Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Светлый вечер

«Шиховский фестиваль музыки и ремёсел «Звенящая струна». Илья Кузьменков

«Шиховский фестиваль музыки и ремёсел «Звенящая струна». Илья Кузьменков


У нас в гостях был творческий редактор Шиховского фестиваля, главный редактор радио ВЕРА Илья Кузьменков.

Мы говорили о том, как небольшая деревня в Подмосковье стала центром древнего промысла по производству струнных музыкальных инструментов, каким образом ремесленные традиции сохраняются и продолжаются в настоящее время, а также о целях и программе Шиховского фестиваля музыки и ремёсел «Звенящая струна».

Ведущая: Кира Лаврентьева


К.Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на радио ВЕРА.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Меня зовут Кира Лаврентьева.

С радостью представляю вам нашего сегодняшнего гостя — у нас в гостях Илья Александрович Кузьменков, главный редактор радио ВЕРА и творческий директор Шиховского фестиваля музыки и ремёсел «Звенящая струна», о котором мы сегодня хотели поговорить, как раз.

Здравствуйте, Илья Александрович!

И.Кузьменков:

— Добрый вечер, Кира! Добрый вечер, слушатели дорогие наши!

К.Лаврентьева:

— Вы знаете, это какое-то уникальное событие, на самом деле. Я впервые услышала, что есть такая деревня Шихово, близ Звенигорода. Потом, когда начала читать, узнала, что ещё полторы сотни лет назад шиховские мастера были настоящими гитарными «Страдивари». Ну, то есть, это была, такая, большая громкая история по производству струнных инструментов.

Но у меня сразу возник вопрос, Илья Александрович, как этим заинтересовались Вы? Откуда взялась идея возродить эту, вот, традицию празднования Дня города — там 465 лет деревне этой, Шихово, и — что за идея с фестивалем? Как она пришла в Вашу светлую... в Ваше светлое сознание, в этом смысле?

И.Кузьменков:

— Кира, ну, согласитесь... деревне Шихово 465 лет — разве можно пройти мимо такого события, и не посвятить ему какое-то громкое мероприятие? Конечно же, мы обратили на это внимание.

Да... Ну, если серьёзно...

К.Лаврентьева:

— ... можно пройти. Потому, что одна деревня... их очень много у нас!

И.Кузьменков:

— Если бы каждая деревня отмечала свои юбилеи, мы бы, может быть... имели бы другие деревни вокруг нас!

На самом деле... Во-первых, место, да? Шихово находится... Шихово — это, действительно, старинная деревня, Звенигородского уезда Московской области...

К.Лаврентьева:

— Недалеко от Саввино-Сторожевского монастыря...

И.Кузьменков:

— ... да, недалеко от Саввино-Сторожевского монастыря. Более того, на протяжение долгих веков до секуляризации монастырских земель, деревня была собственностью монастыря. То есть, фактически, это — некое пространство, которое было объединено вокруг. Ну... и недалеко находится — через Москву-реку, на очень живописном высоком холме виден монастырь.

Но, и... как Вы помните, мы со Звенигородом, со Звенигородской землёй, её историей, работаем давно. И в прошлом году мы рассказывали и показывали... мы проводили большой Саввино-Сторожевский духовно-просветительский культурный фестиваль... ну, фактически, в тех же локациях, что и сейчас — в Звенигороде и его окрестностях. То есть, мы знакомим нашу аудиторию — и радиослушателей, и путешественников, и паломников с этой старинной, священной и очень интересной землёй — Звенигородом и Звенигородским уездом, который... до всяких административных реформ ХХ века, на самом деле, был одним из крупнейших. В Московской губернии он простирался, чуть ли не от Подольска... включал в себя нынешние Одинцовский, Красногорский, Истринский районы... то есть, это была огромная территория, один из очень важных, фактически, соперничавших с Московским уездом — это, вот, Звенигородская земля.

Но... Шихово, конечно, не просто одна из деревень — понятно, что обратили внимание мы на неё не случайно. Она известна, на протяжение даже не полутора веков, как Вы заметили, а и ещё дольше, можно сказать. Ещё в конце XVIII века... есть разные точки зрения, и какие-то исторические споры, может быть, кто был первым основателем династии, или династий ( потом их много было уже ) шиховских умельцев, но, так или иначе, доподлинно известно, что в конце XVIII века появились первые мастера, которые начали делать в Шихово гитары. И не просто гитары, а... на современном языке можно сказать, такой «хай-энд» — гитары высочайшего класса, высочайшего мастерства.

По одной из версий, мастерство это было приобретено крепостными крестьянами во время посещения Италии, работы в Италии, и овладевания навыками соответствующими. Может быть, как-то и по-другому... может быть, где-то в Москве было приобретено... в общем, так или иначе, в конце XVIII века — вначале один двор, потом несколько дворов, потом, практически, всё село Шихово, а, на пике промысла, и соседние деревни — начали производить струнные щипковые деревянные музыкальные инструменты.

В первую очередь тогда — гитары. Гитара тогда становилась всё более и более популярной, она заполняла собой музыкальное пространство салонов — дворянских салонов... ну, где-то, и разночинских... то есть, становилась всё более распространённым музыкальным инструментом — практически, в каждой табачной лавке в Москве можно было приобрести гитару...

К.Лаврентьева:

— Назадорого...

И.Кузьменков:

— ... ну... какую-то задорого, какую-то незадорого... Известно, что шиховские гитары заказывали и отправляли на экспорт в Европу, вплоть до Испании — то есть, это был, действительно, инструмент высочайшего качества. И, вот, собственно говоря, это ремесло, этот промысел и прославил Шихово на всю Россию, и, в каком-то смысле, на весь мир — понимая под «миром» тогда, собственно говоря, Европу. Россию и Европу.

Ну, вот, эту славу... дань этой славе, этой традиции, этой истории... мы, во многом, этому посвящаем фестиваль, который пройдёт в Звенигороде 17-18 июня.

К.Лаврентьева:

— Я даже узнала, что шиховские гитары поставлялись на фирму Циммермана, в начале ХХ века, в Москву, и это считалось уже, таким, большим успехом. И это, вообще, просто удивительно...

И.Кузьменков:

— Ну... я думаю, что к началу ХХ века Шихово уже не нуждалось в признании...

К.Лаврентьева:

— Ясно... да... и в рекламе...

И.Кузьменков:

— ... и в каких-то дополнительных артикулах, да, чтобы подтвердить свой статус — это был, действительно, очень развитый, хорошо работающий промысел, который позволял крестьянам поддерживать свой социальный статус, развивать профессионализм... Дело в том, что эти земли — к северо-западу от Москвы, к северу от Москвы — они были... не просто земли, а эти территории — это пространство рискованного земледелия, и Подмосковье, вообще, в целом, было местом высокого развития разнообразных промыслов и ремёсел. Именно, в силу того, что... в силу двух причин. Первая — это низкая эффективность сельского хозяйства, рискованность сельского хозяйства, и крестьяне, чтобы выживать, должны были находить себе какие-то дополнительные источники заработка, и для многих, со временем, они становились, вообще, определяющими, основными. А второе — это близость рынка. Как всегда, Москва, как сейчас, так и тогда, готова была поглотить огромное количество... Москва была центром пересечения торговых путей многих, сама была огромным рынком, поэтому, находясь рядом с Москвой, в общем-то, выгодно было работать и производить. И возникали различные промыслы и ремёсла, и формировались традиции, мастера, семейные артели, семьи, внутри которых это мастерство, с его секретами, поддерживалось и передавалось.

К.Лаврентьева:

— Правильно ли я понимаю, что этим фестивалем вы делаете некую попытку возродить эти традиции?

И.Кузьменков:

— Ну... здесь, вот, может быть, я скажу — начинается, вообще, самое интересное. Оно заключается в том, что возродить это... вот... когда было, потом исчезло, а теперь... надо где-то найти... закопать и вырастить, или раскопать и возродить... в общем, что-то такое... уникальность, именно, Шихово в том, что эта традиция не прервалась. То есть, что у нас, вообще, сохранилось в таком... непрерванном... ну, деформированном, может быть, но сохранившимся в реальной преемственности с конца XVIII века?

К.Лаврентьева:

— Да... немного... ну, Палех...

И.Кузьменков:

— Ну... я даже не просто про ремёсла, а, именно, вообще, вот — в нашей жизни? Ну... как бы... ХХ век — перемолол всё, да?

А здесь, в одной конкретной деревне, живы люди — не просто живы, а они работают, они делают музыкальные инструменты — люди, которые носят фамилии основателей династий конца XVIII века.

К.Лаврентьева:

— Тех, самых...

И.Кузьменков:

— Тех, самых, да. Причём... как бы... воспринимающих эту историю — историю своего рода, родов Шихова — очень личностно. То есть, если начинаешь с этими людьми обсуждать некое первородство — кто был первым... кто там... ещё... они очень живо включаются в разговор о своих родственниках... не знаю, там... середины XIX века. Ну, понятно, что — деревня... фамилии разные... но, по сути дела, это — одна большая семья. И это, конечно, само по себе, явление.

Мы, когда ездим, путешествуем, мы видим... там... какие-то архитектурные памятники... ещё что-то... а это тоже, вот — сами эти отношения... само, вот, это... сам факт продолжения ремесленной деятельности, начавшейся два с половиной века назад — это, вот, явление, безусловно, уникальное... и, может быть, именно оно нас и привлекло — так, вот, особенно.

К.Лаврентьева:

— А чем это сейчас важно для современного человека? Зачем это нужно ему?

И.Кузьменков:

— Ну... сегодня, вообще, тема традиций стала, такой, модной.

К.Лаврентьева:

— Да.

И.Кузьменков:

— Вот. Сейчас, вообще, всё стараются обосновать традицией какой-то.

К.Лаврентьева:

— Одежда, еда... дом... домостроительство... музыка... изобразительное искусство...

И.Кузьменков:

— Ну, вообще, всё... да... традиции... образ жизни, да. Причём, ведь, традиции есть и у хороших дел, и у плохих. Поэтому, кто-то что-то и дурное тоже может обосновать, сказать: «Ну... так, вот... веками...

К.Лаврентьева:

— ... сложилось».

И.Кузьменков:

— Да. Сколько веков злу, столько и традиции. Поэтому, нужно сейчас к этому слову «традиция» немножко относиться как-то... более бережно и аккуратно... и, что называется, «фильтровать», и смотреть — где за этим стоит реальное обращение к истокам преемственности, а где... какая-то, может быть... такая... профанация и имитация... ну, или попытка возрождения.

Поэтому, мы здесь говорим... когда мы говорим о Шихово, мы говорим не о возрождении, мы говорим о сохранении и продолжении.

Потому, что, конечно, был ХХ век. ХХ век изменил судьбу Шихово. Да... ещё, в конце, вот... важный такой момент, наверное. Давайте, мы уже эту историю дорасскажем, чтобы картина целостная сложилась...

В конце XIX века, знаменитый исследователь народного творчества Андреев, воссоздавший... как бы... реконструировавший, воссоздавший и популяризировавший два народных инструмента — балалайку и домру... вот, эти два инструмента активно вошли тоже в русскую культурную жизнь, постепенно став, фактически... войдя, в том числе, и на академическую сцену... для них стали писать музыку... Ну, вот, то есть, это произошло во второй половине XIX века, но в ХХ века это, определённым образом, было поддержано государством, и, вместе с этой новой волной ( не хочу говорить «модой» )... но, вот, вместе с расширением интереса к этим струнным щипковым инструментам, также, в Шихово начали активно производиться, вот, балалайка, домра, и другие... там... гусли... другие народные инструменты. То есть, это тоже такая важная составляющая.

То есть, это — конец XIX века. Потом — революция... понятно, что она прошла катком по всему, многое поменялось и в деятельности шиховских мастеров. Многие были раскулачены — вот, нам рассказывали, что... то есть, это говорит о том, что люди были не бедные, а зажиточные... Библии, там, выносили, и так далее. Что-то прятали, что-то сохраняли... то есть, в определённой степени, досталось представителям шиховских мастеровых. Всё-таки, они, видимо, относились не к пролетарскому классу, а к некому... старорежимному, такому — по духу его и экономической сути.

Но, тем не менее, сохранились. И, как большинство, собственно, экономических субъектов, шиховских мастеров начали собирать в некие коллективные экономические сущности. Появился «промышленный совхоз» — промсовхоз — на базе шиховских артелей, и начало развиваться фабричное производство.

К.Лаврентьева:

— Это интересно...

И.Кузьменков:

— Вот... то есть, появилась фабрика, появилась специальность в образовательных учреждениях — в профессионально-технических училищах, ремесленных училищах, — которая готовила краснодеревщиков, которые делали музыкальные инструменты. Ну, естественно, это уже не индивидуальное мастерство, это... некий... индустриальный подход, как бы... но, вместе с ним, появилась — массовость. И эта массовость стала ответом на спрос — в первую очередь, на гитару, — потому, что производили, в первую очередь, гитару, — которая, во второй половине ХХ века, после войны...

Да, кстати, про войну ещё такая, очень интересная, история. Это в двух словах я не скажу, но тоже краски определённые добавляет.

В первые дни войны собрали мастеров, как специалистов по работе с деревом, и сказали: «Теперь вы будете делать ящики для патронов». Ну, порасстраивались... ну, что... военное время — как?... Каждый помогает фронту, как может.

Только они начали эти ящики для патронов делать, им тут же приказ: «Бросайте ящики для патронов! Фронту нужны балалайки, гитары и другие инструменты». То есть, фронт запрашивает музыку в огромном количестве! И, вот, таким оказался...

К.Лаврентьева:

— Для укрепления духа.

И.Кузьменков:

— Для укрепления духа, да. И, можно сказать, оборонзаказ в Шихово — он, вот, таким образом был реализован. То есть, производили для фронта музыкальные инструменты.

Ну, а после войны, по возвращении к мирной жизни — это фабрика. И Шиховская фабрика музыкальных инструментов... шиховская гитара — одна из самых дешёвых в Советском союзе... может быть, и самая дешёвая... с фанерной декой — это, вот, та самая гитара, которая... значит... геологи у костра... пионеры на пионерской зорьке... подростки в подъезде... лохматые хиппи ещё, там, где-то... то есть, вот, эта, вот — «массовая» гитара — это Шихово, как раз...

К.Лаврентьева:

— Три аккорда...

И.Кузьменков:

— Но, при этом — сохранились те самые мастера. Вот это — парадокс. Что рядом с этим массовым производством сохранилось вот это индивидуальное творчество, и оно же — дожило до наших дней. Вот, его мы, в первую очередь, сейчас — славим, с одной стороны — потому, что это люди, которые сейчас работают, это приношение им, а, с другой стороны, возрождаем. Потому, что задача такая... можно сказать, цель фестиваля, сверхцель, как мы на радио говорим: «Для чего мы делаем эту программу? В чём сверхцель этой программы? Что мы хотим донести?» — вот, сверхцель этого фестиваля — это дать импульс преемственности, дать импульс тому, чтобы у этих мастеров, которые сегодня работают и владеют этими секретами, появилась следующая волна, следующее поколение интереса к инструменту.

К.Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на радио продолжается. У нас в гостях Илья Кузьменков, творческий директор Шиховского фестиваля музыки и ремёсел «Звенящая струна».

Кстати говоря, Илья Александрович, когда он состоится? Давайте, расскажем нашим слушателям.

И.Кузьменков:

— Да. Значит, фестиваль состоится 17-18 июня.

К.Лаврентьева:

— Соответственно, в Шихово?

И.Кузьменков:

— В Звенигороде. Ну, сегодня Шихово — это уже не отдельная деревня, а административная часть Звенигорода... ну, и... это всё недалеко.

К.Лаврентьева:

— Добраться можно и своим транспортом, и на электричке... в Интернете информации предостаточно.

И.Кузьменков:

— До Звенигорода — да, достаточно легко добраться.

К.Лаврентьева:

— Что там ждёт гостей?

И.Кузьменков:

— Значит... ждёт достаточно разнообразная программа.

Два дня — 17 и 18 июня — весь Звенигород будет...

К.Лаврентьева:

— ... праздновать!

И.Кузьменков:

— ... кипеть, да... шиховской темой.

На самом деле ещё, почем — Звенигород? Потому, что в ХХ веке, вот, эти производства — они не только в самом Шихово, но и в других районах и деревнях, окружающих Звенигород. Поэтому, вполне... мы здесь не отходим от какой-то правды исторической — в том, что мы концентрируем наши активности именно в самом Звенигороде. А до Шихова, если интересно, можно доехать — посмотреть на ставенки резные, окна расписные... вот, это всё там...

К.Лаврентьева:

— Русская русь...

И.Кузьменков:

— ... да... ну, Подмосковное, я бы сказал... не совсем русское, а подмосковное... но, тем не менее, достаточно, такой, благолепный посёлок, есть что... на берегу Москвы-реки...

К.Лаврентьева:

— Да... да... там очень красиво!

И.Кузьменков:

— В Москве-реке отражается гора, на которой Саввино-Сторожевский монастырь возвышается... июнь... соловьи поют... то есть, прекрасная экология тоже присутствует — для экотуристов это тоже интересно, но, в первую очередь, конечно, это культурная программа. Уже улицы города — то есть, можно даже никуда не заходить — улицы города в эти дни станут площадками для проведения четвёртого фестиваля уличной музыки шиховского. Первый фестиваль уличной музыки прошёл у нас в 2019 году. Сейчас — 2023, и это — четвёртый фестиваль уличной музыки. На нескольких локациях — ул.Московской ( это центральная улица ), рядом с культурным центром Любови Орловой ( это главная культурная площадка в Городском парке ) будут, на улице, уличные музыканты создавать атмосферу, демонстрировать своё мастерство, демонстрировать различные инструменты — в первую очередь народные струнные, конечно — гитара, балалайка, домра... рожок... там... другие какие-то народные инструменты... какие-то интерактивные программы... ну... всё это... такое... аутентичное, как сейчас говорят... традиционное.

К.Лаврентьева:

— Илья Александрович, знаете, о чём я подумала? О том, что в наше время, во времена качественной музыки, хороших колонок, хороших наушников, высококачественной передачи звука, современный человек уже привык слушать музыку... ну... вот, так, вот... неестественным образом — через наушники, колонки... ну, так... сидишь себе, включил — наслаждаешься... либо в машине... либо на бегу... и слух к настоящему, живому музыкальному инструменту — он уже, конечно, непривычен — это не XIX, XVIII век. И, когда ты сходишь в Консерваторию... там... раз в год, по обещанию... это я про себя сейчас... ты счастлив! То есть, сначала тебе это как-то непривычно и непонятно, а потом — ты выходишь, и ты понимаешь, что ты дал своей душе и своему сознанию, мозгу, в первую очередь, что-то очень важное, что человеку нужно. Всё-таки, какая-то жизнь есть в этом звуке... есть жизнь в этом звучании — настоящих музыкальных инструментов, которые звучат непосредственно... в непосредственной близости от уха.

И, вот, Вы рассказываете, что там будут — такие инструменты... такие инструменты... и я подумала о том, что это ведь может быть очень важно, чтоб пробудить какие-то струнки души, в том числе, человека русского... какие-то свои... генетическую память какую-то возродить?

И.Кузьменков:

— Вы знаете... у меня очень такое радостное наблюдение есть. Я провожу довольно много фестивалей, в том числе, фольклорных... или каких-то праздников, типа Масленицы... ну... с такой, насыщенной культурной программой, и я виду, как, год от года, люди привыкают к звуку народной музыки, к звучанию народных инструментов, к участию в каких-то... сейчас очень модна лапта, например...

К.Лаврентьева:

— Ничего себе...

И.Кузьменков:

— ... не просто модно, а... вот... интерес. Привыкают, и начинают воспринимать это естественно и органично.

Вот... если я вспомню своё детство... что-нибудь, типа, 50 лет назад... около того... я не очень себе представляю советского ребёнка, который с радостью идёт на праздник, где будут петь что-то такое под гармошку... это... такое... фу...

К.Лаврентьева:

— Скучно, да...

И.Кузьменков:

— Ну... школа собрала, повела... А сейчас — там, где фольклорный праздник проходит уже регулярно — я вижу, как... первый год — пришли, постояли с каким-то удивлением... второй год — поучаствовали, а третий год — пришли в национальных одеждах, и детей одели в одежды...

К.Лаврентьева:

— Интересно...

И.Кузьменков:

— ... и это... вот... так вдохновляет, и ты понимаешь, что — да, этим надо заниматься... в том числе, фольклор...

Опять же, почему? Это не просто некий музейный экспонат, это какой-то культурный пласт, в котором запечатлена... ну... вот... та самая традиция — традиция, не в кавычках. Вот, если... так, вроде, какая-то песня под балалайку, протяжная... да... но если в ней чуть-чуть покопаться, разобраться и увидеть такой «контент», как бы мы сейчас сказали — о чём эта песня... даже не в словах, а в содержании... то становится понятно, что, вот, в этой народной культуре заложены очень сильные и нравственные императивы, сформулированные и высказанные тем языком, которым... ну, не знаю... упрощу сейчас... там... мать, напевая колыбельную ребёнку, может донести до него какие-то первые слова — слова молитвы, представления о жизни... как-то, вот, передать свой космос, чтобы человек почувствовал...

Вот, в этой народной культуре, которую, на самом деле, на протяжение советских времён, с одной стороны, поддерживали народные инструменты, а, с другой стороны, всё время, чуть-чуть... как бы... Ну, вот, когда я в школе учился, у нас было такое произведение обязательное в школьной программе — роман «Мать» Максима Горького. И там, вот, персонаж, значит... который, там... балалайка, красная рубаха сатиновая, водка, и рабочая слободка... и, вот, фольклор, «русская культура» такая — она, долгое время, выдавалась за русскую культуру — вот, пьяные песни рабочей слободки. Хотя, и рабочая культура далеко не ограничивалась пьяной слободкой... всё было гораздо сложнее. Но, тем не менее, вот, такая, подлинная народная культура — она была принижена, искусственно достаточно, и принижалась всё это время. А она же — очень богатая и разнообразная.

В том числе, вот, если мы говорим сегодня о ремесленных традициях, в контексте Шихово — посмотрите на... у меня, просто, своя коллекция... я занимаюсь тоже... как бы... создаю музей, в том числе, народного быта, у себя на ферме... посмотрите на какие-то простые, обыденные, бытовые вещи из обихода северного крестьянина — там форма, там... вот, каждый сантиметр, каждая какая-то маленькая вещь — ей пытаются придать... какую-то, вот, радость бытия на ней изобразить! Отразить свою веру, свой космос, вот, это своё сознание. То есть, к этому нужно приглядеться.

Поэтому... зачем это нужно? Ну, вот, затем, что это — ещё один из способов передачи информации, мироощущения... ну... в наше, в общем-то, время непростое, где... ну, как бы... надо на чём-то укореняться, надо за что-то цепляться — потому, что сейчас... не секрет, что в современном мире под сомнение ставится... человеку предлагают поставить под сомнение всё — свою веру, национальность, пол... и, вообще, принадлежность к человеческому роду... вот... путём каких-то трансформаций. То есть, человеку современному предлагают посомневаться в себе во всех своих проявлениях и аспектах. И, вот, там, где есть, вот, такой, прочный камень народной культуры и связь с ним, там человек — более здоров, и у него есть, вот, эти, вот, внутренние аргументы... такие, эмоциональные, культурные аргументы... для того, чтобы сохраниться — собой, себя... и, вот, весь контекст, в котором... так сказать... то есть, это — такой способ передачи...

К.Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на радио ВЕРА продолжается.

Дорогие друзья, у нас в гостях Илья Кузьменков — творческий директор Шиховского фестиваля музыки и ремёсел «Звенящая струна», главный редактор радио ВЕРА.

Меня зовут Кира Лаврентьева.

Мы вернёмся через несколько секунд.

К.Лаврентьева:

— Ещё раз, здравствуйте, дорогие слушатели!

«Светлый вечер» на радио ВЕРА продолжается.

Меня зовут Кира Лаврентьева.

С радостью напоминаю вам, что у нас в гостях Илья Кузьменков — главный редактор радио ВЕРА, творческий директор Шиховского фестиваля музыки и ремёсел «Звенящая струна», о котором мы сейчас говорим. Также, говорим о мастерах шиховских, об инструментах — о гитаре, о струнных инструментах.

Но, в продолжение темы первой части нашей программы, Вы сказали о том, что крайне важно, чтобы человек эту традицию почувствовал, чтобы он уцепился за неё, потому, что сейчас очень мало ориентиров, очень мало есть, на что опереться, и, вот, эти фестивали, отчасти, тоже закрывают некий пазл внутренних потребностей человека — что-то, вот, в себе... какие-то опоры найти.

Но, ведь, Илья Александрович, тут ведь очень важно... сама методика проведения этого фестиваля. Вы сказали, что уже очень много проводили их, и у Вас есть этот опыт, и, иногда, Вы видели людей, которые, первый раз, пришли с недоумением, второй раз — с любопытством, а третий раз — уже в народных костюмах. То есть, вот, эта, вот, внутренняя эволюция, это изменение — оно происходит, буквально, на Ваших глазах.

Какие нужны, с Вашей стороны, как организатора, инструменты, чтобы это было на высоком качественном уровне — чтобы человек, действительно, почувствовал здесь не цирк-шапито и какую-то лубочную картинку — посмотрели, погуляли, пошли и забыли — а, именно, душой почувствовал, что люди это делали от всего сердца, вкладывали сюда все свои силы, и хотели донести какую-то, вот, такую часть важную — генетическую?

И.Кузьменков:

— Ну... я зацеплюсь здесь за Ваш вопрос об инструментах, и воспользуюсь им, чтобы рассказать о программе того, что мы увидим.

Ну, инструменты — какие? Во-первых, всё нужно делать качественно...

К.Лаврентьева:

— Ну, вот, что такое это качество для фестиваля?

И.Кузьменков:

— ... и не формально.

Чем я люблю фестивали, в том числе такого рода — большие уличные городские мероприятия, в которых задействовано много людей, много площадок — тем, что они позволяют задействовать, фактически, все инструменты — разнообразные средства донесения какого-то одного и того же... или одних и тех же посланий и творческих задумок каких-то, и идей.

Ну, вот, в частности, в Звенигороде мы достаточно давно работаем... В двух словах скажу ещё и об организаторах — я думаю, что это тоже важно. Вообще, инициатором выступил Одинцовский городской округ и отдел по туризму Одинцовского городского округа, для которого это, в том числе, просто развитие туристической индустрии, привлечение туристов. И, за время наших фестивалей... это, такой, разговор об экономике, но, тем не менее — по всем показателям туристическим, округ просто «выстреливает». Потому, что люди — едут... из Москвы, соседних мест, да...

К.Лаврентьева:

— Ну, там очень красиво...

И.Кузьменков:

— Ну... красивых мест много, но когда проходит какое-то событие — оно привлекает людей, привлекает внимание. Поэтому, Одинцово выступило... Звенигород входит в Одинцовский городской округ, и Одинцово выступило организатором, оказало всевозможное содействие, и проект поддержал Президентский фонд культурных инициатив, объявив его победителем гранта на проведение фестиваля. То есть... вот... поэтому, непосредственно, средства, возможности, площадки, ресурсы сформированы. Ну, и фонд «Настоящее», который является организатором, тоже свои средства в это вкладывает.

Поэтому... вот... спасибо городу, что есть возможность развернуться на его исторических улицах с такой яркой программой.

Теперь об инструментах. Я уже упомянул о фестивале уличной музыки — это то, что доступно каждому, и видно на городских площадях.

Три больших культурных события, которые можно посетить, в которых можно принять участие — главные события фестиваля.

Это спектакль — оригинальный спектакль, называется «Дневник старого мастера». Специально сценарий написан...

К.Лаврентьева:

— Вами...

И.Кузьменков:

— Вот, так сложилось... нами... для постановки в рамках этого фестиваля. Режиссёр — Даниил Коробейников.

К.Лаврентьева:

— Музыку писал...

И.Кузьменков:

— Автор музыки — Пётр Налич, известный исполнитель, композитор, частый гость радио ВЕРА. Вот, недавно он был у нас в «Вечере воскресенья», рассказывал о своём творчестве. Он для нас написал две новые песни — две оригинальные песни, и их премьера состоится в рамках этого спектакля, и сделал русскую версию своей песни, с которой он выступал на Евровидении — «Lost and forgotten». Она была только англоязычная, но, благодаря нашему спектаклю, появилась русскоязычная версия. Мне кажется, она и самому ему тоже очень понравилась, и я надеюсь, что он теперь будет русскую версию исполнять, в том числе, на своих концертах. Вот, он очень... ну... наличие гитары — это, такие, близкие вещи...

К.Лаврентьева:

— Да.

И.Кузьменков:

— Мы помним его первый хит... немножко такой... смешной... который так и назывался «Гитар»... Ну, на самом деле, сегодня, это очень серьёзный такой... можно сказать, академический музыкант, с серьёзным, глубоким образованием. И, вот, он почувствовал эту тему, и передал в музыке, в оригинальных произведениях то настроение, которое мы хотели... закладывали этим спектаклем «Дневник старого мастера».

Главные герои спектакля — мастер, его внук, третий главный герой — гитара... во взаимоотношениях этого... ну, естественно, есть и лирическая тема... но, вот, так или иначе, тема спектакля — это тема преемственности.

Спектакль — бесплатный, как и все мероприятия, в рамках фестиваля. Они — некоммерческие... то есть, это некоммерческий проект.

Для того, чтобы попасть на фестиваль, можно зарегистрироваться на спектакль — он в субботу, 17 июня, в 19.00 — на сайте фестиваля zvenfest.ru есть бесплатная регистрация. Количество билетов ограничено, но, тем не менее, можно зарегистрироваться, и приехать, и посетить.

К.Лаврентьева:

— То есть, даже так...

И.Кузьменков:

— Да, конечно.

К.Лаврентьева:

— Такая... непростая история... Ну, я к тому, что не простая история — захотел, приехал... захотел, не приехал... то есть, всё очень серьёзно, надо отнестись к этому ответственно...

И.Кузьменков:

— Ну, это — концертный зал... естественно... вечернее мероприятие...

К.Лаврентьева:

— Так, что, дорогие друзья, обратите, пожалуйста, внимание на это: если вы проявляете интерес к этому фестивалю и хотите его посетить — а мы сердечно рекомендуем это сделать — то нужно обязательно на сайте zvenfest.ru пройти регистрацию, это бесплатно, и приехать уже, непосредственно, в день фестиваля — 17-18 июня он состоится. И там вы увидите спектакль, который будет поставлен впервые — «Дневник старого мастера»...

И.Кузьменков:

— Мировая премьера!

К.Лаврентьева:

— Да! И всю остальную большую программу, о которой мы сейчас говорим, вы можете посмотреть, как раз, в течение этих двух дней.

И.Кузьменков:

— Да. Также, на этом же сайте, можно зарегистрироваться на второе крупное мероприятие нашего фестиваля — это концерт-чествование, на котором будут присутствовать сами мастера ( мы их будем отмечать и говорить о них ), который пройдёт там же, в культурном центре имени Любови Орловой, на Московской, в Звенигороде, но — уже на следующий день, в воскресенье, в 15.00. Очень яркая программа, народные инструменты, известнейший коллектив «Россия» имени Людмилы Зыкиной, под руководством Дмитрия Дмитриенко, который будет на сцене на протяжение полутора часов, всего концерта, и — различные исполнители, солисты, ансамбли... не буду сейчас в деталях распространяться о программе — она очень интересная... это, по своему, тоже, такое, уникальное явление, которое можно будет посетить. Там же — отдельная регистрация электронная на этот концерт.

К.Лаврентьева:

— То есть, идеально-то, вообще, по идее, съездить на два дня. То есть, приехать 17-го, зарегистрироваться сразу на два этих мероприятия, 18-го тоже побыть, по городу погулять, на реку посмотреть, в Саввино-Сторожевский монастырь сходить... ну, это, так... я всё для себя обрисовываю.

Вопрос с гостиницами, я думаю, тоже не стоит остро — потому, что там очень много... разброс цен большой, и очень много разных мест, где можно остановиться.

И.Кузьменков:

— Я думаю, что да...

К.Лаврентьева:

— И с детьми, и без детей... очень много разных вариантов. Когда мы ездили, мы смотрели — очень много, действительно, всяких разных, на любой кошелёк, вариантов. Но это — так, я просто от себя говорю...

И.Кузьменков:

— В Звенигороде — есть, где...

К.Лаврентьева:

— ... остановиться...

И.Кузьменков:

— ... приятно и полезно провести время, да.

И третье большое событие — это открытие выставки струнных музыкальных инструментов, произведённых в Шихово в разные годы...

К.Лаврентьева:

— Вот, это интересно...

И.Кузьменков:

— ... балалайки, гитары, домры, мандолины... более двадцати инструментов — исторических, из собрания Звенигородского краеведческого музея-заповедника. То есть, собственное собрание музея.

К.Лаврентьева:

— То есть, там — столетние гитары...

И.Кузьменков:

— Ну... разного возраста, но выглядят хорошо.

К.Лаврентьева:

— Потрясающе...

И.Кузьменков:

— Выставка пройдёт в Звенигородском манеже. Это... может быть, даже те люди, которые знают Звенигород и там бывают часто, Звенигородский манеж ещё не посещали. Это — площадка, которая открылась, буквально, в этом году, недавно. Это — одна из первых выставок на площадке Звенигородского манежа. Такая... очень современная, яркая, эффектная... она откроется в субботу, 17-го, и она будет работать и за пределами, в том числе, фестиваля, и дальше.

Ну, и... дальше — длинный перечень других активностей. Это — выставка художников и народно-художественных промыслов на улицах города и в парке, это — лекции различные...

К.Лаврентьева:

— Сувениры там... всякие...

И.Кузьменков:

— ... да... ну, то есть, весь город будет... так... жужжать... праздновать... и... такой, фактически, двухдневный активный городской проект.

К.Лаврентьева:

— Ну, да, звучит красиво...

И.Кузьменков:

— Да. К концу лета, по итогам, в том числе, фестиваля, мы планируем выпуск книги, посвящённой истории Шихова, над которой работает известный краевед Дмитрий Седов — звенигородский краевед, но и один из таких... ведущих историков по Подмосковью.

В общем... представлено будет широко и ярко.

К.Лаврентьева:

— Вот, мы, как раз, говорили о способах передачи души, духа всех этих мероприятий на фестивалях — и, вот, как раз, Илья Александрович такую разнообразную программу представил. Так, что, даже если кому-то что-то не нравится одно — он может посетить другое что-то, на свой вкус. Вот, такой вид знакомства с русской культурой.

Но, знаете, я... совсем смелый у меня вопрос, немножко отстранённый, но не могу его не задать... возник, пока мы разговаривали на эту тему.

Есть замечательные русские города. Их много. И с потрясающей природой. Которые ждут, на самом деле, молодых специалистов, которые приедут и продолжат традицию. И, вот, Вы рассказываете про Шихово, а я думаю: а, ведь, наверняка, есть какие-то уставшие от города люди, наверняка... которые, может быть, даже слушают нашу программу сейчас... которые... они, может быть, даже понимают в этом, или около этого — сфер приложения силы, ведь, очень много — и сельское хозяйство, и фермерство, и... вот... сейчас мы говорим про музыкальные инструменты... возрождать есть очень много чего в регионах. И очень много чего требует задора, молодости и рук сильных, которые смогли бы развить и продолжить прекрасные традиции, заложенные много столетий назад.

И, вот, сейчас кто-нибудь слушает нашу программу, и думает: «А, вот, возможно ли мне... вот, брошу всё — и уеду в Звенигород, буду заниматься шиховскими инструментами!» Вот, возможно ли это, Илья Александрович? Если, так, вот, знаете... помечтать?

И.Кузьменков:

— Ну... бросать всё я бы не рекомендовал... это безответственный поступок...

К.Лаврентьева:

— Но — как звучит! Зато...

И.Кузьменков:

— Это, как-то, слишком нервно, да... не надо ничего бросать.

К.Лаврентьева:

— Так... поинтересоваться хотя бы... познакомиться...

И.Кузьменков:

— Если серьёзно... конечно, с точки зрения реального социального процесса... такого... настоящего социального процесса — это сложная комплексная задача, которая...

К.Лаврентьева:

— Возрождение такое древних городов, да?

И.Кузьменков:

— Ну... да... возрождения чего-то. Вот, если взять, условно, того же Шихова, да? Действительно, была фабрика, которая производила тысячи, десятки тысяч инструментов. Был спрос. Пришли новые времена. Невидимая рука рынка, так называемая, протянула свою костлявую кисть и придушила фабрику. Фабрика закрылась. Конкуренция, новые времена, экономические катаклизмы... Возможно ли сегодня возрождение, вот, в таком виде?

Это зависит от многих факторов. Трудно взять и выдернуть что-то одно... там... фабрику просто построить, стены поставить... вопрос комплексный. Вопрос спроса — как со стороны массовой аудитории, так со стороны, может быть, государственных учреждений культуры, школ, и так далее. Спрос — тоже, с одной стороны, явление просто рыночное, а, с другой стороны, где-то он тоже, при желании направляется и формируется...

К.Лаврентьева:

— Регулируется...

И.Кузьменков:

— ... и регулируется инвестициями, информационной поддержкой... там... и прочая.

Вопрос квалификации. Потому, что есть высокий уровень мастерства, секреты профессиональные, и так далее... есть — базовый уровень мастерства. Это... ну... знание материала... это, что называется... «учи матчасть»... вот — это матчасть. Если ты совсем матчастью не владеешь, и, до этого, только ручку в руках держал, то... нет смысла идти к мастеру высокого уровня, нужно освоить что-то базовое. Базовое — это специальности, в том числе, в ремесленных училищах. Вот, в Звенигороде была в ремесленном училище соответствующая специальность — сейчас её нет. Может быть, будет. Это — ещё один шаг. То есть, это некий комплекс такой.

Конечно, мы фестивалем — просто фестивалем — не решим задачу возрождения некоего кластера. Это — задача комплексная. Но мы можем об этом рассказать, мы можем кого-то подвигнуть на какие-то следующие шаги, мы можем дать определённый импульс — эмоциональный, в том числе, и надеемся, что появятся люди, которые... иной раз, и один энтузиаст добиться огромного результата, если положит на это какую-то подвижническую свою энергию, или жизнь подвижника.

Поэтому, мы не обещаем, что, в результате фестиваля, у нас в сентябре появится новый шиховский, или другой какой-нибудь, промысел... возродится... но — то, что мы видим в городе, то, что мы видим... ну... нас поддержал Президентский фонд культурных инициатив — далеко не все инициативы поддерживаются, да и наши не все инициативы поддерживаются... если что-то поддерживается, значит, есть с той стороны понимание, что это важно. Поддерживает Одинцово — в целом администрация, глава, Наталья Шпилёва — начальник отдела по туризму, энтузиаст такой всего этого дела. Она, собственно, инициатором, вообще, была всего этого проекта, и автор базовой идеи. Поддерживают жители. Вот, из этого сложения... из этого формируется какой-то общий вектор. А дальше — обстоятельства. Если общий вектор правильный, если есть в обществе некая энергия, направленная в какую-то сторону, то, рано или поздно, в вихре этой энергии появятся какие-то песчинки, с которых начнётся что-то такое, вот... завязь какая-то. Важно, чтобы у общества было это направление и эта интенция. Вот, как и я говорю, что... лет сорок назад, об этом сложно было бы говорить, сложно было бы себе представить...

К.Лаврентьева:

— Да... да...

И.Кузьменков:

— ... люди думали о другом.

Ну, не было... ты скажи: «Давайте возрождать такой-то промысел!» — ну, что-то возрождали... на самом деле, возрождали, скорее, бренды... сейчас я не хочу их в каком-то таком... то есть, какие-то бренды. Но, на их почве, создавали большие индустриальные какие-то предприятия, но они, просто, вот, назывались... там... вот, так вот... каким-то старым словом. Но, по сути дела, это не промыслы уже были — ремесленные, с таким, вот... мастерством в своей сердцевине.

То есть, сам факт, что сегодня к этому относятся уже не как к какой-то исторической фитюльке, а как к чему-то важному в этой жизни — это уже шаг. А это — социальный процесс. Социальные процессы — они инертны, у них большая волна, они — и затухают долго, и раскачиваются потом долго.

Поэтому, наша задача сейчас — объединять усилия и задавать обществу определённый вектор. В рамках этого вектора — заживёт.

К.Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на радио ВЕРА.

Дорогие друзья, у нас в гостях Илья Кузьменков, творческий директор Шиховского фестиваля музыки и ремёсел «Звенящая струна», который, напоминаю, состоится в Звенигороде 17-18 июня. Зарегистрироваться на этот фестиваль вы можете на сайте zvenfest.ru, регистрация бесплатная — главное, это сделать, тогда вы гарантированно попадёте на фестиваль, и проведёте там два интересных дня.

И.Кузьменков:

— На фестиваль гарантированно попадёте просто приехав, а вот на концерт и на спектакль — да.

К.Лаврентьева:

— Да, спасибо, Илья Александрович, за уточнение.

Ну, я, вот, в завершение нашего сегодняшнего разговора... буквально, ещё минуту... Очень со многими людьми общаюсь сейчас — с молодыми, с маленькими детьми, с молодыми семьями, со зрелыми уже людьми — и в Москве, и в регионах... то есть, знаете, такой взгляд... оптика такая расширенная... как и Вы, наверняка — и там, и тут... и, всё чаще, слышу о том, что... это не для всех, естественно, но, вот, всё чаще слышу: «Слушай... ну, надо как-то заканчивать, Кира, нам с городским неврозом... нам надо уезжать на землю, готовиться уже к зрелой жизни интересной, возрождать традиции».

Понятно, что всё это очень романтично выглядит и звучит, а за этим — большой труд. Большой, каторжный, ежедневный, рутинный труд. Но, как Вы говорите, для всего этого должна быть сверхцель.

Вот, сверхцель возрождения традиций... там... для какой-нибудь семьи тридцатилетней, она — какая, на Ваш взгляд? Ну, захотели люди... вот... им интересно... вот, костюм, например, какой-нибудь... там... история русского костюма — пойти, мастерскую открыть, шить этот русский костюм... ну, я сейчас уже придумываю на ходу... или... мы говорили про инструменты, но это надо учиться... Хорошо, выучились, ещё что-то сделали... фермерское хозяйство — технологии освоили, поучились, узнали, вникли — это тоже... у меня есть друзья, занимаются, и Вы этим занимаетесь, и понимаете, из первых рук, что это, вообще... тут не забалуешь, тут надо трудиться, знать это дело очень хорошо, и очень сильно его любить.

Вот, сверхцель всего этого... если уезжать, например, из офиса, и уходить в возрождение традиций, и, соответственно, и увозить семью туда же — потому, что... ну... как-то хочется на земле жить, если традиции возрождаешь... ну, так я себе это представляю... вот, она — какая?

И.Кузьменков:

— Такое Вы слово мощное произнесли — «сверхцель»...

К.Лаврентьева:

— Ну... мне очень понравилось... Вы сегодня уже называли... мне очень понравилось...

И.Кузьменков:

— Да-да... ну, сверхцель программы — это одно, а сверхцель...

К.Лаврентьева:

— Ну, всё равно, это, ведь, так и есть!

И.Кузьменков:

— Тогда я так скажу. Что уже... вот, если сверхцель — для нас, как для христиан — это познать волю Божию о себе...

К.Лаврентьева:

— Точно...

И.Кузьменков:

— ... и реализовать её. Вот, познать — и найти в себе силы реализовать.

Отдельный большой разговор — как познать волю Божию...

К.Лаврентьева:

— Отдельная программа...

И.Кузьменков:

— ... и как — реализовать.

Ну... я могу сказать, что для меня разговор о традиции, и о возрождении традиции — он, такой, не теоретический, а практический... я думаю, Вы меня к этому подводите, чтоб я немножко рассказал о своей такой ещё деятельности — фермерской...

К.Лаврентьева:

— Хотелось бы, да...

И.Кузьменков:

— Вот, у меня есть фермерское хозяйство. Это... но, вот... как Вы говорите — сбежать из города... мы, особо, никуда не бежим. Вот, мы с Вами — в центре Москвы. Поэтому, я против таких слов — «сбежать», «бросить»... против некоего твоего противопоставления...

К.Лаврентьева:

— Радикального подхода... да...

И.Кузьменков:

— ... да, чего-то такого современного, актуального — и, вот, всё бросить, и сбежать на необитаемый остров!

Нет, конечно! Это... это просто расширение, может быть, где-то, своей деятельности — разумное, трезвое, с пониманием, как это отразится на жизни и благополучии твоих близких, и так далее. То есть, не надо никаких, вот, таких, вот... истеричных шагов предпринимать, ради возрождения традиций. Традиции любят...

К.Лаврентьева:

— ... тишину...

И.Кузьменков:

— ... ну... уверенную, медленную поступь, такую... знаете... а не истеричные решения про «всё бросать». Всё и всех бросать, ради... там... мотивируя это какими-то традициями... непонятными традициями, именно, бросания, видимо, да...

Поэтому... вот, мне благословил мой духовный отец — отец Илий, какое-то время назад, сказав: «А тебе, вот, коровами заниматься!»

К.Лаврентьева:

— Вообще...

И.Кузьменков:

— Мне казалось это странным... как это... мне — коровами заниматься? Сейчас там у нас — сто гектар, там — шестьдесят коров, и я, чем дольше...

К.Лаврентьева:

— Столько гектар...

И.Кузьменков:

— ... да... это очень мало для...

К.Лаврентьева:

— Это — труд! Я, своим гуманитарным мозгом на это смотрю...

И.Кузьменков:

— Это — не много для сельского хозяйства, и для содержания животных: на одну корову нужно три гектара.

Но, вот, тем не менее. Мне казалось это очень странным, но у меня уже, к тому моменту, когда я от батюшки это услышал, был такой долгий опыт такого послушания и понимания, что значит слово твоего духовника. Поэтому, я уже не рефлексировал. Коровы — значит, коровы.

Сейчас я понимаю, что, вот, это воля... Вот, я...

К.Лаврентьева:

— Воля Божия.

И.Кузьменков:

— ... да... у меня есть ощущение, что я... как-то... какую-то часть, по крайней мере, воли Божией о себе, вот, этим... этой деятельностью... как бы... и это наполняет! Да?

Поэтому, если от сверхцели — чуть-чуть пониже... в ощущении и в переживании — всё-таки, хочется же чего-то хорошего, да? Вот, хорошее — в том, что это наполняет жизнь.

Потому, что... то, что... вот, рынок... или просто социальная тема... новая социальная традиция предлагает современному человеку — это что? Башня, спустился с башни в метро или в пробку, до другой башни добрался, в другой башне в офисе... и потом — обратно, тем же путём, с заходом в супермаркет, чайхану. Ну, условно говоря. Я не против быта и здоровой потребительской жизни, просто... ну, вот... человек... становится понятно, что чего-то недостаёт. И человек начинает искать.

Ну, вот, у нас в эфире рассказывал один священник, который у себя при храме столярную мастерскую организовал. В первый же год — 200 человек пришло к нему на столяра учиться!

К.Лаврентьева:

— Руки просят...

И.Кузьменков:

— ... топорами что-то там... и храмы возрождать — северные или не северные... что-то просто рубить.

То есть... как только человек понимает, что — да, вот, в этом есть некая уже завершённость... тупик такой — для семьи, для... ну, вообще, для себя... начинается поиск.

Я — голосую за фермерство, это — мой опыт, сложный, но чрезвычайно радостный. То есть, это... это наполняет жизнь. Разными сложностями, но... жизнь становится интересней и разнообразней. Для кого-то — что-то другое может быть, да? Не обязательно это — стремление к чему-то такому, прям, вот, аутентичному... взять что-то такое, вот, хтоническое обязательно... вот... куда-то, там, поселиться под деревом, и топором махать...

То есть, нет... это... просто, мы говорим о том, что... когда возникает вопрос: а где найти это что-то другое? — медийная среда... что сегодня предлагает медийная среда? Ну... сложно, как бы... да? Культура — тоже, всё меньше и меньше является инструментом служения и формирования идеального, и всё больше — просто сферой развлечения, и, в этом смысле, культура не отличается... там... от ресторана, там... чего угодно... как бы, это просто времяпрепровождение, да?

То есть, в культуре сегодня — не то, что совсем нельзя, но сложнее найти, вот, эти, вот, источники. А, вот, это... ну, что такое традиция? Как обычно мы говорим? Что мы заглядываем в некое прошлое, или в некое вечное. Не прошлое, а — вечное, да? И там черпаем...

Конечно, в первую очередь, это — вера. И, поскольку, русский человек, в своём большинстве, он был верующим человеком, поэтому, что бы он ни делал — мастерил, песни пел — вот, этот дух — он, всё равно, в этом отражался, запечатлевался. И, поэтому... ну, не совсем любое, но обращение к этой исконности, в том числе, позволяет припасть и к этому.

Поэтому... ну, а дальше... мне нравится такое понятие... вот, может быть, такое... карьера рода. Но карьера — не в смысле, там, должностей, а, вот... или история рода... или преемственность рода. Когда, вот, зачерпнув прошлое, начинаешь выстраивать будущее... зачерпнув, как бы найдя в себе прошлое, да? Вот, эта связь с прошлым — ты можешь что-то предложить в качестве будущего своим потомкам. Потому, что это — уже твоё, это — родовое, и...

Вот, у меня, кстати... опять же... я удивляюсь на маленьких — вот, у меня уже дети, внуки... детям не было в такой степени интересно прошлое, как, вот... как я вижу сейчас, в какой степени интересно оно внукам, которые расспрашивают: «А кто — прадедушки?... а прабабушки?... А как это всё... ?» То есть, вот...

К.Лаврентьева:

— Есть какой-то интерес к своим корням...

И.Кузьменков:

— ... да, какой-то интерес! Вот, чем он объясняется? Я не могу до конца понять... Это, вот... как это... веяние времени, может быть, такое, да? Мне кажется, что в этом есть, такой, поиск каких-то, вот, основ...

К.Лаврентьева:

— Чтоб себя лучше понять...

И.Кузьменков:

— Да, чтоб себя лучше понять, и будущее выстроить. То есть, это... вот... это — не эпитафия всё... это не грустные песни о прошлом...

К.Лаврентьева:

— Не философские разговоры, да...

И.Кузьменков:

— ... не плач, так сказать, об утерянном Русском рае, да? Это — разговор о будущем. Это — планы на будущее. Вот, так, вот, я бы сказал.

К.Лаврентьева:

— Прекрасные слова для завершения программы!

Дорогие друзья, у нас в гостях был Илья Александрович Кузьменков, главный редактор радио ВЕРА, творческий директор Шиховского фестиваля музыки и ремёсел «Звенящая струна», который состоится 17-18 июня в Звенигороде. Приезжайте, поддерживайте, радуйтесь! Программа будет обширная — об этом мы говорили весь сегодняшний час, также — о шиховских мастерах, о шиховской гитаре, о струнных шиховских инструментах. Будем надеяться, что традиции прекрасные будут возрождаться!

Спасибо, Илья Александрович!

Всего вам доброго, и — до свидания!


Все выпуски программы Светлый вечер

tolpekina

Последние записи

Деяния святых апостолов

Деян., 12 зач., IV, 23-31. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Для христиан совершенно естественно всякое дело…

16.05.2024

«Промысл Божий непогрешим: помните, что Бог исполняет все Свои обещания. Да не упадаёт каждый из нас духом»

Святителю Иоанну Тобольскому Господь заранее открыл день его кончины. В июне 1715 года владыка отслужил последнюю…

15.05.2024

500 человек в Белгороде получили помощь от фонда «Мои друзья

  Московский фонд «Мои друзья» с 2009 года помогает людям оплачивать лечение, реабилитации, покупать лекарства…

15.05.2024

«Роль духовника». о.Григорий Геронимус

У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус. Разговор шел о роле духовника…

15.05.2024

«Радость в жизни христианина». Протоиерей Александр Овчаренко

У нас в гостях был клирик храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Александр Овчаренко.…

15.05.2024

Пирожок насущный. Анастасия Руснак

Ожидание первенца, бесспорно, радостное событие. Но, к сожалению, мое состояние счастья в период беременности сопровождалось…

15.05.2024

This website uses cookies.