От переживаний можно заболеть. Так случилось с моей мамой. Однажды на работе она почувствовала, как стала уходить почва из-под ног. Потеря сознания, скорая, больница. Ей тогда было чуть больше сорока. Нам в очередной раз пригрозили выселением, папа запил. Забота о двух дочерях полностью легла на мамины плечи.
Одна в большом городе, без жилья, с маленькой зарплатой, которой едва хватало на еду. Ей было очень тревожно за будущее. Я на тот момент — ещё школьница, сестра — студентка. Кто позаботится о нас?
Помните, как Христос отправил своих учеников на проповедь и сказал не брать с собой ни запасной пары обуви, ни денег, да вообще ничего? Потому что трудящийся достоин пропитания и Господь не оставит их. Когда апостолы вернулись, были удивлены и радостны. Они поверили словам Господа и действительно, за все время ни в чем ни разу не имели нужды.
Маме долго не могли поставить диагноз и лучше ей не становилось. Однажды в палату зашёл священник и спросил, не желает ли кто исповедаться и причаститься? Мама откликнулась. После здоровье пошло на поправку. Просто тогда мама смогла поверить, что всем в жизни правит Господь и наша судьба — в Его руках. Уповая на Него, ни в чем не будем иметь нужды.
То были очень тяжёлые времена для нашей семьи. Но мы никогда не голодали. Несмотря ни на что, у нас осталась крыша над головой. Мы ни разу не ночевали на улице. А самое удивительное случилось позже, когда Господь дал не только необходимое, но и сверх того, что мы ожидали, и о чем могли только мечтать.
Я помню об этом. И мне хочется сказать всем: Давайте уподобимся ученикам Христовым. Будем крепко верить, что Господь даст все нужное. Пусть сейчас кто-то донашивает истоптанную пару обуви или доедает последний кусок хлеба — и о вас позаботиться Отец Небесный. Будем помнить, что боящийся несовершенен в любви. Маловерие и нелюбовь — вот то, что на самом деле не даёт нам покоя.
Автор: Яна Капаева
Все выпуски программы Частное мнение
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.