Когда-то прочитала у Ремарка замечательную фразу: «Каждая правота – это надгробный памятник. Черный обелиск.» Так как Ремарка люди обычно читают в юности, а в юности ценишь все красивое, сначала мне понравилась красивость этой фразы. А так как понравилась, запомнилась. Я прочитала другую фразу. Из апостола Павла: «Сила моя в немощи совершается». Она многозначная, не сразу понятная, над ней можно думать. Но тоже красивая. И вот – надо же – у меня в голове все связалось. Одно объяснило другое!
Мы все конечно же знаем, как иногда если очень ну очень чего-то хочется – начинаешь у Бога это что-то выпрашивать. Ну пожалуйста. Ну мне так хочется. Ну мне надо, правда! Ну Господи! Ну что Тебе стоит? А Господь как будто нарочно – не дает, уводит, как будто нашей горячей мольбы не слышит. Просит женщина о ребенке, а ей не дается. Ну значит, придется усыновить. И вот результат. Прекрасный, счастливый малыш, который нашел семью. И я знаю случаи, когда вдруг следом появляется и собственный. Двойное чудо. Незапланированное. И оттого особенно прекрасное!
Есть такой фантастический фильм. Мужчина обретает дар возвращения в прошлое и пытается его переделать, чтобы всем впоследствии было хорошо. Много раз переделывает. Но кому-нибудь все время получается ужасно плохо. И хорошо всем становится лишь в том будущем, в котором он отказал себе в самом главном. В обретении любимой. Ну то есть он переделывает прошлое так, что она не будет ему принадлежать. И это приносит всем радость и счастье. Очень очень философская мысль, разве нет?
Но как это связалось со словами апостола Павла и фразой Ремарка о правоте? У меня следующим образом. Каждая правота, в которой убежден человек – это на самом деле попытка на все 100 процентов контролировать свою жизнь. А ведь убежденность в том, что именно ты держишь контроль над ситуацией - это ничто иное, как недоверие к Тому, Кто на самом деле дает тебе именно то, что тебе необходимо. А когда такое недоверие приводит к мысли, что именно ты должен решать, что полезно, а что нет, а Творцу ничего не остается, как выполнять твои желания – это как это ни пугающе звучит – ничто иное как смерть души. Тогда как признание своей немощи, в которой Господь может проявить Свою волю – это и есть апостольское «Сила моя в немощи совершается».
Ну так я расшифровала для себя эти мысли – о правоте как черном обелиске погибшей душе и о том, чтобы дать Творцу возможность действовать в твоей жизни. И эта общая тема Ремарка и апостола Павла меня очень порадовала!
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница