
Татьяна Любомирская
Верите ли вы в то, что всё на свете происходит по какой-то причине? Я верю. Почему я опоздала на самолет? Потому что проспала. Почему проспала? Потому что накануне допоздна собирала вещи. Почему собирала вещи так поздно? Потому что я безрассудная и надеюсь на «авось». И такие логические цепочки можно протянуть от любой ситуации.
Но иногда человеческого разума не хватает, чтобы объяснить ту или иную причину. Тогда на выручку приходят сакральные смыслы. Честное слово, не знаю, как живут неверующие люди, для которых не существует Божьего промысла. Ведь так тяжело осознавать, что законы логики вдруг могут оборваться перед каким-то событием, и тогда остается только смотреть, как созданный твоим умом миропорядок рушится у тебя на глазах.
Божья воля распространяется не только на глобальные вопросы, но и на обычные, казалось бы, непримечательные события. Расскажу вам один случай из собственной жизни.
Некоторое время назад я присутствовала на венчании в провинциальном поселке за сотни километров от Москвы. Дело было в январе, и поселок в лучших традициях русской зимы был заметен огромными сугробами. Я, многолетняя жительница столицы, привыкшая, что на одну случайно упавшую снежинку немедленно обрушивается ведро реагентов, любовалась ровным белоснежным покровом, резной каймой хвойных лесов, протянувшихся на горизонте, и бесконечной, мудрой тишиной. Бывают такие моменты, когда природа обхватывает тебя цепкими объятиями, и ты как будто вспоминаешь, каким был задуман Божий мир.
После венчания молодых последовал праздник, и вот, в разгар свадебных торжеств, вся копания вдруг решила поехать поглядеть на стройку монастыря, расположенного неподалеку.
В монастырь мы доехали без приключений, погуляли среди голых стен, представили, как через год здесь будет светиться жизнь. Пришло время возвращаться обратно. В ходе случайной рокировки я стала пассажиром другой машины. И именно она благополучно застряла в непролазных снегах, когда все прочие уехали, думая, что мы лихо мчимся во главе кавалькады.
Ситуация была непростая. Телефоны не ловили сигнал и потому были бесполезны, а дверцы машины заблокировали снежные хребты. Но благодарение Богу, у одного из пассажиров нашей машины оказался другой сотовый оператор! Мы сумели дозвониться до наших спутников, и те, вооружившись тросом, отправились на выручку.
Такой вот факт. На протяжении часа четыре человека, случайно оказавшихся в одной машине, остались наедине со снежной пустыней и звенящей тишиной. Зачем нужна была эта задержка? Может, спасшим нас ребятам было необходимо совершить маленькое доброе дело? А может, нам необходимо было пообщаться друг с другом? Ведь один из наших спутников был священником, и, конечно, за время невольного заточения мы обсудили несколько духовных тем. Я сама узнала информацию, которой давно интересовалась, но всё как-то недосуг было поискать ее в книгах. А тут в ходе нашей беседы я разрешила мучащие меня вопросы. Может быть, именно для этого Господь соединил нас в одной машине посреди снежной равнины?
Вряд ли я когда-нибудь узнаю ответ, но верю, что это не было случайностью.
Как, кстати, не было случайностью и то, что невеста, на чьем венчании мы присутствовали, до знакомства со своим будущим мужем приехала в это село на несколько дней и уже собиралась уезжать, как вдруг заболела ковидом, и местному пареньку поручили носить ей еду. Он ходил к девушке неделю, ходил две, ходил уже после ее выздоровления...
Так она и не уехала.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер