
После революции 1917 года к власти пришли большевики, которые с первых дней своего правления стали активно преследовать Православную Церковь и насаждать в нашей стране атеистическую идеологию. Из-за такой агрессивной политики многие представители российской интеллигенции были вынуждены покинуть Советский Союз и отправиться в эмиграцию.
В целом, из-за октябрьской революции за границами России оказались около трех миллионов человек. Европейская эмиграция проходила через Турцию и Сербию. Многие русские оказались затем во Франции, Англии и США — там появились обширные русские диаспоры. Российские эмигранты, сначала растерянные от постигшей их судьбы, впоследствии собрались с духом и начали здесь, на чужбине, развивать русскую культуру и церковную традицию.
Деятельность представителей русского зарубежья привела к настоящему расцвету церковной жизни — в особенности на территории Франции. В Париже на средства русской эмиграции был открыт Свято-Сергиевский богословский институт, в стенах которого преподавали светочи богословия — Владимир Лосский, Георгий Флоровский, Антон. Эти же люди принимали активное участие в развитии Русского христианского студенческого движения, объединившего в одну организацию молодых православных эмигрантов из разных стран Европы.
Русское зарубежье в скором времени пришло к осознанию того, что оно может не только бережно хранить традиции ушедшей России, но и свидетельствовать о Православии тем людям, среди которых пришлось эмигрантам жить. В результате стали организовываться совместные с католиками и протестантами мероприятия, на которых русские эмигранты рассказывали о России и православии.
В 1927 году недалеко от Лондона, в местечке Сент-Олбанс, была проведена конференция с участием православных и англикан, английских протестантов. Она показалась успешной из-за своей открытости и желания участников наладить диалог. Было решено проводить такие конференции регулярно. Вскоре у православных и англикан появилась идея создать совместную организацию. Так появилось Англикано-православное Содружество в честь святых Сергия и Албания.
Святой Сергий — это великий российский святой Сергий Радонежский. А Албаний — это христианский мученик 4 века, живший на английской земле. Содружество святых Сергия и Албания вплоть до конца 20-го века действовало очень активно. Особенно, когда в нем состоял митрополит Сурожский Антоний (Блум). Содружество проводило регулярные конференции, устраивало совместные поездки православных и англикан по христианским святыням Англии. Но впоследствии из-за еще большего отхода англикан от традиций древней Церкви, деятельность Содружества стала ослабевать.
Первоначально Содружество не имело постоянного места размещения, так сказать штаб-квартиры. В 1943 году на деньги русской эмиграции в Оксфорде был куплен дом, где и разместилось руководство Обшества. Дом был назван в честь святого Григория Нисского. В его стенах была открыта часовня, богословская библиотека. И самое главное — в комнатах дома святого Григория смогли проживать за символические деньги православные студенты. Дом святого Григория существует в Оксфорде и сегодня. Он по-прежнему выполняет свою функцию — служит пристанищем для Содружества Сергия и Албания, а также для православных студентов, обучающихся в Оксфордском университете. Их сейчас в доме святого Григория около двадцати и представляют они не только Россию, но и Сербию, Болгарию, Грецию.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер