
21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Мы вспоминаем о наших небесных друзьях и защитниках — ангелах. Слово “Ангел” по-гречески значит “вестник”. Ангелом в Писании может быть назван человек, например, Иоанн Креститель – или Сам Бог, но чаще всего речь идёт о сверхъестественных духовных существах. В нашей культуре и повседневном языке слово “ангел” (как и слово “бес”) во многом изменило смысл. Где-то начиная с эпохи возрождения ангелы – это умильного вида младенцы с крылышками; в песенках “ангел” – это красивая девушка, “ангельский” – это изящный, нежный, прекрасный. Однако в библейских ангелах нет ничего умильного; это могущественные и прекрасные существа, вызывающие благоговейный трепет.
Пророк Божий Даниил оказывается охвачен страхом и трепетом в присутствии Ангела, и Ангелу приходится говорить ему «не бойся». Бог окружён Ангелами, как Своими служителями – отсюда одно из имён Божиих в Писании – Господь Сафаоф, Бог ангельских воинств.
Библия также упоминает Херувимов и Серафимов, служащих Богу духовных существ, что предполагает определённые различия внутри ангельского мира.
Что мы знаем об Ангелах? Ангелы личностны - в молитвослове, например, есть молитвы, обращённые к нашему Ангелу-хранителю. Людям иногда трудно поверить в личностную природу Ангелов. Некоторые предпочитают понимать под ангелами просто проявление божественного присутствия (и иногда в Писании Ангел - это, действительно, присутствие Божие), иногда – просто часть образного языка Писания.
Однако сама Библия не оставляет сомнений в том, что речь идёт именно о личностях. В книге Даниила Ангел беседует с пророком; Архангел Гавриил вступает в беседу с Захарией в храме и говорит «я Гавриил, предстоящий пред Богом»
В чём состоит миссия Ангелов?
Им поручено заботиться о верующих. Ангелы становятся видны людям исключительно редко, в какие-то переломные моменты истории спасения, но, по свидетельству Писания, они постоянно принимают участие в жизни людей, особенно верующих.
Даже у незаметных, “малых” членов народа Божьего есть Ангелы, которые пекутся о них. Ангелы в этом отношении не просто исполняют своё служение – они глубоко сопереживают происходящему с людьми. Как сказано в Евангелии, “бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся”.
У нас на небесах есть друзья, которые радуются нашему обращению и пекутся о нас. Не только Сам Бог, но и многочисленная семья добрых духовных существ заботится о нас на земле и ожидает нас на небесах.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений