
«Старший сын», студия Ленфильм, режиссёр Виталий Мельников
— К нам пришёл твой сын. Твой старший сын.
— Что значит, мой сын? Как это — сын?
— Я говорю, твой сын. Ты не волнуйся. Я всё хорошо понимаю, не осуждаю, и даже не удивляюсь.
— У вас что, такие шутки в ходу? И они вам нравятся, шутки?
— Какие шутки, когда он на кухне ужинает!
Андрей Григорьевич Сарафанов, кларнетист из маленького любительского ансамбля, в замешательстве: он только что узнал, что у него есть сын, о существовании которого много лет даже не подозревал! Андрей Григорьевич — отец-одиночка, вырастил двоих детей. И вот, теперь оказывается, что есть у него и третий ребёнок, сын Владимир. Но где же он был все эти годы? Почему раньше не давал о себе знать? Сарафанов недоумевает. Но, едва увидев Володю, с радостью признаёт: вне всяких сомнений, он — его сын.
Художественный фильм, фрагмент из которого мы с вами услышали, так и называется — «Старший сын». Двухсерийную ленту снял в 1976 году на киностудии «Ленфильм» режиссёр Виталий Мельников. Картина стала экранизацией одноимённого произведения Александра Вампилова. В те годы творчество драматурга только начинало приобретать известность. Увидев пьесу на театральной сцене, Мельников понял: он нашёл то, что так давно искал! У режиссёра много лет зрела идея снять фильм о добрых людях. И решил, что пьеса «Старший сын» как нельзя лучше подходит для воплощения его кинозамысла.
Впрочем, такие ли добрые герои этой истории? К примеру, Володя — ведь, назвав себя сыном Андрея Григорьевича Сарафанова, он сказал неправду. На самом деле ему и его случайному товарищу — пижону с гитарой по прозвищу Сильва — просто нужно было где-то согреться. По собственной глупости поздно вечером они оказались за городом, опоздали на последнюю электричку. На дворе стояла поздняя осень, ночь выдалась холодной, ночлег найти не удалось. Тут-то им и подвернулся доверчивый добряк Сарафанов. И друзья придумали весьма экстравагантный предлог, чтобы беспрепятственно попасть в его дом. Они надеялись лишь переждать время до первой электрички, а потом тихо и незаметно ретироваться.Но неожиданно всё оказалось намного сложнее, чем они предполагали.
Интересно, что драматург Вампилов задумывал свою пьесу как комедию. В кинематографической интерпретации Виталий Мельников не стал уходить от этого авторского замысла, но не забыл и про тонкий психологизм произведения. Перед нами — драма о любви, сострадании и сочувствии людей друг к другу. Именно о любви в одном из эпизодов фильма с мудрой простотой рассуждает Андрей Григорьевич Сарафанов:
— Вы все мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я люблю вас. А это — главное.
Сарафанова в картине «Старший сын» сыграл Евгений Леонов. Режиссёр изначально видел в этой роли только его. Леонов глубоко проникся своим персонажем. Он называл Сарафанова святым человеком. «Моя задача сделать так, чтобы и другие „воспарили“, духом воспарили над собой, то есть поняли бы Сарафанова в его умении всех любить», — говорил Евгений Павлович. О другом герое, самозванном сыне, высказался режиссёр фильма Виталий Мельников. Он назвал Володю «человеком-надеждой», олицетворяющим идею о том, что люди с их жизнями и проблемами — не чужие друг другу. Неслучайно и музыкант Сарафанов в фильме упоминает, что много лет пишет кантату под названием «Все люди — братья». В картине «Старший сын» свои первые большие роли сыграли молодые Николай Караченцов и Михаил Боярский. И они справились с непростой художественной задачей. Караченцов воплотил образ Володи, а Боярский — его приятеля Сильвы. По сути, с этих работ и началась их дорога в кинематографе.
Примечателен антураж картины — поздняя осень, ночь, пустынные улицы пригородного посёлка. Но такая атмосфера совсем не навевает тоску, а наоборот, удивительным образом подчёркивает глубину художественного высказывания. В этом, безусловно, заслуга талантливого кинооператора Юрия Векслера. Но о чём же всё-таки фильм «Старший сын»? Если быть предельно кратким, то он — о жизни. А как говорил герой картины Андрей Григорьевич Сарафанов, жизнь — справедлива и милосердна, и она утешает тех, кто проживает её с чистым сердцем.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.