Соликамский Свято-Троицкий собор стоит, что естественно, прямо возле соборной площади. Многочисленные туристы, бродящие вокруг него с фотоаппаратами, постоянно задают один и тот же вопрос – «Не здесь ли снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? Нет, не здесь. Хотя и можно было бы, уж очень похож экстерьер…
Первое, чем знаменит собор, это то, что строился он с 1684 года на народные деньги. Все скинулись. Даже нищие. Хоть копеечку, а дали. Через четыре года деньги кончились – уж больно грандиозен был замысел. Горожане решили бить челом государям, чтобы они пожаловали деньги на завершение Троицкого собора. По указу соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1688 году велено было взять 200 рублей казенных денег «из усольских таможенных и кабацких доходов». По тем временам сумма эта была немалая, ее хватило на достройку храма и на его убранство. В 1697 году Троицкий собор был освящен. В память о царском пожертвовании в южную стену храма был вставлен изразец с изображением двуглавого орла. А на западном фасаде выложили из кирпича императорскую корону. Знаки государственной власти на храме – случай уникальный.
Троицкий собор был центром духовной и общественной жизни города. В нем шли повседневные церковные службы, начинались крестные ходы, служились молебны, зачитывались царские указы, а некоторые из них даже приводились в исполнение. Например, знаменитый указ Петра Первого о бритье бород был зачитан в храме после обедни и тут же исполнен – у выхода соликамцев ждали молодцы с ножницами. Таких горестных воплей, как в тот день, собор никогда не слышал.
Второе, чем славен собор – это хранившийся в нем более двухсот лет образ святителя Николая Чудотворца, пожалованный городу Иваном Грозным для защиты от ногайских татар в 1552 году. Икона была в особом почтении у соликамцев и перед нею всегда горела неугасимая свеча.
Судьба собора в советские годы сложилась относительно неплохо, по сравнению со многими другими храмами. Иконостас и внутреннюю роспись, конечно, уничтожили, но внутренняя перестройка не была катастрофичной и её смогли достаточно быстро аннулировать в 1964 году при начале реставрации.
Практически весь советский период собор пережил в качестве музея. Во время войны в нем даже хранились экспозиции Государственного музея архитектуры, Государственного Русского музея, Государственного музея культур Востока, Государственного театрального музея им. Бахрушина и многих других.
А вот самым удивительным, на мой взгляд, является то, что Свято-Троицкий собор, построенный на деньги прихожан, до сих пор им не вернули. Уж если мы сейчас столько говорим о восстановлении всяких исторических справедливостей, то есть смысл внимательно приглядеться к ситуации по адресу: Соликамск, улица Набережная, дом 99.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.