
Фото: PxHere
Монастырь святой Екатерины на Синае — место, без преувеличения, уникальное. Приехав сюда, вы сможете понаблюдать, как выглядело христианство тысячу лет назад. Дело в том, что время здесь как будто остановилось. Мир меняется, а монастырь святой Екатерины остается прежним.
Изо дня в день на протяжении более тысячи лет здесь совершается богослужение. А монахи тут точно такие же, как и века назад. В их кельях даже нет электричества. Да и вообще они с подозрением относятся к технике. Впрочем, я был не совсем прав. Все же одно изменение в обители произошло.
При монастыре теперь существует замечательный музей, в котом можно увидеть действительно уникальные экспонаты. Один из них Синайский Пантократор. Так называется древнейшая икона Христа. Слово «пантократор» переводится с греческого как «Вседержитель» или «всевластитель». На синайской иконе Спаситель изображен в пурпурных императорских одеждах и на троне.
Икона была написана в пятом веке, в веке шестом она была подарена монастырю византийским императором Юстинианом. Но интересно все же не это. А то, что синайская икона Христа выполнена в совершенно уникальной технике.
Лик Спасителя на ней как бы разделен на две части. Правая половина лица Христа значительно светлее и радостнее, чем левая. Левый глаз Спасителя, а вместе с ним, и вся левая половина наполнена болезненной эмоцией. Причина подобной разницы состоит в замысле автора иконы.
Синайский пантократор был создан в эпоху, когда в Церкви кипели жаркие споры, кем был Христос — человеком или Богом? В пятом веке Церковь постановила на Вселенском соборе, что Спаситель был Богом и человеком одновременно. И синайская икона стала как раз попыткой визуально показать это сосуществование Божественной и человеческой природ.
Правая, более радостная и светлая, половина лица Христа — это символ его небесной сущности, а левая, более темная и печальная, обозначает его земную природу. Почему так? Церковь считает, что Спаситель по своему человечеству во всем был подобен нам кроме греха, то есть Он также испытывал голод, жажду и боль. Потому на синайской иконе левая половина лица Христа наполнена таким страданием.
Когда я оказался в музее Синайской обители, я на собственном опыте убедился, что все рассказы о магнетизме Пантократора — это правда. Стоишь перед ней и уйти просто нет ни сил, ни желания. Многие исследователи считают, что синайский образ является наиболее приближённым к историческому облику Христа. Исходя из этого можно предположить, что, приехав на Синай, мы можем лицом к лицу встретиться со Спасителем мира.
Все выпуски программы Вселенная православия
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема