
После революции 1917 года к власти пришли большевики, которые с первых дней своего правления стали активно преследовать Православную Церковь и насаждать в нашей стране атеистическую идеологию. Из-за такой агрессивной политики многие представители российской интеллигенции были вынуждены покинуть Советский Союз и отправиться в эмиграцию.
В целом, из-за октябрьской революции за границами России оказались около трех миллионов человек. Европейская эмиграция проходила через Турцию и Сербию. Многие русские оказались затем во Франции, Англии и США — там появились обширные русские диаспоры. Российские эмигранты, сначала растерянные от постигшей их судьбы, впоследствии собрались с духом и начали здесь, на чужбине, развивать русскую культуру и церковную традицию.
Деятельность представителей русского зарубежья привела к настоящему расцвету церковной жизни — в особенности на территории Франции. В Париже на средства русской эмиграции был открыт Свято-Сергиевский богословский институт, в стенах которого преподавали светочи богословия — Владимир Лосский, Георгий Флоровский, Антон. Эти же люди принимали активное участие в развитии Русского христианского студенческого движения, объединившего в одну организацию молодых православных эмигрантов из разных стран Европы.
Русское зарубежье в скором времени пришло к осознанию того, что оно может не только бережно хранить традиции ушедшей России, но и свидетельствовать о Православии тем людям, среди которых пришлось эмигрантам жить. В результате стали организовываться совместные с католиками и протестантами мероприятия, на которых русские эмигранты рассказывали о России и православии.
В 1927 году недалеко от Лондона, в местечке Сент-Олбанс, была проведена конференция с участием православных и англикан, английских протестантов. Она показалась успешной из-за своей открытости и желания участников наладить диалог. Было решено проводить такие конференции регулярно. Вскоре у православных и англикан появилась идея создать совместную организацию. Так появилось Англикано-православное Содружество в честь святых Сергия и Албания.
Святой Сергий — это великий российский святой Сергий Радонежский. А Албаний — это христианский мученик 4 века, живший на английской земле. Содружество святых Сергия и Албания вплоть до конца 20-го века действовало очень активно. Особенно, когда в нем состоял митрополит Сурожский Антоний (Блум). Содружество проводило регулярные конференции, устраивало совместные поездки православных и англикан по христианским святыням Англии. Но впоследствии из-за еще большего отхода англикан от традиций древней Церкви, деятельность Содружества стала ослабевать.
Первоначально Содружество не имело постоянного места размещения, так сказать штаб-квартиры. В 1943 году на деньги русской эмиграции в Оксфорде был куплен дом, где и разместилось руководство Обшества. Дом был назван в честь святого Григория Нисского. В его стенах была открыта часовня, богословская библиотека. И самое главное — в комнатах дома святого Григория смогли проживать за символические деньги православные студенты. Дом святого Григория существует в Оксфорде и сегодня. Он по-прежнему выполняет свою функцию — служит пристанищем для Содружества Сергия и Албания, а также для православных студентов, обучающихся в Оксфордском университете. Их сейчас в доме святого Григория около двадцати и представляют они не только Россию, но и Сербию, Болгарию, Грецию.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер