Степан Шевырёв

* Поделиться
Степан Шевырёв

Степан Петрович Шевырёв

Тем из нас, кто в институтские учебные годы прикасался к истории русской литературы и общественной мысли XIX-го века, конечно же, памятны и вполне понятны старинные термины — «славянофилы» и «западники».

...Но если в этих «говорящих» словах уже как бы заложен их смысл, то за разъяснением таких определений, как «любомудры» и «москвитяне», нам, скорее всего, придётся обращаться к словарям. Между тем, в своё время эти слова были вполне в ходу, и отразились в названии как университетского Общества любителей мудрости, так и в названии журнала — «Москвитянин», — на страницах которого шли споры между теми, кого позднее назовут националистами и космополитами.

Поэт, мыслитель, историк литературы и критик Степан Петрович Шевырёв, который и поныне остаётся, я думаю, недооценённой фигурой нашей культуры, — был создателем названного журнала, славянофилом и любомудром. «Западник» Виссарион Белинский был его страстным оппонентом, а Гоголь — близким другом.

Для нынешнего выпуска «Рифм жизни» я выбрал стихотворение Степана Шевырёва, написанное летом 1854 года. Оно посвящено Соловецкому монастырю, который в это самое время, в дни Крымской войны, оказался в центре военных действий. В течение девяти часов английские корабли обстреливали обитель, отказавшуюся сдаться. Когда почти две тысячи снарядов были выпущены, оказалось, что, по милости Божией, ни один из насельников и богомольцев не пострадал. Здания монастыря понесли потери, но погибших — не было. Уцелели даже птичьи гнёзда с птенцами. А неприятель — отступил ни с чем.

Обитель мирная, в объятьях хладных моря!
Пристанище поста, молитвы, слёз и горя!
И ты подверглася грозе безумной их,
Язычества страстей поклонников слепых!

Но в час решительный твоих смиренных братий
Блюли невидимо Зосима и Савватий;
Охраной им сиял животворящий крест,
Что первый водружён среди пустынных мест;

Твой праведный ковчег был верой застрахован,
Твой пастырь доблестный в молитву был закован!
Когда громил тебя врага безбожный флот,
Свершала мирно ты молитвенный свой ход.

И вышли на него хоругви и иконы,
Великие вожди великой обороны! —
И миновал огонь морских его бойниц
Святых твоих людей и белых моря птиц.

И ты, печать Любви, о рана пресвятая,
Иконой за людей чудесно принятая!
Какой алмаз тебе? какой тебе венец?
Лишь слёзы чистые молящихся сердец.

Степан Шевырёв, «Соловецкая обитель», 7 июля 1854 года

Степан Петрович похоронен в Москве, но отошёл он к Господу, находясь в Париже. Перед кончиной продиктовал новый лекционный курс, письма и последние стихи. Очень хотел успеть вернуться на родину. Среди самых последних его строк были и такие:

Когда состав слабеет, страждет плоть,
Средь жизненной и многотрудной битвы
Не дай мне, мой Помощник и Господь,
Почувствовать бессилие молитвы!

Когда Шевырёва не стало, его сподвижник, историк и журналист Михаил Погодин писал: «...он дал сочинения, которые надолго ещё останутся лучшими источниками сведений о словесности, как русской, так и иностранной; он содействовал образованию тысяч студентов, которых он выучил писать по-русски...»

Другие программы
Дело дня
Дело дня
Места и люди
Места и люди

В мире немало мест, которые хотелось бы посетить, и множество людей, с которыми хотелось бы пообщаться. С этими людьми и общаются наши корреспонденты в программе «Места и люди». Отдаленный монастырь или школа в соседнем дворе – мы открываем двери, а наши собеседники делятся с нами опытом своей жизни.

Герои моего времени
Герои моего времени
Программа рассказывает о незаметных героях наших дней – о людях, способных на поступок, на подвиг. Истории этих героев захватывают и вдохновляют любого неравнодушного человека.
Статус: Отверженные
Статус: Отверженные
Авторская программа Бориса Григорьевича Селленова, журналиста с большим жизненным опытом, создателя множества передач на радио и ТВ, основу который составляют впечатления от командировок в воспитательные колонии России. Программа призвана показать, что люди, оступившиеся, оказавшиеся в условиях заключения, не перестают быть людьми. Что единственное отношение, которое они заслуживают со стороны общества — не осуждение и ненависть, а сострадание и сопереживание, желание помочь. Это — своего рода «прививка от фарисейства», необходимая каждому из нас, считающих себя «лучшими» по сравнению с «падшими и отверженными».

Также рекомендуем