотя я на её месте злился бы и печалился.

К. Мацан:

— Отец Игорь, то, что Кира рассказывает, это очень понятно. И мы, немножко знакомые с церковной жизнью, церковным Преданием, уже даже знаем это как правило: что ты, когда вот что-то отдаёшь дорогое, Господь потом возвращает. Но очень легко это как принцип воспринять: так, Господи, я отдал, ну, я жду — где? Или даже как-то так просто: ага, я вот сейчас Тебе пожертвую, потому что мне нужно на что-то побольше — и я жду уже возвращения средств. Как вот этого избежать?

Свящ. Игорь Константинов:

— Вы знаете, когда вы рассказывали историю, мне вспомнилась моя священническая юность в Хабаровске, когда после академии меня туда назначили. И меня тогда назначили ответственным руководителем Социального отдела. Вы знаете, вот есть такое выражение «клин клином вышибают», да? Вот Боженька примерно так же тоже научает. В общем говоря, в своё время как-то я очень боялся и не понимал нищего, какое-то у меня было недопонимание к нему. И вот меня назначают на такую должность, где мне, можно сказать, ежедневно нужно будет самым непосредственным образом столкнуться с тем человеком, который оказался в кризисной ситуации, где-то от обстоятельств, где-то от алкоголя, наркомании, криминала или ещё чего-то. Но он вдруг оказывается на этом своём жизненном пути перед тобой. И, конечно, тут есть о чём поговорить, порассуждать и много чего другого. Наверное, самое ценное, что я тогда для себя смог приобрести, это то, что можно не испугаться, можно уделить время, нужен разговор.
С тех пор, кстати, меня все знают, как батюшку, с которым пьют чай. Потому что: а где ещё, как, в какой момент священнику можно и вопрос задать, и высказаться, и услышать ответ?И с тех пор, когда рядом оказывается такой вот человек, о котором вы рассказывали так в лицах, который, может быть, даже пугает, в общем говоря, увидеть в нём какой-то шанс и урок, который тебе Господь посылает — урок, именно урок. Как не скатиться в такой фарисейский формат? — Ты мне, я Тебе, Господи. Тоже Господь, как говорится, правильно научит, потому что, действительно, христианская математика такая: когда ты делишь — оно умножается. Странно, но факт. И если искренне всё это происходит, тогда Господь воздаёт. И для тебя это настоящее чудо, ты его воспринимаешь как чудо. К чуду нельзя относиться как к работе. И когда ты понимаешь, что чудо уже не происходит, значит, ты внутренне понимаешь: что-то изменилось. Значит, посыл какой-то уже другой, он не работает — Господь не отвечает. Наверное, так вот оно и работает у нас в Церкви. Мы искренне стараемся делиться, а Господь, в меру нашей искренности, нам воздаёт.

К. Лаврентьева:

— У меня есть жена священника знакомая, которая, когда у них деньги заканчиваются, она прям писала это в своей книге, она берёт оставшиеся деньги, идёт и нищим отдаёт. И она говорит, что если она это сделает, то обязательно...

А. Ананьев:

— Какая меркантильность.

К. Лаврентьева:

— Это, наоборот, супервера, видимо. То есть, видимо, тут очень тонкая грань: есть меркантильность, а есть супервера, что ты отдашь — и точно Господь о тебе позаботится.

А. Ананьев:

— У меня есть это вот проявление меркантильности в отношениях с женой, потому что я знаю, что у меня немного есть в душе... я просто знаю, что я не способен как-то вот много отдать от сердца. Я просто отдаю, сколько есть, немножко, совсем чуть-чуть, а она мне в сто раз больше всегда.

К. Лаврентьева:

— Знаешь, сейчас, когда ты рассказывал про своих родителей, про стиральную машинку, Александра, звукорежиссёр, написала мне смс, что стиральная машинка эта называлась не «Малышка», а «Малютка». И для чести рассказа я это всё-таки озвучу — вдруг последователи «Малютки» сейчас как-то расстроятся и будут говорить, что мы не точны в своих рассказах, в своих историях.

Свящ. Игорь Константинов:

— А можно насчёт меркантильности тоже вот добавить? У нас на приходе существует традиция — это, в общем-то, в своё время Святейший Патриарх рекомендовал, что обязательно делать на приходах после службы чаепития для прихожан, гостей так далее. Наши чаепития так и называются «чаепитие», но, конечно, уже давно переступили этот порог. И у нас по-настоящему и первое, и второе, и бутерброды, и сладкое, и вкусное и так далее. Мы заметили, что, действительно, это работает. Пусть это немножечко, но ты постарался, ты приготовил, как-то вот не поленился, не пожадничал. Понятно, что по-человечески люди благодарны — они пришли в храм, и ты их деток накормил — понятно всё. Но и самое главное: почему-то видно, что Господь тоже тебе открывает какие-то новые горизонты, новые двери. То, что раньше казалось невозможным, вдруг сегодня становится простым делом, которое ты просто делаешь. И вот мы искренне надеемся, что наше вот это гостеприимство, которое мы таким образом проявляем в отношении наших прихожан, Богу приятно, и Он отвечает на это благословением Своим.

К. Мацан.

— Мы сегодня рассказываем светлые истории, как всегда в этом часе по понедельникам, на волнах радиостанции «Вера». Наш сегодняшний гость — священник Игорь Константинов, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркино, благочинный Спасского церковного округа. Мои дорогие коллеги: Кира Лаврентьева, Александр Ананьев. Я — Константин Мацан. У меня, честно говоря, какой-то одной большой истории нет. В том смысле, что настолько много, такая россыпь случаев о том, как, отдавая... любой родитель знает, что у тебя была сумма там на то-то, а вдруг надо ребёнку куда-то — не на себя, вот куда угодно, лишь бы не на себя. И каким-то образом всё потом возвращается. Это, вообще, так работает. Я помню, что даже эту историю однажды рассказывал. Могу вкратце вспомнить, может быть, это было давно и не все слышали.
Священник один мне рассказывал, как он был молодым священником ещё, и ему предстояло в доме деревенском, в котором он живёт, может быть, не деревенском таком, но не в бетонном — может быть, это не деревня была, а какой-то город, но вот дом деревянный. И нужно было газ туда провести. А годы 90-е, денег вообще нет, священник молодой, взять их неоткуда. И его зовут на конференцию за границу. Он едет с делегацией Церкви и возвращается. Им по возвращению принимающая сторона в качестве подарка каждому вручает конверт. Он домой приезжает, конверт открывает, а там ровно та сумма, которая нужна на то, чтобы провести газ. Но это была бы не вся история, потому что главное в этой истории для меня — это реакция этого священника. Он не сказал: «О, класс! Господи, вот здорово!» Он, как рассказывал потом, пережил ужас — вот ужас, близкий к ужасу апостола Петра: «Господи, выйди от меня, ибо я человек грешный!» Когда всю ночь апостолы ловили рыбу, ничего не поймали, а Христос с утра им сказал: «Закиньте сети». Они Ему говорят: «Да ничего не поймаем, Учитель. Уже всю ночь промучились». — «А вы закиньте». И поймали целый улов, и лодка тонула от количества рыбы. И настолько это поразило... То есть в этот момент апостол и герой этой истории, священник, он не думает о том, что «о, сработало! — удобно». Он думает о том, как близко Господь, оказывается.

У меня тоже были случаи, когда вот... даже помню очень хорошо, что был такой момент в жизни, мы даже с супругой вспоминали. Вот бывает, когда денег нет, а бывает, когда их нет вообще. Ну, то есть вообще, вот ноль, зеро. И ты так вот, доедая последнюю гречку, тоже там как-то высыпая с донышка, вдруг — раз, и неожиданно, никто не предупреждал, а вот начальник на работе решил там рождественскую премию всем выписать. Ну просто вот у него было хорошее настроение. И вот тебе в этот момент, в эту самую секунду на карточку капает спасение. Но вы знаете, я сейчас хочу совершить финт ушами и одну историю рассказать. Я могу её изящно к лепте вдовицы привязать. Она не совсем про деньги. Но она меня настолько поразила, что я просто очень хочу ей поделиться. Не буду её откладывать в долгий ящик. Это дорогая история, я не буду её хранить, я её потрачу в нашей сегодняшней программе. Но она реально меня поразила.

А. Ананьев:

— Кстати, ты хорошо заметил. Тоже иной раз истории собираешь так по жизни, потому что знаешь, что у тебя в понедельник «Светлые истории». Думаешь: так, вот эту историю я приберегу.

К. Мацан:

— А потом ты потратил, и Господь тебе новую историю послал в жизни. Вот и привязали к лепте вдовицы. Так вот, значит, наш храм, в который я хожу, там все священники добрые, просто чрезвычайно деликатные люди. Все прихожане очень вменяемые, более-менее ты так уже людей, хотя бы по лицам, знаешь. И вот однажды стою я в очереди на исповедь, далеко не первый. И передо мной одна прихожанка — это как в том анекдоте, где женщина три часа на исповеди каялась в многословии. Это была какая-то бесконечная, просто бесконечная исповедь. Причём, судя по всему, это, кстати, важный момент в этой истории, что, собственно, Таинство покаяния уже совершено. Дальше просто та самая беседа со священником, но, видимо, человеку, действительно, очень было важно. Я вижу вот одного из наших священников, добрейшего человека, терпеливейшего, и вот он слушает, слушает. Он так уже... там ещё очередь... он пытается уже как-то это, а она всё говорит. А он тоже не может её прогнать, потому что у человека какая-то явно проблема. Он не прогоняет, но здравый смысл нужен, потому что ещё очередь и всё сказано, видимо, уже. И я вижу, как он вот уже постепенно теряет как-то, как мне кажется, терпение, он себя сдерживает. А прихожанка уже плачет, она никак не хочет уйти, она не отступает, она продолжает.
Вообще очень неловко смотреть на исповедующегося — я не смотрю, я смотрю в пол. Но звучит фраза от лица священника, добрейшего человека, я никак не ожидал её услышать, но в этом разговоре она звучит. Он говорит: «Ты очень злой человек!» Я просто в шоке: как можно было довести этого добрейшего священника до такого? Как можно было священнику такое сказать этой бедной прихожанке? Я так про себя поохал, думаю: ну ладно, ну что ж, в общем, всякое бывает. Ну, конечно, поосуждал всех: и священника, и прихожанку, — что все не правы, все заставили меня ждать. Но себя я поосуждал попозже, потому что так Господь управил, что потом, буквально через день, я оказался в компании беседующих людей, где была эта же самая прихожанка. И она, поскольку это уже была тогда не исповедь, а уже просто разговор, видимо, как бы делилась неким своим опытом. И что она говорит? У неё были какие-то проблемы в отношениях с близким человеком — с кем, не знаю, видимо, очень допёкший её. И она говорит: «Представляешь? Мне вчера наш священник сказал, что иногда, вот иногда, редко, в каких-то, может быть, педагогических целях, когда терпение уже на исходе, можно близкому сказать: ты очень злой человек!»
Я понял, что зря я всех осуждал. Вот такая история. Кстати, в истории про лепту вдовицы — ведь сидит Христос, смотрит на людей, которые приходят приносить жертвы. И можно себе вообразить, что рядом со Христом сидят другие люди, которые смотрят: о, этот много положил, а эта-то вдовица чего копейки-то кладёт? — могла бы побольше положить. Вот оно осуждение. Вот в чём я был, в каком состоянии я был, когда вот так вот проанализировал ситуацию и вынес священнику и этой прихожанке приговор. А оказалось, что всё совсем по-другому. Поэтому не торопитесь с вынесением вердиктов.

А. Ананьев:

— Но это происходит само собой. Слава Богу, я вообще этот процесс не регулирую. Я сначала осуждаю, потом только пытаюсь как-то дать нравственную оценку происходящему. Слушайте, у меня напросился вывод из нашего разговора — он неожиданный. Смотрите: тот, кто даёт, он получает в разы больше. Но эту возможность человеку надо дать. А человек даёт тогда, когда он слышит просьбу. А мы чё? А мы не умеем просить. Вот у меня просьба и к себе, и ко всем остальным: давайте научимся просить тогда, когда нам надо, и не бояться просить. Потому что вот дать нам проще, чем попросить.

К. Мацан:

— Знаешь, вот более того, даже я об этом думал, когда на нашу сегодняшнюю программу ехал. У нас у всех бывали ситуации, о которых мы сегодня говорим, когда мне за определённую работу заплатили денег, передали сумму. И вот в этот же день буквально у одной моей знакомой умирает давно болевший молодой человек. И приезжает в Москву его мама, и, соответственно, все там разные мероприятия: больницы, похороны и так далее. И я как бы тоже оказываюсь к этой ситуации причастен. И само собой вот эта сумма, лежащая в конверте, она, в общем-то, немаленькая, то есть это не тысяча, не две, которые так легко как бы отдать — а мне заплатили гонорар. И я понимаю, что меня проклянут эти деньги, если я сейчас их не отдам вот этой маме. Потому что вот ей сейчас намного нужнее. Это простая история, мы все так поступаем, это естественно — так поступить. Вопрос: что меня поразило? Мне неловко на самом деле. И я думаю: как бы ей сказать, чтобы не обидеть? Я не знаю, почему, но у меня вот такая фраза: можно я вам это отдам? И я жду любой реакции, типа: ну что вы, да что вы? — нет, не надо! Я думаю, что буду настаивать, я сейчас всё равно буду её убеждать, чтобы она взяла.

А она мне вдруг с такой готовностью и с каким-то просветлением говорит: «Можно. Давайте». Какое это было счастье! Как важно уметь вот так на просьбу откликнуться искренне, ничего из себя не строить. Ты это и про себя говоришь: уметь просить, уметь принимать. Да, мне надо. Вот дающему, и я на себе это понял, такое облегчение и счастье, когда твой дар легко и с удовольствием принимают. Это просто какое-то Божие благословение — такой опыт пережить, когда: «Да, давайте. Я готова взять. И спасибо вам!» — «Господи... вот берите, берите».

А. Ананьев:

— И ещё маленькое ноу-хау от меня, буквально коротко, прежде, чем отцу Игорю мы дадим слово. А то мы вам вообще слово не дали, отец Игорь.

Свящ. Игорь Константинов:

— Зато кофе дали, спасибо.

А. Ананьев:

— А это бесплатно. Слушайте, вот я столько раз убеждался в том, что если тебе очень надо две тысячи рублей, ты будешь просить две тысячи рублей, Господь тебе даст две тысячи рублей. Понятно, что сумма образная. И каждый раз, когда ты получаешь две тысячи рублей, которые тебе были очень нужны, о которых ты просил, ты думаешь только: а чего я больше-то не просил? Оно же работает.

К. Мацан:

— Знаете, я хотел один только маленький момент заметить. Я просто понимаю, что нас слушают в разных регионах. И у меня совершено нет ощущения, что две тысячи рублей — это маленькая, незначащая сумма. Я просто про себя говорю — вот я сказал, что там не тысяча и не две. Даже живя в Москве, понимаешь, что две тысячи рублей — это может быть очень значительная в какой-то момент сумма. Просто понятно, что психологически циферка там две тысячи или двадцать — это, с точки зрения вот отдавания, она психологически разная.

А. Ананьев:

— Я вчера понял, что это много, когда вспомнил смешную шутку. Когда муж с женой разговаривает, а жена говорит: «Слушай, у мамы юбилей скоро. Давай ей сделаем какой-нибудь подарок? Давай подарим столько денег, сколько ей лет исполнилось?» Муж говорит: «Отлично! Давай подарим ей 60 рублей». — «А почему 60, а 60000?» — «А что, ей 60000 исполнилось?»

К. Мацан:

— Отец Игорь, Саша очень справедливо хотел дать вам слово. Как-то, может быть, вы просто отзовётесь на весь тот поток сознания, который вы от нас услышали.

Свящ. Игорь Константинов:

— Я очень рад был оказаться сегодня здесь, на этом светлом вечере. Вы знаете, наверное, каждый священник очень часто оказывается в таком разговоре, но чаще всего он оказывается ещё на том этапе этого разговора, когда ещё чудо не случилось. Семейные истории, рабочие, квартирные вопросы и много чего другого в жизни у человека случается. И вот на этом пути к чуду он, неожиданно, может быть, даже часто сам для себя, оказывается у храма рядом со священником, у иконы какой-то чтимой. И, может быть, даже как-то даже противоестественно для всей его жизни, он готов помолиться и готов как бы согласиться к чуду. Потому что мы же часто считаем, что я хозяин жизни: куда хочу — туда ворочу. Но Господь тоже мудро руководит и направляет наши истории жизненные. И вот священник часто оказывается как раз ещё на том этапе, когда чудо не случилось, и человек в каком-то таком поникшем состоянии, в переживательном состоянии, может быть, даже в какой-то агрессии на тех, как ему кажется, несправедливо к нему поступившим людям и так далее. А потом он видит этого же человека после того, как случилось чудо — я имею в виду священник. И это великий дар Божий для нас, может быть, быть свидетелями этого изменения, этой какой-то перемены мировоззрения человека.
Почему-то Господь так устроил, что чудо случается в очень тонкие такие периоды человеческой жизни, когда, казалось бы, вот всё сейчас порвётся, всё рухнет и всё разрушится. Если у вас сейчас такая ситуация жизненная, то, наверное, это хороший повод дойти до храма и, может быть, на последние деньги купить эту свечку и подать записку с именами вас и ваших родных и близких. Мы верим и знаем, что Господь это и увидит, и ответит, и ответит сторицей, и ответит так, что для вашей жизни это станет светлая история навсегда.

К. Мацан:

— Спасибо огромное. Если и когда эта светлая история станет — напишите нам эту историю в комментариях, мы её обязательно прочитаем в одном из наших следующих выпусков. Я напомню, что «Светлые истории», программу на Радио ВЕРА, можно не только слушать, но и смотреть, а можно не только смотреть, но и слушать во всех наших аккаунтах в социальных сетях. Сегодня нашим гостем был священник Игорь Константинов, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркино, благочинный Спасского церковного округа. Мои дорогие коллеги: Кира Лаврентьева, Александр Ананьев. Я — Константин Мацан. До свидания, до новых встреч в «Светлых историях» на Радио ВЕРА.

К. Лаврентьева:

— Всего хорошего.

А. Ананьев:

— Всего доброго.


Все выпуски программы Светлые истории


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем