— О, дядя Андрей, смотри, портрет моего тёзки! Тебе не кажется, что я на него чем-то похож?
— На императора Павла Петровича? Пожалуй! У тебя бывает такое же выражение лица, когда ты ещё обижаешься, но уже твердо решил справиться со своим чувством и простить обидчика.
— А что, Павел Первый изображён в момент обиды?
— Царь заказал этот портрет сразу же после своей коронации в апреле 1797 года. И на картине отразились и скорби, которые Павлу пришлось претерпеть, и вера, что отныне всё будет по-другому.
— А что за скорби у него были?
— В детстве самым близким человеком для Павла была двоюродная бабушка, императрица Елизавета Петровна. Она уделяла мальчику много времени и обращалась с ним очень ласково. Годы рядом с бабушкой были счастливейшими в его жизни. Когда её не стало в 1762 году, царевич оказался мучительно одинок.
— Но неужели мама не поддержала его, не утешила?
— Екатерина как будто не испытывала к Павлу материнских чувств. Ей претила набожность сына, усвоенная от бабушки, недаром она называла себя ученицей французского философа-богоборца Вольтера. Через девять месяцев после смерти Елизаветы эта властная женщина взошла на престол, свергнув с помощью дворцового переворота своего мужа Петра Третьего, и в семилетнем мальчике видела соперника. Екатерина отстранила сына и от себя, и от управления страной.
— Так вот почему на портрете у Павла такое выражение лица...
— Причем, именно на этой картине! Работа Степана Щукина нарушает все правила написания парадных портретов. Здесь нет ни одного атрибута царской власти: ни короны, ни скипетра, ни горностаевой мантии. Но самое удивительное, что художник обнажил внутренний надлом молодого императора.
— А как сам Павел воспринял эту картину?
— С восторгом! Степан Щукин представил два эскиза на выбор. Павел отверг помпезный вариант, где он изображён верхом на лошади, и выбрал вот этот — правдивый и откровенный.
— К тому же ещё и незатейливый.
— Ну, я бы так не сказал — здесь все тонко продумано. Нейтральный темный фон ограничивает пространство картины и выдвигает фигуру императора вперед, к людям. Павел не возвышается над зрителем, а как будто удостаивает его личной аудиенции, раскрывая горькие тайны своей души. А ты посмотри, какая сложная градация оттенков — они создают почти осязаемый образ. Нет, не зря за этот портрет Степан Щукин получил звание академика живописи и орден святого Владимира четвертой степени.
— А что за человек был этот художник?
— О нём известно немного. Вырос в сиротском доме. Затем его отдали в училище при Академии художеств. По завершении учёбы Щукин четыре года совершенствовал своё мастерство во Франции, получая стипендию от России. Потом всю жизнь преподавал живопись в академии. Наверное, об этом художнике больше всего говорят его работы — психологически точные портреты, как тот, что мы видим перед собой.
— Психологически точные? В облике Павла Первого тут читается затаённая грусть и доброта. А во многих источниках император представлен человеком взбалмошным и безрассудным. Где правда?
— Давай обратимся к фактам. Смелые реформы Павла Первого урезали разросшиеся без меры права аристократии, особенно в части владения крепостными. Также император поддержал Церковь, униженную и разорённую при его матери. Он вернул храмам и монастырям отобранные имения, выделил из казны средства на духовное образование. Дворянам и это не нравилось — они заразились атеизмом во время правления Екатерины. В высшем свете сложился образ Павла, как человека неадекватного. Шлейф такого отношения тянется за ним и доныне.
— Но были, наверное, люди, которые и по-другому к нему относились?
— Конечно! В народе его почитали, как невинно убиенного праведника. Епископ Александр Милеант писал, что в начале двадцатого века было всё готово для канонизации Павла Первого в лике страстотерпцев.
— А ты сам как относишься к его канонизации?
— Святость, Паш — это соединение с Богом, и император к этому стремился. А мы можем вздохнуть об упокоении Павла Петровича в Царстве Небесном. Не о политике вздохнуть, а о человеке, каким мы видим его на портрете Степана Щукина. И как знать, может быть, и он о нас помолится. Вот это молитвенное единение во Христе живых и ушедших христиан — на мой взгляд, важнее земного прославления. Ведь оно и есть — Церковь.
«Картину Степана Щукина „Портрет императора Павла Первого“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
«Пророчествовал Сын Божий о храме Иерусалимском — разве неверно пророчествовал?»
Пророчествовал Сын Божий о храме Иерусалимском — разве неверно пророчествовал? Разве неверно пророчествовал?
Вложил народ всю душу свою в стены храма и остался пуст. И остался пуст. Кто душу свою доверит камню на хранение и сам не печётся о ней, тот колеблем будет как тень осиновая.
Воздвигли мы храм Господу, говорят они, и заплатили долг свой. Отныне мы должники лишь самим себе. Воздали мы Богу Божие, а теперь воздадим себе должное.
Несчастные, зачем храм Господу, если вам не нужен? Для чего он Тому, Которому в песчинке не тесно и не слишком просторно во вселенной звёздной? Разве могут бездомные дом Учителю всех зодчих выстроить?
Научил Зодчий предков ваших для того, чтобы вас научили воздвигать храмы Ему, ибо вам, а не Ему на потребу они.
Ему воздвигая, вы Им из самих себя строите. Ибо ничего не может прах для Него без Него сделать
Строя Ему храмы лучшие, вы показываете пример душе, что надлежит ей в себе выстроить.
Строя Ему лучшее, чем телу своему вы душе пример подаёте, чтобы и она строила себе обиталище более крепкое, возвышенное и светлое, чем тело её.
Драгоценные храмы Ему возводите, дабы напомнить душе, что и она для палат царских предназначена, а не для глинобитных мазанок.
Не Ему дом возводите, но образ душе своей, и книгу её пишете, в память ей.
Господь милостив и нисходит Он в храмы каменные, вами выстроенные, чтобы с душами вашими встретиться.
Несчастные, что будет с вашими храмами, если не прозреют души и примера не послушают? Если купола храмов выше душ вознесутся? Если пространство храмов будет пространнее, чем пространство душ? Что будет с храмами вашими?
Если свечи в храмах каменных будут светлее мыслей ваших умов? Если ладан и смирна будут благоуханнее сердец ваших? Что будет с храмами вашими?
Если алтари храмов будут святее святыни душ ваших? Если богатство литургий будет богаче богатства душ ваших? Если эхо молитв в храмах найдёт больше отклика в стенах каменных, чем в душах ваших? Что будет с храмами вашими?
Станут они идолами каменными на могилах душ ваших. И когда станут ими, тогда перестанут быть примером строительства духовного и обратятся в гордыню — тогда, воистину, не останется камня на камне от них. И вы, несчастные, скитаться будете, как тени храмы возводивших и для чего возводят знавших; и станете, как игра тени осиновой, по миру колеблемой.
Вратарница. Татьяна Любомирская
Как часто бывает, что, посещая то или иное святое место, мы слышим рассказы о чудесах и исцелениях, произошедших с людьми, которые молились перед святым образом или ракой с мощами. Эти рассказы вдохновляют нас, но в то же время в душе трепещет червячок сомнения. Мол, кто все эти исцелившееся люди? Может быть, они жили сто лет назад, когда и происходили все эти чудесные события? А может, все они были праведниками, и потому Господь их вознаградил? Но где же чудеса сейчас? Почему ни у меня, ни у моих родных и друзей нет отклика на молитву? И так хочется лично знать человека, кто мог бы засвидетельствовать: да, я молился перед этой иконой, и чудо действительно произошло. Но увы, среди моих знакомых ничего подобного не случалось, так что мне оставалось лишь уповать на достоверность кем-то рассказанных свидетельств.
Но вот совсем недавно мое горячее желание стать хотя бы причастной к чуду исполнилось. Дело в том, что моя близкая подруга Настя несколько месяцев назад сломала руку. Перелом был настолько серьезный, что ей пришлось делать сложную операцию, а по прошествии времени врачи с сожалением констатировали: подвижность руки восстановить уже не удастся. Настя делала упражнения, массажи, выполняла все рекомендации докторов, но дело двигалось плохо. Рука еле шевелилась и совершенно не поднималась.
На майских праздниках Настя с сестрой поехала в туристическую поездку в Углич, где находится Алексеевский женский монастырь. Девушки ничего не знали про эту обитель и зашли туда случайно. Там им на глаза попалась удивительная и необычная икона Божьей Матери, которая изображена в полный рост с чётками в одной руке и со свечой в другой. Насельница монастыря объяснила девушкам, что икона называется «Вратарница Угличская». Есть у нее и другое название ‒ «Неугасимая свеча». Икона эта чудотворная, особенно помогает при болезнях суставов, опорно-двигательного аппарата, тяжелых травмах. Конечно, Настя обратилась к Богородице с горячей молитвой об исцелении, а Настина сестра купила ей масло от лампады перед этой иконой, чтобы мазать больную руку.
Вернувшись в Москву, Настя продолжила читать молитвы перед маленьким бумажным образом и смазывала маслом предплечье. По прошествии двух или трех недель она вдруг заметила, что рука начала подниматься! Ни лечение в санатории, ни постоянные физические упражнения в течение полугода не помогали. Улучшение началось после молитв перед святой иконой!
Как же я радовалась за Настю! Как прекрасно было своими глазами увидеть Настину руку, которая теперь двигалась почти с прежней свободой! Наконец-то истории про чудесные исцеления перестали быть для меня красивым мифом, а облеклись в плоть и кровь! Могла ли Настя подумать, что найдет помощь Господа в незнакомой обители перед молитвами у старинного образа? Могла ли я подумать, что столь явное чудо произойдет не с чужим человеком, а с моей любимой подругой? Вот уж воистину, Дух дышит, где хочет. Вчера, сегодня, завтра ‒ Господь всё тот же, что и на заре Христианства.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Братья и сёстры. Наталья Сазонова
Городок у нас небольшой. Конечно, не скажу, что все друг друга знают, но врачи и учителя, которые здесь живут и трудятся, известны всем горожанам.
А пока росли мои дети, познакомилась с этим уважаемыми людьми и я. Познакомились мы и сразу подружились. Поводом к нашей дружбе стала моя многодетность. В то время таких семей в городе было очень мало. Наверное, поэтому мы невольно становились приметными, куда бы ни приходили.
Будь-то детские врачи из поликлиники, педагоги дошкольных заведений, городской музыкальной студии или учителя школы — все они были людьми творческими, и не только в своей профессии.
Мы часто пересекались на разных мероприятиях и концертах в нашем маленьком городке как их участники и даже совместно снимались в передачах местного телевидения. Одним словом: постоянно были в поле зрения друг друга.
Разумеется, я относилась к ним с огромным уважением и разделяла всеобщую признательность за врачебный и педагогический талант. Единственное, где я никогда не встречала этих, знакомых всем горожанам, людей- так это в храме.
Тогда, лет 15-20 назад, на службу в городской храм приходило совсем немного народу. Настолько немного, что, когда настоятель обращался к молящимся словами «братья и сёстры», мне легко зрительно вспоминались лица всех наших прихожан. Я считала их своими духовными родственниками во Христе!
Но вот мои дети выросли. Не стало повода частых визитов к нашим детским врачам и учителям. Если только случайно, пересекались на улицах города. Вот так однажды, я встретила школьную учительницу. Уже пожилая женщина, воспитавшая и выучившая не одно поколение учеников. Она помнилась мне достаточно уверенным в себе человеком, привыкшим, что к её авторитетному мнению прислушиваются окружающие. Но при встрече, мы как будто поменялись с ней местами...
— Как хорошо, что мы встретились! — обрадовалась она. — Вы могли бы мне помочь в одном деликатном деле?
Увидев мой внимательный взгляд, тут же продолжила — Вы— человек верующий. Я тоже хочу ходить в храм, но с чего начать, не знаю.
Она говорила сбивчиво, явно стесняясь.
— Там сейчас столько молодёжи. А мне в молодости верующей нельзя было быть. Сами знаете, в школе же всю жизнь работала. Вон, в моём-то возрасте, все уже давно в церковь ходят, а я даже не знаю как себя там вести. Так ещё в храме, сколько знакомых меня знают, сами понимаете, неудобно быть такой не сведущей, а спросить — неловко.
И уже совсем смущённо-тихо сказала: — Ведь никогда не исповедовалась.
Я заверила её, что с радостью всё покажу и объясню. Договорились на следующий день встретиться в храме. На этом простились. Я шла и думала, о том, что нет возраста и сроков для встречи с Богом. А есть момент сердечного порыва: «Я хочу верить, Господи!» И для каждого он наступает в своё время!
На следующий день наша учительница пришла в храм. Теперь на службе мы стоим рядышком. Да, время идёт. В городе у нас построено уже 3 храма! И как радостно теперь там видеть тех, кого так любят и уважают наши горожане. Радостно от того, что и они теперь мои сродники во Христе! Мои духовные братья и сёстры!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение