Когда-то прочитала у Ремарка замечательную фразу: «Каждая правота – это надгробный памятник. Черный обелиск.» Так как Ремарка люди обычно читают в юности, а в юности ценишь все красивое, сначала мне понравилась красивость этой фразы. А так как понравилась, запомнилась. Я прочитала другую фразу. Из апостола Павла: «Сила моя в немощи совершается». Она многозначная, не сразу понятная, над ней можно думать. Но тоже красивая. И вот – надо же – у меня в голове все связалось. Одно объяснило другое!
Мы все конечно же знаем, как иногда если очень ну очень чего-то хочется – начинаешь у Бога это что-то выпрашивать. Ну пожалуйста. Ну мне так хочется. Ну мне надо, правда! Ну Господи! Ну что Тебе стоит? А Господь как будто нарочно – не дает, уводит, как будто нашей горячей мольбы не слышит. Просит женщина о ребенке, а ей не дается. Ну значит, придется усыновить. И вот результат. Прекрасный, счастливый малыш, который нашел семью. И я знаю случаи, когда вдруг следом появляется и собственный. Двойное чудо. Незапланированное. И оттого особенно прекрасное!
Есть такой фантастический фильм. Мужчина обретает дар возвращения в прошлое и пытается его переделать, чтобы всем впоследствии было хорошо. Много раз переделывает. Но кому-нибудь все время получается ужасно плохо. И хорошо всем становится лишь в том будущем, в котором он отказал себе в самом главном. В обретении любимой. Ну то есть он переделывает прошлое так, что она не будет ему принадлежать. И это приносит всем радость и счастье. Очень очень философская мысль, разве нет?
Но как это связалось со словами апостола Павла и фразой Ремарка о правоте? У меня следующим образом. Каждая правота, в которой убежден человек – это на самом деле попытка на все 100 процентов контролировать свою жизнь. А ведь убежденность в том, что именно ты держишь контроль над ситуацией - это ничто иное, как недоверие к Тому, Кто на самом деле дает тебе именно то, что тебе необходимо. А когда такое недоверие приводит к мысли, что именно ты должен решать, что полезно, а что нет, а Творцу ничего не остается, как выполнять твои желания – это как это ни пугающе звучит – ничто иное как смерть души. Тогда как признание своей немощи, в которой Господь может проявить Свою волю – это и есть апостольское «Сила моя в немощи совершается».
Ну так я расшифровала для себя эти мысли – о правоте как черном обелиске погибшей душе и о том, чтобы дать Творцу возможность действовать в твоей жизни. И эта общая тема Ремарка и апостола Павла меня очень порадовала!
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема