Мамуд Максимович Шавершян — хозяин торговой точки — по собственной инициативе с 2009 года и вплоть до своей кончины в 2019 году бесплатно раздавал нуждающимся людям хлебобулочные изделия.
Мамуд Максимович родился в советской Армении, но жизнь его всегда была связана с Россией. Учился и служил в Калининграде, работал инженером-механиком в Пензе, Оренбурге, Кургане. Долгое время жил в Москве, после чего уехал из шумной столицы и осел в тихом провинциальном Струнино. В месяц Мамуд Максимович бесплатно раздавал около двух тысяч батонов белого хлеба и тысячу буханок ржаного. А по праздникам — еще и сушки, печенье, пряники. Не отказывал никому.
Что говорил отец Мамуда Шавершяна о необходимости помощи людям?

Городок Струнино на Владимирщине — совсем небольшой. Вести облетают его быстро. Зимой 2009 года пожилые струнинцы обсуждали необычную новость: в маленьком продуктовом магазинчике в микрорайоне «Дубки» каждый день бесплатно раздают хлеб! Некоторые сомневались — с чего бы такая щедрость? Но другие утверждали, что это сущая правда — они сами уже успели получить там батон и половинку ржаного «кирпичика». Взять буханку может любой, если у него есть в этом нужда. Никому не отказывают! И нуждающиеся старики со всего города потянулись в ничем на первый взгляд не примечательный магазин на окраине. Там их радушно встречал Мамуд Максимович Шавершян — хозяин торговой точки. Это была его идея — бесплатно раздавать хлеб пенсионерам и малообеспеченным людям.
Мамуд Максимович родился в советской Армении. Но жизнь его всегда была связана с Россией. Учился и служил в Калининграде, работал инженером-механиком в Пензе, Оренбурге, Кургане. После распада СССР стал гражданином Российской Федерации. Долгое время жил в Москве. А потом уехал из шумной столицы и осел в тихом, провинциальном Струнино. Помогать людям Мамуда учили с детства. Отец часто повторял:
«Утром просыпаешься: знай, кому-то ты сегодня обязательно должен сделать доброе дело. Пусть маленькое, даже крохотное, но, чтобы оно принесло пользу хотя бы одному человеку. Не сделал — значит, впустую прожил день».
Когда Шавершян открыл в Струнино свой магазин, он не сразу смог нанять продавца, и поначалу сам стоял за прилавком. Сердце у него ныло от жалости, когда приходили пожилые люди и долго и пересчитывали мелочь у кассы. Именно тогда Мамуд Максимович повесил на дверях магазина объявление: «Все пенсионеры могут получить талоны на бесплатный хлеб». А потом стал выдавать такие талоны и многодетным, и инвалидам. Впрочем, документов Шавершян ни у кого не спрашивал и справок о доходах не требовал. Рассуждал просто: раз человек просит, значит, нужно дать. И вручал свежий хлеб в протянутые руки. Мамуд Максимович никогда не афишировал, что это его собственная инициатива. Поэтому некоторые всерьёз считали, что хлеб выдают по распоряжению властей. Шавершяна это ничуть не огорчало. «Пусть себе думают, что хотят — главное, чтоб с хлебом были», — улыбался он. И вспоминал ещё один завет своего отца: добрые дела нужно делать молча, не заботясь о собственной славе.
В месяц Мамуд Максимович бесплатно раздавал около двух тысяч батонов белого хлеба и тысячу буханок ржаного. А по праздникам — ещё и сушки, печенье, пряники. Однажды жена Шавершяна стала свидетельницей пронзительной сцены. Получив свой хлеб, какой-то старик хотел поцеловать её мужу руку. «Что ты, что ты, отец!», — воскликнул Мамуд Максимович. После этого случая супруга попросила увеличить ежемесячную раздачу ещё хотя бы на триста буханок.
Очень скоро деятельность «хлебодара», как стали называть Шавершяна в городе, вышла и за пределы его магазина. Каждую неделю он отвозил несколько поддонов с горячим хлебом в местный Спасо-Преображенский храм. Обеспечивал свежей сдобой соседний детский сад. И так — десять лет. До самой своей кончины в 2019 году. «Светлый человек», — говорят про Шавершяна люди. Мамуд Максимович не раз повторял: «Зла на свете не бывает. Оно появляется лишь тогда, когда из души уходит добро». В его душе добра было много.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер