
Иак., 51 зач., I, 19-27.
Глава 1.
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Иаков дает христианам ряд наставлений, касающихся духовной жизни.
В первую очередь он предостерегает от поспешности в словах, а также от неумения слушать и слышать другого человека. Христианин должен быть скор на слышание, но медлен на слова. Как говорил древнегреческий философ Зенон: «У нас два уха и лишь одни уста, чтобы мы могли больше слушать и меньше говорить». Речь идет не только о том, что необходимо уметь выслушать человека до конца и вникнуть в сказанное, но и о том, что следует воздерживаться от поспешных умозаключений и быть осмотрительным в оценке какой-либо ситуации, с которой мы столкнулись. Человек, скорый на слова, неизбежно обманывается. Скорее, его выводы неверны и, вываливая их на голову другому, он рискует оскорбить, обидеть человека. Особенно, если он говорит в состоянии внутреннего возмущения и гнева. Наше суждение лишь тогда будет в большей степени соответствовать действительности, когда оно сдобрено молитвенным рассуждением, молчанием и, конечно же, временем. Всё это способствует тому, чтобы мы глубже вникли в ситуацию. Как остроумно замечает об этом народная мудрость: «всегда необходимо подождать, пока осядет пыль, может быть это прошел осел».
Помимо того, что Иаков призывает христиан к благоразумному молчанию, он побуждает их к действию. Есть такая закономерность в жизни: тот, кто больше всех говорит, меньше всех делает. Подобного человека никогда не воспринимают всерьез. И, напротив, всегда вызывают уважение те люди, которые молча исполняют свою работу. О какой же именно работе говорит апостол Иаков? В первую очередь он призывает к исполнению Евангельских заповедей. Если человек ходит в Церковь и слушает чтение Писания, это не означает, что он автоматически становится христианином. Лишь реальное воплощение в жизни написанного делает его последователем Спасителя. В противном случае мы становимся похожи на человека, который смотрит в зеркало, видит свою неухоженность и неряшливость, но потом спокойно отходит от него и забывает о своей неприятной внешности, не предпринимает ничего, чтобы как-то решить проблему.
Итак, замечательную максиму предлагает сегодняшнее апостольское чтение. Всякий из нас должен проповедовать о Христе не столько словами, ведь не всем дан дар красноречия. Но в первую очередь своими поступками. Конкретное дело всегда имеет больший вес в глазах окружающих. Такая безмолвная проповедь может оказать на людей намного больший эффект, чем победа в остроумном философском диспуте. Как говорит в Евангелии Сам Господь: «Пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
14 июня. О личности и почитании святого праведного Иоанна Кронштадтского

Сегодня 14 июня. День прославления в 1990 году святого праведного Иоанна Кронштадтского.
О его личности и почитании — священник Алексий Дудин.
Иоанн Кронштадтский был уникальной фигурой. Он не просто был молитвенником, не просто был тем человеком, который старался помочь всем и всех услышать. Это был человек, который исполнял заповеди Господа нашего Иисуса Христа всем своим сердцем. Если он старался помочь бедному, то отдавал всё, что у него было. Если он молился за кого-то, то молился со слезами и молился полнотой своего пастырского сердца. Он часто плакал, часто переживал за людей, и Господь дал ему особый дар. К дару доброго сердца дал ему дар рассудительности.
Иоанн Кронштадтский был прославлен не только как святой, но как тот человек, который, например, дал нашей церкви опыт дома трудолюбия — того дома, где нуждающийся человек, придя, получал не просто помощь и утешение, но научался трудиться.
Иоанн Кронштадтский очень много переживал за нашу Родину, предупреждал о том, что сейчас, если власти не употребят как можно больше усилийк трепетному воспитанию юношества, то возникнут как раз вот эти нездоровые революционные идеи, которые будут разъедать нашу Родину изнутри.
Иоанн Кронштадтский предупреждал, молился, трудился, очень много сделал, и именно поэтому он дорог нашему сердцу, и именно поэтому этот пастырь является образцом обращения русского народа к Господу.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 июня. О личности и трудах Николая Рубинштейна

Сегодня 14 июня. В этот день в 1835 году родился выдающийся пианист, дирижёр и педагог Николай Рубинштейн.
О его личности и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Николай Григорьевич Рубинштейн вместе со своим старшим братом, композитором и пианистом Антоном Рубинштейном, был около четверти века центральной фигурой музыкальной Москвы.
Свою исполнительскую деятельность Николай Рубинштейн начал в возрасте 4 лет под руководством матери, а уже в 7 лет мальчика вместе с братом приглашали на концертные выступления по городам России, а позднее — и Европы. Николай окончил Московский университет и получил профессию юриста, но принял решение полностью посвятить себя концертной деятельности.
В 1859 году Рубинштейн приложил все усилия для открытия специального отделения Императорского российского музыкального общества в Москве, а через 7 лет стал первым директором Московской консерватории. Через несколько лет консерватория стала лучшим музыкальным учебным заведением не только Москвы, но и всей России. Благодаря Николаю Рубинштейну консерватория получила право преподавать по собственным учебным программам. Их разрабатывали сами преподаватели. Кроме того, там была создана единственная на территории России кафедра древнерусского церковного пения.
Умер выдающийся музыкант в 1881 году в Париже, но похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище при огромном стечении народа. А его друг Петр Ильич Чайковский написал в его честь трио«Памяти великого артиста».
Все выпуски программы Актуальная тема
14 июня. О личности и служении Павла Вяземского

Сегодня 14 июня. В этот день в 1820 году родился русский историк и литератор Павел Вяземский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Сергеевич Пушкин, друживший с его отцом, посвятил ему шуточное шестистишие: «Душа моя, Павел, держись моих правил, твори то-то, то-то, не делай того-то, кажись, это ясно, прощай, мой прекрасный».
Павел Петрович не простился с Александром Сергеевичем, но стал своего рода наследником его таланта. И дипломат, и литератор, он служил Отечеству как попечитель учебных округов Петербургского, Казанского. Потрудился в Комитете иностранной цензуры. Был начальником управления по делам печати, организовал первую народную газету «Сельский вестник». Много занимался собирательством. Ценнейшие его замечания на «Слово о полку Игореве» стали отправной точкой для исследования этого шедеврального текста.
Много времени проведя за границей, Павел Петрович у себя в имении, в Астафьеве, оборудовал готический зал, наполненный живописными картинами, которые после его кончины были национализированы и поступили в Пушкинский музей.
Это был подлинный сын великой державной России.
Все выпуски программы Актуальная тема