
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Иуд., 78 зач., I, 11-25.
Глава 1.
11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.
12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;
13 свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.
14 О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих —
15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».
16 Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.
17 Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.
18 Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.
19 Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.
20 А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым,
21 сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.
22 И к одним будьте милостивы, с рассмотрением,
23 а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.
24 Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости,
25 Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Очень интересное разделение на типы людей предлагает сегодня нам в своём послании апостол Иуда. Если посмотреть греческий текст — мы увидим, что он говорит о людях душевных — «психиках» — и духовных — «пневматиках». Причем первых он обличает в очень жёстких, хлёстких словах — именуя их безводными облаками, носимыми ветром; осенними бесплодными деревьями, дважды умершими, свирепыми морскими волнами, которые пенятся своими срамотами.
Чем же так провинились эти «психики» — душевно-ориентированные люди — что заслужили столь нелестные наименования? Сам апостол прежде всего определяет их как «отделяющих себя от единства веры», потому что они буквально «не имеют Духа», «бездуховные». Глагол άποδιορίζω —разграничивать нечто, отделять, делать различие, разделять, вызывать разделение. Причиной, по которой «психики» противопоставляют себя «пневматикам», вполне очевидна: жизнь «по Духу» им «не по нраву», она противоположна привычной для них жизни в согласии со своими интересами и аппетитами.
Но возникает вопрос: как же могли подобные «психики», разрушающие единство Церкви, вообще быть христианами? Разве они — вообще не чужды какой бы то ни было веры, представлений о Боге, Его заповедях, Евангелии? Очевидно же, что нет!
Мы подошли к очень важному вопросу: каким образом можно проверить подлинность или мнимость наших представлений о Боге, духовном мире, своём собственном пути к Нему? Ведь очень легко можно принять за истину свои надуманные представления — и таким образом сотворить Бога по «своему образу и подобию» — как бы гротескно это ни звучало?
Ответ очень простой: главный камертон, которым и проверяется истинность или ложность духовного опыта — это сама Церковь. Церковь как единство любящих Христа и на деле переживающих живительное действие Святого Духа. Неудивительно, что те, кто слышат, насколько их «партия» выбивается из общей церковной тональности, спешат отделиться и самопровозгласить себя «истиной в последней инстанции». Вот почему таковые и стараются прежде всего создать собственную, параллельную церковную структуру — тем самым разрывая хитон Христов.
Блаженный Августин прямо говорит: «Не причастен любви Бога тот, кто является врагом единства». Но единство всегда предполагает способность к взаимодействию и достижению общего согласия — что совершенно невозможно, когда человек или какая-то группа упрямо настаивает на своём. Диалогичность как способность слушать и слышать — что и есть неотъемлемый атрибут подлинной церковности — противостоит здесь монологичности отделяющихся от Церкви — с их декларативностью, негибкостью, радикальностью.
Как же важно быть внимательным и доверять не собственному мнению, не воспринимать самого себя за мерило истины, но единым соборным разумом Церкви поверять в том числе и свой личный духовный путь — иначе легко можно оказаться самых настоящим «психиком», который только воображает себя исполненным Духа Божия!
«Суета и духовная жизнь». Прот. Григорий Крыжановский, Евгения Белонощенко, Сергей Комаров
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Григорий Крыжановский, основательница сети развивающих клубов для детей Евгения Белонощенко и публицист, катехизатор, главный редактор издательства «Никея» Сергей Комаров размышляли о том, что такое суета, как она влияет на жизнь человека, в том числе, на ее духовную сторону.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема