А знаете ли вы, что в США есть город Новоархангельск? Называется он, правда, теперь иначе — Ситка (что в переводе с языка тлингитов, племени аборигенов Северной Америки, означает «приморский»). Ситка-Новоархангельск являлся столицей Русской Америки — владений в штате Аляска, принадлежавших русской компании под названием «Русско-американская компания». Ситка-Новоархангельск располагается на острове Баранова рядом с западным берегом Аляски. Население города составляет около девяти тысяч человек, 10% из них являются потомками русских, живших здесь в 19 веке. Некоторые жители Ситки до сих пор владеют русским языком и регулярно посещают богослужения в соборе Архангела Михаила — главном православном храме всей Аляски.
Православные христиане появились на нынешнем острове Баранова в начале XIX века. Сначала они построили в Ситке-Новоархангельске часовню. На ее месте в 1844 году был заложен деревянный собор в честь Святого Архангела Михаила. Первым его священником стал будущий епископ и святой Иннокентий (Вениаминов). В 1850 году собору сотрудниками Русско-американской компании была пожертвована икона Божией Матери, написанная по типу Казанского образа Богородицы. Заказчиком иконы стал святитель Иннокентий. Он попросил написать образ знаменитого тогда придворного художника — Владимира Лукича Боровиковского. Выбор был не случаен — Боровиковский к тому времени создал большое количество икон для Казанского собора Санкт-Петербурга.
Почти сразу после прибытия на территорию Аляски новая икона по месту пребывания получила новое название — Ситкинский образ. Ситкинская икона написана маслом на холсте и имеет размеры 92 на 45 см. Образ покрыт красивым серебряным окладом. Первоначально икона Богородицы располагалась в иконостасе, перегородке между алтарем и остальным пространством храма. По молитвам перед иконой стали происходить чудеса. Поэтому Ситкинский образ Богоматери был перенесен в северную часть собора и поставлен отдельно — для поклонения прихожанами.
Собор Архангела Михаила в своей истории пережил две настоящие катастрофы. Первая случилась в 1867 году. После того, как Аляска была продана США, в Ситку прибыли американские войска, которые разграбили собор. Чудотворную икону тогда удалось спасти. Вторая беда приключилась уже в 20-ом веке. В 1966 году в храме случился пожар, уничтоживший всю среднюю часть собора. Однако и в этот раз чудотворная икона не пострадала.
К 1976 году собор Архангела Михаила был воссоздан и заново освящен. На богослужении в честь нового освящения собора молились не только потомки православных обитателей Аляски, но и русский писатель Александр Исаевич Солженицын, оказавшийся тогда в вынужденной эмиграции. Сегодня перед Ситкинской иконой Богородицы молятся не только прихожане собора Архангела Михаила. К нему приезжают и православные христиане, проживающие в иных штатах США.
Все выпуски программы Вселенная православия
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.