Посылал Мономах наши войска и в греческие владения; дочь его Мария была замужем за греческим царевичем Леоном, который был умерщвлен во время одной усобицы; чтоб поддержать права своего внука Василия, сына убитого Леона, Мономах и выслал наши войска к Дунаю. Греческий император, желая избавиться от войны с русскими, прислал с мирными предложениями к Мономаху митрополита Неофита и других знатных людей, которые поднесли ему драгоценные дары — крест из Животворящего Древа и чашу …, принадлежавшую славному римскому императору Августу, во времена которого жил и принял страдание Спаситель. … греческий царь прислал … также царский венец деда Владимирова — императора Константина Мономаха, бармы и золотые цепи, причем Неофит торжественно возложил венец на голову Владимира и назвал его царем.
В Московской Оружейной палате до сего времени хранится так называемая, «шапка Мономаха» или его золотой царский венец, держава, цепь, и древние бармы, представляющие из себя род оплечья, которыми украшаются наши государи во время торжественного венчания своего на Царство.
В Московском же Успенском соборе, где происходит самое венчание на царство русских монархов, находится так называемый трон Владимира Мономаха, или царское место, из вызолоченного орехового дерева. Место это было сооружено царем Иваном Васильевичем Грозным, причем на дверцах его имеется двенадцать выпуклых резанных изображений с надписями.
Из других отраслей многообразной и плодотворной деятельности Владимира Мономаха следует отметить его неустанные заботы в течение всей жизни по укреплению веры Христовой среди населения и сооружение храмов и монастырей. Близ Киева им был построен Выдубицкий монастырь, а в своей Ростовской земле, поддерживая всеми мерами насаждение православия среди язычников мерян, он заложил на реке Клязьме город Владимир, ставший скоро … знаменитым, и построил там церковь во имя Всемилостивейшего Спаса. Не переставал заботиться Владимир и об усилении существующих городов: он расширил укрепления Новгорода Великого и обнес Ладогу каменной стеною…
Мономах, после кончины первой супруги Гиды, дочери английского короля Гарольда, был женат еще два раза, и оставил пять сыновей… и многочисленных внучат; его внучки, дочери старшего сына Мстислава Новгородского, женатого на Шведской королеве Христине, были замужем: одна за норвежским королем Сигурдом, а впоследствии за датским — Эриком Эдмундом; другая за Канутом Святым, королем Оботритским; она была матерью знаменитого Датского короля Вальдемара, прозванного этим именем в честь своего прадеда Владимира Мономаха; третья была замужем за сыном греческого императора Иоанна, а четвертая — за князем Всеволодом Ольговичем, старшим сыном Олега Святославовича Черниговского…
Счастливые годы, наступившие на Руси с восшествием на великокняжеский стол Владимира Мономаха, продолжались до 1124 года, который ознаменовался рядом бедствий: упала в Переяславле большая церковь во имя Архангела Михаила; все лето было полное бездождие, а затем в Киеве начались сильнейшие пожары… Наконец, в этот же год имело место и редкое небесное явление: полное солнечное затмение. Посреди дня месяц закрыл своею тенью солнце и наступила на несколько мгновений великая тьма — на небе, как ночью, зажглись звезды. Все это, конечно, было принято за дурные предзнаменования и, действительно, на следующий год, 10 мая 1025 года, не стало Владимира Мономаха, который в этот день окончил свой славный земной путь на семьдесят четвертом году жизни, после тринадцати лет великого княжения.
Он предстал перед Господом близ города Переяславля на реке Альте, у любимой каменной церкви, построенной им в память святого Бориса, здесь убитого; тело Мономаха было перенесено в Киев, и его похоронили рядом с отцом — великим князем Всеволодом в Софийском соборе. Кончина его была… большим горем для всех, а светлая память о нем сохранится навсегда, пока будет существовать Русская земля.
Владимир Мономах осуществил своею жизнью все то, что всегда дорого, близко и понятно Русскому человеку. Он беспредельно верил в Бога, и вера эта не была мертвою; она никогда не отделялась от всех его дел. Своим горячим и любящим сердцем он всецело проводил в жизнь заповедь Христа: жить не для себя, а со всеми и для всех. Достигнув зрелых лет и совершив уже многие знаменитые дела, он до кончины отца своего, старого и больного Всеволода, оставался нежным и почтительным сыном и, по свидетельству летописцев, никогда и ни в чем его не ослушался…
Жертвуя всегда всеми своими выгодами во имя общего дела — братолюбия между князьями, и всегда храня благоговейную память о святых братьях страстотерпцах Борисе и Глебе, Мономах должен быть назван первым миротворцем среди русских государей. Вместе с тем, когда судьба поставила его во главе Русской земли, он стал также и первым венчанным на царство русским самодержцем...
Являясь миротворцем и отцом для Русской земли, Мономах … был всегда беспощадным и грозным врагом всех недругов нашей земли, особенно же хищных половцев, с которыми он боролся всю жизнь, причем под конец ее успел сломить их могущество.
Дела, совершенные Мономахом в его многочисленных походах и на ратном поле, останутся навсегда высоким образцом истинно русского военного искусства, сущность которого наш великий полководец Суворов так метко определил тремя словами: глазомер, быстрота и натиск. Владимир Мономах всегда правильно оценивал своим военным глазомером обстоятельства, в которых находился, и всегда знал, следует ли воевать с половцами, или выждать более благоприятного времени, и если следует, то когда именно и куда направить войско...
Справедливо заслужив во всем тогдашнем мире славу знаменитого и грозного победителя половцев, Владимир, по свойству своей истинно русской души, перед каждым боем возлагал все свое упование на помощь … Бога и не считал постыдным перед лицом всей рати искренно плакать …, когда горячо молился о даровании победы русскому воинству.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия