«Слово „долг“ в семейной жизни». Протоиерей Сергий Полтавцев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Слово „долг“ в семейной жизни». Протоиерей Сергий Полтавцев

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель храма святого Александра Невского в городе Химки протоиерей Сергий Полтавцев.

Мы говорили о долге в семейной жизни: какие есть мифы по отношению к тому, что должны делать супруги, и как могут сочетаться дарованная каждому Богом свобода и существующие обязанности. Отец Сергий размышлял, что такое супружеский долг, и можно ли одновременно поступать по долгу и по любви.


А.Ананьев:

— Добрый вечер, дорогие друзья!

В очередной раз — суббота, вечер, семейный самовар в студии Радио ВЕРА, семейные баранки, и абсолютно семейные ведущие этой программы — Алла Митрофанова...

А.Митрофанова:

— ... Александр Ананьев.

А.Ананьев:

— Тем, кто к нам присоединился впервые, напомню о том, что мы не только коллеги, но, в первую очередь, муж и жена, у которых вопросов, относительно семейной жизни, очень много.

Какие-то из этих вопросов мы раскрываем в нашем семейном подкасте, который мы создаём, совместно с журналом «Фома», который называется «Что будем делать?», где замечательный священник, протоиерей Александр Гаврилов, со своим очень мощным, очень устойчивым психологическим образованием, рассказывает о том, что мешает нам быть счастливыми, что мешает нам быть с Богом, и друг с другом, абсолютно спокойными, радостными, а какие-то вопросы мы раскрываем здесь, в программе «Семейный час» на Радио ВЕРА, и приглашаем прекрасных священников, которые помогают нам ответить на очень важные вопросы.

Сегодня я приветствую здесь человека... вот, неспроста тема эта Вам сегодня досталась, отец Сергий! Дело в том, что слово «долг» — это, вообще, очень важное, ключевое понятие для тех, кого Вы окормляете.

Сегодня мы приветствуем в студии ответственного за секретаря по работе с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными органами Московской Митрополии, настоятелем храма святого Александра Невского в городе Химки — святого, для которого тоже слово «долг» было не пустым словом — протоиереем Сергием Полтавцевым.

Добрый вечер, отец Сергий!

О.Сергий:

— Здравствуйте!

А.Ананьев:

— Мы, действительно, сегодня хотим поговорить не просто о долге, а о слове «должен» в семейной жизни. Но начать хочу именно со слова «долг».

Слушайте... вот, я родился — в этой стране. Я вырос в этой стране. Откуда у меня столько долгов? Я ж ни у кого ничего не брал, а всем — чего-то должен! И у меня есть — долг здесь, долг там... откуда всё это? Ну, так... в экзистенциальном смысле?

О.Сергий:

— Ну, начнём с того, что наш Создатель впустил нас в этот мир для какой-то цели, и эта цель — глобальная. Эта цель такая, чтобы нам стать — со-творцом Бога, помощником Ему.

И Он нас воспитывает. Воспитание подразумевает, конечно же, тоже и некую часть, где от нас требуется что-то — то есть, мы должны что-то делать. Мы должны производить какие-то действия.

Но... то, что касательно, например, долга. Вот, маленький ребёночек рождается. Сначала мама его кормит, нянчит, но, по мере подрастания, мы должны его обучать, и он — должен.

Он должен — учить азбуку, он должен учиться заправлять постель, он должен уметь чистить зубы... ну, это, такие... простые примеры. Но потом, по мере возрастания человека, как бы, и долг увеличивается...

А.Ананьев:

— Ты должен хорошо учиться в школе. Потом — ты должен хорошо учиться... ты должен поступить в ВУЗ. Потом — ты должен хорошо закончить ВУЗ...

О.Сергий:

— Каждый родитель хочет для своего ребёнка — лучшего. Согласитесь.

А.Ананьев:

— И отсюда — столько «должен»!

О.Сергий:

— И отсюда — столько «должен».

А.Митрофанова:

— Никогда мне родители не говорили: «Ты должна хорошо учиться в школе... ты должна поступить в ВУЗ...» — ничего подобного!

А.Ананьев:

— Вот! Это — то, о чём я говорю.

О.Сергий:

— Но... учили, ведь, заправлять постель и чистить зубы?

А.Митрофанова:

— Показывали пример. А мне хотелось — так же.

О.Сергий:

— Вы знаете... такой интересный эксперимент в XIX веке, по-моему, произвели английские учёные.

Они думали: вот, ребёнок растёт, например, в английской семье — он изучает, получается, английский язык. А если он — в другой народности? Значит, он, получается, что научается другому языку. А если его не учить никакому языку, а, вдруг, он будет говорить на языке — райском? Адама и Евы.

А.Ананьев:

— На первоязыке?

О.Сергий:

— На первоязыке.

А.Митрофанова:

— В каком смысле — не учить никакому языку? В языковой среде ребёнок впитывает, как губка, в любом случае, звуки, которые его окружают.

Если мы берём ситуацию, что это Маугли, то там — он просто... к сожалению, такие случаи есть, и, к сожалению, не получается формирование человека. Он...

О.Сергий:

— Вот, и они получили такой же результат. Ребёнок не разговаривал ни на каком языке.

О чём это говорит? О том, что родиться человеком, и стать человеком — это разные вещи.

А.Митрофанова:

— Это — понятно... я — про слово «должен», в процессе становления человека.

У меня, правда... вот, я, так, вспоминаю... у меня этого слова не было в жизни никогда.

О.Сергий:

— Но это же хорошо!

А.Митрофанова:

— Это очень круто!

О.Сергий:

— Значит, самосознание было на таком высоком уровне.

А.Митрофанова:

— Не знаю. Сначала... допустим... я помню, был какой-то период, когда я, в детстве, старалась отфилонить от чистки зубов... последствия мне объяснили! Меня не запугивали, ничего... просто объяснили, к чему это может привести — выбирай, как ты хочешь.

Это не было манипуляцией. Это просто было приведением примера, что — вот... так-то... так-то... так-то: «Ну, хорошо. Перспектива — такая»... «Вы знаете... наверное, я лучше пойду почищу зубы».

А.Ананьев:

— Да, понимание долга — оно убивает что-то прекрасное. Мне пришло в голову ещё одно сравнение такое — блестящая иллюстрация! Ведь, можно же удивительную, замечательную... пожалуй, ключевую в отношениях мужа и жены вещь назвать «долгом» — «супружеским долгом» — и всё... потеряется всё... божественное, что во всём этом есть. «Это — супружеский долг!» — Господи, прости... всё... уже всё... вся романтика ушла.

О.Сергий:

— Я с Вами не согласен.

А.Ананьев:

— Так...

О.Сергий:

— Абсолютно. Потому, что, вообще... если мы говорим о браке... есть такая шутка: хорошую вещь браком не назовут... ну, мы так шутим... супружество, да?... если мы говорим о браке, о супружестве...

Ну... ведь, поймите, пожалуйста, правильно, что... ведь, у супружества есть цель, и не одна.

Вообще, давайте, назовём одну цель — первую...

А.Ананьев:

— ... и единственную...

О.Сергий:

— Нет, простите, пожалуйста... давайте... вот... потихонечку пойдём развивать эту тему. И эта цель — такая, что... человек — он здесь должен приобрести вот именно эту вот полноценность. Он приобретёт её только тогда, когда он найдёт себе половинку.

И это — не высокие какие-то слова. Он, молодой человек, приобретает свою половинку, её находит, они объединяются, и они образуют совместный брак.

Давайте, вспомним, а где первый брак образовался? В Раю. Потому, что Господь создал Адама, и из его ребра создал Еву, а Адам говорит: «Сия есть жена моя — кость от костей моих, плоть от плоти моея...» И дальше — он уже там, в Раю — у него не было папы-мамы, Бог создал Адама и Еву — а он уже там пророчествовал, и говорил, что «оставит человек отца и мать свою, соединится с женой своей, и будут два в плоть едину». Смотрите, как удивительно!

Поэтому, как же мы можем сбрасывать со счетов... так, немножко забегая вперёд... супружеский долг? Это есть неотъемлемая часть.

А.Ананьев:

— Нет, безусловно... просто... «как корабль назовёте», что называется... Если воспринимать это, как долг — уже... уже не хочется... Если воспринимать это, как дар бесценный — вот, это прекрасно! Понимаете?

Что касается поиска второй половинки. Пожалуй, самые совершенные... на мой взгляд... самые цельные, самые сильные люди — это люди, избравшие монашеский путь служения. Они не искали никакую половинку, но в Высшей школе любви, где мы все, христиане, учимся — учимся любви, они пошли на самый сложный факультет. Буквально, высшая математика... эвклидова геометрия... и, вот, там они учатся своей любви. Вернее, не своей, а — нашей, всеобщей... вот, только — вот, там... другими средствами, по другим книгам, и другими инструментами. Им — гораздо тяжелее, чем нам. И ни о какой половинке нету речи. Я — к тому, что это — не единственный способ.

А сколько восхитительных людей, среди наших друзей! Неженатых, не замужем — золотых, бесценных людей.

А.Митрофанова:

— При том, что это — не их сознательный выбор...

А.Ананьев:

— Это — не их сознательный выбор...

А.Митрофанова:

— ... а, вот... так... таковы...

А.Ананьев:

— Это — воля Бога...

А.Митрофанова:

— ... обстоятельства жизни, на данный момент, что они одиноки. Им, конечно, хотелось бы, но, при этом, назвать их неполноценными, действительно, сложно.

У меня, Вы знаете... скорее, не две половинки одного целого — вот, муж и жена, как я их воспринимаю — мне, может быть, даже, в данный период жизни, ближе немножко другой образ. Когда, наоборот, человек, как целое, вступая в брак, умаляет себя до половины, чтобы уступить... начать учиться, вообще-то, уже — внутри себя и в жизни — уступать место другому. Вот, как... такая... тоже школа любви. Когда ты учишься любить. Когда ты, внутри себя, уступаешь — со скрипом, тяжело, неохотно, с боями, бунтуя — уступаешь место другому.

Вот, мне кажется, что есть люди с редким даром, кто, от избытка любви, принимают в своё сердце всех. Тут — грешным делом, научиться бы принимать одного человека, и это будет уже, мне кажется, для ряда людей, великим прорывом — научиться любить одного...

А.Ананьев:

— Но если этот человек ещё — вредный, толстый и храпит... это ж, вообще, тяжело!

А.Митрофанова:

— С тобой-то всё отлично, как раз... это ты опять пытаешься кокетничать в свою сторону... но, мне кажется, что вот это, скорей, не про... хотя, это — вопрос формулировок и трактовок! По сути, про одно и тоже — две половинки в одно целое, или целое, которое себя умаляет до половины — и то, и другое, про то, чтобы научиться любить.

О.Сергий:

— Ну, пусть будет так... пусть будет так... хотя, в семье, скажу сразу, где царит любовь, даже храп как-то успокаивает. Так, что...

А.Ананьев:

— Да, я читал о женщинах, которые так любили своих мужей, и так долго с ними жили, что, когда они уезжали, они не могли заснуть — потому, что рядом никто не храпел. Ну, как без этого спать-то?

Слушайте, вопрос такой. А, вообще, в семейной жизни, в любви — есть место слову «должен»?

О.Сергий:

— Конечно. Ну, конечно же! Ну, как... если человек любит, он всего себя отдаёт... конечно же!

А.Ананьев:

— Нет, отдаёт по любви — это понятно. Допустим, я...

А.Митрофанова:

— Не потому, что должен... не потому, что кто-то сказал, что он — должен... потому, что он хочет этого!

А.Ананьев:

— Допустим, я люблю живопись...

О.Сергий:

— Да, он хочет это сделать! Он считает своим долгом это сделать, конечно же!

А.Ананьев:

— Я люблю живопись, например. Я очень люблю рисовать — так, чтобы, вот... целый день воскресный провести за мольбертом, там... или за холстом... ну, я люблю... и я не должен. Если бы я был должен, я бы не хотел, наверное. Я так полагаю. Там нет слова «должен».

И, вот... я люблю жену. Добавим сюда слово «должен», и уйдёт что-то очень важное. Разве это не так?

О.Сергий:

— Хорошо. Супруга Ваша говорит: «Милый... — уж, простите за бытовуху, — вынеси мусор!» — ой, как не хочется...

А.Ананьев:

— С радостью! А почему — нет?

О.Сергий:

— Замечательно! Вот, это и есть — исполнение долга, по любви, с радостью. Ну, конечно!

«Сходи в магазин!... А помоги мне картошку почистить... А, вот, нужно... ещё что-то...» — я, с радостью, сделаю!

А.Ананьев:

— А если она — я имею в виду Аллу Сергеевну — придёт в кожаном плаще, в тужурке, и скажет: «Мы, домовой комитет, постановили, что Вы, муж, должны обуться, и пойти в магазин! А, по дороге, Вы обязаны вынести мусор!» — я скажу: «Здрасьте! Знаете, чё?»

Как, так, вообще? Какое — «должен»? Да, я, с радостью, это сделаю, если я — не должен!

О.Сергий:

— А, хотите, я скажу? А это и есть духовная жизнь.

Ведь, мы заговорили о монашестве, да? Вот, они... они... ну, скажем, объединяются с Церковью — они там получают свою вот эту полноценность, да... вот, эту вот... так, ведь, получается, что, в семье, исполнение вот этих вот всех «должен» — это и есть наша работа над собой. Это и есть, именно, то, что необходимо для... ну... для шлифовки нашего характера.

Да, я... вот, не хочется... там футбол идёт... ну, как же так... там, вот, сейчас гол забьют... но я, по любви, поднимаюсь, и я исполняю своё долг — я иду в магазин. Да, совершенно верно.

Ведь, именно, семья нас обучает таким хорошим качествам, как смирение, долготерпение, милосердие... ну, и остальным качествам.

Согласны?

А.Ананьев:

— Согласны!

А.Ананьев:

— «Семейный час» на Радио ВЕРА!

Здесь — Алла Митрофанова, Александр Ананьев, и настоятель храма святого Александра Невского в городе Химки протоиерей Сергий Полтавцев.

Ты на меня посмотрела с укором сейчас!

А.Митрофанова:

— Не-не-не-не-не! Я...

А.Ананьев:

— Ты не должна была смотреть на мужа с укором!

А.Митрофанова:

— Хорошо. Я не буду. Прости, пожалуйста...

А.Ананьев:

— Жена да не посмотрит на мужа с укором!

А.Митрофанова:

— Я другое, вообще, имела в виду...

А.Ананьев:

— Так...

А.Митрофанова:

— Я тебе подмигнула, чтобы ты мне дал слово, если можно...

Возник вопрос: зачем женщине создавать такую ситуацию, когда муж стоит перед выбором — либо посмотреть любимый матч, либо обязательно, в этот момент, пойти в магазин? Почему не дать ему спокойно досмотреть? Или перед этим попросить его сходить — подготовить всё, предусмотреть этот момент? Или — после матча? Или уж, если там идёт футбол, то пусть она сходит сама!

А.Ананьев:

— Да, уж — коли не предусмотрела!

А.Митрофанова:

— Ну, да... но зачем... то есть... человека отрывать от его любимого дела, если... тем более... он и так, всё время, впряжён по полной программе в происходящее в семье?

О.Сергий:

— Как хорошо, что Вы поднимаете это! Как хорошо, что Вы со вниманием и с любовью относитесь к супругу!

А, представьте себе, ситуация: мамочка с ребёночком на руках, а там — каша убегает. Она мужу говорит: «На, подержи... мне нужно...» — ну, бывают разные ситуации!

А.Митрофанова:

— Нет, в такой ситуации, когда муж лежит и смотрит футбол, а у жены там... всё кипит... дым коромыслом, и ребёнок плачет на руках — это совершенно другая история.

О.Сергий:

— Но... бывает и такое...

А.Митрофанова:

— Да...

О.Сергий:

— ... к сожалению.

А.Ананьев:

— Напомню, наша программа сегодня условно называется «Десять „должен“ в супружеской жизни». Прямо, как название хорошего итальянского фильма!

«Должен» первое. Я не знаю, успеем мы все десять разобрать, но — постараемся.

Жена должна бояться своего мужа, как то заповедано в Священном Писании: «Жена да убоится своего мужа». И, в общем, это — да, очень удачно уложилось в сознании очень многих мужчин, которые считают себя христианами.

В какой степени жена должна бояться?

О.Сергий:

— Я разочарую наших братьев. Потому, что здесь, конечно, всё перевёрнуто с ног на голову.

Мало того, жена, как помощница — вот, в этом, Богом созданном союзе — она ещё и дана своему мужу для того, чтоб быть, порой, и совестью, для того, чтобы иногда и поправлять, исправлять своего мужа...

А.Митрофанова:

— Ой, правда?...

О.Сергий:

— Да. Чтобы обращаться к нему, и как-то, вот, пытаться до него достучаться — потому, что она глазами, со стороны, смотрит на мужа, и видит его где-то какие-то неправильные шаги. И, как бы ни хотелось мужчине, как бы мужчины ни вздыхали, но жена — вот... вот... вот, она имеет такую возможность, и она делает мужа лучше. Это — факт. Это, причём, факт даже из опыта житейского.

Поэтому, я совершенно не согласен по поводу того, вот... ну, уж так скажу... извращённого понятия о, вот, этой, какой-то... страхобоязни... ну... чуть ли, не животной боязни какой-то. Конечно же, нет. Конечно же, муж и жена — это совершенно равноценные половины! Вот, как раз, мы опять приходим к тому, что это — цельное, это — состоящее из частей. И, конечно же, они, соединяясь воедино, они... пред Богом, причём, равноценны.

Но, вот, человеку очень хочется, порой, может быть, главенствовать... и, может быть, даже... не понимая того, и обижать ближнего своего, чего делать не надо. Понимаете?

А.Ананьев:

— Давайте, возьмём мои отношения с моим руководством. Ну... потому, что, вот, есть руководство, и Господь дал им помощника — меня. То есть, у нас есть какая-то иерархия.

Есть много такого, что позволено руководству, и не позволено мне. И нет ничего такого, что позволено мне, но не позволено руководству.

Я, в этой парадигме — человек, с гораздо меньшим набором прав, в отношениях со своим руководством.

В семейных отношениях, где Господь дал человеку... я сейчас подчеркну — не мужчине, но человеку — не человека, подчеркну, но помощника. По определению, у помощника — меньше прав, чем у человека.

Так ли это? А если — да, то... вот, на Ваш взгляд, именно с богословской, христианской точки зрения... чего лишена женщина, в отличие от мужчины?

О.Сергий:

— Здесь, наверное, просто такой... может быть... несколько детский ответ. Ведь, у человека есть руки, ноги... и разве будем говорить о том, что тут — что-то такое важное... голова... что-то неважное — оно всё необходимо.

А, потом, давайте, не будем забывать об ответственности, которая лежит на капитане. Это — очень серьёзная ответственность. И главенство подразумевает под собой не только то, что — вот, я имею право, я хочу, я буду довлеть, я буду главным. Это подразумевает очень огромную ответственность. Это подразумевает то, что мужчина... ведь, женщина выходит «за мужа», «замуж» — она, за мужем, должна быть, как за стеной, как за скалой. Это, вот... такая... фундаментальная надёжность. И женщина, на самом деле, она... ведь, при правильном понимании... она счастлива, когда она чувствует себя вот этой помощницей, и надёжным тылом... понимаете?

Ведь... сегодня, буквально, мне мой друг прислал видео с отцом Андреем Ткачёвым, и говорит: «Вот, мы с женой поспорили... вот, он там то-то так-то сказал...» Я говорю: «Ну... ты пойми правильно... ведь, у вас если будет общий, единый фундамент... фундамент — это вера... у вас не будет разногласий. Вы будете одинаково думать. А, вот, вы спорите: «Я — главный... я — главная... а ты вот это должен делать... нет, это ты должен делать...»

Очень важно вот это взаимопонимание! Чтобы мы понимали свою совместную роль в семье. Да, она несколько разная... да, женщина — рожает, она даёт жизнь ребёнку. Но мужчина — он, как отец, он ведь тоже исполняет свои обязанности. И родить — повторюсь — мало. Надо — вырастить, надо — воспитать, и надо из этого человечка... сделать его настоящим человеком. Представляете, какие обязанности у всех?

А.Ананьев:

— Продолжаем. Сразу два «должен» мы Вам преподносим на серебряном блюде нашей супружеской жизни.

Первое. Муж должен зарабатывать.

Второе. Жена не должна работать.

Если принять за аксиому некую... ну, такую... идеальную форму супружеской жизни по-христиански, там, действительно, жена... такая... домохозяйка... как матушка у священника... много детей...

А.Митрофанова:

— Ой... такие разные матушки... все!

А.Ананьев:

— Ну, все матушки, которых я знаю, они... максимум, у них... там... какое-то социальное служение — они помогают деткам, обездоленным... но, вот, так, чтобы у них была работа, трудовая книжка, начальник — нет такого... я не видел. Как правило, много детишек, и... вот... по дому дела. Просто, реально: детей много, дел много, а батюшка, всё время, на службе — с утра до ночи.

А.Митрофанова:

— Очень разные есть истории...

А.Ананьев:

— Хорошо, очень разные...

А.Митрофанова:

— Есть матушка, у которой — собственное дело. Я таких несколько знаю. Есть матушка, которая пишет книги — тоже несколько знаю. Ну... в общем... вариантов — море.

А.Ананьев:

— Вариантов — море... но идеальные...

А.Митрофанова:

— Почему идеальные-то?

А.Ананьев:

— Ой, я щас жену удивлю... да, для меня — это идеальная ситуация! Мужик — работает, жена — дома пироги печёт! И она его встречает — в переднике, с подносом, на подносе — пирог. Она говорит: «Здравствуй, я тебя ждала целый день!» — а? Идеально.

Есть такое «должен»? Или мы его себе придумали?

О.Сергий:

— Красивая картина! Вот, это, наверное, счастье любого мужчины...

А.Ананьев:

— Да... да... да...

О.Сергий:

— Вот, я пришёл, жена сидит дома... но здесь я хочу указать на некое наше ошибочное мнение, может быть.

Мы говорим, что муж — работает, а жена — сидит дома. Даже словосочетание «сидит дома»... даже не присядет дома, с домашней работой! А если ещё у неё куча детей... ах, как бы была она рада, хотя бы на какое-то время, поменяться со своим мужем, который бы — посидел бы с ними, с детьми, а она — пошла бы поработала.

А.Ананьев:

— Ну, позвольте... это ж, она хотела за каменную стену! Пожалуйста! Она... не «как за каменной стеной», а — за каменной стеной...

Видели б вы, друзья, какое испуганное выражение лица у Аллы Сергеевны Митрофановой!

А.Митрофанова:

— Нет, я просто думаю, что полюбил-то ты меня такую, какая я... как сказать... ты же меня увидел не с пирогами и в переднике, а ты меня увидел, извините, на радийной конференции! И потом — узнал, чем занимаюсь, где работаю, обалдел, позвал замуж... ну, то есть, это — неотъемлемая часть! Мне кажется, здесь не может быть каких-то однозначных решений, алгоритмов, схем, стопроцентно работающих. Их нет — все же разные! Кому-то хочется — так, кому-то — ближе по-другому... ну...

А.Ананьев:

— Понятно... Но ты же не будешь спорить с тем, что очень сильно вот это вот... установка: «Мужик — должен зарабатывать, жена — должна сидеть дома»?

О.Сергий:

— Ну, в идеале... в идеале... я думаю, что, на самом деле, это — правильная схема. Потому, что, действительно... опять же, вспоминаем Адама и Еву... их союз — в Раю, где Адам поставлен Богом, чтобы владычествовать всем, и ему дана помощница — жена. Но, не в обиду нашим милым жёнам, сёстрам... ну, не в обиду.

И опять подчеркну, что эти две половинки — они равнозначны пред Богом. И женщина, на самом деле, на мой взгляд, она обладает, действительно, пред Богом, такими качествами, которых мы, мужчины, лишены, просто на просто. И мне кажется, что каждому нужно именно ценить то, что дал ему Бог. Или — ей. Вот, и всё. И за всё благодарить Бога.

А как оно в жизни... Ну, вот, моя бабушка говорила: «Жизнь прожить — не поле перейти». Вы встретились, вы полюбили друг друга — какое счастье! Ну, какая разница, что... вот... предположим... ну, в одной семье — да, действительно, муж работает, жена — сидит дома. В другой семье — жена ещё больше занята на работе, чем муж. Но, опять же, при их взаимоотношениях — добрых, хороших, при заботе друг о друге, они как-то перекрывают друг друга — и с детьми, и с проблемами... ну, ведь... любовь — она созидающая! Она помогает идти по жизни, и преодолевать все препятствия. Но это же — хорошо!

А.Митрофанова:

— Конечно!

О.Сергий:

— Не будем так, вот... Вы правы! Не надо какую-то математическую формулу здесь применять. Пусть будет так, и так! И всё.

А.Ананьев:

— Но есть же заповеди — они очень... они хирургически точны! Очень правильны. Очень безусловны. «Не убий» — значит, «не убий». Никаких, там, плюс-минус — нет. «Не укради» — значит, «не укради». Никаких туда... вправо-влево... вариантов... «а я, вот»... да, нет! «Не укради» — точка.

А.Митрофанова:

— А есть заповедь «Возлюби»! И она отсюда — и до... края Вселенной! Понимаешь? И никакой тут хирургии нет. Она — бездонна, безгранична, как Бог.

О.Сергий:

— Единство — в разномыслии. Вот, прямо перед моими глазами — такая красивая картина раскрывается! Понимаете? Единство в разномыслии!

И, ведь, понимаете... вы не должны быть одинаковыми! Вы не должны быть... вот... каким-то такими... вот... либо — так, либо — так... либо — плюс, либо — минус... ну, не знаю, как ещё...

Вот, вы, в своей... в своём единстве — это и есть красота брака... вы дополняете друг друга! Понимаете?

А.Митрофанова:

— Спасибо! Это — всё, Александр Владимирович! Это они так... всё как-то настроили... там... всё заработало... в общем...

О.Сергий:

— Но, тем не менее, смотрите... Вот, опять же... составляющие брака, да? Вот — помощница. Вот, мы, вот... вот... давайте, дальше чуть пройдём... ведь, это должно быть единое целое. Единое целое, понимаете? И... ну, опять же... мы переходим, например, к третьей составляющей — это продолжение рода. Это — деторождение. Это — тоже необходимость.

А.Митрофанова:

— Есть пары, у которых нет детей.

О.Сергий:

— Согласен. Между прочим, пред Богом такие пары — тоже равноценны. И... вот, там — много детей, а здесь — детей нету... ну, и что? Господь их принимает такими. Может быть, не их это вина. Каждому Господь даёт свою судьбу.

А.Митрофанова:

— Это — важно, что Вы это проговорили. Потому, что... ну... как сказать... был момент... может быть... там... 90-е... или 2000-е годы... когда, вообще, считалось, что главная цель брака — это рождение детей, и, вот, ради этого только и стоит создавать семью. И тогда, вот, эти, вот... несчастные люди... несостоявшиеся родители, которые хотели бы родить, они... «А как же, вот, мы... а что же?...» — ну, в общем... действительно, у Бога всего много, и ситуации бывают самые разные.

А.Ананьев:

— И, вот, удивительным образом, наш разговор опять зашёл к тому, что — все мы разные, у Бога всего много. Нет никаких... там... правил, да... каких-то жёстких установок... но, при этом, есть слово «должен»... вот же ж парадокс! Мы вернулись к тому, с чего начали!

И — вернёмся к этому через минуту полезной информации на радо «Вера». Прервёмся ненадолго.

Это программа «Семейный час», не отходите надолго! Вы должны...

А.Митрофанова:

— Сашенька...

А.Ананьев:

— ... остаться!

А.Ананьев:

— «Семейный час» на Радио ВЕРА.

С вами — Алла Митрофанова...

А.Митрофанова:

— ... Александр Ананьев...

А.Ананьев:

— ... и настоятель храма святого Александра Невского в городе Химки в прекрасном Подмосковье — протоиерей Сергий Полтавцев.

Говорим мы сегодня о долге. О том, какое место долг занимает в нашей жизни, и есть ли основания под утверждением, что если ты любишь... то ты уже не должен! Ты просто любишь, и делаешь это с радостью. Если же ты вдруг должен... то ты просто не любишь?

И, в конечно итоге, мы ходим вокруг этого размышления, разбираем его с разных сторон, и понимаем, что всё — неоднозначно, всё — непонятно. Никаких «должен», с одной стороны, нету, а, с другой стороны, мы все окружены одним большим «должен».

Не так давно, отец Сергий, замечательный священник, в этой студии, сказал мне фразу, которая меня сначала обескуражила, потом заставила задуматься, а потом — я с ней согласился. И, пожалуй, это единственное «должен», которое я принял. Вообще... в супружеской жизни, наверное, в частности, а в жизни — вообще.

Он сказал так: «Мужчина должен любить женщину в отношениях больше, чем она его. Потому, что он — глава семьи. Женщина может его вообще не любить, чтобы семья была счастливой. Она может его вообще не любить — достаточно почитать, достаточно уважать, достаточно того, что ей с ним комфортно, безопасно. Во всех смыслах — эмоциональном, финансовом... Но он должен её любить». Очень смелое утверждение. Но какое же оно глубокое и мудрое!

О.Сергий:

— Да, оно, действительно, глубокое и мудрое. И опытные старые люди, с большим жизненным опытом, они, когда дают какие-то советы... ну, скажем, там... бабушка внучке своей, она так и говорит: «Внученька, ищи того, кто тебя больше любит — потому, что ты будешь в надёжных руках, — ну... условно говоря, руках. — Ты будешь под надёжной защитой».

Это совсем не значит, что женщина не должна любить, или только ограничиваться, скажем, уважением. Но любовь... любовь — она имеет свойство трансформироваться в жизни. Она имеет свойство... ну... как бы... углубляться, расширяться, она приобретает новые качества, и... Вы правы, что, конечно же, и уважение... каждый человек нуждается в любви, каждый человек хочет полюбить... не всегда, может быть, получается так, как человек думает, не всегда получается так, как ему хочется... но человек, всё-таки, должен довольствоваться тем, что Господь ему даёт. Но, на самом деле, это счастье... вот, сейчас, вот, только... вот... обращаю ваше внимание на эти слова... это счастье — быть любимым человеком. Вы понимаете? Это гораздо большее счастье — быть любимым человеком, чем любить. Потому, что ты знаешь, что рядом с тобой человек, которому ты очень и очень дорог, человек, который для тебя готов на всё — и это очень большое счастье. Это, можно сказать, что дар от Бога. Поверьте.

А.Митрофанова:

— Согласна. Это точно — дар.

А.Ананьев:

— То есть, другими словами, мы с вами обнаружили первое «должен», которое имеет право на существование, которое — безусловно. Мужчина должен любить женщину больше, чем она — его. Как бы она его ни любила, он должен... я даже больше предположу. Семья, где мужчина любит женщину больше, чем она его, больше, чем он может любить, понимая, что он — должен, с ней никогда ничего не случится дурного. Мужчина, который любит женщину больше, чем она — его, просто обречён на её любовь. Женщина — не может иначе.

А.Митрофанова:

— Финал «Евгения Онегина» вспоминается. Татьяна говорит Онегину: «Я Вас люблю — к чему лукавить? Но я другому отдана, я буду век ему верна». И, как правило, это всё трактуют в том ключе, что она себя обрекла на несчастье...

Знаете, у меня, как у читателя... ну... простого читателя, не какого-то заковыристого — не пушкиноведа, ни в коем случае — есть ощущение, что Татьяна обязательно станет счастливой женщиной со своим мужем. Потому, что как муж её чтит — это видно на страницах романа. Вскользь упоминается, и, тем не менее, муж — достойнейший человек. И, через эти упоминания вскользь, там вырисовывается картина, примерно, таких отношений.

Он её выбрал, он её любит, он её чтит, как хозяйку своего дома. Она — бесконечно его уважает. И, на мой взгляд, это — очень перспективная история.

О.Сергий:

— Это — глубоко духовный взгляд. Это — правильный взгляд! Это — именно то, что должно быть. Это — то, что должно реализовываться в жизни, на самом деле.

А те, кто думает, что Татьяна не права, что она себя... где-то там... ущемила, что она не получила, якобы, своего счастья... Счастье, на самом деле, в исполнении воли Божией. Понимаете? В исполнении заповедей Божиих. Она, ведь, на самом деле, здесь исполняет заповедь Божию — она верна. Ведь... в прямом смысле слова, это — исполнение заповеди Божией.

А тот, ошибочный, взгляд — ну, он мирской взгляд. Взгляд человека, который... ну, может быть, не ведает об этих, вот, законах Божиих.

А.Митрофанова:

— Ну, там есть ещё варианты, что она могла бы Онегина «дождаться» — почему нет? Вот, он бы, в итоге, пришёл...

Не знаю. Не знаю... мне кажется, что...

О.Сергий:

— Ну, конечно... жить и думать, в смысле, что: «Вот... скоро, вот... что-то такое совершится — и, вот...» — да, нет, конечно... это порочный путь. Это — не православный и не духовный путь.

А.Митрофанова:

— Не факт, что он бы её увидел, будь она не замужем. Он её уже видел, когда она не замужем — и прошёл мимо. Так, что...

Да, это, действительно, сложно.

А.Ананьев:

— Вот — всю любовь перечеркнула!

«Я Вас люблю — к чему лукавить? Но...» — выбросим любовь на свалку!

А.Митрофанова:

— Это... очень долго я думала на счёт этих её слов: «Я Вас люблю — к чему...» — у меня есть своё объяснение, но сейчас не будем об этом говорить... Саша не любит, когда в литературу мы уходим...

О.Сергий:

— А...

А.Ананьев:

— И не будем уходить! Назвав себя... как это... незаковыристым читателем.

Хочу напомнить, что Алла Сергеевна — преподаватель литературы в МГИМО, так, на секундочку. Так, что она... прости меня... заковыристый читатель... и... жена — заковыристая... ну, если ты имеешь в виду — вдумчивая и внимательная...

А.Митрофанова:

— Жена заковыристая — соглашусь!

А.Ананьев:

— Да... Вопрос, дорогой отец Сергий!

Если жена несчастлива, виноват муж. Муж должен сделать жену счастливой. Верно ли это утверждение?

О.Сергий:

— Нет, я не берусь сказать, что это — верное утверждение. Потому, что разные бывают случаи в жизни, и... жена, ведь, несчастлива не потому, что муж её не любит. И даже в тех случаях, когда муж очень сильно любит женщину, свою жену, она может чувствовать себя несчастной.

Ведь, на самом деле... действительно, жизнь прожить — не поле перейти, мы об этом уже говорили. Самые разные ситуации жизненные есть! Ну, что здесь сказать?

Ну, бывают иногда такие случаи, когда девчёнка молоденькая хочет быстрей убежать из семьи — вот, так её, может быть, допекла эта обстановка, там... или не сложились какие-то семейные... там... с братьями, с сёстрами... какие-то... отношения. И она, может быть, поддавшись своему первому порыву, убегает к первому попавшемуся — она думает, что это любовь. Она думает, что это любовь.

А потом, когда проходит время... ведь, не зря говорят, что нужно пуд соли съесть, чтобы узнать человека... ну, узнаёт она человека — и он, оказывается, совсем не тот, о котором ей, может быть, мечталось или думалось, и она чувствует, что она просто неправильный выбор сделала. Ну, бывает же такое? Ну, бывает. Нельзя же сказать, что он виноват? Нельзя сказать об этом. Ну, разные ситуации бывают...

А.Ананьев:

— Слушайте, а можно сделать неправильный выбор? Даже не так... Разве можно сделать неправильный выбор?

О.Сергий:

— Слово «можно» отставляем... а — делается неправильный выбор, порой. Когда человек, опять же, не имея некоего основания твёрдости в своей душе, веры, он... он не имеет компаса. Он идёт по неправильной дороге. Он пошёл не туда... вот, Вы знаете, как вот в этих сказках... камень стоит. Пойдёшь прямо — то получишь, налево — так будет, а здесь — и головы не сносишь. Пожалуйста! Выбор всегда есть у человека.

И человек — не... человек ведь может... не то, что может... он думает, какой ему выбор сделать, но — он может сделать неправильный выбор. К своему несчастью.

А.Ананьев:

— Хорошо, я поясню свой вопрос. На нашем примере, да простит меня Алла Сергеевна.

На момент нашего знакомства, я был другим. Она познакомилась с другим человеком.

Я бы строен. Я только что получил права категории А, и мечтал купить себе... такой... тяжёлый мотоцикл. Я занимался танго. Я работал на музыкальной федеральной модной радиостанции. Я был не крещён, и... в целом, хорош собой.

Прошло пять лет — я стал иным. И вот этого — Алечка не выбирала.

Я не знаю, что было бы, если бы она меня встретила таким — история не знает сослагательного наклонения, но, получается, что — либо она тогда выбрала не то, либо сейчас — она не любит вот это.

То есть...

А.Митрофанова:

— Сашенька...

А.Ананьев:

— ... смотри! Смотри, что я имею в виду, Алечка!

Выбрала она — одного, живёт она — с другим. И она — счастлива. Почему? Потому, что она каждый день, просыпаясь, видит перед собой немножко другого человека. Она смотрит на него, и она его сознательно выбирает снова. Принимая его изменения — в худшую сторону, в лучшую сторону... принимая его... там... выпадающие волосы, седеющую бороду... набираемый вес... она принимает всё это! И это — работа. Если эту работу делать каждый день, ты, в принципе, в теории, не можешь сделать неправильный выбор. Ты его сделал — и дальше начинается работа.

О.Сергий:

— Вы счастливы — и это показатель. Вы стали лучше. И Вам на жизненном пути встретилась Ваша любимая супруга — и Вы стали лучше. Это же, ведь... вот... показатель, понимаете?

Значит, Вам суждено было встретить свою супругу, чтобы стать лучше. И Вы им — стали. Какое счастье!

А какая разница... ну, не молодеем мы с появлением седых волос... ну, и что?

А.Митрофанова:

— Я, кстати, тоже совершенно не понимаю, при чём тут мотоцикл, и... ну, да...

А.Ананьев:

— Нет... ты выбрала, просто, другого человека!

А.Митрофанова:

— Нет!

О.Сергий:

— Ну, может быть... какой-то стиль жизни был, может быть, другой...

А.Митрофанова:

— Это... понимаете... нет, нет... нет! Про стиль жизни я, вообще... ну, как-то... не знаю... ну, может быть, это придавало... там... какой-то флёр, шарм... не знаю... не в этом был выбор! И продолжается — не в этом!

Невероятный запрос на поиск Бога — это то, что привлекло к тебе внимание моё. А то, что покорило моё сердце — это бесконечное желание сделать меня счастливой.

О.Сергий:

— Слава Богу!

А.Митрофанова:

— Вот! При чём здесь мотоцикл? Это, как... в этом смысле, слава Богу, ничего не изменилось.

О.Сергий:

— А можно — вопрос?

А.Ананьев:

— Да, я слушаю...

О.Сергий:

— А мотоцикл сейчас — есть?

А.Ананьев:

— Нет...

О.Сергий:

— И не нужен! Правильно!

А.Ананьев:

— Нет... просто потому, что Алечка — против.

А.Митрофанова:

— Спокойнее так... так спокойнее...

А.Ананьев:

— Я хотел, но... она оказалась против... в общем, да... Ну, тут — два варианта. Либо ты свободен, одинок, и уезжаешь в сторону горизонта на закате, и волосы твои... и борода... развеваются на ветру... либо ты женат — у тебя есть жена и ответственность.

Ну, тут, вот — два варианта.

О.Сергий:

— Это — счастье.

А.Ананьев:

— Да... я просто пытаюсь разобрать феномен, когда... вот, Вы сейчас рассказали про эту девушку. Она — захотела выйти замуж, она встретила молодого человека, они поженились, обвенчались, они пожили какое-то время вместе — и она понимает, что... упс!... это неправильный выбор. Вот, это мне кажется странным.

При этом, я понимаю, что очень много семей... ну, вот, практически, все семьи, которые проходят через... простите меня, это слово прозвучит в эфирной студии Радио ВЕРА, что мне ужасно не нравится... проходят через развод, они, как раз, проживают эту ситуацию: я вышла замуж ( или женился ) за одного человека, а потом поняла, что это ошибка — это не он! Я ошибся! Тут... ошибиться — невозможно!

А.Митрофанова:

— Мне кажется, что пример, который отец Сергий привёл — он про другое. Он — про выбор из неправильного состояния. Нельзя выпрыгивать замуж, чтобы сбежать! Вот, это... ну... так это не работает.

Ты выходишь замуж из желания... ну, я не знаю... у всех, там, разные варианты... из желания научиться любить, быть с этим человеком в горе и радости, и научиться, опять же, любить. Но выпрыгнуть замуж, чтобы убежать, наконец, из дома, и сменить своё... это... это ненадёжная основа. И, мне кажется, вот, из этого состояния... всё...

О.Сергий:

— Женское сердце — оно очень чувствительное. И оно чувствует любовь. И, вследствие стрессовой ситуации, вот это чувство — оно может не проявиться. И, действительно, может быть сделан неправильный выбор.

Отсюда вывод: совершенно верно — нужно, чтобы состояние было именно то, при котором возможно почувствовать вот это вот, вдруг пришедшее в сердце: «Да, это он».

А.Ананьев:

— «Семейный час» на Радио ВЕРА.

Мы продолжаем разговор с настоятелем храма святого Александра Невского в городе Химки протоиереем Сергием Полтавцевым.

С вами — Алла Митрофанова и Александр Ананьев.

Мы пытаемся, всё-таки, найти хоть какой-то консенсус в наших многочисленных «должен» в нашей семейной жизни, и, получается, что все наши «должен» — они какие-то мнимые. Ну, за исключением моего долга перед банком с ипотекой, за исключением долга парней перед Родиной... тоже, вот... когда тебе 17-18, и ты ждёшь повестки из Военкомата, ты думаешь: «Долг... отдать долг Родине... как вышло так, что я столько должен-то?» — я помню свои, вот, эти, вот, рассуждения, как раз, в те времена. Хотя, прекрасно понимаю, как это работает, и зачем, и почему, и с какой целью парни принимают Присягу.

А, вот, что касается семейной жизни — тут не всё так однозначно.

Считается, что воспитание детей — это долг жены.

О.Сергий:

— Не согласен. Вернее, я согласен, что — и жены, и мужа, и это — общее делание.

Как же так? Почему только жена?

Хорошо, сейчас, в современных условиях, даже — и не муж, и не жена. То есть, родители не хотят воспитывать детей. Они приходят в школу, отдают ребёнка, и говорят: «Вот, теперь — воспитывайте!» — но это уже, вообще, абсурд.

Поэтому, я не соглашусь с Вами, нет! Воспитание — процесс очень серьёзный, очень нужный, необходимый. И как, например, можно воспитать мальчика, устраняясь, отцу от воспитания?

А.Ананьев:

— Очень просто! Отец возвращается домой после тяжёлой работы. Хмурится, моя руки. Садится, есть борщ. А потом отправляется во двор колоть дрова, или продолжать крыть профнастилом сарай. В то время, пока жена воспитывает детей.

Вырастая, мальчик смотрит вслед уходящему во двор отцу — и тихонько начинает с ним колоть дрова, крыть профнастилом сарай, иногда уходить на рыбалку или охоту с отцом.

Отец — не занимается воспитанием детей. Отец занимается — делом. Своим большим мужским делом главы семьи.

Вот, этим, вот, воспитанием... «этим воспитанием»... занимается жена. А отец — это просто флагман, пример и руководство всей семьи.

О.Сергий:

— А в этом ключе я с Вами полностью соглашусь.

Именно деланием можно воспитать правильно своих детей. Совершенно верно — именно, деланием.

Если, например, в древности мальчику вырезали из дерева деревянный меч, и он уже знал, что... ну, в 3-летнем возрасте, для него это игрушка, но он уже копировал взрослых, и отца своего, и он понимал, кем он станет, кем он будет — он воином станет.

Ну... девочка, предположим, дома помогала маме по хозяйству — где-то что-то пошить, где-то приготовить, где-то подмести...

Вот, именно в этом делании и воспитывались правильно дети — совершенно верно. Если в этом ключе — я с Вами полностью соглашусь.

А.Ананьев:

— Класс! Другими словами, если, в очередной раз, какой-то муж услышит упрёк жены в свой адрес: «Федя, ты совсем перестал делать уроки с детьми!» — Федя расправит плечи, и скажет: «Да, перестал. Отец Сергий Полтавцев сказал, что не моё это дело. Жена этим должна заниматься. А я должен заниматься своим делом».

О.Сергий:

— Но почему уроки отделяются от мужчины? Ведь, я не говорю, что... Вот, пришёл папа поздно с работы... а может даже и после двух работ... и, вот, он — голодный, уставший — сел за стол. Естественно, его нужно накормить, ему нужно и отдохнуть, и, ведь, жена с пониманием к этому относится...

А.Ананьев:

— Ну, вообще-то, классическая схема построения семьи: папа вернулся домой, мама уроки с детьми сделала... как бы... сольфеджио позанималась... проверила дневник, всё.

Отец приходит: «Здравствуй! Как дела? Да... в каком ты классе? В шестом... молодец! Всё, давай, пока...»

О.Сергий:

— Ну, бывает... бывают и такие вещи...

А.Ананьев:

— Но это ж хорошо! Хорошо!

О.Сергий:

— Нет, мы не говорим, что хорошо, что плохо... но, вот, жизнь преподносит нам какие-то такие, вот... нюансы. Ну, что же — человеку приходится мириться со многим в этой жизни. И хорошо, когда, предположим, выпадает свободная минута, и отец берёт сына с собой на какую-то работу, действительно — если он что-то там забивает, тот гвозди может держать. И хорошо, если он с ним в футбол поиграет, и на рыбалку с ним сходит — конечно же, хорошо! Нельзя полностью отдаляться от этого. А, вот, уже, например, муж или жена — то есть, отец или мать — вот... с ребёнком, вот, здесь — уроки... а здесь — это... а здесь — то-то... это, наверное, у них уже внутри, на семейном совете, решится.

А.Митрофанова:

— Что такое «хорошо», или что такое «плохо», кто должен объяснять — мама или папа?

О.Сергий:

— Это должна объяснять жизнь — через папу и через маму.

Ведь, можно говорить ребёнку много добрых, хороших слов. Но самое лучшее воспитание — это, именно, делом. Ведь, и Господь сказал, что... вот... на этой земле человеку нужно тяжко трудиться. Ведь, на самом деле, воспитание — это тяжкий труд, тяжёлый труд. И надо, изначально, уже быть к этому готовым. И, вот, именно в труде, именно в таком делании, ребёнок получает правильное воспитание. Понимаете?

А.Ананьев:

— К маме крошка сын пришёл,

И спросила кроха:

«Что такое хорошо?...»

«Иди, спроси у папы!»

А.Митрофанова:

— Вот... вот! Вот, для меня — это идеальный ответ. «Иди, спроси у папы!» Мне кажется, что это, прям, было бы здорово...

А папа... вот, как папа скажет — так и сделай!

А.Ананьев:

— Кстати, золотая фраза...

О.Сергий:

— О! «Домострой»! Какая замечательная вещь! «Домострой»!

А.Ананьев:

— При чём тут...

О.Сергий:

— Вот, именно, вот... папа, вот, это именно делает, а мама — нет... а я не согласен!

Вот, простите меня, пожалуйста, но... ведь, поймите... дети... для них, вот... либо мама, либо папа — они так не делят. Для них, папа и мама — это то, кого они любят безраздельной любовью...

А.Ананьев:

— Это правильно разве?

А.Митрофанова:

— А почему — нет?

О.Сергий:

— Почему — нет?

А.Ананьев:

— Почему — нет? По целому ряду причин.

Самое главное, на мой взгляд, это — из правильного почитания отца вырастает истинное почитание Бога.

Ребёнок, воспитанный в атмосфере отцовства истинного, когда он понимает, что мама — это тепло, это забота, это вкусно покушать, это по голове погладить... по всем, критически важным, вопросам — всё будет, как решит отец. Всё хорошее, что у нас есть — это благодаря ему. Это папа купил. Папа сейчас на работе. Он придёт. Он тебя любит. Если какой-то вопрос — иди, спроси у папы. А если что не так... ты знаешь, папа это не разрешает. Из ребёнка вырастет идеальный христианин!

О.Сергий:

— Захожу в автобус утром рано. Заходит мамочка. У неё, значит, коляска, ребёнок... трое детей, по-моему. И, вот, они садятся. И, вот, слышу детский какой-то разговор... детский голос... ну, насколько можно сказать, громкий... ну, я слышал, по крайней мере.

— Так, всем молчать! Молчать всем!

Я думаю: вот те раз! Ребёнок чьи, интересно, слова повторяет — папины или мамины?

А.Митрофанова:

— Да...

О.Сергий:

— И, вот, конечно же... Да, действительно, если семья садится за стол обедать, и, вот... можно, я вопрос задам? Кому первую тарелку наливать? Кому?

А.Ананьев:

— Отцу.

О.Сергий:

— Отцу! Правильно! И это — правильное воспитание.

А.Ананьев:

— И, вообще, я считаю, что, пока муж не поест, жена должна стоять возле стены, готовая положить ещё!

О.Сергий:

— Ну, это, может быть, хотелось бы так, но лучше так не надо! Мы — равноценны.

А.Митрофанова:

— Ты боишься, что она всё съест, и тебе добавки не останется? Я тебе своё отдам, если что... Просто, когда мы садимся есть, я уже такая голодная, что, давайте, скорей начнём! Вот, как сейчас...

О.Сергий:

— Да, нет... ну... всё замечательно, всё хорошо! Вы — замечательная семья, замечательная пара...

А.Митрофанова:

— Спасибо!

О.Сергий:

— Дай Бог, чтобы у вас всё было хорошо!

А.Ананьев:

— Жена должна развлекать мужа — наше последнее «должна». Эту фразу мы не взяли с потолка. И слово «развлекать» здесь стоит в некоторых кавычках.

А.Митрофанова:

— То есть, это — не в плане, что устраивать...

А.Ананьев:

— ... устраивать хоровод каждый вечер, и кукольный театр на кухне. А в плане того, что... мужчине нужно, чтобы жена была — красивая, чтобы она хорошо пахла...

А.Митрофанова:

— Чтобы дома хорошо пахло... едой, там, какой-то вкусной...

А.Ананьев:

— ... чтобы дома хорошо пахло... причём... чтобы она говорила ему приятные вещи...

А.Митрофанова:

— Чтобы она им гордилась искренне...

А.Ананьев:

— Чтобы она восхищалась: «Ой... ты полочку прибил... какой ты молодец!» — хотя, понятно, что любой другой мужик сделает это ровней, чем ты, но... ему важно услышать, что он молодец!

И, получается, что... вот, хоть и принято считать, что у нас женщина любит ушами, но развлекать мужа... и, причём, мы это не придумали — нам сказал это очень авторитетный психолог... жена должна развлекать мужа. Муж должен обеспечивать все виды безопасности — эмоциональной, финансовой, и, там... прочая, прочая, прочая... а жена должна развлекать мужа.

А.Митрофанова:

— Ну, то есть, иными словами — создавать такую атмосферу, в которую хочется всегда вернуться после своих больших дел во внешнем мире, и где мужчина сможет отдохнуть, переключиться, наполниться тем миром, который создаёт женщина.

О.Сергий:

— Есть зерно в этих словах, но я бы не говорил так напрямую — «развлекать». Что значит — «развлекать»?

Ну, вот, я, например, знаю. В семье, муж говорит жене: «Ну, когда, в конце концов, у нас будет на столе белая скатерть? Так хочется, прямо, чтобы сервировка...» Она говорит: «Так... потерпишь... вот тебе борщ, вот... кушай!» Не потому, что она его не любит, и не потому, что она не хочет ему создавать атмосферу... ну, вот, как-то, вот... настолько какие-то житейские заботы заели её, что — ну, некогда ей! Она ещё не постирала... ну, не успела она ещё накрыть стол этой белой скатертью!

Да, действительно, дом — это наша крепость. И, действительно, приходя в дом, мы хотим чувствовать комфорт, мы хотим чувствовать ту атмосферу, где мы можем отдохнуть и наполниться силами, совершенно верно. И рядом — любимый человек, и хочется, чтобы было всё комфортно!

Но... понимаете... ведь... уж, простите... Господь пришёл в этот мир не развлекать нас, а спасти нас, защитить нас, и покрыть нас Своей заботой. Понимаете?

Наша жизнь с Богом — она комфортна же ведь? Комфортна. Значит, дело не в слове «развлекать», а дело в слове «забота», дело в слове «помощь»... какая-то взаимопомощь, понимаете... «любовь», в конце концов. Опять... как бы мы ни говорили, и с какой бы мы стороны ни подходили ко всему к этому, а, всё равно, главенствует везде — любовь. А любовь — она всё... и долготерпит, и милосердствует, и не завидит, и не боится, и... всё... всё любовь.

А.Ананьев:

— В качестве постскриптума нашего сегодняшнего разговора, который подошёл к концу.

Мне кажется, что христианское отношение к слову «должен» очень простое: я — должен, мне — никто ничего не должен. Класс? Ну, по крайней мере, ты так живёшь.

О.Сергий:

— А, в добавление — можно?

А.Ананьев:

— Конечно.

О.Сергий:

— Я — люблю. Это — самое главное. Меня любят — хорошо. Но «я люблю» — это главнее. Потому, что когда я люблю — я счастлив.

А.Митрофанова:

— Да.

А.Ананьев:

— Настоятель храма святого Александра Невского в городе Химки протоиерей Сергий Полтавцев сегодня составил нам с Аллой Митрофановой компанию в программе «Семейный час».

Спасибо Вам большое, отец Сергий!

О.Сергий:

— Спасибо вам! Храни вас всех Господь, друзья мои!

А.Ананьев:

— Алла Митрофанова...

А.Митрофанова:

— ... Александр Ананьев.

А.Ананьев:

— До новых встреч!

А.Митрофанова:

— До свидания!

О.Сергий:

— Всего доброго!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем