
У нас в гостях были клирик храма святого Иоанна Воина на Якиманке священник Антоний Смирнов и его супруга Ольга.
Мы говорили о важности совместной молитвы в семье, и о том, как она может сочетаться с личным обращением к Богу. Наши гости размышляли над тем, какие ошибки могут допускать родители по отношению к детям в духовной жизни, и как их можно избежать. Разговор шел также о недавнем молебне в храме святого Иоанна Воина на Якиманке о создании семьи, о рождении и воспитании детей и о благополучии семейных отношений — отец Антоний объяснил, почему после первого такого молебна было принято решение проводить такие богослужения каждый месяц.
Ведущие: Александр Ананьев, Алла Митрофанова
А.Ананьев:
— Добрый вечер, дорогие друзья!
В светлой студии радио «Вера», в нашей любимой студии на Андреевской набережной, этим осенним прекрасным вечером вас приветствуют Алла Митрофанова...
А.Митрофанова:
— ... и Александр Ананьев.
А.Ананьев:
— И — в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему разговору.
В начале Литургии верных священник возглашает: «... даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!» — тем самым подчёркивая важность совместной молитвы.
Поскольку у нас программа называется «Семейный час», мы с Аллой Митрофановой хотим сегодня поговорить не столько — и не только — о совместной молитве в целом ( хотя, и об этом тоже ), сколько о совместной молитве супругов, о совместной семейной молитве, о совместной молитве мужа, жены и детей. Почему это важно? Почему это сложно? И — о многом другом.
А поговорить нам сегодня об этом хочется с дорогими нашему сердцу людьми. И я даже объясню — почему. Однако, сначала представлю их.
Клирик храма святого мученика Иоанна Воина на Якиманке — у нас сегодня в студии. Молодой, очень опытный, мудрый собеседник — священник Антоний Смирнов. Добрый вечер, отец Антоний!
О.Антоний:
— Добрый вечер, Александр и Алла!
А.Ананьев:
— И — огромное спасибо ещё одному гостю, который нашёл время этим вечером прийти к нам в студию — матушке Ольге Смирновой, жене отца Антония. Добрый вечер, матушка!
О.Смирнова:
— Добрый вечер!
А.Антоний:
— Какая Вы красивая! Можно я с этого начну? Это будет нарушением канонов нашей программы... какая Вы красивая! Прямо, чудо какое-то! Спасибо Вам большое, что нашли время прийти.
О.Смирнова:
— Спасибо!
О.Антоний:
— Но заканчивать не будем на этом...
А.Ананьев:
— Нет, мы только начали! Мы только начали.
А в первую очередь я хочу поблагодарить вас — и отец Антоний, и матушка — за невероятные переживания и неожиданный праздник. Мы до последнего с Аллой Сергеевной не были уверены — сможем мы прийти, не сможем, найдём мы время или нет, — но, с Божьей помощью, нашли время и не пожалели ни одного мгновения. 22 сентября, вечером, в день памяти праведных Иоакима и Анны, в фантастически красивом храме, в котором я, к своему стыду, был тогда впервые в жизни — в храме святого мученика Иоанна Воина на Якиманке — состоялся удивительный молебен. Молебен, который... вот... я, по неофитству, не знаю... слово «организовал» здесь можно использовать?...
О.Антоний:
— Можно. Почему бы — нет?
А.Ананьев:
— ... да... организовал и... «придумал» — можно говорить?...
О.Антоний:
— Можно.
А.Ананьев:
— ... хорошо... организовал и придумал отец Антоний.
О.Антоний:
— Не будем называть... будем говорить, что с благословения отца настоятеля.
А.Ананьев:
— Это — безусловно, без благословения ничто не делается.
О.Антоний:
— Да.
А.Ананьев:
— Почему это — очень важный молебен был? Это был молебен для тех — молодых и не очень — родителей, которые мечтают и просят у Господа, чтобы Он дал им ребёнка. И это был молебен для тех — молодых и не очень — людей, которые мечтают о том, чтобы Господь даровал им мужа или жену. И это был молебен для тех супругов, которые хотят, надеются, верят в то, что у них будет счастливая семья, и, с каждым днём, она будет всё счастливее. То есть, вы можете себе представить, кто пришёл на этот молебен! Такого количества красивых, молодых девушек... и, что самое удивительное — в тот вечер в храме, среди 150 человек... или 200, я уж не знаю, сколько, не считал...
О.Антоний:
— Около 100, наверное... примерно...
А.Ананьев:
— Ну... больше 100, поверьте мне...
О.Антоний:
— Да?
А.Ананьев:
— ... больше 100... было очень много молодых людей. Причём, таких... видно — они вырвали у себя из делового графика какое-то время и пришли на этот молебен.
Расскажите об этом молебне. Как Вам пришла эта идея, и... что получилось... в общем... расскажите.
О.Антоний:
— С радостью расскажу, Александр. Потому, что, действительно, когда, уже под конец акафиста, я развернулся сказать какие-то слова... я уже не помню... или совершить каждение... я был просто в шоке — откуда столько людей? У нас обычно бывает столько людей на воскресной Литургии, на поздней Литургии, когда максимальное количество людей приходит в храм. Но всему этому, конечно, есть причины.
Ну... начну говорить, наверное, с того, что когда... Попал я в храм мученика Иоанна Воина дьяконом, потом стал священником. У нас обычно исповеди проходят в приделе святых мучеников Гурия, Самона и Авива — кстати говоря, тоже покровителей семейной жизни. Если кто не знает, к ним часто прибегают и просят их молитв, когда есть трудности во взаимоотношениях мужа и жены. Сейчас — это долго рассказывать. Кому интересно, почитайте их житие — они помогли одной семье, очень сильно помогли.
Поэтому, у нас так получается в нашем храме — главный придел мученика Иоанна Воина, другие приделы — Гурий, Самон и Авив, и с другой стороны уже — икона святых Иоакима и Анны. Вот, у нас, так сказать, трапезная часть храма — просто, вот, про семью получается.
А.Ананьев:
— Я маленькую ремарку сделаю — для тех, кто, может быть, не в курсе.
Все знают, что в Москве есть район Якиманка, но мало кто увязывает это с именем праведных Иоакима и Анны. И храм Иоакима и Анны, собственно, стоял там и дал название этому району, а в этом храме хранилась эта икона. И, вот, та самая икона, которая была ещё задолго до того, как появилась Якиманка — вот, перед ней, как раз, и состоялся этот молебен.
О.Антоний:
— Да, да... это удивительно, это удивительно! Потому, что храм — XV-XIV века, потом он стал уже каменным, чуть позже, и, тоже что удивительно, это храм, на самом деле, был в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Как, например, храм, рядом с ним, Марона Пустынника — тоже, может быть, многие знают, совсем рядом с мучеником Иоанном Воином и бывшим храмом уже, разрушенным храмом Иоакима и Анны — он тоже посвящён в честь Благовещения Божией Матери. Два храма рядом! Вот, удивительно, люди жили там вокруг, и их ничего не смущало — они называли в честь Благовещения, они рядом стоят. Но приделы у них были — отдельные приделы — Марона Пустынника, и в другом Благовещенском, мы, вот, начали говорить, был придел Иоакима и Анны. И именно поэтому называли «Иоакима и Анны», и «Марона Пустынника», хотя они Благовещению посвящены. Вот, такие удивительные моменты.
А.Митрофанова:
— Забавно...
О.Антоний:
— Да. Ну, вот... в этот храм ходили, этот храм любили, не просто так, всё-таки, от этого храма получила название целая улица большая — Якиманка.
А потом уже, в начале, наверное, 90-х — я уже не помню, какой это год, в честь этой улицы назвали целый район — Якиманка. Я смотрел в Википедии — около там... по-моему... 50-ти тысяч человек живёт. И, вот, на самом деле, действительно, как много людей знают, что их район Якиманка назван в честь дедушки и бабушки Господа Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия? Родственники ближайшие, да?
А.Ананьев:
— Это меня всегда удивляло. То есть, они живут на Якиманке, живут по календарю, который ведётся от Рождества Христова, и говорят: «Нет, я не верю»!
А.Митрофанова:
— Ну, почему? Мы же не знаем! Я думаю, там — много верующих людей. Ну, как...
А.Ананьев:
— Нет... ну... безусловно! Я просто, вот, каждый раз удивляюсь, когда встречаю человека, который искренне не верит. Я улыбаюсь, думаю: «Хорошо... но так только такое может быть? Вот же — пожалуйста, вот оно всё!»
О.Антоний:
— Всякое бывает, но, конечно же, достаточное количество людей в районе Якиманки, которые приходят в храм. У нас много храмов, в нашем районе — это центр Москвы, огромное количество храмов.
А.Ананьев:
— Но я, кстати, уточню, отец Антоний... Я, вот, когда ждал Алечку, а она всё не хотела уходить — часто бывает, когда мужчина ждёт женщину, а она — всё никак...
А.Митрофанова:
— Я там за водичкой пошла...
А.Ананьев:
— ... ко мне подошла очень симпатичная немолодая женщина, и говорит: «Спасибо Вам!»
А.Ананьев:
— Я говорю: «Мне-то — за что?» Она: «Ну, Вы знаете... Спасибо!» — и ушла. Вот, за... в частности, за то, что я — пришёл. А она ещё, в частности, сказала, что в этом храме давно не было такого количества людей вечером.
Вот, она, видимо, одна из прихожанок постоянных, и говорит: «Это — такое счастье! В этом храме давно не было такого количества людей!»
А.Митрофанова:
— Послушайте! Но этот молебен, как Саша уже обозначил, там — три разных цели было у людей, собравшихся и просивших...
О.Антоний:
— А, может быть, даже больше...
А.Митрофанова:
— ... а, может быть, и больше, мы не знаем... о создании семьи, о благополучии...
А.Ананьев:
— ... чадорождении...
А.Митрофанова:
— ... да-да... и о рождении детей, но и об благополучии отношений между мужем и женой...
О.Антоний:
— Очень важный ещё момент — о воспитании детей, об этом очень важно поговорить...
А.Митрофанова:
— ... и это тоже...
О.Антоний:
— ... потому, что важно понять, что Божия Матерь — не просто... так... с Неба сошла, такая вот — Пречистая, Прекрасная и так далее, потому, что в Православии не исповедуют, что Бог делает всё за человека, но — сотворчество, соработничество, синергия ( по-гречески ), да?
В любом случае, заслуга Иоакима и Анны, родителей, которые воспитали Божию Мать, Девицу, которую избрал Себе Бог — это огромная заслуга Иоакима и Анны. А сколько у нас родителей, семей, которые имеют проблемы в воспитании детей?
А.Митрофанова:
— О, да. И корни уходят...
А.Ананьев:
— Огромное количество.
О.Антоний:
— Лучше покажите мне тех, кто не имеет проблем в воспитании детей!
А.Митрофанова:
— Пожалуй, что Иоаким и Анна справились с этой задачей блестяще. Ко всем остальным — есть вопросы. Я думаю — так. Ну... с учётом того, через какие перипетии человек, в течение жизни, проходит.
Ну, ладно... Давайте, к молебну вернёмся. Отец Антоний, я так понимаю, что... вот, сейчас нас люди слушают: «Ну, да, конечно... мы, постфактум, узнали, что, оказывается, 22 сентября, действительно, в день памяти святых праведных Богоотцов Иоакима и Анны был такой молебен. А теперь-то нам что делать?»
Вы же задумываетесь сейчас о том, чтобы регулярно так собираться?
О.Антоний:
— Задумываюсь, да... задумываюсь, обязательно. Даже не то, что задумываюсь, уже даже есть благословение настоятеля, отца Геннадия.
Теперь, каждый месяц, одну из суббот месяца мы выбираем, вставляем в расписание, и обязательно будем совершать водосвятный молебен с акафистом Иоакиму и Анне.
Конечно же, обязательно нужно почитать этих святых. Это — большая святыня... то есть, важная святыня Московская, важная святыня улицы и целого района.
Не закончил историю, которую я начинал говорить до этого. Я, как молодой священник, и как все другие священники этого храма, исповедовал в приделе Гурия, Самона и Авива, и, всегда, когда стоял, мой взор обращался к этой иконе. Ну, просто невольно у меня возникали размышления — что это за святыня? Почитал, стал узнавать, и, со временем, стал понимать: ну, почему...
Тут надо немножко отступление сделать... 60-70-е годы советская власть решает расширять улицу Якиманка. Мы понимаем, что Ленинский проспект переходит плавно в Большую Якиманку, и — нехорошо, когда с Ленинского едешь... сразу узко, и тут — Кремль... надо, чтобы было всё хорошо и быстро. И под этот проект расширения Якиманки, к сожалению, попал храм Иоакима и Анны, и пришлось... не пришлось, а они решили его разрушить.
А.Ананьев:
— Даром, что напротив было французское посольство.
О.Антоний:
— Да... нет, это... французское посольство находится напротив храма мученика Иоанна Воина.
А.Ананьев:
— А... точно, точно...
А.Митрофанова:
— Это его и спасло, судя по всему.
О.Антоний:
— Да, храм мученика Иоанна Воина — спасло. Это, на самом деле, правда. Единственный храм, который не закрылся — это храм святого мученика Иоанна Воина, напротив посольства. Конечно, для внешнего мира — у нас всё хорошо, мы тут никого не притесняли, всё — отлично.
И — разрушают храм, а главную святыню — храмовую икону — переносят в единственный сохранённый храм мученика Иоанна Воина — в наш храм. И, с того времени, почему-то так сложилось... ну, понятно, что — советское время и всё не просто... ну... потом — 90-е, потом — 2000-е... ну... так сложилось, что не появилось традиции почитания этой святыни — главной святыни Якиманки, улицы и района. Ну, и... вот так вот... как-то Господь на сердце положил — об этом думать, об этом размышлять — почему этого нет? И вдруг начинается следующая история...
«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
— История — продолжается. У нас в гостях замечательный священник, клирик храма святого мученика Иоанна Воина на Якиманке, священник Антоний Смирнов и его супруга — матушка Ольга Смирнова.
Мы продолжаем «Семейный час». Вы начали рассказывать об истории, отец Антоний.
О.Антоний:
— Да. Хотел рассказать историю, из-за которой мы решили, всё-таки, начать особенно почитать эту святыню — икону Иоакима и Анны.
У нас с матушкой — так уж случилось — современный мир, современные молодые батюшки имеют аккаунты в социальных сетях. Особенно активно мы там общаемся с людьми — назовём это так — в Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации). И так сложилось, что, за годы пребывания в Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), у нас стали появляться друзья православные — другие какие-то блогеры.
И вот, мы познакомились с такой Яной Капаевой — православный блогер, очень хорошая девушка, пишет интересные заметки о православной вере, о своём опыте.
Мы познакомились, мы стали общаться. Как-то она выразила желание приехать ко мне на исповедь — познакомиться, поговорить. После исповеди она рассказала, в том числе, и про какие-то трудности своей жизни. Она, в принципе, это не скрывала и в своём Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), она об этом рассказывала. Что есть у неё скорбь — уже 10 лет у неё не получается зачать детей. У неё — уже второй брак, в данный момент. В первом браке у неё не было детей — он, к сожалению, распался. И вот, во втором браке, тоже не получалось никак зачать ребёнка. Для христианки, особенно, которая понимает, в чём суть семейной жизни, в том числе — одной из целей семейной жизни — рождения детей ( не главной, но одной из важных ), это было, конечно, и сложно, и тяжело.
После этого разговора прошло некоторое время, и я понял, что у меня есть большое желание пригласить её послужить молебен перед иконой Иоакима и Анны: «Приезжай! Давай, помолимся об этом, попросим Бога!»
И, как она рассказывала и писала у себя в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), она, конечно, с радостью согласилась, но в сердце у неё уже было так: «Ну, давайте, отец Антоний, помолимся... но я... как-то... уже... почти смирилась с тем, что — уже всё...»
А.Митрофанова:
— Кстати, это неплохо... Это гораздо лучше, мне кажется даже, чем какое-то страстное желание: «Дай, дай мне скорей! Дай!»
О.Антоний:
— Да. Это... такое... принятие ситуации, да. Согласен.
Она приезжает. Мы отслужили.
Проходит полгода, и она, слава Богу, оказалась беременной! И, в данный момент, она сейчас ждёт ребёнка.
А.Ананьев:
— Какое счастье!
О.Антоний:
— Слава Богу! Милостью Божией...
Очень важно отметить, что она — не сразу, конечно, но через некоторое время — поделилась со своими друзьями... ну... родственниками, друзьями, и, в том числе, с друзьями в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
Почему православные люди делятся, мне кажется, даже такими сокровенными моментами? Потому, что — искреннее общение с людьми. Это — не просто. Всё-таки, у большинства православных... каких-то вот... активных людей в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) так случается, что они искренне общаются с людьми — ради хорошего, доброго дела. И, поэтому, она захотела поделиться, конечно же, этим. И объяснила, что, конечно же, Господь ей подарил эту беременность не только, конечно, по молитвам Иоакима и Анны, по молитвам перед этой иконой, а это целый путь десятилетний — веры, сомнений, скорби, надежды... да... многие святыни, и так далее. Но, всё-таки, венцом этой молитвы была молитва святым родителям Богородицы Иоакиму и Анне. Она об этом пишет.
Я, как истинно православный блогер, могу сказать, что через некоторое время решаю ответить на этот пост. Пишу, что — слава Богу, как хорошо! Действительно, так и было — я подтвердил эту историю, и предложил: наверное, всё-таки, будет правильным послужить повторно молебен — поблагодарить. И если вдруг, Яна, кто-то из твоих подписчиков — у тебя там 50000 человек — которые точно имеют такие же проблемы, и узнаёшь, что у людей есть такие проблемы, и читают тебя, видят твою веру, видят твою надежду на Бога — они, наверное, тоже захотят прийти. Приглашай, пожалуйста!
А.Ананьев:
— Вот, тут важный момент. Зачем?
О.Антоний:
— Зачем приглашать?
А.Ананьев:
— Да.
О.Антоний:
— Ну... если таким простым языком... затем, что Яна прошла этот путь — опытно прошла этот путь — и она понимает, что это возможно, это Богом благословлено, и... ну... пусть попробуют и другие — почему бы и нет?
Я понимаю, о чём Вы спрашиваете... может быть, я понимаю... но Вы можете уточнить...
А.Ананьев:
— Да, да, да... Ну, вот, я ставлю себя на место замечательной Яны, с которой нам с Аллой ещё предстоит, очевидно, познакомиться — я очень на это надеюсь. Мы лично пока ещё не знакомы.
Вот, она живёт в ожидании чуда, и хочет поблагодарить. Но... говорить... но это же — не вечеринка... это — личное...
О.Антоний:
— А... это всё — я! Это — не она.
А.Ананьев:
— То есть, вечеринка — по Вашей части?
О.Антоний:
— По моей части — вечеринка, и... но я, как священник... я, наверное, и повёл себя здесь, как священник, который... Для чего Яна этим поделилась? Тоже, давайте, подумаем.
Для чего Яна этим поделилась? Не просто так, что... в том числе, конечно, и для этого — как с подружкой своей поделиться, как с мамой — просто радостью поделиться, просто разделить эту радость, чтобы она умножилась...
А.Ананьев:
— Свидетельство чуда?
О.Антоний:
— Ну, в том числе. Для своих подписчиков показать, что Господь, на самом деле, рядом, что Господь — слышит. Но, как говорит отец архимандрит Иоанн Крестьянкин, старец, что: «У Бога бывает всё всегда вовремя, но только для тех, кто умеет ждать».
А.Ананьев:
— Прежде, чем мы продолжим о сути совместной молитвы, и, вообще, зачем мы собираемся, больше одного человека, перед иконой святых праведных Иоакима и Анны, у меня — вопрос к матушке.
Для нас огромным счастьем было видеть Вас на этом молебне. Причём, мы пришли туда семьёй, и тот факт, что молебен служил не священник один, а вместе с женой...
А.Митрофанова:
— В присутствие жены, наверное...
А.Ананьев:
— ... действительно, превратил его в какое-то семейное действо. Причём, на моей памяти, это впервые. Я никогда не видел, чтобы рядом со священником, со время Богослужения, была его супруга. И, причём, она не просто стояла, а... как-то помогала.
Вот, Ваше участие в этом молебне — каким было? Что это было, и — почему?
О.Смирнова:
— Я даже, наверное, сама не могу, до сих пор, до конца осознать, почему так всё сложилось. Но, действительно, сложилось.
Во-первых...
А.Ананьев:
— То есть, это даже не задумано, это так вот... импрови...
О.Смирнова:
— Ну... потому, что мои выезды из дома — они всегда проблематичны. Есть сейчас, конечно, человек, который может остаться с детьми, с девочками, но... это, опять же, не каждый день. То есть, всё должно было очень хорошо совпасть.
А.Митрофанова:
— И — совпало.
О.Смирнова:
— Да... и совпало. Но это была просто... такая... внутренняя потребность сердца, и, наверное... я понимала, что и мне есть, за что поблагодарить этих святых. И, даже скажу больше, я для себя их, как будто бы, заново открыла. То есть... ну... ты, вроде бы, знал, что — да, есть такие святые Богоотцы Иоаким и Анна, и это родители Богородицы, но... как-то вот... ну... можно сказать, поверхностно, да? Прочитал — и пошёл дальше.
А.Ананьев:
— А что для Вас было открытием?
О.Смирнова:
— Ну, наверное, сам акафист, молебен. Потому, что... такие были внутренние параллели с нашей нынешней непростой ситуацией — с той ситуацией, что мы недавно проводили нашего сына, нашего Луку, к Богу.
А.Ананьев:
— У меня... ну... как-то у меня сразу все слова закончились. Но... не могу не отметить, что матушка Ольга сейчас сказала, что нам есть много за что поблагодарить святых праведных Иоакима и Анну.
Скажите, пожалуйста, а, конкретно, что Вы делали во время молебна? Потому, что я видел, что Вы не просто там стоите и молитесь, как мы все, уткнувшиеся в смартфоны и следующие по тексту.
О.Антоний:
— А можно я... секунду... всё-таки, добавлю?
А.Ананьев:
— Да, конечно, конечно!
О.Антоний:
— Дополню мысль матушки. Она очень интересно сейчас соединила момент, что вот... Промыслом Божиим — уже по-другому я никак не могу это назвать — организовался этот молебен, и, так удивительно, что... у нас трое детей... и вот так, тоже Промыслом Божиим, случилось, что наш сын ушёл в Вечность. Тяжело больной ребёнок, и, вот, так сложилось, что он ушёл в Вечность.
Удивительно, что после потери ребёнка... скажем так... ну... мирским таким взглядом, языком... конечно — приобретение для Царства Небесного, в любом случае, такие дети особенные. Потеря ребёнка... а тут так Господь управляет, что мы начинаем молиться, вместе с другими людьми, чтобы дети рождались у других людей — тоже удивительно Господь так устраивает...
А.Ананьев:
— Я тоже об этом много думал.
О.Антоний:
— ... что — да... вроде, потеряли... ну, сейчас... как бы... сложно, и не об этом... а, может, Господь показывает, что: «Друзья, давайте-ка, на этом не будем останавливаться. На этом жизнь не заканчивается. Впереди ещё нужно много сделать — не только для себя, но и, может быть, для других — тоже».
Кстати, это — тоже определённый ответ... вот... я сейчас только об этом подумал... для меня, как для священника: «Да, у тебя трудности в семье... да, мы живём дальше, но ты ещё должен другим тоже... не забывай...»
А.Ананьев:
— Я буду с Вами откровенен... я, когда ещё шёл на этот молебен, я был, внутренне... знаете... у меня было затаённое ожидание такое, очень нехорошее — ожидание... ну... какое-то... вот... сочувствие трагедии. И я... как-то... ожидал какой-то вот... подспудно... этой атмосферы. Пои этом, я пришёл на праздник, на радостный праздник. И такой счастливой матушку Ольгу я не видел очень давно. Она такая счастливая там стояла!
О.Антоний:
— Это утешение было... это было утешение! Столько людей пришло разделить эту радость молитвы. Не побоюсь этого слова сказать — радость молитвы.
Но... тут нужно, конечно, сказать, что и... когда уходит в Вечность такой светлый человек, в котором нет сомнения о его будущей вечной жизни, что она будет в тысячу крат лучше, чем здесь, даже если бы он остался здесь жив... поэтому, конечно, и Господь утешает, его же молитвами, верим, и всё... ну... и то, что столько людей пришло поддержать... Да, вообще, за всё это время — всем огромное спасибо! Пользуясь... на всю страну говорю! Всем спасибо, что столько людей нас поддерживали, и поддерживают в этой сложной ситуации в жизни семейной.
А.Ананьев:
— Забегая вперёд ( как заметила Алечка, это — только начало, и молебны будут продолжаться ), о том, когда состоится следующий молебен, а также, о том, почему важна совместная молитва — и во время молебна, и дома, в домашней церкви, почему это непросто, и почему это важно — об этом, и многом другом, мы поговорим здесь, в программе «Семейный час», ровно через минуту.
«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
— Мы возвращаемся в светлую студию радио «Вера», которая, благодаря нашим гостям, сегодня наполнена какой-то особенной атмосферой. Я не припомню настолько особенных переживаний... ну... лично у меня... за мою соведущую супругу говорить не стану — она скажет за себя сама.
Алла Митрофанова сегодня здесь, в программе «Семейный час»...
А.Митрофанова:
— ... Александр Ананьев...
А.Ананьев:
— ... да... и мы беседуем с клириком храма святого мученика Иоанна Воина на Якиманке священником Антонием Смирновым и его супругой матушкой Ольгой.
А.Митрофанова:
— Олечка, Вы начали отвечать на вопрос — что же, во время молебна святым праведным Иоакиму и Анне, происходило в храме, какова была Ваша роль в этом? И... вот... если поделитесь — это, действительно... ну... как сказать... мы знаем, женщины в Богослужении принимают участие только в качестве... ну... со-молящихся...
А.Ананьев:
— Слушай, я ж только что понял — действительно, женщина во главе Богослужения — этого не бывает...
А.Митрофанова:
— Ну, конечно!
А.Ананьев:
— А это было настолько естественно! Вот, я только что это понял! Вы можете себе представить?
А.Митрофанова:
— Ну... Олечка и не была во главе... расскажите, да... как это...
О.Антоний:
— Почему — не была?
А.Ананьев:
— Она была рядом с мужем.
О.Антоний:
— С нормальной точки зрения, канонической, конечно, нет. Ну, а так-то... плоть едина... всё равно...
О.Смирнова:
— Мне захотелось... и я спросила его разрешения, можно ли мне стоять рядом. И... я не знаю... наверное... конечно, я понимала, что это — пришли люди, которые давно на нас подписаны, в том числе, и они знали нашу историю, они нас, на протяжении столь долгого времени, поддерживали, и мне... как-то вот... захотелось, чтобы и им было хорошо в нашем храме, в который они только пришли. И Господь управил, что эта удивительная атмосфера — она сложилась, она получилась, и такого желания совместно молиться, не отвлекаясь, я, наверное, не видела ещё ни разу, правда. Люди были настолько сосредоточены, и настолько были благодарны такой возможности!
Ну... я стояла рядом, и просто помогала переворачивать страницы акафиста — они в файловых листах отсвечивали, и я понимала, что важно батюшке, который ещё и держит кадило, и что-то говорит алтарнику, вовремя показывать, где находится текст...
О.Антоний:
— Правильно тон мне задавала одно время — тоже, молодец, помогала...
О.Смирнова:
— Ну, да... очень хотелось петь — потому, что до замужества я много лет пела на клиросе, и это тоже для меня... такой... подарок. И, вы знаете, честно говоря, даже... сейчас я подумала, что даже, в принципе, пение акафиста было для меня, опять же, таким подарком и утешением, потому, что раньше, когда ещё деток не было, была возможность приходить в храм и петь акафисты, и очень долгий период этой возможности не было — и вот, снова Господь дарит.
Но и в самом акафисте было много таких моментов, когда ты читаешь... прочитываешь житие святых, и чувствуешь вот эту параллель с твоей нынешней ситуацией, когда твой ребёнок был долго в тяжёлом состоянии, и тебе, несмотря на боль, нужно было отпустить его к Богу. Отпустить с надеждой на то, что он идёт в Вечность, и будет там за тебя молиться.
О.Антоний:
— Как и Иоаким и Анна — тоже, конечно же, когда от Бога получили просимое в своей скорби ( потому, что люди их считали грешными, в Ветхом Израиле, к сожалению — за то, что были без детей ), они же пообещали, что: «Если мы родим ребёнка — Богу посвятим, и отдадим Богу», — такая параллель тоже была у нас, такая мысль, да...
А.Ананьев:
— Я уже внутренне чувствую, что нам надо переходить обсуждать совместную молитву, а я мыслями всё снова и снова возвращаюсь к молебну.
Вот эта часть, где Вы перечисляете имена — а сколько Вы имён... наверное, тысячу, да, перечислили...
О.Антоний:
— Ой, ой... это было очень много...
А.Ананьев:
— Там только 400 Вы получили через Интернет, а всё остальное — около тысячи. Параллельно хор пел: «Кирие, елейсон!» Я такого никогда не слышал! То есть, вот, даже с эстетической... я уже не говорю о духовной глубине и важности происходящего, но даже с эстетической точки зрения — это было то, что... то, что надо было записать, и просто потом возвращаться и слушать. Потому, что это было настолько красиво...
О.Антоний:
— Мы очень рады, что так было.
А.Митрофанова:
— Поделитесь, отец Антоний, когда, в ближайшее время, можно было бы на такой молебен попасть. А для людей, которые живут в других городах, и, к примеру, у них ничего подобного не происходит... вот, сейчас были упомянуты записки, которые можно как-то дистанционно передавать, но, наверное, хорошо бы и, при этом, не просто передать и забыть — пусть там за меня всё сделают, — а принять деятельное участие в происходящем.
Что можно сделать, если ты... там... не знаю... за 300, за 500, за 1000 километров живёшь?
О.Антоний:
— Конечно, современные технологии позволяют это всё сделать. Тем более, когда батюшка — молодой и такой суперпрогрессивный ( шучу, конечно ), и делает прямую трансляцию. Я об этом не думал, не хотел, в принципе, этого делать, но, в силу того, что подписаны люди, действительно, вообще, с разных уголков Земли — Южная Америка... там... Северная Америка, Сибирь, и так далее, и тому подобное — и все пишут, что: «Пожалуйста, сделайте прямой эфир... мы хотим с вами молиться!» — не просто за имена, кстати, как Вы правильно сказали.
И — так и произошло. Первый молебен — он был, по просьбе подписчиков, с прямой трансляцией. Люди вместе с нами молились. И потом отзывы были очень хорошие, что они через даже телефон ощущали вот эту атмосферу, о которой Вы говорите.
И, по поводу... вот... организационных моментов, вопросов, что... как я уже сказал, у нас теперь в нашем храме мученика Иоанна Воина на Якиманке, будет проходить ежемесячно молебен святым Иоакиму и Анне перед их древней иконой. И вот, в октябре у нас будет молебен 17 числа — 17 октября, в субботу, в 13.00. Подчеркну, что у нас будет водосвятный молебен с акафистом Иоакиму и Анне.
Особенно хочу... это такая... вот... не знаю... историческая какая-то правда, боль — особенно хочется видеть жителей района Якиманки, улицы Якиманки! Понимаете, вы живёте в районе... и название улицы — Якиманка, пошло название именно от этой иконы ( ну, всё, что осталось, грубо говоря, от храма того разрушенного ), понимаете? Это же — самая главная святыня этого района! Ну, и, конечно — все, кто хочет.
А.Ананьев:
— Ну, кстати, если благословит настоятель, можно после молебна немножко рассказать о потаённых уголках храма — там же есть много, о чём рассказать.
О.Антоний:
— Обязательно это будем делать, будем планировать...
А.Ананьев:
— 17 октября, суббота, 13.00 — спасибо Вам за такое удобное время.
А.Митрофанова:
— Потом ещё — в ноябре, я надеюсь, тоже будет?
О.Антоний:
— Будет — ежемесячно. Есть мысли, конечно, во время поста чуть-чуть менять последование. Почему? Потому, что есть такая традиция, что постом акафисты не поют, ради времени воздержания. Потому, что акафист, всё-таки, это про «радуйся». Хотя, пост, на самом деле, без радости — тоже не пост. Правильно, да? Но есть такая традиция. Может быть, именно в период поста, мы будем, вместо акафиста... мы будем петь канон — такое древнее литургическое песнопение, со всеми прихожанами. Да, будем к этому стремиться.
А.Ананьев:
— Ну, и — вот, мы добрались до вопросов, относительно совместной молитвы. Я сейчас подчеркну — и для вас, отец Антоний и матушка Ольга, и для слушателей радио «Вера».
В отличие от Аллы Митрофановой, я — неофит. Я в храме — без году неделя, два с половиной года, всего лишь. Крестился в 40 лет, и, до сих пор, неуч неучем.
А.Митрофанова:
— Прибедняется...
А.Ананьев:
— Для меня очень важно понять вот что. Для меня молитва — это личное обращение к Богу. Это — мои личные шаги по ступенькам наверх. Получаются они или нет — другой вопрос, но никто, кроме меня, их не сделает. И впятером если мы их будем делать — у меня получится не лучше, а, может быть, и хуже, чем у одного. Это — вопрос концентрации и искренности, доверительного обращения к Богу, и понимания того, чем я занимаюсь. Это — интимное переживание, этот молитвенный опыт — он весьма индивидуален. А молитва с другими — она неизбежно ослабляет собственное молитвенное настроение. Даже если речь идёт о собственной супруге. И... почему же мы, тем не менее, стремимся молиться вместе? У меня вопрос — к обоим. Причём даже, ответ матушки Ольги для меня, как мирянина, будет, наверное, ещё более важен и интересен, чем даже ответ священника.
О.Антоний:
— Как в жизни досемейной, так и в жизни семейной, есть опыт молитвы у христианина церковного — личной молитвы, келейной, и есть и молитва семейная.
Что я имею в виду под семейной молитвой? Общественная, богослужебная молитва — разве это не семейная молитва? Когда люди приходят на Литургию, как Вы говорили в начале нашей передачи: «... и даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати...»
То есть, на самом деле, и молодой человек, который даже не думает ещё о семье, приходя в храм, он уже получает опыт совместной молитвы, которая, по идее, должна уже его готовить к той молитве в семье, которая может быть и должна быть с женой ( или мужем ).
Но, и, в то же время, мы не должны жёстко регулировать, как-то ограничивать молитвенную жизнь семьи. Что я имею в виду? Всему — своё время. Разные периоды жизни людей, разные духовные состояния — в том числе, у мужа и жены. Да, конечно, нужно стараться периодически молится вместе — это очень полезно, это очень здорово. Но, естественно, должно быть место личной молитве... да... как бы... раздельной молитве — почему бы и нет? И та молитва может быть, и другая молитва может быть. Спаситель нам тоже дал в этом пример. Он молился на горе один, удалялся, Он молился и со всеми вместе — Он давал молитву «Отче наш...», учил молится апостолов. Он молился в Храме Иерусалимском вместе со всеми другими. Всё то же самое реализуется в семейной жизни.
Я понимаю, о чём Вы говорите, что, поначалу, когда ты молишься с женой, в семье, в начальный период, возникают разные трудности — такие же трудности, как и в церковной жизни. «А передайте свечку, пожалуйста...» — во время службы...
А.Ананьев:
— Ну... в церковной службе — я знаю, куда я прихожу. Я прихожу на Тайную Вечерю. Я прихожу на застолье, во главе стола — Господь. Понимаете? То есть, у меня нет вопросов — я знаю, куда я пришёл. Я радуюсь, вместе со всеми — вот, мы за общим столом. Но... во всех остальных случаях, я теряю момент искренности, я теряю момент концентрации...
Я... вот... спросил Вас, матушка Ольга, и вдруг понял, что отец Антоний — он ведь не только Ваш супруг, но он ещё и священник, и Вам гораздо проще, чем, допустим, Алле Сергеевне...
А.Митрофанова:
— Да. Давай мы у Олечки спросим... да... может быть, ей, наоборот, сложнее?
О.Антоний:
— А проще — в чём?
А.Ананьев:
— Проще — в совместной молитве с мужем.
О.Антоний:
— А... с мужем...
А.Ананьев:
— Вот, я об этом, да.
А.Митрофанова:
— Оля, поделитесь...
О.Смирнова:
— Ну... я не знаю... может быть... ну... я скажу, да, свои внутренние ощущения, что... когда происходит общая молитва, будь она с супругом, да, иди даже, вот, брать молебен — я... ну... как сказать... у меня нет потери... вот этого... личного обращения к Богу. То есть, я просто...
У меня почему-то сейчас возникла такая параллель — мама и дети. Ведь, мы же все — Божьи дети. А Он — наш Отец. И... как вот некоторые говорят: «Ой, ну как же... вот, я рожу второго... а как же моя любовь? Как она сможет поделиться на двоих?» — и, когда он рождается, ты понимаешь, что ты и этого любишь, и другого любишь. И ты можешь — вот, они подросли — с ними одновременно разговаривать, и это счастье, когда ты их... вот так вот... всех в обнимку обняла, и с ними общаешься.
И, точно так же, и дети. Счастье — быть рядом со своим братом, со своей сестрой, и говорить с мамой. Здорово, когда у мамы находится время на каждого в отдельности — и оно находится, и, всё равно, есть какие-то внутренние, да... с одним ты — по одному общаешься, с другим — по-другому, кто-то любит... не знаю... кто-то любит, когда мама больше уделяет внимания — читает тебе, или, когда она берёт тебя с собой куда-то — все по-разному... да... детки. Но, при этом, это счастье, когда они вместе с тобой... когда они все вместе. Ну, вот, у меня — такая параллель.
А.Ананьев:
— Тяжело с вами! Я объясню, почему.
Я-то... как-то... внутренне надеялся задать вам вопрос: «Отец Антоний, матушка Ольга, а расскажите, почему так трудно молиться вместе?» — и вы, такие, приходите радостные: «Так, это же — прекрасно! Это — легко и хорошо! Это же — праздник!»
О.Антоний:
— А есть причины... есть причины, понимаете? Это не только, я думаю, у священника бывает. Понимаете, мы, как раз, такие люди... мы работаем все, в основном, и так складывается жизнь — в том числе, у священника, что он приходит не так уж рано домой, и, грубо говоря, помолиться-то вместе, есть ли время — встать и помолиться, когда ты уже... сил-то уже нет, и ложишься отдыхать. И... в силу того, что, на самом деле, к сожалению, не так часто это получается — вместе дома помолиться с женой, и когда это возникает — ну... это радость, это — радость! Это — первое, что я хотел сказать.
А второе... всё-таки, у нас с Олей есть опыт совместной молитвы на Богослужении. Что я имею в виду? Именно... даже когда мы были студентами Семинарии, когда мы ездили... я в Воскресной школе послушался, а матушка — она была тогда... она преподавала в Воскресной школе детям рисование... там... искусство... и ещё что-то...
О.Смирнова:
— Творчество...
О.Антоний:
— И вот, мы вместе ездили в детский лагерь Сретенского монастыря — организовывали там всё это. И когда, вот, например, были Вечерние молитвы для детей, мы разделяли молитвы — там... студент почитает, почитает преподаватель Воскресной школы, девушка. И так было, что я читаю — Оля читает... ну... то есть... вот эта совместная Богослужебная тоже деятельность — она, на самом деле, тоже к этому располагает — уже к домашней молитве, где ты уже не думаешь, а как она, там, молится... или как ты... там... читаешь, не мешает ли она тебе, или не мешаешь ли ты... это всё постепенно как-то стирается, со временем. Но на это нужно время. Это — нормально.
«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
— «Семейный час» на радио «Вера» продолжается.
Алла Митрофанова и Александр Ананьев.
И замечательная, удивительная семья у нас сегодня в гостях — клирик храма святого мученика Иоанна Воина на Якиманке, священник Антоний Смирнов и его супруга, матушка Ольга Смирнова.
Говорим мы сегодня о совместной семейной молитве. И вот вопрос, который обязательно должен был прозвучать.
Мы с Алечкой, как в программе «Семейный час», так и в программе на телеканале «Спас» «И будут двое...», часто задаёмся вопросом: а как понять, что такое «семья — малая церковь»? Вот, совместная молитва — это и есть то, что делает семью малой церковью? Или же — не только совместная молитва? И может ли семья быть, по сути, малой церковью... скажем так... без того, чтобы муж и жена начинали утро — Утренним правилом, и заканчивали день — Вечерним правилом?
О.Антоний:
— Отвечу словами страстотерпицы царицы Александры. Накануне я почитал её размышления о семейной жизни. Вот, смотрите, что она пишет: «Как счастлив дом, где все дети и родители, без единого исключения, вместе верят в Бога! В таком доме царит радость товарищества, такой дом — как преддверие Неба, в нём никогда не может быть отчуждения». И сразу, ходом, всё-таки, надо прочитать цитату Иоанна Златоустого — потому, что он её дополняет: «Муж, вставая с постели, о том только должен стараться, чтобы и делами, и словами насаждать в своём доме благочестие. Равным образом, и жена — пусть наблюдает за домом, но, кроме этого занятия, она должна иметь другую, более настоятельную, заботу о том, чтобы всё семейство трудилось для Царства Небесного».
А.Ананьев:
— Сразу уточню: ответственность за совместную молитву Вы возлагаете на мужчину?
О.Антоний:
— Из слов святых людей этого не следует совершенно.
А.Ананьев:
— Но... муж отвечает за благочестие...
О.Антоний:
— Смотрите, Иоанн Златоуст, вообще, всё скинул на жену. Ну, я... так... образно говорю... шучу, конечно. Что... нет, конечно, муж, вставая с постели, он должен заботиться и насаждать благочестие — тут тоже можно подумать, и сделать выводы, что... муж, вставая... как он может насаждать благочестие? Помолиться, конечно, перекреститься: «Господи, благослови наше утро, наш день! Помоги моим детям сегодня хорошо учиться в школе! Помоги моей жене выдержать все трудности бытовой семейной жизни...» И, в то же время, жена — она, трудясь, тоже, каким-то образом, должна понимать, что это всё — второстепенно, а главное, всё-таки, за этими трудами домашними — помогать всей семье тоже приближаться к Царству Небесному.
А.Ананьев:
— Матушка, если позволите, вопрос... причём... такой... утилитарный. Инициатива совместной молитвы дома — она за отцом Антонием, или за Вами?
О.Смирнова:
— Мне кажется... по-разному. Бывает, что он нас зовёт. Бывает, что я вижу, что он молится, и говорю: «Можно, мы к тебе присоединимся?» Или — просто беру детей и говорю: «Пойдёмте... там папа молится. Хоть чуть-чуть послушаем». Вот, так — по очереди.
А.Ананьев:
— То есть, всё-таки...
О.Антоний:
— Когда дома-то папы нет, кто, вообще, молится-то? Когда дома папы нет — конечно же, матушка...
О.Смирнова:
— Конечно, когда я с детьми...
О.Антоний:
— С детьми — матушка молится. Перед едой надо всем помолиться, просто... Или, вот, например... в основном, конечно... нет, это не то... Гликерия... у нас старшую Гликерия зовут, и... вот... Анечка... Гликерия что-то... вот... нашкодит, или что-то не так сделает — сначала она хочет с мамой помириться, или с папой. Но это — я так делаю, может, это и неправильно, может, это я такой злой, не знаю... Она, с папой: «Пап, извини...» Я говорю: «Иди сначала к иконочкам, попроси прощения — помирись с Богом, потом — с папочкой уже...» — то есть, вот, такие... И, естественно, матушка все эти моменты тоже реализует, когда меня дома нет.
А.Митрофанова:
— Вот, очень хороший Вы сейчас пример привели! Потому, что словосочетание «насадить благочестие» в ХХI веке, особенно с тем опытом, который мы имеем из века ХХ-го, и даже из века XIX-го, несколько иначе звучит, чем во времена Иоанна Злагоустого, я думаю.
О.Смирнова:
— Да, да...
О.Антоний:
— Конечно.
А.Митрофанова:
— Это... ну... «насадить благочестие» — как «причинить добро»! Людей от этого — трясёт, вообще-то, да? Когда начинают... особенно, вот...
О.Антоний:
— Это — очень важное замечание!
А.Митрофанова:
— ... из семинарий — сколько атеистов вышло! Может быть, потому, что... вот, именно...
О.Антоний:
— Заставляли!
А.Митрофанова:
— ... в чём-то была проблема, в этом смысле...
О.Антоний:
— Заставляли... Я сейчас вспомнил очень забавный и интересный момент из своего детства.
Когда мой папа только воцерковлялся — Царство ему Небесное, Игорю... совсем недавно была память благоверного князя Игоря — когда он стал воцерковляться, и, когда, вообще, человек встречает Христа ( это — к тому, что, когда мы хотим поделиться радостью с другими — то, что мы до этого обсуждали ), человека... ну... как говорится по-современному... человека просто прёт от того, что, вот, он встретил... вообще... Истину, познал смысл! А тут — его семья, утро наступило — спят, что-то, там... вообще... чем-то непонятным занимаются... а я молюсь, я, вообще, сейчас с Богом общаюсь! И иногда у него такое бывало, что он... я так предполагаю, всё-таки, потому, что старался это с ним не обсуждать, чтобы не было каких-то трений... но он иногда громкость своей молитвы повышал, чтобы молодой парень, его сын Антон стал уже просыпаться. А отчего просыпаться — потому, что молитва! Но иногда, честно говоря, мне так хотелось спать, что меня особо и не радовала эта молитва.
Вот. Ну, то есть, это — к тому, что... насколько мы должны интеллигентно и аккуратно стараться, в том числе, и молитву детям насаждать, в хорошем смысле этого слова — только лишь личным скромным и аккуратным примером, скромной... такой... кроткой молитвой.
А.Ананьев:
— Но ведь получается, что... вот... то, как оно было, оно было тоже — к лучшему...
О.Антоний:
— Тоже — к лучшему...
А.Ананьев:
— ... оно привело Вас туда, где Вы сейчас находитесь?
О.Антоний:
— Согласен полностью. Но, понимаете...
А.Митрофанова:
— ... не пытайтесь повторить это в реальной жизни!
О.Антоний:
— Да-да-да-да! Это — правда. Понимаете... Господь, может быть... как-то... папе внушил, что ли, что нужно, может быть — так, но... это, может быть, дерзновенно будет мною сказано, но я — сын. Сын и папа — это особенное... который стремится подражать, всё равно. А вот жена — моя мама, — которая всё это слышала, ей, может быть, даже ещё тяжелей всё это было. Потому, что... ты, конечно, молодец, муж... ты, там, идёшь... но я пока ещё совсем не готова. Поэтому, ты — пожалуйста, делай, там... помолись, и всё, что угодно, но — потише, громко не надо. Но когда папа ушёл в Вечность, она была бы счастлива, если бы он просто пел бы эти молитвы над её ухом, когда она отдыхает... понимаете? Она бы не то... она бежала бы сейчас с ним эти молитвы читать! Это — к тому, как мы должны, на самом деле, с одной стороны, аккуратно делиться своей верой, опытом своей молитвы, а, с другой стороны, как другие сродники, на самом деле, должны ценить эти усилия своих близких сродников, которые пытаются поделиться своей верой. Может быть, иногда, или часто, очень неуклюже.
А.Ананьев:
— О неуклюжести. Я ставлю знак примерного равенства между неуклюжестью и формальностью. Нет ли риска того, что вот это вот: «Алечка, оставь то, чем ты занимаешься! Пойдём, помолимся...» — или, что более вероятно, будем уж совсем откровенны: «Александр, оставь телефон, компьютер, микрофон... выходи из своей гардеробной, хватит читать про историю азиатской кухни... и пойдём — помолимся!» — вот, для меня, это такая... знаете... опасность превращения молитвы, которая... для которой надо созреть, к которой надо приготовиться, чтобы это было искренне... это же не просто... вот... какое-то действо, которое — ты щёлкнул пальцами... ага... вот, сейчас — начали... и — начали. Вот, для меня так не бывает.
Я очень часто слышал от людей, гораздо более опытных, чем я, практически дословно, вот что: «Мы не молимся вместе — потому, что говорят, что самое опасное — это формальная молитва».
О.Антоний:
— Во-первых, хочу порадоваться и поблагодарить Аллу, что она во всей полноте исполняет заветы Иоанна Златоустого...
А.Митрофанова:
— В каком смысле?
О.Антоний:
— Что у неё забота о том, чтобы всё семейство трудилось для Царства Божиего.
А.Ананьев:
— Это целиком и полностью на её плечиках — это правда!
О.Антоний:
— Это — первое...
А.Митрофанова:
— Я-то, как раз... я-то не призываю из гардеробной выйти, понимаете...
А.Ананьев:
— Не скромничай...
О.Антоний:
— Ну, ладно, не будем... не будем скромничать...
Второе. Вот, то, что Вы говорите — это, всё-таки, больше подходит... такое отношение больше подходит к детям, я бы сказал бы так. Хотя, мы тоже можем сейчас уже рассуждать и говорить, что мы — младенцы в вере, и так далее, и тому подобное, да? Очень важно, в отношении детей, иметь эту вот аккуратность, чтоб не было давления, обязаловки... это страшно, когда детей заставляют молиться, заставляют ходить в храм — через силу, через «не могу».
Нет... есть, конечно, особенные такие... преподобный Сергий Радонежский с детства... но таких — очень мало. То есть, тут нужно иметь такую... вообще... какое слово подобрать...
А.Митрофанова:
— Одарённость? Гениальность духовную?
А.Ананьев:
— Исключительность?
О.Антоний:
— Ну, да... или дар педагогический, может быть, даже — как правильно ребёнка к этому привлечь. Но, чаще всего, это нужно просто вот...
Во-первых, с самого детства — дозировка должна быть маленькая, аккуратная, радостная, позитивная... ну... если с мамой, с папой... и если даже один — и так далее, и тому подобное. И постепенно, может быть... там... увеличивая... уменьшая, в зависимости от него. И для него это должен быть праздник и радость, с одной стороны. И, с другой стороны, нужно понимать родителям, что возникает такой возраст у ребёнка, к сожалению, когда они... охладевают, когда они отходят. Сохранить ребёнка прям вот постоянно, вот так вот... вот, вот, вот... за ручку вести...
А.Ананьев:
— Да тут — себя бы сохранить, отец Антоний...
О.Антоний:
— ... себя бы тоже, да... в хорошем примере, да?
А.Ананьев:
— В хорошем примере, безусловно.
Я хотел было матушке задать вопрос о том, тяжело ли даётся Гликерии вот эта совместная молитва. Потом думаю: ну, о чём спрашивать? Ну, о чём спрашивать? Отец Антоний — замечательный священник. Он всегда — пример перед её глазами... какие могут быть сомнения, легко ли даётся всё Гликерии?
А.Митрофанова:
— А давай — спросим? Олечка...
О.Антоний:
— Вы не переживайте... Гликерия, когда мы берём её в храм, она спрашивает: «А мы в трапезную пойдём?» Вы не переживайте! Детишки — они знают тоже: помимо молитвы, есть ещё и другие радости...
О.Смирнова:
— И это ещё то, что ты слышишь и знаешь! Но...
А.Ананьев:
— Но я, кстати, всегда Алечку тоже спрашиваю, пойдём ли мы в трапезную!
О.Смирнова:
— ... на Богослужении-то я же нахожусь с ними.
А.Митрофанова:
— И — как? Олечка, поделитесь... что... какие там сложности... какие... открытия?
О.Смирнова:
— Ну... изначально, я хочу сказать, из-за того, что у нас вторые дети — двойняшки — родились с особенностями, и мы были очень сильно ограничены в хождении в храм, потому, что им было нельзя, чтобы они не заразились лишний раз, иммунитет слабый, и, вообще, потом они подросли, и это — две инвалидные коляски в храм — это всё тяжело. И поэтому это были очень редкие выезды. И, наверное, только сейчас они стали проще и доступней. Но, тем не менее, именно вот это ощущение, что мы едем в храм, и мы едем на праздник — оно осталось, и сейчас это — так же.
«Девочки, кто хочет завтра в храм к папе?» — «Я!... Я!...» — кричат вместе. «А какое платье я надену? Самое красивое!» — вот, это есть, и, на самом деле, отец Антоний не видит эти моменты во время Богослужения. И это появилось у Гликерии восьмилетней не так давно... вот, мы стоим с Анечкой и с коляской в конце храма: «Мамочка, можно я пойду вперёд? Я хочу посмотреть, что там делают священники, я хочу посмотреть Богослужение...» — и она стоит, и может долго стоять и не отвлекаться. То есть, она сама этого хочет.
Или, например, раньше я ей напоминала, что — всё, восемь лет, надо пойти поисповедоваться. А теперь я прихожу: «Мам, я уже исповедалась!» — то есть, здесь очень важно не мешать, и, с одной стороны, показать, как это можно сделать, потому, что... я буду честной — очень редко у нас бывает такое, что мы... там... и встали утром — помолились, и вечером — нет. В основном все уже устали и легли спать. Или встали — быстрей собираться в школу, и побежали. Но краткая молитва, когда я, в течение дня, говорю с Богом — она есть, она естественна. То есть, у меня что-то не получается: «Господи, помоги мне!» Или прошу девочек: «Помолитесь, чтобы у мамы голова прошла...» То есть, вот такое обращение...
Конечно, когда что-то в семье происходит тяжёлое, мы сразу... я говорю: «Девочки, давайте, помолимся...» — и они сами... У меня Анечка, которая так ограничена в своих движениях — она сидит в инвалидном кресле — она научилась прикладывать три пальца ко лбу. То есть, если что-то тяжёлое происходит, она сразу начинает вот так вот креститься.
А.Ананьев, А.Митрофанова:
— Потрясающе...
О.Антоний:
— Очень интересные педагогические моменты Оля нам сейчас рассказала. Что, когда девочки в храм собираются: «А какое платье мы будем надевать? Самое красивое!» — вот, это для девочек — тоже в храм пойти. Это очень хорошая традиция! Чтоб девочки надевали самое красивое, благородное — в храм. Как им не захочется...
А.Ананьев:
— И — трапезная... и трапезная — для мальчиков!
О.Антоний:
— Тем более — воскресная!
А.Ананьев:
— Отец Антоний, матушка Ольга, спасибо вам огромное за этот праздник! Я уж не говорю — беседу... Вы подарили нам праздник!
Я ещё раз хочу напомнить вам о том, что 17 октября, в субботу, в 13.00 в храме святого мученика Иоанна Воина на Якиманке отец Антоний Смирнов — и Вы же, матушка, тоже, наверное, будете, по мере возможности постараетесь...
О.Смирнова:
— Как Бог даст...
А.Ананьев:
— ... состоится молебен у той самой иконы праведных Иоакима и Анны. И мы вас приглашаем... мы с Аллой Митрофановой там будем непременно!
О.Антоний:
— Спаси, Господь!
А.Митрофанова:
— Можно следить — для тех, кто в других городах — через трансляцию онлайн, и, точно так же, приложить собственные усилия. Люди, которые стоят на молебне, они вместе стоят, поют, читают акафист — это можно делать, собственно, и дома, если нет возможности в вашем городе присоединиться к подобным молебнам. Хотя, думаю, что во многих городах сейчас, так или иначе, о благополучии семьи молятся, и можно просто узнать, где подобное проходит. Ну, и всегда онлайн, конечно, тоже можно присоединиться.
А.Ананьев:
— А чтобы быть всегда в курсе, подписывайтесь, пожалуйста, и на аккаунт священника Антония Смирнова, и на матушку Ольгу, но... это всегда приятно — ощущать вас рядом! Ну... это просто... это очень важно.
О.Антоний:
— Спасибо!
А.Ананьев:
— Спасибо вам!
Клирик храма святого мученика Иоанна Воина на Якиманке священник Антоний Смирнов был у нас сегодня в гостях, и его замечательная супруга — матушка Ольга Смирнова.
С вами была Алла Митрофанова...
А.Митрофанова:
— ... Александр Ананьев.
А.Ананьев:
— Встретимся в субботу, 17 октября! Пока!
А.Митрофанова:
— До свидания!
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема