Вот и снова приближается весна, высуньте нос в форточку – чувствуете? Это – весна покаянная: немалую часть весны занимает Великий пост – долгий, сорокадневный, по ступеням недель, путь-восхождение к Пасхе Христовой. Почему весна у вас – «покаянная», спросит кто-то, ведь весна – время радости, пробуждения природы, а вы, церковные люди, прячетесь от весны в темные храмы, в заунывные песнопения и поклоны? Нет, не прячемся, ответим мы. Весна покаянная – это стиль нашего русского православия. Этот стиль во всем – в умножении света и воздуха сквозь февральский мороз, в прибывании силы солнца день за днем, в том, как потягивается, лазоревея глубже и глубже, широкоплечее русское небо. Покаянный стиль – прислушайтесь – в неторопливости тихого плача капели, в напевах ветра, в том, какими вдруг сирыми, обнаженными «от всякого дела блага» стали чернопальцые березы на пригорках, в самом снеге этих пригорков, вдруг посеревшем, осунувшемся, состарившемся изнутри в одночасье, задумавшемся – «ох, грехи, грехи мои…» - о бренной скоротечности своего целозимнего векованья.
Этот стиль, ясная сердцу без слов благая весть – в полном пасхального предчувствия солнечном пятне, жмурящемся на сером бревенчатом боку сарая и на тротуарах городских переулочков, в запахе студеного, волглого, оттаивающего нутра дня, в проселочной дороге, которая из мерзлоты вот-вот превратится в грязь, и в нее будет смотреться глубь небес... Этот стиль – в неповторимых гласах уже зазвучавших в храмах покаянных песнопений, которым снаружи, за оградой храма, вторит какая-то бесшабашная оголтелая птичка, как там ее звать, мы и не знаем по имени, знаем только памятью сердца, в том, как по-особому пристально и светло, словно со сна, смотрят в храме лики с икон, как лежит на полу полный пылинок, косо нарезанный сноп, прошедший сквозь чугунные решетки окошек, в прищуренном нашем поглядывании на солнце , напоминающее масленичный блин…
Русский писатель Василий Розанов говорил, что стиль есть то место, куда Бог поцеловал вещь. Стиль, например, человека – это не нечто «внешнее» в смысле «надуманное», «манерное» и «несущественное», это внешнее в смысле выражения сокровенного, глубинного, стержневого. Стиль – это неповторимость человека, то, как именно он выглядит, говорит, мыслит, как выражает вовне свои чувства и убеждения, свое отношение к миру, ближнему, Богу, ведь живой человек не усреднен, а уникален, и на эту уникальность накладывает отпечаток «земное», национальность, образование, родовые свойства, язык, культура. Стиль христианского устроения народа – то, как он осваивает, преобразует, применяет в повседневной жизни то Богоданное и вечное, что все мы почерпываем из одного и того же Евангелия. В приближении Великого поста и Пасхи мы чувствуем стиль русского православия, это всё – наше, домашнее. Весна света, весна Воскресения, весна покаянная.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема