
«Сестрёнка», студия Мотор Фильм Студия, режиссёр Александр Галибин
— Вот, Ямиль, я привезла тебе сестру.
— Мне? Сестру? Правда-правда?
— Правда, правда. Оксана, это Ямиль. Я рассказывала, Оксана, рассказывала.
— Сынок, это Оксана. Сестрёнка.
Шестилетний Ямиль живёт в башкирской деревеньке, окружённой высокими горами. Он не может поверить своему счастью: теперь у него есть сестра! Мама мальчика уезжала куда-то-далеко, и вернулась не одна, а с чудесной девочкой. У неё растрёпанные волосы цвета соломы и огромные синие глаза. А в них — испуг и боль... Маленькой Оксане пришлось пережить большую трагедию: фашисты разорили её дом и убили мать. Девочка успела спрятаться от врагов в печке. Там, всю в золе и саже, дрожащую от страха её и обнаружил советский солдат — башкир Карим Хайдаров, отец Ямиля. Он забрал девочку и написал своей жене письмо, в котором просил приехать за Оксаной и приютить в их доме как родную.
Так начинается кинофильм «Сестрёнка», который снял режиссёр и известный актёр Александр Галибин. Фрагмент из него мы только что услышали. Лента вышла на экраны в 2019 году и вызвала огромный отклик у зрителей. Фильм получил признание профессионального сообщества — у картины полтора десятка наград, среди которых приз за лучший фильм на итальянском международном кинофестивале «Витторио Венетто» и специальная премия жюри кинофестиваля «Шлингель» в Германии.
Картина стала экранизацией повести советского писателя Мустая Карима «Радость нашего дома». По словам Александра Галибина, эту книгу он впервые прочитал, когда ему было 8 лет. Повесть запала ему в душу. «Это было очень глубоко, сродни откровению», — так сам Галибин описывает свои впечатления от книги. С течением времени режиссёр снова и снова к ней возвращался. И в конце концов решил воплотить на экране.
Одной из самых непростых задач было найти юных актёров на главные роли. Поиск длился почти год. В результате Ямиля сыграл пятилетний Арслан Крымчурин, а роль Оксаны исполнила Марта Тимофеева. Как рассказывает режиссёр, дети не играли, а буквально жили в кадре, их работа получилась искренней, яркой и живой.
Хотя фильм «Сестрёнка» заявлен как военная драма, война показана в нём лишь осторожными, но выразительными мазками: деревенский почтальон, которого с трепетом и надеждой поджидают в каждой избе. Мальчишки, тайком сбегающие из дома в надежде добраться до фронта. О том, что пришлось пережить героине фильма Оксане, мы лишь догадываемся — по тому, например, как девочка, пугаясь громкого хлопка оконных ставней, забивается под кровать, думая, что слышит выстрел. И это, пожалуй, впечатляет куда сильнее, чем самая достоверная батальная сцена.
Режиссёр хотел показать зрителю войну не через ужасы и кровь, а через любовь и доброту, которые не знают преград. К примеру, попав в дом к Ямилю и его семье, Оксана поначалу ни слова не понимает — все вокруг говорят по-башкирски. Но она чувствует тепло, которым её окружают. Чувствует заботу своего нового брата, который очень хочет помочь ей оттаять, заново почувствовать, что на свете есть любовь.
Ямиля тоже ждут серьёзные испытания. В одном из эпизодов фильма, когда все вокруг праздновали долгожданный День Победы, мальчик вдруг узнаёт то, во что наотрез отказывается поверить.
— Рушан, ты что, не слышал, война кончилась. Айда праздновать!
— А это вернёт мне отца? Или твоего?
— Мой отец скоро вернётся.
— Не вернётся. Никогда не вернётся. Твоего отца убили.
— Да ну тебя.
— А ты спроси у мамки своей. Спроси. А я слышал, как она с подружками говорила, что Карим-агая убили. Когда он вашу Оксану спасал.
Но не буду забегать вперёд, потому что это ещё далеко не финал картины. Нас ждут неожиданные сюжетные повороты и настоящие чудеса. Ведь, как заметил режиссёр Александр Галибин, фильм «Сестрёнка» — это добрая и светлая история о вере в чудо.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер