Соборное послание святого апостола Иакова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Соборное послание святого апостола Иакова

* Поделиться

Иак., 54 зач., III, 1-10.

Глава 3.

1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,

2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;

5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,

8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В древней христианской церкви учитель наравне с пророком и апостолом — это особая должность. В его обязанности входило объяснение истин веры для тех, кто желал креститься, а также раскрытие более глубоко значения вероучения для уже крещеных людей. Если апостолы и пророки постоянно путешествовали от одной церкви к другой, учителя постоянно находились в одной конкретной общине, где работали с конкретными людьми.

Уважение к учителям было огромное. По сути, они занимали в ранней церкви то же самое положение, что и раввины в иудейских общинах, которых было принято почитать даже больше, чем собственных родителей. С этим было связано множество духовных опасностей для самого учителя. Одна из них — это интеллектуальная гордыня, головокружение от своих глубоких познаний в области богословия и философии и ощущение превосходства над окружающими. Такой человек с легкостью мог превратиться в «оракула». И о таких Новый Завет неоднократно упоминает. Так, например, из книги Деяний, а также из посланий апостолов мы узнаем о разного рода лжеучителях. Кто-то пытается на уровне своих теорий соединить христианство с иудаизмом, кто-то превращал христианство в разновидность гностического, то есть, языческого философского учения; некоторые вели распутный образ жизни, который совершенно не соответствовал тому, о чем они учили; кто-то становился учителем, хотя ничего сам не знал и не разбирался в вопросах веры. Очевидно, что все это печально заканчивалось как для людей, так и для самих горе наставников.

Именно поэтому апостол Иаков призывает по возможности воздерживаться от всякого рода учительства. Наставником нельзя делаться самому. На это служение человека должна ставить община. Он должен иметь соответствующую интеллектуальную и духовную подготовку. И что самое важное, он должен уметь контролировать свой язык. Речь идет не просто об умении молчать. Пространно рассуждая о языке, апостол призывает учителей контролировать свой ум и свое сердце. Ведь именно их состояние отображается в слове.

Все вышесказанное относится не только к учителям, институт которых, хоть и в несколько измененном виде, в Церкви существует до сих пор. Определенная ответственность лежит на всяком христианине. Ведь каждый из нас хоть кому-то, да и приходится наставником. Хоть кого-то мы немножко учим как ему необходимо проводить свою жизнь. Поэтому ко всем нам и обращается апостол с рекомендацией по возможности воздержаться от этого. Не учительствовать, если в том нет крайней необходимости. А если уж так вышло и ближние нуждаются в нашем опыте, талантах, в нашем наставлении, делать это с большой осторожностью: предъявлять повышенные требования к своей совести, к своему уму и своему сердцу. Ведь наше внутреннее состояние неизбежно отразиться в нашем слове.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем