
Татьяна Любомирская
Верите ли вы в то, что всё на свете происходит по какой-то причине? Я верю. Почему я опоздала на самолет? Потому что проспала. Почему проспала? Потому что накануне допоздна собирала вещи. Почему собирала вещи так поздно? Потому что я безрассудная и надеюсь на «авось». И такие логические цепочки можно протянуть от любой ситуации.
Но иногда человеческого разума не хватает, чтобы объяснить ту или иную причину. Тогда на выручку приходят сакральные смыслы. Честное слово, не знаю, как живут неверующие люди, для которых не существует Божьего промысла. Ведь так тяжело осознавать, что законы логики вдруг могут оборваться перед каким-то событием, и тогда остается только смотреть, как созданный твоим умом миропорядок рушится у тебя на глазах.
Божья воля распространяется не только на глобальные вопросы, но и на обычные, казалось бы, непримечательные события. Расскажу вам один случай из собственной жизни.
Некоторое время назад я присутствовала на венчании в провинциальном поселке за сотни километров от Москвы. Дело было в январе, и поселок в лучших традициях русской зимы был заметен огромными сугробами. Я, многолетняя жительница столицы, привыкшая, что на одну случайно упавшую снежинку немедленно обрушивается ведро реагентов, любовалась ровным белоснежным покровом, резной каймой хвойных лесов, протянувшихся на горизонте, и бесконечной, мудрой тишиной. Бывают такие моменты, когда природа обхватывает тебя цепкими объятиями, и ты как будто вспоминаешь, каким был задуман Божий мир.
После венчания молодых последовал праздник, и вот, в разгар свадебных торжеств, вся копания вдруг решила поехать поглядеть на стройку монастыря, расположенного неподалеку.
В монастырь мы доехали без приключений, погуляли среди голых стен, представили, как через год здесь будет светиться жизнь. Пришло время возвращаться обратно. В ходе случайной рокировки я стала пассажиром другой машины. И именно она благополучно застряла в непролазных снегах, когда все прочие уехали, думая, что мы лихо мчимся во главе кавалькады.
Ситуация была непростая. Телефоны не ловили сигнал и потому были бесполезны, а дверцы машины заблокировали снежные хребты. Но благодарение Богу, у одного из пассажиров нашей машины оказался другой сотовый оператор! Мы сумели дозвониться до наших спутников, и те, вооружившись тросом, отправились на выручку.
Такой вот факт. На протяжении часа четыре человека, случайно оказавшихся в одной машине, остались наедине со снежной пустыней и звенящей тишиной. Зачем нужна была эта задержка? Может, спасшим нас ребятам было необходимо совершить маленькое доброе дело? А может, нам необходимо было пообщаться друг с другом? Ведь один из наших спутников был священником, и, конечно, за время невольного заточения мы обсудили несколько духовных тем. Я сама узнала информацию, которой давно интересовалась, но всё как-то недосуг было поискать ее в книгах. А тут в ходе нашей беседы я разрешила мучащие меня вопросы. Может быть, именно для этого Господь соединил нас в одной машине посреди снежной равнины?
Вряд ли я когда-нибудь узнаю ответ, но верю, что это не было случайностью.
Как, кстати, не было случайностью и то, что невеста, на чьем венчании мы присутствовали, до знакомства со своим будущим мужем приехала в это село на несколько дней и уже собиралась уезжать, как вдруг заболела ковидом, и местному пареньку поручили носить ей еду. Он ходил к девушке неделю, ходил две, ходил уже после ее выздоровления...
Так она и не уехала.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер