Если вы планируете посетить Белоруссию, то город Полоцк и его Спасо-Евфросиниевский монастырь непременно должны быть включены в ваш маршрут.
История основания монастыря рассказана в житии его первой настоятельницы Святой Евфросинии, в миру княжны Предиславы. К двенадцати годам Предислава уже выбрала свой жизненный путь: она хотела посвятить себя служению Богу. И, когда девушка узнала, что ее отец, витебский князь Святослав Всеславич, хочет выдать ее замуж, она тайно ушла в монастырь, где игуменьей была ее тетя, и приняла постриг с именем Евфросиния. Некоторое время спустя, по благословению епископа Илии, который управлял Полоцкой кафедрой, она подвизалась в маленькой келье при Софийском соборе, что в городе Полоцке. Здесь преподобная переписывала книги из библиотеки собора.
Однажды во сне монахине явился ангел, и со словами - "Евфросиния! Здесь тебе подобает быть" - указал ей на деревянную Спасскую церковь в местечке с названием Сельцо. В то время там располагалось подворье Полоцких епископов. Этот сон повторился трижды. Епископ Илия, получивший такое же откровение свыше, отдал Сельцо преподобной Евфросинии, чтобы она могла устроить там женский монастырь. И произошло это около 1125 года. Евфросинии было тогда чуть больше двадцати лет. Весть о праведной монахине распространилась далеко за пределы деревни. И всех приходящих к ней она встречала с радостью. Большое внимание игуменья уделяла внешнему благополучию обители. Был возведен каменный Спасский храм и кельи для насельниц. Настоятельница управляла монастырем около 50 лет, и многое сделала для его процветания. Уже будучи в преклонном возрасте, она воплотила свое давнее желание и посетила Святую Землю. Евфросиния была погребена в монастыре преподобного Феодосия Великого близ Иерусалима. Позже ее нетленные мощи перевезли в Киево-Печерскую Лавру.
Некоторое время спустя после кончины преподобной началось ее почитание как святой на родине, в Полоцке. Благодаря её покровительству Спасская обитель выстояла даже в самые трудные времена. Во второй половине 16 века город был завоеван Речью Посполитой и православные храмы передали католикам. Для монастыря начался долгий период упадка. Закончился он в 1832 году, когда Спасский храм был, наконец, возвращен православным. При обители открылось духовное училище для девиц. Была построена теплая церковь в честь преподобной Евфросинии. К началу ХХ века в обители подвизалось около ста сестер. Полоцкий монастырь имел подворья в Витебске, Новочеркасске, Санкт-Петербурге, и даже владел собственным кирпичным заводом. Была возведена каменная монастырская колокольня и новый жилой корпус. Над монастырской площадью вырос пятиглавый Кресто-Воздвиженский собор. А в 1910 году случилась радостное и долгожданное событие - святые мощи преподобной Евфросинии перенесли из Киево-Печерской Лавры в Полоцк.
Новые испытания обрушились на монастырь осенью 1915 года, когда кайзеровские войска приблизились к городу. Спешно эвакуировались православные святыни. Раку с мощами преподобной Евфросинии перевезли в Витебск, а затем в Ростов. В 1925 году решением властей Евфросиниевский монастырь был закрыт. Сестры поселились в Полоцке и продолжили нести монашество в миру. В годы Великой Отечественной войны монахини начали понемногу восстанавливать обитель. А мощи преподобной Евфросиньи удалось вернуть в город. Спасская церковь долгие годы оставалась единственной действующей в городе и окрестностях. Она открыта для верующих до сих пор. Здесь почти в полном объеме сохранились уникальные фрески XII века.
В конце прошлого столетия была проведена масштабная реконструкция всего монастыря. В числе святынь Спасской обители сегодня находятся мощи святой преподобной Евфросинии Полоцкой и ее вериги, а также Крест с частицами Животворящего Древа с каплей Крови Господней, камня Гроба Господня, камня Гроба Божией Матери, мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплей крови великомученика Димитрия Солунского.
Напомним, что Спасо-Евфросиниевский женский монастырь находится в белорусском городе Полоцк. До него можно добраться поездом с пересадкой в Витебске.
Псалом 58. Богослужебные чтения
                                    
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христос по просьбе Своих апостолов дал им ту молитву, которая стала основой всех прочих христианских молитв. Речь идёт о молитве Господней, более известной по её начальным словам в церковнославянском переводе: «Отче наш». Эта молитва, помимо своего значения для христиан, суммировала весь молитвенный опыт ветхозаветного человечества. Впитала она в себе и звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 58-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 58.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.
2 Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня;
3 избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,
4 ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление моё и не за грех мой, Господи;
5 без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри.
6 Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:
7 вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;
8 вот они изрыгают хулу́ языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»
9 Но Ты, Господи, посмеёшься над ними; Ты посрамишь все народы.
10 Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой.
11 Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.
12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.
13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.
14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.
15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;
16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.
17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.
18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня.
Только что нами услышанный псалом появился как реакция будущего царя Давида на гонения, воздвигнутые на него Саулом. Библия сообщает нам, что отношения Саула и Давида были очень непростыми, и в этом не было вины Давида, проблема была в Сауле.
Псалом не называет имени Саула, он не перечисляет его действий против Давида, псалом ищет того же, к чему стремится и молитва Господня, — чтобы благая и всесовершенная воля Божия осуществилась на земле, а копошение в чужих грехах достижению этой цели отнюдь не способствует. Конечно, мы привыкли к словам «Отче наш» и зачастую произносим их без особого внимания и погружения в смысл, 58-й псалом может помочь нам вернуть свежесть восприятия молитвы Господней.
Для этого нам достаточно поразмышлять лишь над одной строкой псалма: «Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой» (Пс. 58:10). В этом стихе мы видим две крайне важных мысли: во-первых, Давид исповедует пред Богом осознание собственного бессилия перед лицом врагов, а во-вторых, Давид всю свою надежду возлагает на Бога. В практическом смысле эти слова означают вовсе не отказ от борьбы с дальнейшим принятием неизбежного, нет, они свидетельствуют о противоположном: Давид будет бороться, но делать он это станет без какого-либо нарушения воли Божией. Сила противников Давида базируется не на праведности, они идут по пути греха, Давид же действует противоположным образом — он предпочитает силе греха слабость праведности, зная, что через его праведность Бог проявит Свою силу. Собственно, это и есть практическое осуществление одного из прошений молитвы Господней: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).
Людям часто кажется, что они лучше понимают собственные нужды и то, каким образом можно достичь своих целей. Кажется, будто бы воля Божия не может быть осуществлена на земле без наших человеческих корректировок данных Богом заповедей. Давид так не думал, он без страха и сомнений шёл туда, куда мало кто рискует идти: к совершенному и безоговорочному доверию Богу. И Бог, как мы знаем, не посрамил Своего служителя.
Псалом 58. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 58. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 240 зач., II, 5-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Хотя современных людей часто обвиняют в индивидуализме и эгоизме, на самом деле все мы очень зависимы друг от друга, от того, что называется общественным мнением и модой. Просто авторитетное общество у каждого своё. А как же быть христианам? Нам есть кому подражать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Часто от христиан можно услышать призывы не следовать моде, не подражать общественному вкусу. Эти призывы не новые. Ещё стоики говорили, что следовать за толпой нельзя, потому что толпа не может быть права в своих предпочтениях. В подобных взглядах можно увидеть своеобразный снобизм и превозношение над обществом, от которого будто бы отделяется говорящий. Не знаю, что чувствовал Сенека или Марк Аврелий, но знаю, что христиане ни перед кем превозноситься не должны и склонны скорее переживать о неправильном выборе людей и их духовном состоянии. Ведь все люди созданы Богом. Другое дело, что мы понимаем, почему общественная мораль стремится к постепенной деградации. Находясь в обществе, люди действуют обезличено, а значит с меньшей ответственностью. Ссылаясь на общепринятость тех или иных поступков, они порой выбирают низкое вместо возвышенного и греховное вместо праведного.
При этом, если спросить каждого в отдельности, окажется, что никто ни за кем не повторяет и никому не подражает! Ведь все мы взрослые, сознательные и свободные люди, которые сами устраивают свою жизнь. Правда, куда не посмотришь, все недовольны тем, как у них всё складывается, но признать собственное бессилие практически никто не хочет. И в этом нежелании честно посмотреть на свою жизнь и смириться со своим несовершенством — главное заблуждение мира. Собственно, христианство и начинается с того, что мы останавливаемся в своём бесконечном беге, признаёмся, что мы бессильны самостоятельно и успешно построить свою жизнь. Построить её так, чтобы она была наполнена не сиюминутными радостями, которые довольно быстро заканчиваются, но радостью твёрдой и непреходящей.
И всё же, если решиться и признать своё бессилие перед жизнью и её неустройством, возникнет вопрос: откуда искать помощи? На кого равняться? Кого выбрать в качестве примера для подражания?
Мир даёт разные ответы. Кто-то доверяет свою жизнь коучам, кто-то пытается равняться на людей, жизнь которых со стороны кажется успешной. Со своей стороны христиане уверены, что помощь в устроении жизни стоит искать в первую очередь у Бога. На Его замысел равняться, а в качестве примера взять Иисуса Христа. Неслучайно, обращаясь к филиппийцам, а вместе с ними ко всем нам, апостол Павел пишет: «В вас должны быть такие же чувствования, как и во Христе Иисусе».
Что же это значит? Значит, что, во-первых, мы можем читать Писание как слово, обращённое к нам лично. И, во-вторых, что пример, явленный нам Христом, заключается не в отдельных фактах Его жизни, но в подвиге послушания Отцу, который Он явил всей своей жизнью. Подражая обществу или отдельным людям, мы рискуем повторить не только успехи, но и ошибки, не только добрые поступки, но и те, что оказываются явно порочными и злыми. Стремясь же к тому, чтобы исполнять замысел Божий о себе и иметь в качестве образца Самого Христа, мы ничем не рискуем, потому что мир сотворён Богом и Его воля в нём — это самое твёрдое основание для жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Богословие храмового пространства». Дмитрий Остроумов
                                    
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о храмовом пространстве и о тех смыслах, которые заключены в особенностях храмовой архитектуры.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Все выпуски программы Светлый вечер



 



