Иак., 57 зач., V, 10-20.
Глава 5.
10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
12 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.
13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.
19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Стилистика книг Священного Писания такова, что зачастую от нас ускользает невероятная трагичность и сложность библейских призывов. Для примера можно взять ту фразу, с которой начинается этот апостольский отрывок: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним». Слова «злострадание» и «долготерпение» имеют ярко выраженный книжный оттенок, в реальной разговорной речи ими сейчас никто не пользуется, и вряд ли когда-либо пользовался. Если же попытаться соответствующие им греческие слова перевести другими, более приближенными к нашему разговорному русскому языку терминами, то мы в первом случае получим «мучение» или «перенесение зла», а во втором «стойкость» или «выдержку». Ну а в совокупности получится, что апостол Иаков в своём послании констатирует неизбежность регулярного и устойчивого столкновения со злом всякого человека, который решится пойти по пути веры.
В качестве эталонного примера апостол призывает обратить внимание на пророков Ветхого Завета: эти люди сами не совершали ничего плохого, они лишь провозглашали волю Божию, и за это они подвергались различным притеснениям, гонениям, оскорблениям, многие из них закончили свою жизнь насильственной смертью. Всего этого не было бы, если бы они не откликнулись на призыв Бога, и не стали бы исполнять пророческое служение, в этом случае они прожили бы вполне приятную и в житейском смысле счастливую жизнь без каких-либо серьёзных потрясений и вызовов. Им не надо было бы бросать вызов неблагочестивым царям, они не становились бы в оппозицию к народу, который упорно не желал жить по закону Божию, они не подвергали бы себя всем этим и многим другим рискам. Но пророки предпочли иной путь: они откликнулись на призывающий голос Бога, и через это они показали всем последующим поколениям людей, что жизнь в послушании Богу — это вовсе не прибежище убогих, слабых и трусливых, напротив, — это вызов как самим себе, так и многим далёким от данного Богом общественным устоям. Такой путь может выбрать лишь очень сильный и смелый человек. Впрочем, никакой человек сам по себе не обладает такой силой, ее даёт Бог тем, кто готов Ему довериться и следовать за Ним.
Христианам такая сила дана в таинствах крещения и миропомазания, но ей в равной степени можно как воспользоваться, так и пренебречь. Если мы выбираем второй путь, то перестаём чем-либо отличаться от тех, кто не был крещён, если же мы идём по первому пути, то нам необходимы те же самые мужество и стойкость, которые имели в себе древние пророки.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 271 зач., V, 1-8.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие наши современники поддаются паническим настроениям, представляя себе ужасы возможной третьей мировой войны. К сожалению, как кажется, этому подвержены и верующие, и атеисты. Но как на самом деле к подобным проблемам должен относиться христианин? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы 1-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения
Тема конца света может восприниматься людьми по-разному. Кто-то искренне переживает, когда узнаёт, что с научной точки зрения наша вселенная прекратит своё существование через 16 миллионов лет, и успокаивается, когда узнаёт, что речь идёт не про миллионы, а про миллиарды, хотя эта ошибка или её исправление никак не повлияет на его личную жизнь. Кто-то говорит, что надо вслед за Эпикуром пренебрегать страхом смерти, ведь пока мы живы — её нет, а когда есть она, перестаём существовать мы. В свою очередь христиане тоже призваны не боятся смерти. Впрочем, совсем не потому, почему её не боялся Эпикур или не боятся некоторые атеисты... Смерть будет одним из ключевых событий нашей жизни и даже заранее наполняет её удивительными смыслами, но не она оказывает на нас решающее влияние, не вокруг неё сконцентрированы наши основные усилия. В нашей картине мира есть место и личной смерти, и концу человеческой цивилизации в целом. Мы не знаем дат ни того, ни другого события, но мы не должны бояться.
Ясно одно, день Господень, то есть день, в который Бог вмешиватся в историю, наступит не в результате ядерной войны или столкновения земли с астероидом... Так конец света понимают многие, ведь кажется, что он должен быть связан с невероятными бедами и скорбями. Однако, по словам апостола Павла, пагуба наступит тогда, когда её меньше всего будут ждать. И пока люди боятся климатических проблем, ядерных войн, эпидемий и всего прочего, нам, как христианам, следует думать о другом. Всё перечисленное возможно, но как это должно повлиять на наше поведение? Если это в рамках нашей компетенции, если мы главы корпораций, влияющих на окружающую среду, главы государств или врачи, мы призваны быть ответственными за жизни и здоровье людей, которые нам доверены Богом... Но если мы не таковы, а большинство из нас таковыми не являются, переживая о проблемах, на которые мы не можем повлиять, мы забываем о том, что в наших руках, забываем о том, за что по-настоящему ответственны. Нравственно это очень понятно и выгодно, ведь переживая о судьбах мира, можно оправдывать бардак в собственной голове и личной жизни... Но такой подход совершенно невозможно назвать христианским. Как сыны и дочери дня, мы призваны всё оценивать через призму воли Божией и жить по заповедям Господа, что бы вокруг ни происходило. Чему быть, того не миновать, — говорили на Руси, но при этом каждый верующий на своём месте понимал, что будущее складывается и из его поступков, из того, за что он ответственен. Апостол призывает нас трезво смотреть на вещи, облечься в броню веры и любви и надеяться на Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Электрический подъёмник для тяжелобольной Татьяны Фёдоровны
Мария Шушарина — участница Свято-Никольского сестричества милосердия в городе Казань. Несколько месяцев девушка заботится о тяжелобольной подопечной Татьяне Фёдоровне. Из-за серьёзных физических нарушений пожилая женщина не может передвигаться самостоятельно. Нужно, чтобы кто-то всегда был рядом. Близких, которые готовы помочь, у неё не осталось. Раньше за ней ухаживала хорошая знакомая, но она умерла. Мария долгое время навещала Татьяну Фёдоровну вместе с другим сёстрами милосердия, подружилась с женщиной и затем взяла под свою постоянную опеку.
Правда у девушки тоже есть небольшие проблемы со здоровьем. Ей нельзя выполнять тяжёлые физические нагрузки. Конечно, Маше помогают другие волонтёры, но в случае, когда необходимо круглосуточно ухаживать за тяжелобольной подопечной, совсем избежать нагрузок невозможно.
И всё же выход есть. Если бы в доме у Татьяны Фёдоровны был электрический подъёмник для людей с инвалидностью, Марии стало бы гораздо легче за ней ухаживать — поднимать, пересаживать с кровати на коляску и мыть.
Электрический подъёмник — техника дорогостоящая. Собрать на него средства помогает православная служба «Милосердие Казань». Вы можете принять участие в этом важном деле и помочь сестре милосердия Марии позаботиться о тяжелобольной одинокой женщине. Сбор на подъёмник для Татьяны Фёдровны вы найдёте на сайте: kazanmiloserdie.ru, в разделе «нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёров-ремонтников очень ждут в Авдеевке
Виталий из маленького северного города, что у Белого моря. Почти всю жизнь он занимался строительством подводных лодок, а не так давно вышел на пенсию. Мужчина полон сил, решимости и желания помогать другим, поэтому ему сложно усидеть без дела. Несколько лет он занимается восстановлением православных храмов, а с недавнего времени присоединился к волонтёрам Русской Православной Церкви, чтобы помогать тем, кто оказался в беде. От знакомого батюшки Виталий узнал, что сейчас Церковь набирает волонтёров-ремонтников для поездок на Донбасс. И вот уже 9 месяцев вместе с другими добровольцами пенсионер ездит в пострадавшие районы, ремонтировать дома бабушек и дедушек, людей с инвалидностью. Сначала Виталий трудился в Мариуполе, теперь отправился в Авдеевку. Там добровольцев-ремонтников ждут особенно. В этом месяце мужчина отметил 67-й день рождения, но на заслуженный отдых ещё не собирается. Говорит, помогать нуждающимся для него — это долг чести.
На подмогу жителям из пострадавших населённых пунктов на Донбассе, приходят волонтёры со всей страны. Вместе ремонтируют частные дома: восстанавливают крыши, налаживают электричество и штукатурят стены. Поездки организует Отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Если вы тоже хотите помогать людям вместе с Виталием и другими добровольцами, заполняйте анкету на сайте: помочьвбеде.рф
Там же вы можете сделать любой благотворительный взнос в поддержку беженцев и пострадавших людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов