«Роль духовника». о.Григорий Геронимус - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Роль духовника». о.Григорий Геронимус

Роль духовника (15.05.2024)
Поделиться Поделиться
Протоиерей Григорий Геронимус в студии Радио ВЕРА

У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.

Разговор шел о роле духовника в жизни современного христианина: кто такой духовный отец, как его находить, каждому ли нужен духовник и насколько можно доверяться мнению священника.

М. Борисова

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие друзья. В студии Марина Борисова. И сегодня со мной и с вами этот час «Светлого вечера» проведёт священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино.

Свящ. Григорий Геронимус

— Добрый вечер, здравствуйте.

М. Борисова

— Батюшка, хотелось сегодня поговорить на такую тему, достаточно важную для очень многих, я думаю, наших радиослушателей. Я имею в виду роль духовника в жизни современного мирянина. Вообще, что такое духовник? Кто это такой? Мы читаем, как правило, какие-то святоотеческие труды и черпаем своё представление о том, кто такой духовник, из того, что об этом писали монахи древности и патерики. Ну вот Иоанна Лествичника можно почитать. И у нас складывается такая вот легендарная некоторая картинка. А есть другой источник нашего познания — это воспоминания благочестивых православных христиан XIX-XX веков. Они вспоминают об Оптинских старцах, о других духоносных старцах и старицах, которые окормляли мирян, но в совершенно других условиях жизни. И наши представления, которые мы черпаем из этого источника, тоже не очень ложатся на ту жизнь, которую мы живём сегодня. Поэтому у нас начинается некое броуновское движение в мозгу. И мы пытаемся составить некий образ духовника, чтобы хотя бы ответить на вопрос: а вот мне лично он нужен? И если нужен, то зачем? Вот как бы нам собрать эту картину воедино?

Свящ. Григорий Геронимус

— Да, действительно это очень важные вопросы. Я вспоминаю, что лет десять назад, наверное, или даже чуть больше, был на святой горе Афон, общался там с замечательными монахами. И один такой старец говорит: «Кто такой православный человек? Это тот человек, который удовлетворяет как бы трём условиям: он крещён в Православной Церкви, он живёт сакраментальной, то есть таинственной жизнью, то есть причащается, исповедуется, участвует в церковных Таинствах. Если человек не живёт таинственной жизнью, не причащается, год, например, не причащался — фактически он отпал от Церкви, сам себя отдалил от Церкви. И третье: это тот человек, у которого есть духовник». И вот эти первые два условия нам как-то понятны, близки, в том числе и людям, живущим в современном мегаполисе или в других каких-то местах в России. Конечно, православный человек — тот, кто как-то живёт церковной жизнью. Может быть, кто-то, так на пути, называет себя православным, но у него ещё не актуализировано это православие. А вот кто стал ходить в храм, причащаться, исповедоваться, тот уже православный. А вот третье, что должен быть обязательно духовник, это нам гораздо сложнее понять. Действительно, может быть, монашествующим это гораздо яснее. Духовник — это тот человек, который учит тебя духовной жизни.

Что такое духовная жизнь? Митрополит Антоний Сурожский говорил, что это жизнь в Духе Святом. Это жизнь, когда ты уже не по волениям и хотениям своего естества, от ветра головы своя или ещё из каких-то очень земных мотивов действуешь, а ты действуешь так, как Дух Святой учит. Ты живёшь здесь, на земле, уже вот такой небесной жизнью, ты гражданин Небесного, Божьего Царства, потому что Дух Святой — это твой Царь, Который ведёт тебя. И самому очень легко ошибиться. Вы вспомнили сейчас Иоанна Лествичника. Помните эту замечательную икону, которая на основе его книги, где, собственно, изображена лестница, ведущая от земли на небо? И вот там старцы, монахи карабкаются, восходят от ступеньки к ступеньке, а кто-то падает. И вот если ты идёшь совершенно сам, то риск упасть очень большой. Если ты с первой ступеньки упал, то ничего — встал, отряхнулся, дальше пошёл. А если ты упал с десятой, с двадцатой ступеньки, то это очень страшно, ты можешь уже не восстановиться.

И прекрасно, когда есть кто-то, кто тебя может вести по этой лестнице. Кто это может быть? Это может быть только тот человек, который сам живёт Святым Духом, который сам живёт духовной жизнью. И чтобы найти духовника, обязательно должно возникнуть это ощущение — вот в этом священнике я увидел, что он не просто хороший человек, что он не просто проповедник, что у него есть дар слова, а что он сам живёт духовной жизнью, что для него ценности Евангелия это его жизнь, что он этим горит, что он этим движем. Должно такое доверие возникнуть. И вот когда оно возникает, то могут возникнуть отношения духовника и духовного чада. Это драгоценно, когда это есть, то это великое счастье. К сожалению, далеко не у всех у нас это есть. И даже у многих священников нет такого полноценного духовника. Это дар Божий.
Когда это есть, это замечательно. Когда ты в ком-то, в глазах кого-то увидел вот это сияние Царствия Небесного и пошёл за этим человеком, доверился ему. Ты знаешь, что вот ему, как отцу, ты можешь действительно — называется же «духовный отец» — открыть всё, что тебя беспокоит, открыть своё сердце, прийти к нему на исповедь, рассказывать о своих грехах. Что он тебе действительно подскажет, как справиться с теми или иными духовными проблемами, подскажет какой-то правильный путь. Вот когда такое есть, то это замечательно. Это не то же самое, что переложить ответственность на другого человека. Многим хочется: пусть у меня будет духовник, он за меня решит, в какой цвет мне стены покрасить, продать мне машину или не продавать, переехать или не переехать. Потому что я думать не хочу, потому что ответственность не хочу брать. Вот пусть за меня он решает и за меня думает. Это не то. Подлинные духовнические отношения — это именно когда я вижу, что он живёт Евангелием, и я от него хочу научиться, набраться этого. Вот это духовнические отношения.

М. Борисова

— Но откуда же их взять? Это называется: и рад бы в рай, да грехи не пускают. Обычно как происходит? Обычно человеку в начале его церковной жизни говорят, что хорошо бы тебе ходить исповедоваться к одному священнику, а не бегать к разным. Человек слушает, говорит: я понял. И он начинает ходить к какому-нибудь одному священнику. Но это выбор случайный. С одной стороны, мы говорим, что случайностей в жизни нет. Но как тогда объяснить неверный выбор, который случается достаточно часто?

Свящ. Григорий Геронимус

— Вот это может быть немножко по-разному. Раз уж мы встали сегодня вспоминать владыку Антония, то у него это было так: он прочитал Евангелие, с ним произошло такое чудо обращения. Он говорит, что когда он начал читать Евангелие от Марка, понял, что Христос, живой Христос, находится в комнате рядом со ним. И его это перевернуло. Он потом так людей хлопал по плечу и говорил: «А вы читали Евангелие, вы знаете, что там написано?» И после того, как произошло обращение тогда ещё Андрея, молодого совсем человека, ко Христу, он пошёл в православный храм — он же теперь верующий человек — и встретил буквально первого попавшегося священника. И тоже его так за руку подёргал и сказал: «Я не знаю, кто вы такой, но хочу, чтобы вы стали моим духовным отцом». И он действительно стал его духовным отцом. Это был замечательный подвижник архимандрит Афанасий (Нечаев), валаамский монах. И долгое время он Андрея, а затем уже монаха Антония вёл ко Христу как духовник. Но это такой вот исключительный случай, когда так внезапно возникают эти отношения. Часто бывает по-другому.

Покойный отец Дмитрий Смирнов говорил так: «Как найти духовника? Очень просто. Обойди всех священников в твоём городе, каждого послушай, к каждому присмотрись и пойми, кому ты готов доверять». Но кто-то живёт в очень больших городах. Вот я в Москве живу. Наверное, всех священников города невозможно обойти. Или это много лет займёт.

М. Борисова

— А кто-то живёт в деревне, где один батюшка. И выбирать особо не из кого.

Свящ. Григорий Геронимус

— Да, и такая ситуация есть. Если ты живёшь в Москве, обойди священников твоего района, поинтересуйся, почувствуй, атмосфера какого храма тебе ближе, к какому батюшке ты готов пойти, в ком ты видишь именно духовность, духовную жизнь, на кого твоё сердце откликается. И начни ходить к нему на исповедь — раз, два, три. И в какой-то момент, может быть, ты почувствуешь, что загорелись эти духовные отношения духовника и духовного чада. Это не может быть так формально, что вот: «Батюшка, вы готовы быть моим духовным отцом?» — «Да, готов», — и вот оно случилось. Он, может быть, даже так и ответит, а оно не случится. А, может быть, случится, как у владыки Антония. Но это неформальный момент, это, не знаю, как любовь иногда бывает с первого взгляда, как говорят, что люди встретились и сразу почувствовали, что они очень тянутся друг к другу, а иногда это что-то совсем другое. Вот духовничество — это тоже что-то очень живое, оно по-разному вырастает. Если ты живёшь в деревне, ты ходишь к тому батюшке, который у тебя есть, исповедуешься у него. Тоже как-то прислушиваешься к своему сердцу, насколько ты стал ему доверять, насколько ты откликаешься.
Может быть, ты почувствуешь, что это хороший приход, что я сюда буду ходить, причащаться, исповедоваться, но всё-таки отношения не духовнические. И если для меня это важно, нужно, если я это хочу, то я немножко поезжу, может быть, в районный центр, в областной центр, где есть несколько храмов, похожу туда, сюда. Может быть, кто-то мне подскажет, что есть такой известный священник. И вот с кем-то получилось. И, может быть, к этому духовнику я буду ездить раз в год, иногда писать, иногда звонить — не всегда есть возможность часто навещать. Но вот с ним у меня духовнические отношения. А ходить на службу я буду в свой родной деревенский храм, где живу — такое тоже часто бывает. К сожалению, эти духовнические отношения есть далеко не у каждого из нас. Но если они есть, то это особый дар Божий, особая милость, особое счастье. Человеку, у которого есть духовник, гораздо проще быть христианином. И у него гораздо меньше рисков сорваться вот с той самой лестницы духовной жизни.

М. Борисова

— Священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино, проводит с нами этот «Светлый вечер». Мы говорим об очень важной для многих из нас теме: как найти духовника и как выстроить с ним духовнические отношения. Но отношения — это же само слово подразумевает процесс. И если вот эта любовь с первого взгляда, или со второго, или с пятого, состоялась в вашей жизни, и у вас складываются отношения доверительные, но дальше ведь и вы развиваетесь, и ваш духовник тоже развивается. И, как в семейной жизни, как в дружбе, как в любых человеческих взаимоотношениях, бывают периоды некоего кризиса, когда эта связь, кажется, что она ослабевает или что она теряет качество. Или что вот вы уже выросли и вас это уже не устраивает — вас уже он не может ничему научить. Очень сложные длительные отношения с человеком, который вас вводит в духовную жизнь — как в них не заблудиться?

Свящ. Григорий Геронимус

— Да, это такая как бы рискованная история. Духовная жизнь — это не такая прогулка по приятному садику, а это рискованное, сложное духовное путешествие. В том числе и в отношениях с духовником тоже есть свои риски, свои подводные камни. Во-первых, к сожалению, существует такое явление, которое называется «младостарчество». И уже несколько десятилетий у нас в Церкви об этом говорят. Это когда молодые священники — может быть, по возрасту это уже не такой молодой человек, но вот опыта в духовной жизни у него нет. Вдруг такой человек начинает себя считать вот каким-то великим духовником, начинает судить и решать человеческие судьбы: тебе разводиться, тебе жениться, тебе то-то, тебе то-то, ты вот должен бросить работу. И кто-то может попасться в эти сети такого очень неподготовленного священника, который как бы самочинно берёт на себя роль этого духовника, на самом деле не имея такого глубокого опыта духовной жизни. И тут надо быть очень осторожным. Не должно быть такого вот бездумного послушания. Это очень тонкий баланс. Если мы доверяем духовнику, мы должны его слушаться — это очень важная основа духовнических отношений. Вот если ты приходишь к врачу, врач тебе чего-то выписывает, а ты это не делаешь — какой смысл тогда к нему ходить?

Так вот и к духовнику: ты приходишь — ты должен принимать его советы. Но при этом быть очень осторожным, чтобы не попасться к неопытному врачу. Смотреть, какое действие его советы производят в твоей жизни. «Дерево судится по плодам», — говорит Господь. Если ты возрастаешь в любви, если твоя семья крепнет, если ты начинаешь глубже чувствовать Евангелие, если ты всё больше и больше любишь Христа, всё яснее тебе становится, как в жизни исполнять Христовы заповеди, значит, ты на верном пути. Если вдруг вокруг тебя начинает что-то рушиться, Церковь превращается в такую казарму, значит, ты на неверном пути. Настоящий духовник будет деликатным. И тут надо молиться и просить Бога, чтобы Господь дал мудрости найти именно того человека, который действительно будет тебя вести по этой лестнице спасения.

М. Борисова

— Но, поскольку действительно все люди разные и развитие происходит по разным траекториям, то бывает ведь как? Вот Господь послал в начале пути удивительного человека, у которого, как вы говорите, в глазах светится свет евангельский. И какое-то время проходит рядом с ним, и всё замечательно. Но дальше вы начинаете читать книги, у вас начинается бурление в голове. Я просто вспоминаю свою ситуацию. У меня был удивительный, чудесный духовник и, слава Богу, ещё он жив. Но на каком-то этапе я, начитавшись святоотеческой литературы, начала приставать к нему — а он приходской священник и много лет прослужил в сельском храме — с вопросами об Иисусовой молитве. Он с ужасом меня слушал, потом сказал: «Слушай, езжай в лавру. Там вот отец Кирилл (Павлов). Вот езжай и у него спроси». Ну, мне сказали — я поехала. Потом мне стыдно было всю эту мою беседу с отцом Кириллом воспроизводить, потому что это, конечно, чудовищный неофитский бред, который я несла, но мне казалось тогда это ужасно важно. И действительно, батюшка меня принял и выслушал весь этот ужас.
Я говорю: «Ну как вот? Батюшка меня не учит ничему, говорит, что он не занимается Иисусовой молитвой и не может мне ничего рассказать». Отец Кирилл меня слушал, слушал и говорит: «Слушай, ты ездишь к нему на приход? Ездишь. Вот и езди — он плохому не научит». Я возмутилась, столько было эмоций: ну как же так? — они не понимают. Меня несёт в какие-то высокие духовные материи, а они не хотят меня этому научить. Потом, конечно, когда прошло какое-то количество лет, я вспоминала это как печальный анекдот из начальной моей церковной жизни. Но вот дело в том, что такая же ситуация, не случись рядом духовного отца моего батюшки, отца Кирилла (Павлова), который его знал и понял, что со мной происходит вот этот вот эксцесс неофита, и нашёл слова, которые как-то вернули меня на землю, но ведь не всегда получается так, что рядом есть вот этот арбитр. А если его нет, а человек уже занесло? И отношения он прервал или испортил, или как-то отошёл от своего духовника. Дальше могут быть ошибки, может быть поиск каких-то высоких духовных людей, которые окажутся потом совсем не такими духовными, или другого духа. И человек может попасть в очень опасную для себя ситуацию.
С другой стороны, и духовник тоже не стоит на месте, у него тоже происходит своя духовная жизнь, и он тоже развивается. И в какой-то момент взаимоотношение с духовными чадами тоже может претерпевать какие-то метаморфозы. То есть так, как с тобой общались, когда ты первые годы своей церковной жизни ездил к духовнику, и так, как лет через 10-15 вы общаетесь, это могут быть совершенно разные модели общения. Но как в этом процессе не потерять друг друга?

Свящ. Григорий Геронимус

— Отношения духовника и духовного чада действительно скорее напоминают отношения именно отца и детей, а не супругов, или жениха и невесты. Вот мы так немножко сравнивали, но всё-таки это больше похоже именно на родительскую такую любовь. И любой отец, когда у него ребёнок только родился, он будет одним образом с ним обращаться, когда это трёхлетний малыш, то другим образом, где-то будет вести за ручку, а где-то отпустит, потому что малыш должен сам научиться ходить. А когда это школьник, то другим образом, а когда человек вырос — третьим образом. И так же отношения с духовником, конечно, не только могут, но и должны изменяться. Это не застывшая вещь, это очень живая вещь. И отличие от семейных отношений тут состоит в том, что если произошёл какой-то действительно кризис, и ты чувствуешь, что вот что-то совсем не то, то ты не привязан к своему духовнику какими-то такими железными цепями на веке. Муж и жена связаны на веки, родители и дети связаны навеки: что бы ни произошло, но это родной отец и другого у меня не будет.
С духовником другая история. Надо ценить эти отношения, надо дорожить этими отношениями, надо стараться не потерять эти отношения. Но если в какой-то момент древо стало приносить дурной плод, то нет никакого преступления в том, чтобы отойти от этого духовного отца и поискать себе кого-то ещё. И очень многие верующие люди говорят: первый духовный отец у меня был такой-то, потом такой-то. Может быть, первый скончался, например. Или, действительно, как-то исчерпали себя эти духовнические отношения, то есть всякое может быть: третий такой-то, а ещё я вот ездил к такому-то.
Тут важно не впадать ни в какую крайность. Если я сегодня у одного батюшки исповедуюсь, завтра у другого, потом собираю множество советов, эти советы могут как-то не сойтись, то я в итоге в таком вот раздрызганном положении оказался. Но если я из раза в раз хожу к одному священнику, исповедуюсь ему, а через пять лет я понял, что здесь я получил всё, что мог, и сейчас это уже доросло до некоторого потолка, и мне надо идти дальше, то я имею возможность перейти к другому человеку, начать ходить в другой храм и исповедоваться у другого священника, и найти себе другого духовника.

М. Борисова

— А если взаимоотношения развиваются таким образом, что на каком-то этапе, допустим, не очень большая разница в возрасте, и эти отношения модели «отец и дети» становятся отношениями друзей? Просто один друг, более старший, скажем так, к которому ты относишься как к авторитетному своему другу, который тебе посоветует, которому ты расскажешь. Но отношения уже не родителей и детей, а отношения друзей, духовных друзей. Такое возможно?

Свящ. Григорий Геронимус

— Я думаю, такое может быть. И сейчас, вспоминаю из своего детства — вот у моего отца, священника, был замечательный друг, коллега по научной работе, вообще такой соавтор, сомолитвенник. И, конечно, они были друзья. Они очень много работали вместе и праздники вместе праздновали, и вообще очень много было общего в жизни. И всё-таки при этом сохранялись именно духовнические отношения. Этот вот друг моего отца приходил к нему на исповедь. Я, конечно, не знаю, в чём состояла эта исповедь, но я видел такое подлинное доверие, что в этот момент именно, скорее, такая была даже не дружеская, а сыновняя любовь. И этот друг обращался с просьбой о молитвах и верил, что эти молитвы имеют очень большое значение для многих ситуаций в его жизни. И эта дружба не мешала духовничеству. Но это такой вот идеальный случай — значит, такое бывает. Но важно, чтобы духовничество не подменилось дружбой, чтобы не случилось такого панибратства, что вот мы дружим, и уже теперь не «вы», а «ты». И теперь уже не отец такой-то, а Ванька или Колька вместо «отец Николай». И тогда, конечно, духовничество рассыпается.

М. Борисова

— Но есть ещё один нюанс, который, мне кажется, очень многие упускают из вида. Почему я вспомнила вот эту ситуацию с моим духовным отцом и отцом Кириллом (Павловым)? Мне посчастливилось прийти в Церковь в те времена, когда можно было переходить — как мы читаем в патериках, из полы в полу — от одного священника к другому, принадлежащим одной духовной школе. Это не значит, что одна лучше, а другая хуже. Просто каждый человек выбирает себе круг общения в соответствии со своими устремлениями, привязанностями, особенностями. И вот если ты попадаешь в эту духовную семью, где разные священники, но произрастающие как бы из одного корня. Я помню нескольких священников, с которыми меня сводила жизнь, которые в свою очередь ездили периодически в Тбилиси к уже канонизированному теперь святителю схимитрополиту Серафиму, а до его схимы его все знали как владыку Зиновия. Это один из глинских монахов, который, пройдя все перипетии гонений в Советском Союзе, вот его приютил у себя грузинский Патриарх. И он остался в Тбилиси в русском храме Александра Невского.
И там было такое, так сказать, духовное училище, куда периодически... кто в те времена был в Церкви, помнит, так иногда слышишь такую фразу: «К дедушке в Тбилиси поехали?» То есть какое-то количество священнослужителей тех времён окормлялось вот из этой чаши, что ли, духовной. И они, конечно, все были разные, но в какой-то степени в каких-то самых важных, основополагающих вопросах они были едины, потому что у них был единый собственный учитель. Поэтому, когда ты переходил от одного человека к другому, ты всё равно как бы оставался в одной семье. Вот возможно ли это сейчас? Насколько это важно? Или это просто опция такая факультативная — кому повезёт?

Свящ. Григорий Геронимус

— Ну, вы знаете, в каком-то очень таком широком смысле всё-таки мы все вообще в одной семье. Церковь — это большая семья учеников и друзей Христа. И тот корень, к которому в конечном итоге мы все стараемся прививаться, это Сам Господь. Как Христос говорил: Я есть истинная виноградная лоза, а вы — ветки. Есть такое древнехристианское выражение: пусть у вас во второстепенном будут различия, в главном — единство, и во всём любовь. И в этом самом главном, что мы привиты к этому корню, Иисусу Христу, у нас есть единство. А ветки действительно разные. Иногда вот с одной ветки на соседнюю ветку действительно трудно перескочить. Вот как вы говорите: вот это духовная традиция вот такого-то, это его ученики. И, переходя между этими учениками, всё равно чувствуешь вот эту связь с единством. Это вот мы как бы к разным веточкам этого дерева принадлежим. И, привившись к одной ветке, наверное, надо стараться действительно держаться за эту ветку, потому что переход на соседнюю ветку может быть иногда трудный, травматичный. Но в главном мы всё равно едины: мы все ученики Христа.

М. Борисова

— Напоминаю нашим радиослушателям: сегодня с нами проводит этот «Светлый вечер» священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино. В студии Марина Борисова. Мы ненадолго прервёмся, вернёмся к вам буквально через минуту, не переключайтесь.

М. Борисова

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость — священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино. Мы говорим о важности духовника в нашей жизни и о том, как нам правильно выстроить отношения с духовником так, чтобы максимальную пользу от этого получить и не оступиться. Мне тут недавно довелось из уст одного священнослужителя услышать такую фразу, что главный наш духовник это Гутенберг, потому что он изобрёл печатный станок и напечатал в Библию. Так что это наш главный духовный учитель, и нужно просто обращаться к первоисточнику и меньше надеяться, что кто-то что-то за тебя решит и тебе всё разжуёт и вложит тебе в мозг. Вместо этого нужно больше читать, размышлять, читать толкования и вообще как-то заниматься самому.

Свящ. Григорий Геронимус

— Мне хотелось об этом сказать. Здорово, что вы это упомянули. Дело в том, что не всегда удаётся и даже, скажем прямо, часто не удаётся найти подлинного духовника. Может быть, удаётся найти местного приходского священника, к которому ты ходишь, исповедуешься. Ну вот не случились вот эти духовнические отношения. Не каждый священник готов быть духовником. Это всё-таки действительно большая редкость. Что же делать в этой ситуации? И ответ именно в том, о чём мы сейчас только что сказали — что у нас есть замечательные книги. Прежде всего, конечно, Библия, но есть и творения святых отцов. Кому-то тяжело читать творения святых отцов, потому что это разные люди, жившие в разных эпохах, в разных культурах. Не у всех хватает образования и терпения, чтобы читать иногда довольно сложные тексты. Но читайте тогда то, что проще, что ближе, современных проповедников, которые живут примерно в тех же условиях.
Вот я сегодня несколько раз уже упоминал митрополита Антония Сурожского. Вот он отчасти является моим духовником. Я не могу прийти к нему на исповедь — его уже с нами нет, он скончался. Но, читая его тексты, его проповеди, его беседы, я вижу, что вот на это моя душа откликается. Я ему доверяю как духовнику, как отцу и стараюсь в своей жизни исполнять то, о чём у него говорится. В его видении Евангелия многие вещи для меня становятся ярче и яснее. Так что духовником может быть не только живой, ныне здравствующий священник, который вот где-то рядом находится, но и какой-то замечательный христианский проповедник, которого уже с нами нет — через письменность, через книги, через творения. Или прославленные во святых уже отцы: Феофан Затворник, для кого-то Игнатий (Брянчанинов) — все разные. Вот на кого твоя душа откликнется. Может быть, кто-то из древних святых отцов. Ну и, конечно, мы опять возвращаемся к этому, Сам Христос во святом Евангелии.

М. Борисова

— Но часто стремление непременно относиться к кому-то как к духовнику не столько душевной потребностью вызвано, сколько неким обычаем. Я знаю людей, которые не очень задумываются о том, кто для них духовник, какую роль в их жизни он играет. Но они считают, что вот христианину, церковному человеку положено иметь духовника. Ну, назначу для себя вот такого батюшку своим духовником. Я буду ходить к нему на исповедь. Он, может быть, ни сном ни духом даже не подозревает, что у него такое духовное чадо есть. Но я вот буду его таким считать.

Свящ. Григорий Геронимус

— Сказать можно, что угодно, назначить можно — я не знаю, у кого там какие полномочия кого-то назначать и кто какой указ или приказ подписывает и печать ставит — это такие вот игры. А сложились ли по сути, подлинно эти отношения — это совершенно другой вопрос. Откликнулось ли моё сердце на проповедь, на слово этого человека, увидел ли я в нём такой живой пример служения Христу? И есть ли по-настоящему этот пример, или мне только кажется, я обманулся? Вот суть в этих вопросах состоит. Так что дело тут не в том, что мы себе там напридумывали, а в том, что на самом деле. И если это случилось на самом деле, то это действительно подлинное счастье христианское.

М. Борисова

— Но есть ещё очень такая сложная проблема — духовник семьи. Потому что многие считают, что всё-таки семья должна окормляться у одного священника. Но это не всегда получается, в особенности с детьми. Потому что, скажем, если родители действительно выстроили свои отношения со священником так, как хотелось бы, и до какого-то возраста детей это вполне устраивало, а потом в какой-то момент оказывается, что ребёнку нужен другой человек. И не всегда родители это чувствуют, и не всегда они на это согласны.

Свящ. Григорий Геронимус

— Духовнические отношения — это очень дело, я бы сказал, интимное, то есть внутреннее дело самого человека. И никто, никакой другой человек, не может в это вторгаться, в том числе и родные родители. Пока ребёночек маленький, его родители могут за ручку приводить в храм, подводить к тому священнику, которого они сами чтут как своего духовника, и всё нормально. Но когда ребёнок вырос, он сам строит свою духовную жизнь, это его личный выбор. И родители не могут уже совершеннолетнему человеку навязать и сказать, что ты будешь ходить только к нашему батюшке, потому что мы с ним выросли, ты не должен его никуда бросать. Я буквально недавно столкнулся с таким случаем, когда просто конфликт между родителями и детьми. И родители, и выросшие дети — верующие люди, но дети уже создали свою семью, там вот женился молодой человек. А родители указывают, что ты будешь ходить к нашему духовнику. Ни в коем случае, если это взрослые люди. Так же, как родители не могут вмешиваться в какие-то другие интимные вопросы, в отношения, как именно он выстраивает их, как он ухаживает... Что-то, может быть, можно посоветовать, но всё-таки это самостоятельная семья взрослых людей. И они сами как-то свою жизнь выстраивают — как они детей своих воспитывают. Посоветовать можно, а навязать уже нельзя.
Так вот и в отношениях с духовником. Можно сказать: ну что ж ты? Вот мы выросли у ног такого замечательного батюшки — ну давай. Но если человек не откликнется, не скажет «да», то навязывать это ни в коем случае нельзя. Может быть, он откликнулся на слова какого-то другого священника, и его духовный путь другой.
Мы действительно разные. Я сейчас вспоминаю такое предание, что на одном острове жили два старца, и они были диаметральные противоположности. Один поселился на солнечной стороне острова, был очень жизнерадостный, любил такие светлые подрясники — даже по цвету. И вот люди к нему приезжали во множестве, и он каждого там обнимал, с такой любовью старческой встречал и говорил, что ты не расстраивайся, Господь грехи твои тебе простит, ничего страшного.

Другой старец был очень строгий. Он выбрал себе пещеру на тёмной стороне острова, был постник строжайший, подвижник. И он людей принимал очень строго. Приходит к нему человек, а он его начинает обличать, что ты грешник, такой, сякой, да как же ты можешь? И вот так эти старцы прожили свою жизнь и скончались. И монахи, которые жили рядом, стали думать: а кто из них угодил Богу? Но они настолько противоположные. Один каждого встречал «ты моё солнышко», а другой обличал. Кто же из них Богу угодил, кто прав, чей путь был правильный? Тогда одному из братьев монастыря было видение, что они равно угодили Богу, что и то и другое нужно, что и то и другое служение принесло свои плоды. Один призвал людей к покаянию, другой утешил унывающих. И просто к одному приехали те, кому одно было нужно, а к другому те, кому другое было нужно.
И вот и в нашей церковной жизни тоже так же бывает: одному нужен, скажем, строгий такой, ригорист, суровый батюшка, а другому нужен какой-то мягкий, прощающий. Слава Богу, что у нас есть разные священники, разные храмы, и можно найти того, кто действительно ответит на нужды твоего сердца, на твои собственные духовные запросы. И у родителей, и у детей, возвращаясь к этому, это устроение душевное может быть разное, и запросы могут быть разные, и духовники могут быть разные. И в этом нет ничего такого.

М. Борисова

— Если человек ищет духовного руководства в какой-то святоотеческой литературе, тут есть тоже, на мой взгляд, такой подводный камень. До нас дошло какое-то количество (в особенности вот Оптинские старцы, какие-то подвижники XIX, ХХ веков) эпистолярного наследия, письма. Они опубликованы, и в них можно найти, конечно, массу полезного. Но ведь это письма, написанные в конкретной жизненной и исторической ситуации конкретным людям. И невозможно снимать с них кальку и переводить это всё на свою жизнь здесь и сейчас. И тут вопрос: получается, вместо того, чтобы получить некое духовное направление от чтения подобной литературы, тебе нужен ещё проводник по этой литературе, который тебя удержит от ошибок. То есть нужен ещё специальный как бы толкователь.

Свящ. Григорий Геронимус

— Ну вот для того-то духовник и нужен. Духовник это и есть проводник в духовной жизни. И, вглядываясь в опыт живших прежде нас подвижников, святых, святых отцов, духовных писателей, мы, конечно, обретаем очень много пользы. Мы видим, как люди жили Евангелием раньше. Но вот это вглядывание, попытка повторить может быть очень разная. Можно, как попугай — попугай произносит какие-то слова, подражая людям...

М. Борисова

— И ничего не понимает.

Свящ. Григорий Геронимус

— Ничего не понимает, и не становится от этого человеком. И у нас может быть что-то подобное, что вот мы внешне пытаемся что-то воспроизвести, какие-то формы, про которые прочитали, но ничего не срабатывает, потому что мы не понимаем, как это устроено, как это должно быть, вот нет в этом горения никакого и подлинного евангельского духа. К сожалению, вот есть такие опасности. Бывает такое, что это вот именно попугайничанье, кривлянье. А может быть что-то очень подлинное, когда я прочитал у такого-то церковного автора, может быть, жившего давным-давно вообще в другой ситуации. Но вдруг моё сердце на это откликнулось и я понял — как-то получилась вот эта передача духовного опыта: а ведь можно вот так жить, можно вот так откликнуться на Евангелие, как это получилось у такого-то церковного писателя, например, III века.

М. Борисова

— Священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино, проводит с нами сегодня этот «Светлый вечер». Мы говорим о духовничестве в нашей жизни. Но вот, отец Григорий, бывают же такие странные люди, которые не чувствуют потребности в руководстве. Вот не то что они какие-то гордецы, какие-то такие люди себе на уме, а просто вот по своему складу нет у них предрасположенности. Они ходят на исповедь, они читают и Писание, и святых отцов, они стараются жить церковной жизнью, но они не чувствуют потребности обсуждать вот эти глубины того, что происходит у них в душе, ещё с кем-то — будь то священник, не священник, неважно. Такие люди бывают. И иногда, глядя на окружающих, у них возникает такой как бы комплекс неполноценности: как же так? Вот всем нужен духовник, а мне нет — я какой-то недоделанный. Вот что можно сказать таким людям?

Свящ. Григорий Геронимус

— Вот человек отправляется в какое-то сложное, опасное путешествие — через горы, через перевал. Нужен проводник? Нужен. Но кто-то может и без проводника пройти. Это сложнее, это опаснее, это рискованнее. Проводник знает какие-то сложные, опасные места, где надо вот так вот идти, а не по-другому, а ты, может быть, этого не знаешь. Но можно пройти и самому. Так вот и здесь. Ты живёшь этой духовной жизнью. Если у тебя есть проводник — духовник, духовный отец, который вместе с тобой идёт, но, может быть, на два шага впереди — это замечательно, это прекрасно. Если нет этого духовника, или ты считаешь, что он тебе не нужен, может быть у тебя духовная жизнь? Может быть — рискованней, сложней, опаснее. Ты можешь впасть в какое-то очень горделивое состояние, когда: да я же сам всё понимаю, да я уже вообще живу подлинно евангельски, я уже вот гражданин Небесного Царствия. А на самом деле ты где-то очень далеко находишься. Вот это очень опасное духовное состояние. Так что это рискованный путь, но возможный. Я вполне допускаю, что могут быть такие подлинно по-христиански живущие люди, которые или не нашли, или даже не искали и не считают нужным искать своего духовного отца.

М. Борисова

— А если ситуация, тоже не очень, может быть, частая, но вполне встречающаяся, когда человек расположен к какому-то священнику и приходит к нему. И он как бы делает ему предложение: батюшка, будьте моим духовным отцом. А тот говорит: «Нет-нет, это не моё, я духовничеством не занимаюсь». Вот не получилось. Как к этому отнестись? Потому что после такого этот человек к следующему священнику может не подойти.

Свящ. Григорий Геронимус

— Ну почему же? У меня так достаточно часто бывает, что кто-то подходит и говорит: «Отец Григорий, вот я очень хочу, чтобы вы были моим духовным отцом». Я честно всегда отвечаю: «Я молодой священник, у меня опыт служения в Церкви очень небольшой, у меня жизненного опыта ещё мало, из меня такой духовный отец не получится особенно. Если хочешь приходить, исповедоваться, участвовать в нашей приходской жизни, то, пожалуйста. Но какой-то такой особой духовной жизнью я пока не готов с тобой поделиться. Не знаю, смогу ли когда-нибудь. Поищи, посмотри». Мне кажется, при таком честном, деликатном ответе со стороны священника, человек не должен отчаяться, испугаться. Он действительно должен оглядеться по сторонам: а вот по-настоящему опытного нашёл. А кто-то всё-таки упорствует и приходит раз за разом, раз за разом. Я, конечно, не могу себя назвать каким-то духовником, духовным отцом, но всё-таки какие-то такие вот приходские отношения завязываются.

М. Борисова

— А когда мирянин ищет духовного руководства у монашествующих? Это же очень распространённая практика: поехал в монастырь, нашёл.

Свящ. Григорий Геронимус

— Я бы сказал, что можно и даже нужно, но очень осторожно. Это действительно должен быть человек, к которому вы всерьёз присмотрелись, в котором вы видите горение жизни Святого Духа — не скажешь по-другому. И какой-то жизненный опыт требует вот такой молитвы, рассудительности, внимательности. И, конечно, свет мирянам — иноки. Действительно, иногда находятся такие люди, живущие подлинной монашеской жизнью, которые могут и настаивать, и ободрить, и утешить, и вести нас, живущих в миру.

М. Борисова

— Но это в идеале, если мы найдём, Господь так поможет, такого высокодуховного человека.

Свящ. Григорий Геронимус

— Но зная, что есть и опасности, что не все, кто живут в монастырях, достигли высот духовной жизни. Что у кого-то, может быть, борода седая и длинная, но он на самом деле только новоначальный монах и ещё только начинает свой монашеский путь.

М. Борисова

— А как это понять?

Свящ. Григорий Геронимус

— Вот тут надо присматриваться. Ещё раз скажу: молиться, думать, присматриваться, не бояться сделать шаг назад, если мы почувствовали, что здесь что-то не то. Потому что, будем правдивы, иногда и внутри православия может возникать что-то типа сек таких. Когда какой-то священнослужитель вокруг себя собирает людей, что вот я такой, я духовный. А потом через какое-то время его сана лишают, из Церкви изгоняют, потому что он людей не ко Христу, а к себе приводил. Мы знаем такие печальные примеры. Поэтому тут надо опираться не на людскую молву, не на то, что говорят. Знаете, как в Евангелии сказано: овцы глас его слышат и за ним идут, потому что он пастырь, который не бегает от волков. Вот если это добрый пастырь, и мы услышали этот удивительный голос, который нас зовёт, на который мы откликаемся, тогда мы идём. И всё время оглядываясь, чтобы не ошибиться: а точно он пастырь, а точно он не приведёт меня к себе, а не ко Христу? Вот это критерий — к кому меня ведут. Подлинный духовник ведёт человека ко Христу.

М. Борисова

— Мы сказали в нашем разговоре об одной очень важной вещи. Мне хочется ещё раз обратить на неё внимание. О том, что духовник должен быть деликатным. Потому что вот это искушение очень многих. Мы читаем об опыте духовничества в монастырях, тем более в древних монастырях. Мы читаем о послушании монашеском. И вот эта картинка настолько нам застит нам реальную жизнь, что мы начинаем пытаться играть в эти псевдомонашеские вещи.

Свящ. Григорий Геронимус

— Да, вот то самое попугайничанье часто возникает.

М. Борисова

— Вы говорили о том, что настоящий духовник всегда деликатен в своих советах. Я не встречала среди... так вот довелось видеть каких-то действительно таких людей, которых мы до сих пор помним как людей очень высокой духовной жизни, как тот же отец Кирилл (Павлов). Они никогда не говорили, что делай так, а не иначе. В сложной ситуации, помолившись там, человек мог сказать, что вот, как мне кажется, нет воли Божией тебе делать это. Но опять-таки, делать или не делать — решать тебе.

Свящ. Григорий Геронимус

— Я полностью согласен. Деликатность — это одно из таких ключевых тут слов. Для самого духовника главным принципом должен быть принцип «не навреди». Лучше ничего не сказать, лишь бы не внести своего человеческого и своего какого-то собственного взгляда туда, где от тебя ждут Божьего взгляд, что ты, может быть, чуть лучше ощущаешь волю Божию. Если ты её не ощущаешь, не знаешь, то лучше промолчи тогда. А откуда мы можем узнать эту волю Божию? Из Евангелия — там она написана — из Библии в целом, а не от ветра головы своея. И деликатность, внимательность, чуткость, чтобы не обидеть человека, не оттолкнуть человека, чтобы не навязать ему какой-то свой взгляд — вот это очень важное свойство духовника. Я думаю, что, ища себе духовника, мы должны искать вот этого — деликатности, внимательности. М. Борисова

— И потом, мне кажется, мы склонны часто забывать, что ответственность за свою жизнь мы несём сами. Никакой духовник не может отвечать перед Богом на Страшном суде за то, что мы в своей жизни успели натворить.

Свящ. Григорий Геронимус

— Духовник ответит за то, как он пас свою паству, как его духовные чада существовали. Это дело его совести — духовника. Мне всегда говорили, что священник будет судиться по своим духовным чадам, по своей пастве, по своим прихожанам. Но сам человек будет отвечать за свои поступки, а не за то, что его духовник делал или не делал. За свои поступки, за свои решения и за свою евангельскую или противную Евангелию жизнь.

М. Борисова

— Спасибо огромное за эту беседу. Сегодня этот час «Светлого вечера» с нами провёл священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино. С вами была Марина Борисова. До свидания, до новых встреч.

Свящ. Григорий Геронимус

— Всего хорошего, до свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем