Если бы меня спросили, «какую мысль или идею труднее всего было воспринять в Православии»? То ответ мой был бы однозначен — это два понятия: смирение и послушание. Точнее то, как их понимать и, главное, практиковать в жизни? Разные толкования сих терминов вызывали и вызывают у меня множество вопросов.
Коснусь понятия смирения, одной из важнейших христианских добродетелей. Некоторые понимают их весьма, я бы сказал, специфично: тут тебе и «молчи, не высовывайся»; где-то нахамили: «смирись, это полезно для души». Коллега, сосед и тем паче, начальник ведет себя ужасно, значит, для смирения послал его Бог. Иными словами, всякое неудобство, морально-физический дискомфорт и даже прямое унижение — приветствуются, со ссылкой на пример безропотного смирения древних святых подвижников, большинство из которых были монахами отшельниками.
Проблему усугубляет еще тот факт, что нет единого, официального скажем так, документа, который бы четко и точно определил: вот тут смирение, а вот тут гордыня, лжесмирение или банальная манипуляция. Как же понять и поступать правильно, когда нет четкого определения и руководства к действию?
Есть в Евангелии от Иоанна один эпизод. Допрос Христа первосвященником. На его вопрос об учениках и учении, Иисус не дает прямой ответ, ссылаясь на свою публичность и свидетельство народа: «когда он произнес это, один из служителей... ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь меня?». Как видно из текста, Иисус здесь не «обратил к ударившему его другую щеку», то есть, в данной ситуации Он не «смирился» перед несправедливостью и злом.
В свое время один мудрый православный педагог сказал мне, что подлинное смирение — не может быть вне Христа. А Христос не боялся обличать богатых и сильных мира сего, но при этом в Его обличении, протесте нет и намека на личную обиду, уязвленное самолюбие, или желание себя показать и самоутвердиться, как часто бывает у нас.
Таким образом, если наблюдать за Христом, мы многое в вопросе смирения или несмирения, можем прояснить. Нам не дано право суда над душами, но мы можем выбирать — принимать то, что исходит от человека или нет. Нельзя мириться и смиряться перед злом, однако в попытках обличать и сопротивляться, очень легко впустить это зло в себя, начать протестовать и бороться ради самой борьбы.
На данный момент все больше прихожу к мысли, что подлинное смирение не может быть без правды, без уважения к себе и ближним. Так же, смирение, как и любовь, должно быть в отношениях между людьми взаимным.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»