Иак., 54 зач., III, 1-10.
Глава 3.
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В древней христианской церкви учитель наравне с пророком и апостолом — это особая должность. В его обязанности входило объяснение истин веры для тех, кто желал креститься, а также раскрытие более глубоко значения вероучения для уже крещеных людей. Если апостолы и пророки постоянно путешествовали от одной церкви к другой, учителя постоянно находились в одной конкретной общине, где работали с конкретными людьми.
Уважение к учителям было огромное. По сути, они занимали в ранней церкви то же самое положение, что и раввины в иудейских общинах, которых было принято почитать даже больше, чем собственных родителей. С этим было связано множество духовных опасностей для самого учителя. Одна из них — это интеллектуальная гордыня, головокружение от своих глубоких познаний в области богословия и философии и ощущение превосходства над окружающими. Такой человек с легкостью мог превратиться в «оракула». И о таких Новый Завет неоднократно упоминает. Так, например, из книги Деяний, а также из посланий апостолов мы узнаем о разного рода лжеучителях. Кто-то пытается на уровне своих теорий соединить христианство с иудаизмом, кто-то превращал христианство в разновидность гностического, то есть, языческого философского учения; некоторые вели распутный образ жизни, который совершенно не соответствовал тому, о чем они учили; кто-то становился учителем, хотя ничего сам не знал и не разбирался в вопросах веры. Очевидно, что все это печально заканчивалось как для людей, так и для самих горе наставников.
Именно поэтому апостол Иаков призывает по возможности воздерживаться от всякого рода учительства. Наставником нельзя делаться самому. На это служение человека должна ставить община. Он должен иметь соответствующую интеллектуальную и духовную подготовку. И что самое важное, он должен уметь контролировать свой язык. Речь идет не просто об умении молчать. Пространно рассуждая о языке, апостол призывает учителей контролировать свой ум и свое сердце. Ведь именно их состояние отображается в слове.
Все вышесказанное относится не только к учителям, институт которых, хоть и в несколько измененном виде, в Церкви существует до сих пор. Определенная ответственность лежит на всяком христианине. Ведь каждый из нас хоть кому-то, да и приходится наставником. Хоть кого-то мы немножко учим как ему необходимо проводить свою жизнь. Поэтому ко всем нам и обращается апостол с рекомендацией по возможности воздержаться от этого. Не учительствовать, если в том нет крайней необходимости. А если уж так вышло и ближние нуждаются в нашем опыте, талантах, в нашем наставлении, делать это с большой осторожностью: предъявлять повышенные требования к своей совести, к своему уму и своему сердцу. Ведь наше внутреннее состояние неизбежно отразиться в нашем слове.
Жизнь без боли — помощь подопечным Детской выездной паллиативной службы
Медицинский центр «Милосердие» находится на территории Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь помогают детям с особенностями в развитии. У медцентра есть своя выездная паллиативная служба, которая заботится о тяжелобольных пациентах на дому. Специалисты оказывают детям медицинскую помощь, а взрослым рассказывают, как за ними ухаживать.
Руслан — один из подопечных Детской выездной паллиативной службы. Ему 4 года, он не может говорить, сидеть без поддержки, ходить и стоять. О том, что мальчику некомфортно или наоборот хорошо, родители узнают по эмоциям на его лице. И хотя у Руслана нет возможности жить полной жизнью, ему доступны повседневные радости. Мальчик любит гулять вместе с папой и мамой. Он улыбается, когда близкие проявляют ласку — обнимают и гладят его, разговаривают с ним.
Родители с большим трепетом и заботой относятся к Руслану. Но долгое время им было сложно смириться с диагнозом и принять, что сыну гораздо важнее не реабилитация, а правильный режим дня, уход, удобные кровать и коляска. Сотрудники выездной службы помогли родным Руслана во всём разобраться. Особенною поддержку семье оказал эрготерапевт. Такой специалист объясняет взрослым, как наладить уход за тяжелобольными детьми, подобрать правильное положение тела, в котором они смогут отдыхать, есть, играть или гулять без боли и вреда для здоровья.
Сотрудники Детской выездной паллиативной службы, созданной медицинским центром «Милосердие», помогают найти подход к каждому особенному ребёнку. Если вы хотите поддержать работу проекта и повысить качество жизни тяжелобольных детей, переходите на сайт: miloserdie.ru/action/posture
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим: история и смыслы праздников». Священник Антоний Лакирев
Нашим гостем был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел об истории, значении и смыслах праздников Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?