Слышу глас из глубины глаголящий: «Безгрешный среди больных ходить может, и не коснётся его болезнь». Ибо в безгрешности полнота силы и здоровья. Безгрешный не умирает, если же и умрёт он от чужих грехов — оживёт. Причина болезни и смерти одна — грех. Как не властна над праведным болезнь, также смерть над ним не властна. Чада человеческие, смерть — ничто иное как болезнь. Да восстанет властвующий над грехом и да будет властвовать над болезнью. И будет исцелять больных и воскрешать мёртвых. Се, безгрешность означает обилие жизни, а греховность скудость её. Если станете бросать угли на траву зелёную, и угли погаснут, и не загорится трава, траву же, лишённую соков жизненных, выжгут угли раскалённые. Бессильнее углей перед травой зелёной — болезнь перед праведным.
Праведник имеет полноту жизни и отдаёт её, грешник мало соков жизненных имеет и похищает их. В ком обилие жизни, тому ещё даётся, так море полнится водами впадающими. В ком мало жизни, отнимается и то малое. И чем больше похищает, тем меньше иметь будет.
Воистину, жизнь есть дар, дарением умножается она, а похищающий умаляться будет, пока не исчезнет.
По травам горным слух бежит — грехи и болезни бессильны разъесть и поглотить жизнь, они лишь вытесняют, и занимают место её.
По озеру изумрудному слух струится: обилие жизни сильнее обилия греха, и полнота жизни гонит грех и занимает его место.
По всей земле от края до края идёт и идёт слух: жизнь и болезнь — как сущее и несуществующее, и царство одного не знает о царстве другого.
По всей звёздной вселенной летит и летит слух: прикосновение к Богу очищает от греха, прикосновение к Богу исцеляет болезни, прикосновение к Богу избавляет от смерти.
Пророки и мудрецы о том вопиют, о чём ангелы шепчут: «Тот, кто коснётся жизни — жить будет, тот, кто коснётся греха — умрёт. Того, кто знает жизнь, того и жизнь знает; того, кто знает смерть, того и она знает. Очи жизни не видят смерти, и очи смерти закрыты на жизнь».
Посмотри, как присутствие Сошедшего с небес живит тех, кто исповедует жизнь и мертвит исповедующих смерть.
Посмотри, как Сын Пречистой полон жизни, и как раздаёт Он её чадам жён, вернувшимся к стыдливости девической, и взмолились о жизни к Жизнодавцу!
Посмотри, как легко Преисполненному отливать от Полноты Своей и Безгрешному — отпускать грехи, и Здоровому — исцелять, и Живоносному — воскрешать!
Душа моя, встань и ходи! Се, прощаются тебе грехи твои. Се, исцеляешься ты от немощей своих и смерть готова бежать от тебя.
На поле крохотном, которое грех и болезнь ещё отняли у тебя, встань и распрямись, душа моя. И все твои поля, что были отняты Несуществующим, снова твоими станут.
Благой и Преблагой Господи, верую и исповедаю, яко Ты еси источник живота.
Отпусти мне грехи мои, Слава моя, и остальное само приложится мне.
Знакомые слова с незнакомым значением
Не секрет, что круг чтения современного человека сузился. Из-за этого сократился личный словарь и изменился речевой портрет человека.
По опросам исследователей, многие представители молодого и даже зрелого поколения не могут объяснить, что такое манускрипт, лакуна, моцион. Топинамбур путают с тамбуром, а турнепс считают названием динозавра.
Лингвисты дали своё название словам, значение которых мы не знаем — это термин «агнонимы». От слова «гнозис» — «знание» с прибавлением отрицательной приставки «а».
К агнонимам относятся и вовсе незнакомые понятия, и те слова, которые мы употребляем ошибочно.
Вспоминается курьёзный случай в классической литературе. У Ивана Сергеевича Тургенева в повести «Степной король Лир» есть такое место:
«...дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». На это Афанасий Фет отреагировал в одном из писем: «Тургенев...заставил дьячка раздувать паникадило: простое кадило ему в Бадене показалось малым. И как ухитрился дьячок не задувать, а раздувать паникадило?» Вы, наверное, поняли, что Тургенев спутал большую люстру, паникадило, с кадилом — небольшой курильницей благовоний.
Итак, мы видим, что и мэтры подчас не знают значение некоторых слов. Что же говорить о нас и нашем времени.
Однако проблема решаема: всегда есть возможность расширить кругозор и пополнить свой личный вокабуляр. Например, весьма полезно читать Толковый словарь Владимира Даля. Где мы найдём много занимательных сведений: как говорили люди полтора века назад; какие слова мы уже не употребляем; и сколько, оказывается, интересных звучных слов мы ещё можем использовать.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«М.Ю. Лермонтов — поэт и его время». Сергей Шаулов
У нас в студии был заведующий Домом-музеем Михаила Юрьевича Лермонтова в Москве Сергей Шаулов.
Разговор шел о поэзии Лермонтова, как она раскрывает его внутренний мир, а также о том, каким видели поэта его современники.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вечная актуальность Евангелия». Протоиерей Георгий Завершинский
У нас в студии был благочинный приходов Сурожской епархии Московского Патриархата в Северной Ирландии, член союза писателей России протоиерей Георгий Завершинский.
Мы говорили о том, как в постоянно меняющемся мире слова Евангелия сохраняют свою актуальность и чем они важны для современного человека.
Все выпуски программы Светлый вечер