
«Сошедшие с небес», студия «Ленфильм», режиссёр Наталья Трощенко
— Слышите? Вода льётся. Слышите? Вода!
— Пить... Пить... водички... слышишь, вода льётся...
— Вода! Пить...
— Тихо. Нету никакой воды. Нигде она не льётся. Потому что её нет. Не думайте о ней. Думайте о чём угодно, только не о воде. Потому что её нет!
Лето 1942 года. Керчь. Жара. В Аджимушкайских каменоломнях под землёй вот уже много дней находится в осаде красноармейский гарнизон. У солдат давно закончилась еда. Голод ещё можно стерпеть. А как унять мучительную жажду? Колодец с чистой, прозрачной, прохладной водой совсем рядом — прямо у выхода. Но на него днём и ночью направлено дуло немецкого автомата. Каждый, кто отважится подойти, немедленно будет убит. Так начинается картина «Сошедшие с небес», которую на студии «Ленфильм» сняла режиссёр Наталья Трощенко. На экраны фильм вышел в 1986 году. Лента стала экранизацией военной повести писателя и драматурга Алексея Каплера «Двое из двадцати миллионов» и получилась светлой и пронзительной. Удивительно, но в своё время картина прошла практически незамеченной. При этом могу сказать, что «Сошедшие с небес» — один из самых потрясающих фильмов о войне, которые мне доводилось видеть. Впрочем, непосредственно военные сцены в фильме можно пересчитать по пальцам. Большую часть времени на экране мы видим вовсе не войну, а... любовь.
Эта любовь зародилась там, в душных каменоломнях Аджимушкая. Санитарка Маша и раненый лётчик Сергей отправились за водой, не выдержав стонов гибнущих от жажды товарищей. Всего несколько шагов. Несколько мучительных секунд под прицелом немецкого снайпера. И вдруг... Сменяется кадр, и мы уже не у колодца, а в центре приморского городка, где течёт обычная повседневная жизнь. Весна. Война позади. Сергей и Маша — муж и жена. У них подрастает сын Вовка. Супруги пытаются наладить жизнь и быт в мирное время. И хоть это порой оказывается непросто, во всём поддерживают друг друга. Главные герои живут в крошечной комнатке, едва сводят концы с концами, но не унывают, потому что любят друг друга. И эта любовь делает их будни яркими и счастливыми. Сергей устраивается работать водителем автобуса, и может изменить маршрут только ради того, чтобы на минутку заглянуть в госпиталь, где Маша трудится медсестрой. В одном из эпизодов герои вдвоём гуляют по берегу моря в уединённой бухте и разговаривают. Они очень счастливы вместе.
— Ты знаешь, мне иногда кажется, что нас вообще нет на свете. Что нас кто-то выдумал.
— Нас двоих. А мы уже сами выдумали Вовку.
Только досмотрев картину до самого конца, снова вспоминаешь эти слова героев. Финал оказывается настолько неожиданным и ошеломляющим, что после заключительных титров ещё долго не можешь вымолвить ни слова. Пытаешься осознать, осмыслить увиденное. Кстати, актёры, исполнившие главные роли — Александр Абдулов и Вера Глаголева — не раз называли фильм «Сошедшие с небес» в числе своих любимых киноработ.
Мне сложно сказать что-то ещё об этой картине, не раскрыв при этом её главной сути, которую, однако, зрители должны непременно увидеть и почувствовать сами. Я лишь добавлю, что фильм Натальи Трощенко «Сошедшие с небес» напомнил мне евангельские слова Христа о том, что у Бога все живы. Все! И те, кто пришли с войны. И миллионы тех, кто так с неё и не вернулся.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер