Иак., 55 зач., III, 11 - IV, 6.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи.
Люди, приходящие в Церковь, обычно воспринимают святых как совершенно особенных людей, которые уже при жизни совершенно не грешили. Потом, познакомившись поближе с жизнью тех или иных праведников, узнают, что и те не лишены недостатков, что в их жизни бывали нестроения и слабости. Люди начинают разочаровываться и решают, что и здесь, в церковной жизни нет правды, раз грешники признаются святыми. Неужели это правда и если да, то почему это возможно? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й и 4-й глав послания апостола Иакова, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
Глава 4.
1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
На первый взгляд прозвучавшие сейчас слова апостола Иакова только подтверждают то жёсткое разделение на святых и грешников, которое обычно проводят люди. Да и как ещё можно понять слова о том, что из одного источника не может течь сладкая и горькая вода? Соответственно, услышав эти слова, человек смотрит на собственную жизнь и видит в ней грехи, которые апостол образно называет горькой водой, в этот момент для него становится очевидно, что добрым источником он быть уже не может. А раз не может, нечего и пытаться. И так поразительным образом печальный вывод становится поводом к своеобразной радости падшего человека. Ведь если ты знаешь, что бороться бессмысленно — освобождается сразу столько времени и сил. Пока человек не знал, что он безнадёжный грешник, он боролся, старался жить правильно, но потеряв надежду, человек начинает жить так, как ему заблагорассудится.
Но на самом ли деле слова апостола Иакова так однозначны? И что подразумевается под источником горькой и сладкой воды? За некоторое время до этого в Евангелии Христос говорит ученикам, что источником добра и зла в человеке является его сердце. При этом из Писания очевидно, что сам человек очистить сердце не может. Не случайно пророк Давид в 50-м псалме просит, чтобы Бог сотворил для него сердце новое. То есть человек не может гарантировать всех движений своего сердца. Но что он может? Он может выбрать направление, в котором будет прикладывать усилия сам и о помощи в котором будет просить Господа. Думаю, что апостол Иаков говорит прежде всего именно об этом. Человек, во-первых, призван совершить выбор. Причём совершить его со всей решимостью. И, во-вторых, сделанному выбору следовать. И даже если иногда у него не будет получаться, это не будет значить, что он изменяет своему выбору, ведь без Бога это следование никогда не будет безупречным. Обычно мы не выбираем эмоций, которые рождаются в нашем сердце, однако мы способны выбирать, что с этими эмоциями сделать, как с ними быть. Неслучайно, говоря о мудрости, апостол говорит, что подлинная мудрость — это мудрость свыше. Именно она чиста, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия всего подобного.
У человека не получается жить иначе не потому, что он совершенно бессилен, но потому что он выбирает следование своим желаниям вместо того, чтобы следовать за Творцом. И, напротив, если он выбирает Бога, он выбирает путь святости, несмотря на возможные незначительные погрешности в своём поведении. Он не становится сразу совершенным, но смиренно устремляется навстречу Тому, кто может покрыть его несовершенство Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







