Свет надежды на холсте художника Василия Бакшеева - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Свет надежды на холсте художника Василия Бакшеева

* Поделиться

Настоящему таланту, как и любви, все возрасты покорны. Одно из доказательств этому — картина «Встреча зари после выпускного бала». Художник Василий Бакшеев написал ее в возрасте 89 лет и посвятил юношеским надеждам на светлое будущее.


«Встреча зари после выпускного бала», Василий Бакшеев, 1951 г. Из собрания Третьяковской галереи

— Вот и стали мы на год взрослей, И пора настаёт,
Мы сегодня своих голубей Провожаем в прощальный полёт.
Пусть летят они, летят И нигде не встречают преград. 

— Добрый день, Владимир Николаевич! Какой у вас приятный баритон.

— О, здравствуйте, Маргарита Константиновна! Полно, вы меня засмущали.

— А вы меня, признаться, удивили — не каждый день посетители поют в Третьяковской галерее.

— Не удержался, простите. Но невозможно не запеть, глядя на картину «Встреча зари после выпускного бала!»

— Да, полотно и впрямь созвучно песне, которую вы так проникновенно исполнили. Она была написана для кинофильма «Прощайте, голуби». Эта лента о юношеских надеждах, и работа художника Василия Бакшеева посвящена тому же. Автор изобразил один из самых трепетных моментов прощания с детством на пороге взрослой жизни — школьный выпускной вечер.

— Точнее, даже утро — видите, рассвет встаёт над городом. Группа девушек встречает солнце на мосту над рекой. Заря позолотила белые платья, и праздничные одежды кажутся ангельским оперением.

— Так художник подчеркнул чистоту девичьих сердец. Взгляните на лица выпускниц — они полны света, нежности.

— Особенна вот эта девчушка трогательна — с длинной косой, справа. Вытянулась как струна, того и гляди зазвенит. Смотрит вдаль так сосредоточенно...

— Наверное, задумалась о своём будущем.

— Скорее всего! Но почему она так серьезна?

— Картина написана в 1951 году. Всего шесть лет прошло со дня победы в Великой Отечественной войне. Эти девочки взрослели под вой сирен воздушной тревоги, они хлебнули горя. И потому нет присущего юности легкомыслия в их размышлениях о предстоящем пути.

— И художник, судя по всему, это прекрасно понимал! Он ведь тоже пережил войну. Может быть, даже на фронте был.

— Нет, Владимир Николаевич. Василий Бакшеев не мог пойти на фронт — в годы Великой Отечественной ему было уже за восемьдесят. А картину «Встреча зари после выпускного бала» он написал в восемьдесят девять.

— В восемьдесят девять!! Потрясающе! В столь пожилом возрасте человек не утратил жизнелюбия — в его работе такие свежие, радостные краски!

— Палитра Василия Николаевича во все периоды его творчества была светла и воздушна. Он мастер запечатлевать тончайшие, неповторимые оттенки и полутона. Когда работы Бакшеева увидел Илья Репин, он написал автору восторженные строки: «Сколько света, как чудно! Гляжу и не нагляжусь! Каждый мазок расцеловать хочется!».

— То же самое можно сказать и про картину «Встреча зари после выпускного бала!».

— Мастер вложил в эту работу все свои чаяния о том, что будущее родной страны окажется светлым. Василий Николаевич писал с надеждой, и в её свете талант художника сверкнул, как бриллиант. Недаром полотно стало экспонатом Третьяковской галереи.

— Как вы хорошо сказали про свет надежды. Ведь это его сияние встаёт над городом, озаряет лица девочек на картине «Встреча зари после выпускного бала!».

— Здесь не только надежда, но и решимость сделать всё, чтобы она осуществилась. Как в песне, что вам вспомнилась. «Наступай, наше завтра, скорей, Распахнись, небосвод. Мы гоняли вчера голубей, Завтра спутники пустим в полёт».

«Пусть летят они, летят. И нигде не встречают преград».


Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем