
— О, дядя Андрей, смотри, портрет моего тёзки! Тебе не кажется, что я на него чем-то похож?
— На императора Павла Петровича? Пожалуй! У тебя бывает такое же выражение лица, когда ты ещё обижаешься, но уже твердо решил справиться со своим чувством и простить обидчика.
— А что, Павел Первый изображён в момент обиды?
— Царь заказал этот портрет сразу же после своей коронации в апреле 1797 года. И на картине отразились и скорби, которые Павлу пришлось претерпеть, и вера, что отныне всё будет по-другому.
— А что за скорби у него были?
— В детстве самым близким человеком для Павла была двоюродная бабушка, императрица Елизавета Петровна. Она уделяла мальчику много времени и обращалась с ним очень ласково. Годы рядом с бабушкой были счастливейшими в его жизни. Когда её не стало в 1762 году, царевич оказался мучительно одинок.
— Но неужели мама не поддержала его, не утешила?
— Екатерина как будто не испытывала к Павлу материнских чувств. Ей претила набожность сына, усвоенная от бабушки, недаром она называла себя ученицей французского философа-богоборца Вольтера. Через девять месяцев после смерти Елизаветы эта властная женщина взошла на престол, свергнув с помощью дворцового переворота своего мужа Петра Третьего, и в семилетнем мальчике видела соперника. Екатерина отстранила сына и от себя, и от управления страной.
— Так вот почему на портрете у Павла такое выражение лица...
— Причем, именно на этой картине! Работа Степана Щукина нарушает все правила написания парадных портретов. Здесь нет ни одного атрибута царской власти: ни короны, ни скипетра, ни горностаевой мантии. Но самое удивительное, что художник обнажил внутренний надлом молодого императора.
— А как сам Павел воспринял эту картину?
— С восторгом! Степан Щукин представил два эскиза на выбор. Павел отверг помпезный вариант, где он изображён верхом на лошади, и выбрал вот этот — правдивый и откровенный.
— К тому же ещё и незатейливый.
— Ну, я бы так не сказал — здесь все тонко продумано. Нейтральный темный фон ограничивает пространство картины и выдвигает фигуру императора вперед, к людям. Павел не возвышается над зрителем, а как будто удостаивает его личной аудиенции, раскрывая горькие тайны своей души. А ты посмотри, какая сложная градация оттенков — они создают почти осязаемый образ. Нет, не зря за этот портрет Степан Щукин получил звание академика живописи и орден святого Владимира четвертой степени.
— А что за человек был этот художник?
— О нём известно немного. Вырос в сиротском доме. Затем его отдали в училище при Академии художеств. По завершении учёбы Щукин четыре года совершенствовал своё мастерство во Франции, получая стипендию от России. Потом всю жизнь преподавал живопись в академии. Наверное, об этом художнике больше всего говорят его работы — психологически точные портреты, как тот, что мы видим перед собой.
— Психологически точные? В облике Павла Первого тут читается затаённая грусть и доброта. А во многих источниках император представлен человеком взбалмошным и безрассудным. Где правда?
— Давай обратимся к фактам. Смелые реформы Павла Первого урезали разросшиеся без меры права аристократии, особенно в части владения крепостными. Также император поддержал Церковь, униженную и разорённую при его матери. Он вернул храмам и монастырям отобранные имения, выделил из казны средства на духовное образование. Дворянам и это не нравилось — они заразились атеизмом во время правления Екатерины. В высшем свете сложился образ Павла, как человека неадекватного. Шлейф такого отношения тянется за ним и доныне.
— Но были, наверное, люди, которые и по-другому к нему относились?
— Конечно! В народе его почитали, как невинно убиенного праведника. Епископ Александр Милеант писал, что в начале двадцатого века было всё готово для канонизации Павла Первого в лике страстотерпцев.
— А ты сам как относишься к его канонизации?
— Святость, Паш — это соединение с Богом, и император к этому стремился. А мы можем вздохнуть об упокоении Павла Петровича в Царстве Небесном. Не о политике вздохнуть, а о человеке, каким мы видим его на портрете Степана Щукина. И как знать, может быть, и он о нас помолится. Вот это молитвенное единение во Христе живых и ушедших христиан — на мой взгляд, важнее земного прославления. Ведь оно и есть — Церковь.
«Картину Степана Щукина „Портрет императора Павла Первого“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
Псалом 12. Богослужебные чтения
Уныние и тоска — душевные недуги, которые нередко посещают каждого из нас. Как с ними бороться и в чём их причина? Ответ на этот вопрос находим в псалме 12-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Кем бы ни был человек, который написал этот псалом, он находился в очень тяжёлом душевном расположении. Его душа в смятении. На сердце у него скорбь. Она точит его день и ночь. Прямо на это указывают не только слова «скорбь в се́рдце моём», но также выражение «доко́ле мне слага́ть сове́ты в душе́ мое́й». Это означает, что в уме у него непрестанно возникают страшные картинки. Они наполняют его тяжёлыми переживаниями по поводу прошлого и тревогой, и беспокойством о будущем. Эти образы очень назойливы, и он никак не может от них избавиться.
А потому он плачется к Богу. Он сетует, что Господь скрыл от него Своё лицо. Ситуация усугубляется тем, что над псалмопевцем превозносится какой-то враг. Враг злорадствует по поводу его жалкого состояния. Некоторые толкователи предполагают, что под «врагом» не обязательно понимать человека. Это может быть какое-то серьёзное, может быть даже смертельное, заболевание, на что намекает выражение «сон смертный».
Но не это важно. Примечательно то, о чём в этой ситуации просит псалмопевец. Он молит не о здоровье и не об избавлении от врагов. Хотя, казалось бы, в первую очередь должен просить именно об этом. Он просит Бога: «Просвети́ о́чи мои́». Говоря иначе, «дай мне внутренний свет», «просвети мой ум», «дай сердцу благодать». Чтобы рассеялся тот мрак, который помрачает помыслы. И тогда ни враги, ни болезнь не будут выглядеть такими страшными и грозными.
Так псалмопевец указывает на важную духовную закономерность. Если мой ум помрачён, если моё сердце в темноте, то нет мне никакой пользы в том, что я телесно здоров и окружающие не строят мне козни. Я всегда найду повод, чтобы мне было плохо. Этим поводом может стать что угодно. Как говорится, «у кого-то щи жидкие, а у кого-то бриллианты мелкие». Именно в сумерках души наш ум виртуозно превращает самую маленькую муху в самого большого слона.
И напротив, когда сердце наполнено благодатью, в её свете не так страшны болезни и недоброжелатели. А зачастую они кажутся мелкими и незначительными. В таком состоянии, как говорит сегодня псалмопевец, сердце радуется о Боге и о Его спасении. И ему хочется петь благодарности Творцу.
А потому не будем искать причины своих проблем во внешних обстоятельствах. Их корень всегда — унылое и тоскливое сердце, которое погрязло в житейской суете и разучилось думать о Боге. И порой всё, что от нас требуется, чтобы кардинально изменить тяжёлую ситуацию, — просто поменять в своей жизни приоритеты. Поставить во главу угла Бога и Его заповеди. Тогда постепенно мрак уйдёт. И в жизнь вернётся радость.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Кол., 257 зач., III, 4-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда люди приходят в Церковь и стремятся к добрым плодам христианской жизни, они понимают, что со своей стороны призваны к изменениям. При этом свою готовность они обычно формулируют так: «Мы постараемся». Кажется, уже неплохо, если человек готов прикладывать усилия. Но действительно ли стараний может быть достаточно? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Колоссянами, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Помню, как однажды в храм пришёл мужчина, желающий креститься. Естественно, взрослых без подготовки мы не крестили, и я решил поговорить с ним и объяснить необходимость знания веры и изменения жизни. Перво-наперво я спросил о причинах, которые привели его в храм. Оказалось, что жизнь его совсем не устраивала, потому что то тут, то там в ней возникали проблемы, которые он хотел уладить с помощью Божией. Не скажу, что его удивило, когда я начал говорить ему о необходимости нравственных изменений, и со своей стороны, он сказал, что попробует жить по-другому. Попытается навести порядок в бизнесе, прекратить беспорядочную половую жизнь, расстаться с плохой компанией... К тому, что его попросят попытаться, он был готов. Но вот к тому, что придётся не просто попытаться, а именно навести порядок, он готов не был и был неприятно удивлён. «А, что, если у меня не получится? Мало ли в каких обстоятельствах я окажусь»! — заранее оправдывался он.
О Христе мы, конечно, знаем, что Он общался с мытарями и блудницами. Однако мытарю Закхею сказал о спасении, только когда тот раскаялся и был готов отказаться от нечестно нажитого имущества. Да и женщине, взятой в прелюбодеянии, Он говорит — иди и не греши больше. Христос действительно любит не только праведников, но и грешников, однако Сам Он не совместим с грехом и поэтому в Церковь, которая есть Его тело, не может войти тот, кто продолжает совершать тяжёлые сознательные грехи. Именно поэтому христиане были готовы помогать любому нуждающемуся человеку, но крестили только тех, кто за время подготовки победил явные сознательные грехи. Ведь никто не говорит, я попытаюсь не убивать или не воровать, но не знаю, получится ли! Все понимают, что такие поступки не просто случаются, их совершают вполне вольно. Также вполне вольно человек может вести нечестный бизнес или жить в блуде.
В отрывке из послания Коллосянам, который мы сейчас услышали, апостол предрекает ученикам прославление во втором пришествии Христа. Однако для того, чтобы это прославление их коснулось, они уже должны прекратить развратную, блудную жизнь, а также прекратить всякое греховное обогащение, связанное со взятками и любой другой нечестностью. Со всё большей и большей решимостью апостол говорит ученикам не о том, что они должны будут когда-нибудь позже отказаться от гнева, ярости лжи и прочих признаков ветхого человека. Напротив, он призывает отказаться от привычек ветхого человека уже здесь и сейчас и облечься в нового, живущего по образу Христа. Именно тогда, когда человек приходит в Церковь не для того, чтобы наладилась его бытовая жизнь, а для того, чтобы начать новые отношения с Богом, всё остальное постепенно выстраивается как должно. От тяжёлых грехов он должен отказаться сразу, с грехами внутренними призван бороться постепенно и здесь то самое «старание» действительно необходимо. Но главное, к чему он призван в своём воцерковлении: перенести центр внимания с решения бытовых проблем на соблюдение заповедей и верность Иисусу Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Омск. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский)
Когда в 1917 году в России произошла революция, Омскую епархию Русской православной церкви возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский). Территорию, которой он управлял, революционеры захватили не сразу. До 1919 года власть в Омске удерживали белогвардейцы под командованием адмирала Александра Колчака. Владыка Сильвестр горячо поддерживал сопротивление безбожникам. По его распоряжению в белой гвардии служили полковые священники. Омская епархия издавала журналы «За Святую Русь» и «Сибирский благовестник», в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. Однако, в ноябре 1919-го в Омск вошла красная армия. Белогвардейцам пришлось отступить. Архиепископ Сильвестр отказался покинуть город и остался вместе со своей паствой. Вскоре владыку арестовали. Его пытали и истязали в течение двух месяцев. А затем мученика распяли на полу тюремной камеры и пронзили ему сердце. Церковь прославила архиепископа Сильвестра (Ольшевского) в лике святых в 2000 году. Спустя ещё пять лет его мощи обрели нетленными. Сейчас святые останки мученика пребывают в кафедральном Успенском соборе Омска.
Радио ВЕРА в Омске можно слушать на частоте 90,5 FM











