Немногие знают, что первоисточником этого памятного с детства выражения «стыд и срам» из произведения Корнея Ивановича Чуковского является Библия.
Оно встречается в Ветхом Завете. Например, в Книге пророка Исаии:
«Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта – бесчестием… Все они будут постыжены из-за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но – стыд и срам».
Пророк Исаия упрекает иудейский народ за то, что они оправили своих посланников просить помощи у Египта, а не обратились ко Всевышнему. Он говорит, что союз с Египтом не принесет им никакой пользы, а только посрамление. Потому как ради евреев, своих союзников, Египет ничего не сделает.
Второй раз пророк Исаия употребляет это выражение говоря о промышлении Бога о спасении Израиля.
«Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов. Израиль же будет спасён спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков»
Пророк говорит, что язычники зря надеются на своих идолов. За это они падут под рукой нового завоевателя. А верные сыны Израиля, по милости Бога получившие свободу, восторжествуют над всеми идолопоклонниками.
Выражение «стыд и срам» есть и в Псалтири. Давид, переживая гонения от Саула, обращается к Богу. В псалме он просит не дать врагам победить его и восторжествовать их злым намерениям:
«Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною»
«Облекутся в студ и срам» - говорится в церковнославянском варианте текста псалма.
Стыд и срам считают аллитерацией, литературным приемом повторения однородных согласных для усиления звуковой выразительности. Стыд и срам – слова синонимы. Позор тоже их общий синоним. Но стыд еще и чувство смущения и неловкости от осознания предосудительности поступка или поведения.
«Стыд и срам». Сегодня так обычно говорят в осуждение тому, кто ведет себя недостойно и неприлично.
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема