
В тысяча девятьсот одиннадцатом году Великий Новгород торжественно принимал у себя Пятнадцатый археологический съезд. Лучшего места для встречи любителей старины было, пожалуй, и не найти: древняя колыбель русской земли; здесь, на берегах бескрайнего озера Ильмень когда-то играл на своих гуслях Садко, мечтая стать богатым купцом. Сбылась его мечта. Только очень скоро понял гусляр, что не в деньгах счастье. Раздал Садко свои богатства «нищей братии», а на оставшиеся деньги построил церковь в честь Николы Можайского.
Владелец крупного пивоваренного завода «Богемия», купец Леонид Иоакимович Стальнов очень любил древнюю былину о Садко. Правда, в отличии от её героя, Стальнову не нужно было отправляться на дно морское, чтобы понять — богатством нужно делиться. Человек, всем сердцем верующий в Бога и строящий свою жизнь по евангельским принципам, он считал помощь ближним делом необходимым и совершенно естественным.
Вот и на одно из заседаний Археологического съезда Леонид Иоакимович, большой любитель старины, пришёл со свёртком в руках. Заинтересованные учёные с любопытством смотрели, как новгородский купец разворачивает, один за другим, слои тонкой бумаги, а когда, наконец, увидели содержимое свёртка, дружно ахнули. Перед ними лежал древний сафьяновый сапог — зелёного цвета, на высоком каблуке, с загнутым заострённым носком. «Бог ты мой, да это же пятнадцатый век!» — всплеснул руками седой профессор, стоявший рядом со Стальновым.
— Этот сапожок знакомые рыбаки из Ильменя выудили, — объяснил Леонид Иоакимович. — Я его у них купил, очистил, высушил и с тех пор храню у себя. В шутку называю его «сапогом Садко», — улыбнулся купец, и добавил: — А теперь вот вам принёс — может быть, он чем-то науке сможет помочь.
Артефакт купца Стальнова произвёл настоящий фурор в научном мире. От денег, которые ему предложило за сапог Русское Археологическое общество, Леонид Иоакимович категорически отказался, в шутку заявив даже, что заберёт находку обратно, если учёные будут настаивать.
Годом ранее, в тысяча девятьсот десятом, Леонид Иоакимович принял участие в ещё одном важном для науки деле — открытию древних фресок в новгородском храме Феодора Стратилата, построенном в четырнадцатом веке. По одной из версий, храм мог расписывать сам Феофан Грек. Фрески следовало освободить из-под наслоений более поздней живописи. Кропотливая работа требовала участия высококлассных специалистов, которых в то время в России можно было сосчитать по пальцам, и была, конечно, дорогостоящей. Стальнов пожертвовал на её проведение пять тысяч рублей.
С большой заботой относился Иоаким Леонидович к тем, кто нуждался в куске хлеба, в крыше над головой. Он состоял в Губернском попечительстве о детских приютах и отнюдь не ограничивался ежемесячными взносами. Стальнов оплачивал лечение заболевших воспитанников, при необходимости устраивал им поездки на курорты, организовывал в приютах детские праздники с угощением из лучших кондитерских города.
Не отставала от купца Стальнова и его супруга — Ольга Григорьевна. Она помогала школьникам и студентам, не имеющим достаточных средств, чтобы в полной мере платить за своё обучение. Будучи членом Общества пособий недостаточным учащимся, Стальнова учредила несколько специальных стипендий.
При поддержке супруга Ольга Григорьевна открыла народную библиотеку имени Некрасова. Её Стальновы разместили в собственном особняке на Разважнской улице. Стать читателем библиотеки мог любой, кто интересовался литературой — её услуги были бесплатные.
Другой свой особняк Стальновы отвели под Александровскую мужскую учительскую семинарию. Принимали туда тоже бесплатно, причём, приоритет оказывался крестьянским детям. Образование в учительской семинарии давали самое разностороннее, при этом Стальновы не жалели средств на расширение кругозора воспитанников, оплачивая многодневные экскурсии по российским городам и паломнические поездки. Ничего подобного в то время не было даже в тех учебных заведениях, где обучались представители высших сословий. Неудивительно, что назначенный директором Александровской учительской семинарии Дмитрий Соболев говорил: «Даже не верится, что речь идёт о детях, которые при ином стечении обстоятельств, ничего кроме своего убогого хозяйства и не знали бы!»
Народный клуб и первый спортивный кружок возникли в Новгороде тоже благодаря стараниям супругов Стальновых. Они старались обеспечить горожанам доступный и интересный досуг. Заботились и о местном историческом музее. Когда изучив тот самый древний сафьяновый «сапог Садко» учёные всё-таки вернули его Стальнову, Леонид Иоакимович остался верен себе. Сапог купец обратно не взял, а подарил городскому музею. Там его можно увидеть и сегодня.
Все выпуски программы Имена милосердия
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема