
— О, дядя Андрей, смотри, портрет моего тёзки! Тебе не кажется, что я на него чем-то похож?
— На императора Павла Петровича? Пожалуй! У тебя бывает такое же выражение лица, когда ты ещё обижаешься, но уже твердо решил справиться со своим чувством и простить обидчика.
— А что, Павел Первый изображён в момент обиды?
— Царь заказал этот портрет сразу же после своей коронации в апреле 1797 года. И на картине отразились и скорби, которые Павлу пришлось претерпеть, и вера, что отныне всё будет по-другому.
— А что за скорби у него были?
— В детстве самым близким человеком для Павла была двоюродная бабушка, императрица Елизавета Петровна. Она уделяла мальчику много времени и обращалась с ним очень ласково. Годы рядом с бабушкой были счастливейшими в его жизни. Когда её не стало в 1762 году, царевич оказался мучительно одинок.
— Но неужели мама не поддержала его, не утешила?
— Екатерина как будто не испытывала к Павлу материнских чувств. Ей претила набожность сына, усвоенная от бабушки, недаром она называла себя ученицей французского философа-богоборца Вольтера. Через девять месяцев после смерти Елизаветы эта властная женщина взошла на престол, свергнув с помощью дворцового переворота своего мужа Петра Третьего, и в семилетнем мальчике видела соперника. Екатерина отстранила сына и от себя, и от управления страной.
— Так вот почему на портрете у Павла такое выражение лица...
— Причем, именно на этой картине! Работа Степана Щукина нарушает все правила написания парадных портретов. Здесь нет ни одного атрибута царской власти: ни короны, ни скипетра, ни горностаевой мантии. Но самое удивительное, что художник обнажил внутренний надлом молодого императора.
— А как сам Павел воспринял эту картину?
— С восторгом! Степан Щукин представил два эскиза на выбор. Павел отверг помпезный вариант, где он изображён верхом на лошади, и выбрал вот этот — правдивый и откровенный.
— К тому же ещё и незатейливый.
— Ну, я бы так не сказал — здесь все тонко продумано. Нейтральный темный фон ограничивает пространство картины и выдвигает фигуру императора вперед, к людям. Павел не возвышается над зрителем, а как будто удостаивает его личной аудиенции, раскрывая горькие тайны своей души. А ты посмотри, какая сложная градация оттенков — они создают почти осязаемый образ. Нет, не зря за этот портрет Степан Щукин получил звание академика живописи и орден святого Владимира четвертой степени.
— А что за человек был этот художник?
— О нём известно немного. Вырос в сиротском доме. Затем его отдали в училище при Академии художеств. По завершении учёбы Щукин четыре года совершенствовал своё мастерство во Франции, получая стипендию от России. Потом всю жизнь преподавал живопись в академии. Наверное, об этом художнике больше всего говорят его работы — психологически точные портреты, как тот, что мы видим перед собой.
— Психологически точные? В облике Павла Первого тут читается затаённая грусть и доброта. А во многих источниках император представлен человеком взбалмошным и безрассудным. Где правда?
— Давай обратимся к фактам. Смелые реформы Павла Первого урезали разросшиеся без меры права аристократии, особенно в части владения крепостными. Также император поддержал Церковь, униженную и разорённую при его матери. Он вернул храмам и монастырям отобранные имения, выделил из казны средства на духовное образование. Дворянам и это не нравилось — они заразились атеизмом во время правления Екатерины. В высшем свете сложился образ Павла, как человека неадекватного. Шлейф такого отношения тянется за ним и доныне.
— Но были, наверное, люди, которые и по-другому к нему относились?
— Конечно! В народе его почитали, как невинно убиенного праведника. Епископ Александр Милеант писал, что в начале двадцатого века было всё готово для канонизации Павла Первого в лике страстотерпцев.
— А ты сам как относишься к его канонизации?
— Святость, Паш — это соединение с Богом, и император к этому стремился. А мы можем вздохнуть об упокоении Павла Петровича в Царстве Небесном. Не о политике вздохнуть, а о человеке, каким мы видим его на портрете Степана Щукина. И как знать, может быть, и он о нас помолится. Вот это молитвенное единение во Христе живых и ушедших христиан — на мой взгляд, важнее земного прославления. Ведь оно и есть — Церковь.
«Картину Степана Щукина „Портрет императора Павла Первого“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
«Кино, театр, священническое служение». Протоиерей Константин Сопельников
У нас в гостях был настоятель Храма Живоначальной Троицы в Чертанове протоиерей Константин Сопельников.
Наш гость рассказал о том, как складывался его путь к священническому служению после актерского и режиссерского образований, а также мы говорили о Международном благотворительном кинофестивале «Лучезарный Ангел», где наш гость входит в жюри полнометражных фильмов.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Волонтерство в Донецке». Сабина Данилова, Елена Смоляк
У нас в гостях были представители Патриаршей гуманитарной миссии в Донецке Сабина Данилова и Елена Смоляк.
Наши гостьи рассказали о том, как впервые решились поехать волонтерами в зону боевых действий, с какими задачами приходилось там сталкиваться и почему, несмотря на сложности и опасности, они не раз возвращались в Донецк и продолжают туда приезжать.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Сьюзен Кулидж «Что делала Кейти» — «Прожить день красиво»

Фото: Piqsels
Темой книг для детей (и, конечно, взрослых) часто становится преодоление сложностей. На долю главной героини повести «Что Кейти делала», написанной Сьюзен Кулидж в 1872 году, выпало особенно тяжёлое испытание — в результате травмы девочка на несколько лет потеряла способность ходить.
Узнав о своём диагнозе, Кейти впадает в депрессию. Выводит её из этого состояния тётя Хелен, которая сама много лет живёт с тяжёлой болезнью. Хелен говорит много мудрых вещей, но одна её фраза особенно глубоко врезается в память девочки.
— Кейти, — сказала тётя, — попробуй каждое утро говорить себе: а что, если сегодня последний день моей болезни? Как хорошо было бы прожить его красиво!
«Но что означает — прожить красиво?»— недоумевает Кейти.
Тётя отвечает: если он останется в памяти всех, кто тебя окружает, как день, полный света и тепла, если ты не омрачишь его нечутким словом, недобрым взглядом, самолюбивым поступком, то к вечеру ты оглянешься и скажешь: это был красивый день.
Кейти обещает попробовать. Больше всего в уроке тёти Хелен ей нравится мысль, что красиво прожить ей нужно всего один день. Только один. Это, подумала Кейти, право же, несложно. Иными словами, тётя учит девочку жить настоящим, учит её искусству малых шагов. Может, стоит и нам попробовать проживать каждый день красиво, так, как если бы он был единственным?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







