Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

«Степь»


— Благословен еси, Господи!

— Отец Христофор, пора ехать. Лошади уж готовы. А вы... ей-Богу.

— Сейчас. Сейчас. Кафизмы почитать надо. Не читал ещё нынче.

— На горах станут воды — дивны дела Твои, Господи! Посреди гор пройдут воды — дивны дела Твои, Господи! Вся премудростью сотворил еси. Слава Тебе, Господи, сотворившему вся.

Сто третий псалом о сотворении мира читает посреди бескрайних степных просторов священник, отец Христофор — герой картины Сергея Бондарчука «Степь». Знаменитый советский режиссёр снял её в 1977 году — уже после таких своих шедевров, как «Война и мир» и «Они сражались за Родину». Однако далеко не всем любителям кино даже сегодня знакома эта работа Бондарчука. Между тем, лента «Степь» — ничуть не менее яркая и мощная, чем самые известные картины режиссёра. Она стала экранизацией одноимённой повести Антона Павловича Чехова. Бондарчук признавался, что это его любимое литературное произведение, и он давно мечтал снять по нему фильм. Однако то ли лента получилась слишком уж не в духе социалистической эпохи, то ли её духовная глубина и философичность не открылись в полной мере советским кинокритикам, но в те годы в прессе о ней писали немного. Хотя искусствовед Сергей Юткевич уже тогда сумел оценить фильм по достоинству. «Это нечто чудесное. Редкий случай. Восхищает и удивляет», — так эмоционально описал он свои впечатления о картине. С его словами невозможно не согласиться. С первых кадров фильм захватывает и увлекает за собой — в степь, уходящую за горизонт, где шумит ковыль, ветер колышет верхушки редких деревьев, где земля и небо, кажется, сходятся воедино. Очень быстро понимаешь, что неспроста практически в самом начале фильма звучит псалом, воспевающий премудрость Бога, создавшего этот мир во всей его красоте.

Однако я до сих пор ничего не сказал о сюжете картины. Впрочем, его, пожалуй, можно уложить всего в нескольких словах. Ранним утром из одного уездного города выехала запряжённая лошадьми коляска. В ней сидели отец Христофор, купец Иван Иванович Кузьмичёв и его племянник — девятилетний Егорушка. Мальчика везут в гимназию. Вот он всё дальше и дальше от родного дома. Вокруг — только степь. И люди, которые идут по этой степи — каждый, ведомый своею судьбой. Егорушка смотрит вокруг во все глаза. И его глазами видим окружающее мы, зрители. Фильм соткан из случайных встреч, разговоров, впечатлений, звуков и пейзажей. Плавное притчевое повествование буквально завораживает. Картина Сергея Бондарчука «Степь» — созерцательная, настраивающая на размышления о том, в какой удивительной гармонии между природой и человеком создан этот мир. И одновременно картина о русской душе — о противоречиях, которые порой её терзают, о её способности раскаиваться и прощать. Это особенно ярко демонстрируют такие персонажи картины, как Дымов — молодой парень, от безделья бродящий по степи и Емельян — бывший церковный певчий, который однажды простудился, потерял голос, и теперь он — простой нищий бродяга. Дымов постоянно и безо всякого повода обижает Емельяна. В одном из эпизодов этот конфликт обозначается особенно остро:

— Певчим был, так уж он думает, барин! Много вас, таких певчих, по большому шляху милостыню просит!

— Да ты чего пристал?

— Ну что ты бранишься попусту! Да оставь ты его в покое!

— Скучно мне. Скучно мне, Господи. А ты... не обижайся, Емеля...

Человек признаёт, что он зол на весь мир от душевной своей пустоты, находит силы попросить прощения за своё злословие. Такие вот уроки жизни преподаёт маленькому Егорушке степь. В ленте Сергея Бондарчука она — целый мир с теплящимися в темноте окнами постоялых дворов, пыльными дорогами, уходящими за горизонт, тлеющими углями костров. И надо всем этим — небо. То наполненное полуденным зноем, то подёрнутое грозовыми тучами, то раскинувшееся над путниками мириадами мерцающих звёзд. Не раз повторится в фильме излюбленный художественный приём режиссёра, который он использовал во многих своих картинах: от земли камера медленно поднимается вверх, пока не останется ничего, кроме бездонного неба. И это — напоминание о том, куда на самом деле держит путь каждый человек, странствуя по земле, и где однажды все мы встретимся.

ishkeeva

Поделиться
Опубликовано
ishkeeva

Последние записи

Надя Рушева

«Она рисовала сердцем» — такие слова до сих пор можно услышать из уст маститых живописцев и самых обычных людей…

20.05.2024

Александра Архангельская

Преподаватели и воспитанники Тульской женской гимназии старались привыкнуть к новой ученице первого класса. С малышами за школьной партой сидела... 20-летняя девица.…

20.05.2024

Секрет стоп-кадра. Анастасия Коваленкова

Есть в кинематографе такое понятие «стоп-кадр». Когда изображение на экране замирает. В моей жизни тоже…

20.05.2024

Александр Родченко и Варвара Степанова

Художников Александра Родченко и Варвару Степанову называли самой яркой парой русского авангарда. Основоположники искусства конструктиви́зма…

20.05.2024

«Строящийся храм»

Мой путь на работу проходит мимо строящегося храма. Церковь возводится на моих глазах. Ещё совсем недавно на этом…

20.05.2024

20 мая. О первомученике Стефане

В 6-й главе Книги Деяний апостолов есть слова: «Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе».…

20.05.2024

This website uses cookies.